Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя ( внешнеполитическая) компетенция Европейского союза




Формирование европейской внешней политики начинается практически одновременно с созданием Европейских сообществ в 1950-е годы. Именно в рамках Сообществ (прежде всего ЕЭС) получили развитие первые направления внешнеполитической деятельности будущего Союза, связанные с его участием в международных экономических отношениях: "общая торговая политика" и "сотрудничество в поддержку развития".

Предметом "общей торговой политики" выступают мероприятия в сфере торгово-экономических отношений Европейского Союза с третьими странами; в рамках "сотрудничества в поддержку развития" Союз оказывает поддержку развивающимся странам планеты в повышении уровня их благосостояния.

В современном ("старом") Европейском Союзе внешняя политика, таким образом, разделена на две ветви, каждая из которых регулируется разными учредительными договорами: внешняя политики в экономической и связанных с нею областях подчиняется Договору об учреждении Европейского сообщества 1957 г.; общая внешняя политика и политика безопасности, включая военно-политические мероприятия, проводится на основании Договора о Европейском Союзе 1992 г.

Деятельность ЕС на международной арене осуществляется по двум направлениям: внешняя политика Европейских Сообществ и ОВБП., в рамках ОВБП ЕС осуществляет те мероприятия, которые выходят за пределы компетенции Сообществ. ОВПБ это и отдельная сфера деятельности Союза и в то же время «вторая опора» и это не отдельная организация, а представляет собой компетенцию Союза в рамках общей внешней политики и политики безопасности. Нет таких сфер международных отношений, которые бы составляли исключительную компетенцию государств-членов и в которые Союзу запрещено было бы вмешиваться в рамках ОВБП.
Основные полномочия Союза в сфере ОВПБ закреплены в ст.12 Маастрихтского Договора, который подразумевает принятие следующих решений:
1. Принципы и общие ориентиры- своеоб-разная программа внешней политики, определяющая общий курс в международных отношениях Союза в целом и для каждого государства-члена в отдельности (орган- Европейский Совет)
2. Общая стратегия- НПА в сфере ОВПБ, в котором определяется план действий Сою-за в отношении конкретных стран или ре-гионов планеты. (отличие от п. 1 там внешняя политика в целом, здесь к кон-кретному региону или к отдельной стране) (орган- Европейский Совет по предложению Совета ЕС.
Официальная точка зрения Союза в целом по конкретным внешнеполитическим проблемам выражается в -
3. Общих позициях (она определяет отношение Союза к отдельному вопросу географического или тематического характера, в отличие от общих стратегий она направлена на решение определенных задач внешне политики. Общая позиция это документ, в котором определяется официальная позиция Союза по конкрет-ным внешнеполитическим делам.
П.1-3 это создание программ, высказывания взглядов, а правовой формой, на основании которой предпринимаются реальные действия служит- Совместная акция
4. Совместная акция - это документ, на основании которого Союз осуществляет оперативные действия на международной арене. (в этой форме принимается решения о направлении наблюдателей на выборы иностр. Государств,, направле-ние разного рода представителей за рубеж, Силы быстрого реагирования когда создадутся- будут действовать на основании этой правовой формы.(орган Совет)
5. Заключение Советом в рамках ОВПБ международных договоров.
Предметом таких договоров могут быть любые вопросы, относящиеся к сфере ОВПБ, а также вопросы борьбы с преступностью (однако в отличие от междуна-родных договоров, заключаемых в рамках первой опоры, в качестве стороны таких договоров будет выступать либо Совет, либо Союз в целом)
Общая оборонная политика ЕС
15 Занимает особое место в ОВПБ, хотели даже выделить ее в отдельную опо-ру…..хотя- различных планов было много как бы создать свою (европейскую армию), но пока ни как. Стратегическая цель (в рамках именно ОВПБ) – есть- прогрессивное формирование общей оборонной политики, которая со време-нем может привести к общей обороне.
В настоящий момент идея фикс- создать Силы быстрого реагирования Союза, с целью участия в миротворческих военных операциях по разрешению междуна-родных кризисов (ах амбиции, амбиции, но стремление- ярое. Весь этот Союз- это для увеличения собственного веса в мире, как же тут без армии. А сами- права человека, его благосостояние…..чушь.) Что примечательно –Сил быстрого реагирования еще нет, а органы управления ими уже есть…. И в каком количе-стве….
1. Европейский Совет- возглавляет оборону деятельность (в составе- паханы (в смысле первые лица)
Союза и государств-членов. (обсуждение основных вопросов обороны, и т.п.)
2. Совет ЕС (компетенция принятия решения в форме Совместной акции (см. выше)
3. Европейское оборонное агентство (цель деятельности- содействие Совету при проведении миротворческих акций (ну ни кто работать не хочет). Возглавляет—САМ (в смысле Генеральный секретарь Совета ЕС.
4. Комитет по вопросам политики и безопасности (разработка предложений, направляемых в Совет, на основе мониторинга политической ситуации на международной арене (без комментарий) состоит из представителей государств- политических директоров (ого го)
5. Военный комитет (обеспечение практических мероприятий военного характера??? Думаете воевать будут- ни фига… комитет состоит из глав военных штабов государств-членов или их представителей.
6. Военный штаб (быстрое реагирование, оценка ситуации и стратегическое планирование)
7. Командующий операцией (осуществляет непосредственное управление Силами быстренького реагирования)
8. Самих Сил…… нет.

 

 

23. Организационный механизм Союза. Отличие институтов от других органов ЕС.


После учреждения в 1992 г. Союза во всех Сообществах и Союзе в целом действует -«единый институционный механизм», основы организации и функционирования которого закрепляются в Договоре о Сообществе.

Каждый институт Сообщества является одновременно институтом Евратома, а также всего Союз.

Институтов ЕС (и одновременно всего Союза) сначала было четыре, ныне их 5: Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд, Счетная палата.

+ немало других элементов: Европейский совет, Комитет регионов, ЕЦБ, Агентство (в рамках Евратома), Политический комитет (в рамках ОВПБ), Европол (в рамках III «опоры») и др (Европейское агентство по оценке медицинских продуктов, Европейское агентство по окружающей среде, Комитет по вопросам занятости, Комитет по вопросам образования и др.

Понятие «орган» в этом случае выступает как родовое, видом которого являются и институты. Институтов у Союза 5, всех же органов — не один десяток. Каждый институт - это орган Союза, но не каждый орган - институт.

Институты осуществляют задачи от имени Союза, наделяются властными полномочиями в отношении гос-чл, ФЛ/ЮЛ, включая издание НА (регламенты и директивы) и индивидуальных решений.

Понятие «институт»- составное и в то же время относительно обособленное подразделение аппарата Союза, которое участвует в осуществлении его задач и функций, действует от его имени и по его поручению, имеет соответствующую компетенцию и структуру, наделено установленным учредительными договорами и законодательством Союза объемом властных полномочий, применяет присущие ему формы и методы деятельности.

В деятельности каждого из институтов Союза проявляются его специфические функции.

 

· овет и Парламент — представительные органы, в функциях которых преобладают правотворческие начала.

· Комиссия наделена исполнительными функциями, хотя имеет большое влияние на законодательный процесс, поскольку является единственным органом, обладающим правом правотворческой инициативы и может издавать акты в рамках делегированного законодательства.

· Суд выполняет задачу рассмотрения и разрешения споров, но при этом вносит большой вклад в развитие нормативной базы.

· Счетная палата — это контрольная власть Союза, обеспечивающая проверку всех финансовых аспектов деятельности институтов Союза и других органов.
В совокупности институты Союза действуют как устойчивый, отлаженный механизм, воплощающий в своей структуре своеобразное «разделение властей».

Качество быть органом публичной власти Союза, «мерой» чего выступает закрепленная в учредительных договорах компетенция последнего в целом и полномочия соответствующего института, является главным признаком, отличающим институты от иных его органов.
Органы иногда называют «неформальными институтами».
К категории учреждений Союза можно отнести и его структурные фонды (Европейский социальный фонд, С/х фонд и др.), Европейский инвестиционный банк и др.
ЕЦБ (не институт) имеет право издавать нормативные и индивидуальные акты по вопросам денежно-кредитной политики.

Местонахождение органов Союза.
Отсутствует единая штаб-квартира в каком-либо из городов гос-чл. Институты Союза располагаются в трех г. Западной Европы — Брюсселе (Комиссия, Экономический и социальный совет, Совет), Люксембурге (Суд, палата аудиторов, Европейский Инвестиционный Банк) и Страсбурге (Парламент). Неофициальной столицей Союза считается г. Брюссель (как место нахождения Комиссии и основное место работы Совета).

24. Европарламент: состав и порядок формирования, организация работы.
Состав и порядок формирования.

Граждане избирают своих представителей раз в 5 лет. Депутаты избираются в гос-чл.

Количество депутатов, избираемых на территории каждой страны, определяется на основе квот. Формирующихся в соответствии с численностью населения соответствующего государства.

Депутаты обладают свободным мандатом. Объединяются в Парламенте не по национальному, а по партийному признаку в политические группы.

Политические фракции на европейском уровне являются важным фактором интеграции внутри Союза. Они содействуют формированию европейского сознания и выражению политической воли граждан Союза. Европарламент может совместно с Советом издавать законодательство по вопросам партийного строительства.

Внутренняя организация.

А)Руководящие органы и д.л.

· Председатель избирается на 2,5 года тайным голосованием (т.е. на ½ легислатуры парламента). Направляет всю деятельность Парламента и его органов, ведет заседания, представляет Парламент. Обычно – поочередно представители крупнейших фракций.

· Заместители Председателя осуществляют отдельные полномочия Председателя в порядке их делегирования или его замещения. При их избрании д. учитываться необходимость справедливого представительства гос-чл и политических взглядов.

· Квесторы отвечают за административные и финансовые вопросы, непосредственно касающиеся депутатов, в соответствии с указаниями бюро.

· Бюро. 27 депутатов (Председатель + 26 замов) + квесторы с правом совещательного голоса. Принимают организационные и административные решения по вопросам, затрагивающим депутатов и внутреннюю организацию Парламента, его секретариат и органы.

· Конференция председателей. Председатель Парламента + представители политических групп. Планирует текущую деятельность. К компетенции относятся отношения с другими институтами и органами Союза и гос-чл, а также с иностранными государствами.


Б) Вспомогательные органы.

· Постоянные комитеты. Предварительно рассматривают все внесенные в Парламент документы законодательного характера. Всего 17 (например, бюджетный; по правовым вопросам, социальным делам и занятости, петициям).

· Временные комитеты. Комитет по расследованию расследует предполагаемые противоречия или нарушения порядка управления в процессе имплементации права Сообщества. Предмет расследования – действия/бездействия органов и д.л. Сообщества, любого публичного административного органа гос-чл. Комитет завершает свое существование предоставлением отчета Парламенту.


В) Вспомогательный аппарат. Насчитывает около 3 тыс. должностных лиц. Индивидуальный аппарат помощников имеется у каждого депутата, а также у фракции.

Порядок работы и принятия решений.

Работает сессионно. На ежегодную сессию собирается без созыва во второй вторник марта.

Созыв чрезвычайной сессии – по требованию большинста членов Европарламента, Комиссии или Совета, в исключительных случаях – по просьбе 1/3 депутатов с согласия Конференции председателей.

Пленарные заседания – ежемесячно (кроме августа) в течение 1 недели. Комитеты собираются по мере необходимости.

Принимают решения простым большинством голосов присутствующих депутатов. Вопрос о кворуме решает Парламент.

Способы принятия решений по вопросам большой важности:

 

·
Абсолютное большинство (при даче согласия на вступление в Союз нового гос-чл);

·
3/5 поданных голосов (утверждение отдельных статей бюджета Сообщества);

·
2/3 (в случае применения санкций к гос-чл; вотум недоверия Комиссии).

 

 

25. Полномочия Европейского Парламента.
Законодательные, контрольные, финансовые функции.
Часть нормативных актов ЕС в настоящее время принимается на основе процедуры совместного принятия решений Парламентом и Советом.
В отношении некоторых вопросов полномочия Парламента сводятся к праву отлагательного вето (процедура консультации) или к этому же праву, преодоление которого возможно только единогласным решением Совета (процедура сотрудничества). Процедура совместного принятия решений используется, например, для издания законодательства о защите прав потребителей, в области внутреннего рынка, консультативная процедура — в сфере уголовного, налогового права.

Принимает и утверждает исполнение общего бюджета Сообществ:

 

· обязательные расходы – расходы, осуществление которых предусмотрено учредительными договорами и законодательными актами Сообществ. Пр их утверждении приоритет имеет Совет.

· Не обязательные расходы. Парламент вносит в представленный Комиссией проект бюджета поправки, а Совет предлагает модификации. Решающее слово имеет Парламент.
Может отклонить проект бюджета в целом – 2/3 голосов, составляющих абсолютное большинство.
Утверждает исполнение бюджета Комиссией.
Через специальные органы осуществляет прямой и косвенный контроль.
Главный объект парламентского контроля – деятельность исполнительного органа ЕС – Комиссии. Члены Комиссии не только вправе присутствовать и получать слово на заседаниях Парламента, но и обязаны письменно или устно отвечать на вопросы, поставленные Парламентом.
Косвенный контроль: комитеты по расследованию, комитет по петициям (может проводить слушания, отправлять членов для анализа ситуации на месте, требовать от Комиссии предоставления необходимых документов).
Омбудсман назначается Парламентом, но независим от него.
Внешнеполитические полномочия – согласие на заключение международных договоров, дает согласие на вступление в Союз новых гос-чл.
Не вправе самостоятельно издавать нормативные акты, a может делать это лишь с одобрения Совета ЕС.

Европарламент в настоящее время самостоятельно или совместно с другой частью легислатуры Союза — Советом — осуществляет все основные виды деятельности, входящие в классическую «триаду» парламентских функций: законодательная — контрольная — финансовая.

 

· инвеституру испол. органу Сообщества — Комиссии, которая искл. перед ним несет политическую отв-сть в форме вотума недоверия.

· часть НА принимается на основе процедуры совместного принятия решения, в ходе которой Парламент и Совет выступают в роли «созаконодателей».

· есть полномочия Европарламента, которые сводятся к праву отлагательного вето (процедура консультации) или тому же праву, преодоление которого возможно лишь единогласным решением Совета (процедура сотрудничества.

· права принимать и утверждать исполнение общего бюджета Евр. сообществ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.