Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бланк для регистрации ответов




Интерпретация результатов

Оформление и обработка результатов

Исследователь отмечает в специальном бланке, кому оказалось адресовано каждое утверждение. Если ребенок способен принять в этом участие, то его можно попросить помочь зачитать вслух номера вопросов. Помощь психологу успокоит ребенка и даст ему почувствовать свою значимость.

Обработка состоит в записи номеров утверждений в соответствующих кле­точках и суммировании количества вопросов, которые были присвоены тому или иному человеку в пределах каждой группы вопросов. Это покажет, сколько чувств из каждой группы направляется ребенком определенному члену семьи.

1. Относительная психологическая значимость различных членов семьи. Ожи­даемое распределение высказываний (гипотетическое) представлено на рисун-

Ф. И. ребенка_________________________________Возраст

Мама Папа Я Брат... ... Никто
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

ке 7. Сумма всех высказываний, адресованных одному человеку, отражает сте­пень вовлеченности в отношения с ним. Соответственно, при анализе диаг­раммы, полученной при обработке ответов ребенка, следует обратить внима­ние, не смещено ли распределение чувств от родителей к другим членам семьи. Также необходимо отметить, нет ли преувеличенной реакции — положитель­ной или отрицательной — в адрес одного из родителей (в психоаналитических терминах: не указывают ли результаты теста на прегенитальный или неразре­шенный эдипов комплекс).

2. Эгоцентрические ответы. Эгоцентрические ответы содержат два элемен­та: любовь к себе и ненависть к себе. Оба они, однако, указывают на чрезмер­ную занятость собой. Основываясь на клиническом опыте, можно ожидать высокий уровень любви к себе у привилегированных детей или детей, чрез­мерно идущих на поводу у своих желаний; и высокий уровень ненависти к себе — у отвергаемых и ненавидимых детей или детей с чувством неполноцен­ности, вины и стыда.

3. Амбивалентность. Отношения между положительными и отрицательны­ми исходящими чувствами и положительными и отрицательными получаемы­ми чувствами могут составить амбивалентную пропорцию. В процессе анали­за результатов вопросы, которые отражают получаемые ребенком чувства и вопросы, характеризующие исходящие чувства, рассматриваются независимо друг от друга. Необходимо принять, что амбивалентность в отношении члена семьи существует, если число направленных в его адрес положительных пунк­тов превышает число отрицательных не более чем в два раза или если количе­ство отрицательных пунктов, направленных члену семьи, не превосходит ко­личество положительных более чем в два раза.

4. Чувства, исходящие от ребенка и получаемые им. Исходящие чувства — это те чувства, источником которых является ребенок, именно они делают его лю­бящим, амбивалентным или ненавидящим. Как правило, можно ожидать что эти чувства будут связаны с поведением ребенка. Сдержанный ребенок, кото­рый не способен выразить свои чувства в реальной жизненной ситуации может оказаться способным сделать это в тестовой ситуации, но он может также быть сдержанным в обеих ситуациях. Выраженные ребенком чувства зависят от его жизненного опыта и системы психологической защиты. Данные о получаемых чувствах ставят исследователя перед двумя «реальностями» обследуемого - ре­альностью «действительных» эмоций, направленных на ребенка, и его «психи­ческой» реальностью воспринятых эмоций - восприятие при этом обусловлено тем, в каких эмоциях и проявлениях чувств он нуждается в тот или иной момент. Эмоции, которые дети направляют другим, тесно соотносятся с чувствами, ко­торые, как они полагают, направляются им самим: в большинстве случаев полу­чаемые ребенком чувства удивительно соответствуют чувствам, исходящим от него, как если бы он обладал внутренней обсчитывающей системой, которая давала на выход ровно столько, сколько получает на вход.

5. Защиты. Тестовая ситуация имеет тенденцию актуализировать систему «защиты» ребенка. Это обычные способы защиты, видоизмененные ограниче­ниями, накладываемыми тестовым материалом. Результаты теста могут обна­ружить следующие защитные механизмы:

1. Отказ. Ребенок отдает большинство положительных и отрицатель­ных пунктов фигуре «Никто».

2. Идеализация. Ребенок отдает преимущественное количество вопро­сов положительного характера членам семьи, в то время как боль­шинство отрицательных адресует фигуре «Никто».

3. Смещение. Ребенок отдает большинство пунктов периферическим членам семьи.

4. Осуществление желаний, регрессия. Эти защиты могут быть выявле­ны, если ребенок направляет на себя большинство вопросов, выра­жающих сверхпокровительственные, сверхпотакающие чувства.

Результаты, полученные при проведении теста в клинике, помогли обнару­жить следующие виды защит:

О проекция: ребенок преувеличенно и нереально приписывает другим поло­жительные или отрицательные чувства и в то же время отрицает их у себя;

реакция формирования: ребенок подменяет свои ответы противополож­ными в целях скрыть слишком яркие положительные или отрицатель­ные чувства.

Если протокол показывает чрезмерное проявление сильных положитель­ных или отрицательных чувств, это может свидетельствовать о недостатке за­щищенности.

Некоторые тестовые синдромы

1. Идеализирующая.тенденция. Существует группа детей, имеющих фобии, неспокойных, робких, пассивных, заторможенных, ригидных, компульсивных и т. д., чьи внутренние страхи и деструктивные тенденции при проецировании их на ближайшее окружение делают его, в самом деле, ужасным местом. Дру­гим, не менее значимым механизмом подавления страхов является примитив­ное отрицание, при использовании которого опасность отодвигается, прекра­щает существовать.

Пример _________________________________________________________________

В таблице представлены результаты обследования детей с идеализирую­щей тенденцией

Случай Исходящие положи­тельные Исходящие отрица­тельные Получаемые положи­тельные Получаемые отрица­тельные
А. Л., мальчик 11 лет. Сильный страх смерти своей и родите­лей, боязнь школы, пищи, ночные кошмары        
С. К., девочка 11 лет. Сильный страх смерти и мучений. Боязнь школы, зависимость от матери        
Д. П., девочка 12 лет. Сильный страх быть отравленной, боязнь оставаться одной, боязнь школы, ночные кошмары        
П. Л., девочка 9 лет. Ригидность, маниакальность, система фобий, ночные страхи        

Нужно подчеркнуть, что такие реакции — преувеличение положительных чувств и отрицание негативных чувств — представляют собой крайнее выра­жение идеализирующей тенденции.

2. Параноидальные синдромы. Главное их отличие от синдрома «отрица­ния» — присутствие у ребенка исходящих от него отрицательных эмоций, свя­занных с очень небольшой враждебностью. При этом переживание получае­мых отрицательных чувств абсолютно не соответствует действительности, по оценке независимых экспертов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.