Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Указания к задаче № 9




 

Задача № 9 выполняется по теме «Статистика цен».

Анализ цен осуществляется в статике и динамике. Оценка уровня цен – первый этап в статистическом изучении цен.

Уровень цен – обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами. Показатель уровня цен усредняет цены множества индивидуальных актов купли-продажи.

Для цен совокупности однородных товарных единиц, для цен, варьирующих во времени и в пространстве (географическом и экономическом), обобщенной характеристикой является средняя цена. Если известен объем продажи в натуральном выражении или в стоимостных единицах, то используются формулы соответственно средней арифметической:

 

и средней гармонической взвешенной:

 

 

где рi – цена i-й разновидности товара (или i -го региона, или сложившейся на i-ю дату);

qi – количество i-го вида товара;

рi qi стоимость товара;

n – число видов товара.

 

В условиях отсутствия резких перепадов в уровне цен применяется невзвешенная средняя.

В анализе вариации цен можно выделить следующие направления:

1) оценки различий цен в пределах одного товара и товарной группы с однородными потребительскими свойствами (между дорогими и дешевыми разновидностями и сортами товара);

2) определение степени вариации цен во времени;

3) исследование колеблемости цен по территории;

4) определение различий цен одноименных товаров, реализуемых на различных субрынках;

5) изучение вариации цен покупки различными социальными и экономическими категориями населения.

Анализ вариации цен в своей основе опирается на основные статистические показатели и методы исследования колеблемости.

Наиболее простой показатель – размах вариации (Δр = рmax – pmin) — характеризует разрыв между минимальными и максимальными ценами на товар. Размах вариации дополняется обобщающими показателями вариации – средним линейным (d) и средним квадратическим (σ) отклонениями:

 

 

Мера вариации оценивается коэффициентом вариации:

 

 

Коэффициент вариации предполагает, что для более дорогостоящего товара допустим больший разброс значений.

При исследовании территориальной вариации цен по совокупности товаров основным статистическим методом является индексный. Для каждого региона l исчисляется показатель уровня цен в процентах к среднему по территории или к уровню цен наиболее представительного региона — территориальный индекс цен региона. В зависимости от возможности получения данных о весах i-го товара по совокупности регионов может применяться агрегатная форма или формула среднего арифметического территориального индекса:

 

 

В качестве q используют, как правило, объем реализации в регионе, с которым сравнивают.

Перекрестная эластичность цен – изменение в процентах цены одного из взаимозависимых товаров вследствие изменения цены другого на один процент. Применяют коэффициент перекрестной эластичности, который показывает, как изменится цена на один товар при изменении цены на другой товар на 1%:

 

 

где p – цены на товары соответственно a и b до изменения и после изменения.

 

Индекс средних цен применяется при изучении изменения цен товарных групп, цен одного товара по различным территориям и субрынкам. Товары должны быть достаточно однородными, чтобы их количество поддавалось суммированию. (См. указания к задаче №6).

Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс (модели Ласпейреса и Пааше – см. указания к задаче 6).

В ряде случаев, если веса меняются быстро, применяют модель индекса Эджворта-Маршалла:

 

 

Эта формула улавливает сдвиги в структуре покупок, но привязана к условной структуре товарооборота, не характерной ни для одного реального периода, поэтому она не имеет прямого экономического смысла.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.