КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностика
Признаками, свидетельствующими о переживании семьей данного нормативного кризиса, являются: · рост напряжения в детско-родительской подсистеме, выражающийся в периодическом возникновении конфликтов, взаимных обидах и претензиях, упреках; · проблемное поведение подростка (агрессивное поведение, побеги из дома, алкоголизм, наркомания, игровая аддикция и др.); · резкое падение школьной успеваемости; · соматизация подростка: булимия, анорексия, бессонница, аллергические заболевания, дерматиты, гастриты, частые головные боли и др.; · подростковая депрессия; · конфликты в родительской подсистеме, связанные с оценкой качества воспитания ребенка; · актуализация супружеских проблем, не решенных на предыдущих этапах развития семьи либо связанных с индивидуальными кризисами супругов; · общая неудовлетворенность членов семьи сложившейся семейной ситуацией; · чувство одиночества у матери, связанное с отдалением ребенка от семьи; · ригидность семьи, характеризующаяся непринятием ее членами факта возрастающей самостоятельности подростка, и др. Проверка терапевтических гипотез предполагает выявление вектора напряженности в семье, например, путем установления представлений членов семьи об их реальных и желаемых отношениях, семейных правилах, ролях, степени близости и т.д. На этом этапе активным участником диагностических процедур является подросток. Для диагностики данного кризиса могут быть использованы следующие методики: · анализ семейной истории и характерных паттернов взаимоотношений — методика «Генограмма» (М. Боуэн), «Фокусированная генограмма» (R. DeMaria, G. Weeks, L. Hof); · выявление уровня сплоченности семьи — методики FAST (тест Геринга), «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, О.В. Черемисин), FАСЕS-3 (Д.X. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, в адаптации М. Перре); · выявление реальных и идеальных представлений членов семьи друг о друге и характере их межличностных отношений — методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири, в адаптации Л.Н. Собчик), методика «Семья в виде сказочных персонажей»; · анализ ролевой структуры семьи — методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (в модификации А.В. Черникова); · исследование детско-родительских отношений — методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), опросник «Родителей оценивают дети» (И.А. Фурманов и А.А. Аладьин), методика «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) (Е. Шефер и К. Белл, в адаптации Т.В. Нещерет и Т.В. Архиреевой), опросник «Взаимодействие родитель–ребенок» (И.М. Марковская), методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Е. Бене и Д. Антони, под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой). · исследование семейных отношений — проективные рисуночные методики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи».
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |