КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изменение валового пенсионного богатства к годовой зарплате, в 2013/2011 гг
Источник: OECD. Pensions at a Glance 2011, Pensions at a Glance 2013, Paris: Organization for Economic Co-operation and Development. Соотношение обязательных взносов в пенсионную систему и средневзвешенного пенсионного богатства. Имеющиеся данные не позволяют констатировать наличие однонаправленных тенденций в пенсионном обеспечении граждан стран БРИКС. Единственная страна, где пенсионная система формируется в том числе из частных пенсионных взносов, это Россия. Их доля за период с 2011 по 2013 гг. увеличилась с 26,3% до 28,1%. Правда, на 10,1 % увеличилась базовая пенсия - с 20,7% в 2011 г. до 22,8% в 2013 г. при сокращении на 8% пенсий, зависимых от дохода, что, безусловно, свидетельствует об "уходе" государства "с этого рынка". В Индии и Китае уровень влияния доходов и взносов в пенсионную систему существенно различается. Так, в Китае базовая пенсия сократилась с 55% в 2013 г до 53,2% в 2011 г., то есть снижение составило 3,3%; стр. 235 при этом, естественно, в этих же пропорциях возросла роль пенсий, зависимых от взносов. В Индии, где отсутствует система базовой пенсии, произошло существенное - на 28% - сокращение пенсий, зависящих от дохода: с 41,1% в 2011 г. до 29,8% - в 2013 г. Повышение значимости собственного вклада граждан в пенсионное обеспечение и сокращение роли государства свидетельствуют о том, что тенденцией изменения пенсионных систем стран БРИКС является их сближение не только друг с другом, но и со странами ЕС и ОЭСР. Прогноз государственных пенсионных расходов, в первую очередь, связан с продолжительностью жизни. В 2009 г. наибольшая доля государственных расходов на пенсионные выплаты среди стран ОЭСР - 15,4% от ВВП была в Италии; в Австрии, Франции и Греции она составляла 14%, Польше - 13% и Португалии - 12%. Столь высокие затраты частично объясняются демографической ситуацией: доля граждан старшего возраста в этих шести странах позволяет относить их к старейшим странам. Относительно молодые страны - Исландия и Мексика - тратят на государственные пенсии около 1,7% ВВП; Корея - 2,1%. Но, например, Турция, которая с демографической точки зрения также является молодой страной, тратит 6,8% ВВП на государственные пенсии. "Безналичные" выгоды (уход и помощь на дому) в шести странах не превышают 1% ВВП. Каков прогноз расходов государства в странах БРИКС на пенсионное обеспечение? Отразится ли это на размере пенсионных выплат и, соответственно, благополучии пенсионеров? (табл. 7). Проведенное исследование дифференцированности пенсионных систем стран БРИКС и их влияния на материальные составляющие благополучия и качества жизни пенсионеров позволяет выделить следующие ключевые особенности (в сравнении как между собой, так и со странами ЕС и ОЭСР): * государственные расходы на поддержание благополучия пенсионеров отличаются в 6,5 раз (табл. 7, столбец 2): от 8,5 в Бразилии до 1,3 в Южной Африке. Достаточно близко расположились Индия (5 раз) и Китай (3,9) раза. Близки к Бразилии, странам ОЭСР и ЕС государственные расходы России - 7,1 раза; * доля государственных расходов (табл. 7, столбец 6) на 1 год жизни пенсионера стран БРИКС наивысшая - 0,72 в России, наименьшая - 0,11 - в Южной Африке, что также отличается в 6,5 раз. Разница минимальная - 1,4 раза - в Бразилии, в Китае она достигает 4,8 раза, в Индии - 5,5 раза; * оценить государственные расходы на поддержание благополучия пенсионеров на 2060 г. можно только по России, Южной Африке и ЕС 27. Тенденция изменений разнонаправленная: в России эти расходы сократятся до 6,9, а в ЮАР и ЕС увеличатся до 1,4 и 12,9 раза соответственно (табл. 7, столбец 7); стр. 236 * ситуация с долей государственных расходов на 1 год жизни пенсионера такая же: разница России и Южной Африки составляет 5,5 раза против 6,5 раза в 2010 г., что свидетельствует о сокращении разрыва к 2060 г. (табл. 7, столбцы 6, 11); * предоставлять пенсию 65-летним станет на 47% дороже в Бразилии и на 14% дороже в странах ЕС, в России прогнозируемые государственные расходы на 1 год жизни пенсионера в 2060 г. сократятся и составят 76% от уровня 2010 г., в Южной Африке - 90%, в Китае - 93%. Ощутимое сокращение расходов на 1 год жизни прогнозируется в Индии - до 47% (табл. 7, столбец 12). Проблема обеспечения устойчивого развития пенсионных систем как основного источника дохода пенсионеров и драйвера их благосостояния весьма неоднозначна. Прежде всего, она определяется возрастным и гендерным составом населения. Также необходимо учитывать коэффициенты пенсионного замещения, определяемые уровнем заработной платы и политикой государства. Как мы отмечали выше, источником пенсионных доходов служат добровольные частные пенсии, а также доходы на капитал (депозиты, векселя, облигации, акции и другие активы). При этом активы пенсионных фондов, например, в 2012 - 2013 гг. были эквивалентны 87,1% ВВП в ЮАР (превышает средний показатель по ОЭСР на 2,9%) и всего 0,3% в Индии, то есть разрыв в объемах фондов практически в 300 раз. В Бразилии активы пенсионных фондов составляют 13,3% ВВП, Китае - 1%, России (2011 г.) - 3,2%1. Однако благополучие пенсионеров, качество их жизни, уровень лишений, оцениваемых с помощью различных методик и индексов, и финансирование пенсионных систем не могут быть связаны только с формулой "чем больше доходов - тем лучше". Необходимо учитывать различные социальные аспекты старости, начиная от обеспечения основополагающих жизненных потребностей и заботы о пожилых людях. Важнейшим условием развития пенсионных систем, конечно же, является разнообразие источников финансирования. Так, Бразилию к 2050 г. ожидает выраженное напряжение системы, поскольку других, кроме государственных, источников обеспечения пенсионного богатства в ней нет. В Индии отмечается противоположная тенденция (снижение доли государственных расходов), что может быть связано с тем, что пенсионное богатство страны складывается из 2-х государственных источников: дохода и взносов самих будущих пенсионеров, причем вторая составляющая превышает 50% и имеет тенденцию к росту. 1 OECD/ Pension Markets in Focus 2014. Available at: http://www.oecd.org/daf/pensions/gps, accessed 12.01.2015. стр. 237 Таблица 7
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |