Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть первая




Дано

Не каждому журналисту

И почему

Откуда он

Что такое Внутренний

С учениками и коллегами

Раздумья после бесед

над тем,

Голос,

его слышать.

 

СЛОВА ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ

 

Автор учебного пособия считает своим долгом высказать сердечную признательность всем, кто так или иначе способствовал рождению этой книги:

коллегам по факультету журналистики МГУ, и прежде всего его декану Я.Н Засурскому, умеющему создать в педагогическом коллективе атмосферу человечности и творческого поиска;

коллегам по кафедре периодической печати, с которыми формально и неформально многократно обсуждались самые разные аспекты изложенного в данной работе материала;

коллегам из практической журналистики, принимавшим участие в обсуждении идей и оценок ситуации, сложившейся в журналистском корпусе России в настоящее время;

студентам факультета журналистики МГУ (в том числе слушателям спецотделения для лиц, получающих второе образование), во взаимодействии с которыми и формировалась концепция лекционного курса; а также Александру Кофанову и Роману Клепакову, выполнившим схемы 1 и 2;

членам моей семьи – их понимание, забота, моральная поддержка на всех этапах работы были для меня постоянным источником сил и вдохновения.

Особая благодарность – Институту «Открытое общество», стимулировавшему работу над учебным пособием и взявшему на себя финансовую поддержку издания.

Автор признателен и коллективу издательства «Аспект Пресс», в первую очередь его директору Л.В. Шилову, за конструктивный и творческий подход в подготовке книги к изданию.

Автор Октябрь 1999 г.

 

ОТ АВТОРА

 

«Профессиональная этика журналиста» – одна из самых молодых дисциплин в учебных планах факультетов журналистики российских вузов. Ее история едва насчитывает два десятилетия, причем последнее из них отмечено такими событиями в нашей стране, которые иначе, как потрясениями, не назовешь. По всей вероятности, этим и объясняется тот факт, что до сих пор по данному курсу не появилось ни учебников, ни учебных пособий. В педагогических целях приходилось использовать научные монографии. Значение таких работ трудно переоценить, однако решать с их помощью задачи учебного процесса весьма сложно. Ведь смысл занятий по профессиональной этике – не только в том, чтобы дать студентам необходимый теоретический материал. Курс призван помочь молодым людям глубоко осознать характер нравственных ценностей той профессиональной группы, в которую они готовятся вступить, и в соответствии с этими ценностями сформировать свою профессиональную позицию. Только так можно выработать у себя способность к самостоятельной нравственной ориентации, необходимой для того, чтобы наилучшим образом справляться с профессиональными обязанностями.

Предлагаемая книга – первый опыт учебного пособия, ориентированного на решение этих задач. Пособие полностью соответствует учебной программе курса «Профессиональная этика журналиста», разработанной автором, и содержит материал по всем ее разделам. Однако в подаче материала есть некоторые черты, не характерные для учебной литературы. Они не случайны.

Многолетний опыт работы со студентами подтвердил справедливость наблюдений и выводов психологии о том, что человек более всего открыт знанию, когда оно ему практически необходимо. Иначе говоря, запрос на знание рождают проблемные ситуации, требующие скорейшего решения. С обсуждения таких ситуаций и начинается в учебном пособии каждая глава. Названия глав персонифицируют проблемы, связывают их с конкретными персонажами, дабы и читателю захотелось включиться в разговор, почувствовать себя участником коллективного поиска истины.

Эпиграф пособия подсказан Сократом и Кантом – моими любимыми философами. Историки считают достоверным, что древнегреческий мудрец говорил в своих беседах о таинственном Внутреннем Голосе как высшем для человека нравственном авторитете (это упоминается в предъявленном философу обвинении). Сократ был одним из первых, кто услышал исходящее от разума человека, из его души веление гармонично сочетать в поведении свои интересы, свое представление о счастье с интересами общества.

Развитие этической мысли показало, что мораль – феномен более сложный, чем это виделось Сократу, но оно подтвердило ее главную особенность, открывшуюся ему: мораль руководит поведением человека через него самого. Голоса долга, чести и совести – вот они, проводники той заботы о жизнеспособности человечества, которую проявило мироздание, создавая социальную действительность. Кант писал по данному поводу... Впрочем, не будем спешить: о Канте нам предстоит особый разговор.

С обсуждения общих вопросов морали и начинается первая часть учебного пособия, хотя центром внимания в ней станут проблемы, связанные с возникновением профессиональной этики журналиста и механизмами ее влияния на журналистскую практику. Мы коснемся многих сторон журналистской деятельности, потому что моральное начало органически входит в любое из ее проявлений. Ведь необходимость нравственного выбора встает перед человеком такой профессии едва ли не на каждом шагу. Это и приводит к возникновению в структуре способа творческой деятельности журналиста особого звена, функция которого – моральная регуляция его профессионального поведения.

Цель второй части книги – подробно познакомить студентов с этим звеном, систематизируя профессионально-этические представления, вошедшие сегодня в обиход мирового сообщества журналистов в качестве профессиональных стандартов поведения, от которых во многом зависит успешность журналистского труда. Правда, некоторые видят в таких стандартах всего лишь «этические заморочки» и предпочитают не очень-то считаться с ними. Но это, как правило, те, кого не особенно заботит дорога к вершинам подлинного творчества.

Дело в том, что от глубины и полноты представлений о моральных стандартах (принципах, нормах, правилах) во многом зависит, насколько плодотворно и быстро будет формироваться у журналиста способность слышать веления долга. Патент на успех – именно в этой способности, ибо без нее не приходит профессиональная зрелость.

Отправимся же в путь, который поведет нас к главной цели – знаниям. Сами по себе они, конечно, высокий уровень нравственной культуры не обеспечат – для этого требуется долгая работа души. Но вот понять, почему звучит Внутренний Голос и когда удается его расслышать, несомненно, помогут. А он лучше всякого компаса ориентирует на нелегких профессиональных маршрутах. Документы, включенные в Приложение, – своего рода вехи на этом пути.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.