Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И обращения с заключенными 1 страница




ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ

 

§ 1. История международного сотрудничества в области

исполнения наказаний и обращения с осужденными

 

Международное сотрудничество в сфере исполнения наказания и обращения с осужденными прошло в своем развитии три этапа.

Первый этап начался с деятельности первых международных тюремных конгрессов, которые по своей организационно-правовой форме относились к международным конференциям.

Первые тюремные конгрессы состоялись во Франции в 1846 г. и в Германии в 1857 г. и характеризовались частной инициативой их устроителей, отсутствием надлежащей огласки, благотворительно-либеральным тоном заседаний. Недостатком этих конгрессов явилось отсутствие практических решений по рассматриваемым проблемам.

Нью-Йоркское тюремное общество обратилось ко всем странам с предложением созвать международный тюремный конгресс с целью поделиться имеющимся опытом и выработать определенные рекомендации.

Активное участие в организации первого международного тюремного конгресса принял и наш соотечественник граф В.А. Сологуб. В конгрессе приняли участие около 100 официальных представителей от 22 государств.

Второй этап международного сотрудничества государств по пенитенциарным проблемам, начавшийся в 1872 г. с деятельности первого международного тюремного конгресса, характеризовался участием в их подготовке и проведении официальных представителей ряда государств, а также их конструктивно-практической направленностью.

В 1878 г. был создан проект международной пенитенциарной комиссии из официальных представителей государств - участников конференции. Комиссия ежегодно должна была собирать участников и концентрировать статистические данные, регламентировать связи с различными тюремными организациями и обществами и издавать информационный бюллетень.

Обобщая тюремный опыт различных государств, конгрессы вырабатывали рекомендации и принимали резолюции, которые концентрировали авторитетное мнение международной организации и тем самым ориентировали правительства на проведение более эффективной и цивилизованной политики в сфере борьбы с преступностью и обращения с заключенными.

Третий конгресс рассмотрел вопрос об участии представителей общественности в работе мест лишения свободы в таких формах, как наблюдательные комиссии и общественные советы. В результате конгрессом было принято решение о создании в пенитенциарных учреждениях наблюдательно-попечительных комитетов. Заслуживает внимания обсуждение вопросов целесообразности одиночного заключения, дифференцированного подхода к различным категориям осужденных и применения к ним системы поощрений и взысканий. Так, в резолюции четвертого конгресса был определен примерный перечень мер поощрения, включавший в себя поощрения материальные (увеличение рациона питания и сумм расходов на личные нужды) и нравственные (разрешение приобретать книги и другие такого рода предметы). На конгрессе был разработан также механизм дисциплинарного воздействия на заключенных, предполагающий строгую регламентацию порядка наложения и исполнения дисциплинарных взысканий на определенный срок и после обязательного получения объяснения лица, подлежащего наказанию.

На конгрессах рассматривались вопросы контроля пенитенциарных учреждений со стороны государства и общественности, применения прогрессивной системы исполнения наказания и мер адаптации освобождающихся из заключения.

Третий этап международного сотрудничества в области исполнения наказания и обращения с заключенными начался после создания в 1945 г. Организации Объединенных Наций (ООН).

ООН в области защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатывает правила и стандарты обращения с осужденными и заключенными, определяет основные принципы сотрудничества государств в области пенитенциарной деятельности, принимает соответствующие резолюции и утверждает международные конвенции. Данные нормы не обладают юридической силой национального законодательства и не предусматривают санкций за их невыполнение.

Научно-исследовательскую деятельность в области пенитенциарии в рамках ООН осуществляет Научно-исследовательский институт социальной защиты, который занимается проблемами исследований в развивающихся странах и оказанием им помощи в координации научно-исследовательской деятельности, в управлении региональными и национальными институтами.

Ведущая роль в координации деятельности по проблемам международного сотрудничества государств по пенитенциарным проблемам принадлежала до 1991 г. Комитету по предупреждению преступности и борьбе с ней <1>. Раз в 5 лет он готовил и проводил международные конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конгрессы проводились: в 1955 г. в Женеве; в 1960 г. в Лондоне; в 1965 г. в Стокгольме; в 1970 г. в Киото; в 1975 г. снова в Женеве; в 1980 г. в Каракасе; в 1985 г. в Милане; в 1990 г. в Гаване.

--------------------------------

<1> После упразднения Комитета стала функционировать Комиссия по предупреждению преступности, уголовному правосудию, которой и были переданы все фонды и большинство функций прежнего органа.

 

В результате деятельности международных конгрессов был принят ряд документов, среди которых такие, как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г., Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой-то бы ни было форме, 1988 г. <1>, Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1982 г. <2>.

--------------------------------

<1> Правовые основы деятельности системы МВД России. Сборник нормативных документов. Т. 2. М., 1996. С. 147 - 157.

<2> СПС "КонсультантПлюс".

 

§ 2. Классификация международно-правовых стандартов

по обращению с осужденными

 

Международные стандарты по обращению с осужденными можно классифицировать по трем основаниям:

1) масштаб действия;

2) специализация;

3) обязанность для государств-применителей.

По масштабам действия стандарты подразделяются на две группы: универсальные и региональные.

Универсальные - это стандарты, вырабатываемые ООН, а региональные - Советом Европы или иными региональными объединениями государств. В настоящей лекции будут затронуты только универсальные стандарты, освещению региональных норм препятствует их многочисленность.

По специализации универсальные стандарты обращения с осужденными распадаются на два вида:

а) акты общего характера, не предназначенные специально для регламентации обращения с осужденными, но содержащие отдельные интересующие нас стандарты;

б) акты специализированного характера, определяющие стандарты обращения с осужденными.

По обязанности для государств-применителей рассматриваемые стандарты можно отнести к двум основным разрядам:

а) обязательные нормы-принципы;

б) общие положения.

Нормы-принципы являются стержневыми, и на их положениях должны базироваться все институты уголовно-исполнительного законодательства.

Необходимость такой классификации связана с тем, чтобы можно было отделить обязательные нормы от рекомендованных. Если стандарты, принципы и общие положения обязательны для каждой страны, ратифицировавшей соответствующие международные акты, то стандарты-рекомендации внедряются тем либо иным государством в той степени, в какой имеются необходимые экономические, политические и другие предпосылки для их реализации.

Исходя из приведенных классификаций, в систему действующих международных актов об обращении с осужденными можно включить следующие универсальные нормы, принятые ООН.

Акты общего характера: Всеобщая декларация прав человека 1948 г. <1>; Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 г. <2>; Декларация прав ребенка 1959 г. <3>; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. <4>; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. <5>; Декларация о правах умственно отсталых лиц 1971 г. <6>; Декларация о правах инвалидов 1975 г. <7>; Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. <8>.

--------------------------------

<1> Международное публичное право. Сборник документов. М., 1996. С. 460 -464.

<2> СПС "КонсультантПлюс".

<3> Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. С. 385 - 388.

<4> Ведомости ВС СССР. 1976. N 17. С. 291.

<5> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12. С. 5 - 11.

<6> СПС "КонсультантПлюс".

<7> СПС "КонсультантПлюс".

<8> СПС "КонсультантПлюс".

 

Специальные акты: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г.; Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1975 г. <1>; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1984 г. <2>; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г. <3>; Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1982 г.; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни, 1984 г. <4>; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 г. <5>; Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1988 г.; Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), 1990 г. <6>; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г. <7>; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 г. <8>.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

<2> Ведомости ВС СССР. 1987. N 45. С. 747.

<3> Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. С. 319 - 325.

<4> СПС "КонсультантПлюс".

<5> СПС "КонсультантПлюс".

<6> СПС "КонсультантПлюс".

<7> СПС "КонсультантПлюс".

<8> СПС "КонсультантПлюс".

 

Анализ приведенных международных актов показывает, что действие их целесообразно освещать относительно двух основных сфер обращения с осужденными:

1) при использовании мер, не связанных с лишением свободы;

2) при применении лишения свободы.

Дело в том, что в рассматриваемых направлениях действует значительное количество специфических принципов, общих положений и конкретных норм, совокупность которых требует раздельного рассмотрения стандартов в каждой сфере.

 

§ 3. Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер,

не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)

 

Подавляющая часть стандартов, относящихся к мерам, не связанным с лишением свободы, сосредоточена в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 г. В связи с этим целесообразно показать их основное содержание.

Целью стандартов рассматриваемой группы является содействие рациональному использованию мер, не связанных с тюремным заключением, как альтернатива лишению свободы.

В процессе применения стандартов государствам - членам ООН предлагается руководствоваться следующими принципами:

1) обеспечить активное участие общественности на всех стадиях реализации рассматриваемых мер;

2) создать надлежащее отношение между правами преступников и их жертв, интересами общественной безопасности и предупреждения преступности;

3) использовать стандарты с учетом национальных условий страны и целей системы уголовного правосудия;

4) иметь широкий набор мер с тем, чтобы гибко реагировать на характер и степень тяжести преступления, особенности личности и интересы общества;

5) минимизировать вмешательство государственных органов при применении указанных мер.

На всех стадиях исполнения приговора обеспечивается уважение человеческого достоинства правонарушителя, к которому применяются не связанные с тюремным заключением меры.

Судебный орган, имея в своем распоряжении набор не связанных с тюремным заключением мер, должен при вынесении своего решения принимать во внимание потребности правонарушителя с точки зрения его возвращения к нормальной жизни в обществе, интересы защиты общества и интересы жертвы, с которой в надлежащих случаях следует консультироваться.

Стандартные правила рекомендуют следующий набор мер, не связанных с тюремным заключением:

1) устные санкции: замечание, порицание, предупреждение;

2) условное освобождение от ответственности;

3) поражение в гражданских правах;

4) экономические санкции и денежные наказания, такие, как разовые и поденные штрафы;

5) конфискация или лишение права собственности на имущество;

6) возвращение имущества жертве или компенсация за него;

7) условное наказание или наказание с отсрочкой;

8) условное освобождение из заключения и судебный надзор;

9) выполнение общественно полезных работ;

10) направление в исправительное учреждение с обязательным ежемесячным присутствием;

11) домашний арест;

12) любой другой вид обращения, не связанного с тюремным заключением;

13) сочетание перечисленных выше мер.

В целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи осужденным в быстром возвращении к нормальной жизни в обществе после вынесения приговоров могут применяться следующие меры:

1) помещение в исправительное учреждение полутюремного типа;

2) оставление на свободе в связи с работой или учебой;

3) различные формы освобождения под честное слово;

4) сокращение срока;

5) помилование.

Правонарушителям должна, в случае необходимости, оказываться психологическая, социальная и материальная помощь, а также должны предоставляться и возможности для укрепления связей с обществом и для облегчения их возвращения к нормальной жизни в обществе.

Если компетентными органами определяются условия применения мер, не связанных с тюремным заключением, то они должны быть практически точными, по возможности, малочисленными и уменьшающими опасность возвращения осужденного к преступной деятельности.

Определенные требования предъявляются и к режиму обращения. В рамках применяемых мер должны использоваться различные методы, в том числе индивидуальная работа, групповая терапия, программы по месту жительства, особое обращение с различными категориями преступников. Выбор обращения зависит от биографии, личности, наклонностей, уровня умственного развития, системы ценностей, обстоятельств, которые привели к совершению преступлений. При исполнении соответствующей меры может привлекаться общественность и система общественной поддержки.

При нарушении условий отбывания назначенной меры, не связанной с тюремным заключением, она может быть изменена или отменена. Такое решение принимается только после тщательного исследования фактов.

При этом сначала следует попытаться изменить содержание назначенной меры либо перейти к другой мере, не связанной с тюремным заключением. Только исчерпав эти возможности, можно переходить к лишению свободы.

Токийские правила рекомендуют поощрять участие общественности в исполнении мер, не связанных с тюремным заключением, рассматривая их как один из важнейших факторов укрепления связей между осужденными и их семьями и обществом.

С той же целью необходимо использовать средства массовой информации. С учетом склонностей и интереса к данной работе могут привлекаться добровольцы, которых следует готовить для выполнения конкретных обязанностей. Добровольцы оказывают осужденным и их семьям необходимые виды помощи.

Стандартами рекомендуется планировать и осуществлять программы, не связанные с тюремным заключением, как неотъемлемую часть планирования национальной системы уголовного правосудия.

 

§ 4. Минимальные стандартные правила

обращения с заключенными

 

Большинство международных стандартов обращения с осужденными относятся к наказанию в виде лишения свободы. Основная часть стандартов в данной области содержится в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с заключенными 30 августа 1955 г.

Основные положения рассматриваемых стандартов можно разделить на следующие группы:

1) организация родовой и видовой классификации лиц, лишенных свободы;

2) организация микросоциальных условий отбывания лишения свободы;

3) организация режима в местах лишения свободы;

4) организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы.

Рассмотрим основные положения этих Правил:

1. Дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима. С другой стороны, нужно уважать религиозные убеждения и моральные установки заключенных, принадлежащих к тем или иным группам населения.

2. Различные категории заключенных должны содержаться в раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения, с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин их заключения и предписанного обращения с ними.

3. Каждый из заключенных должен располагать отдельной камерой или комнатой.

4. Помещать двух заключенных в одну камеру представляется нежелательным. Если это необходимо по особым причинам, размещаемых в общей камере заключенных следует тщательно отбирать, чтобы удостовериться, что они способны жить вместе.

5. Все помещения, а особенно спальные должны отвечать санитарным требованиям, соответствовать климатическим условиям, иметь соответствующую кубатуру, освещение, отопление и вентиляцию.

6. В помещениях, где живут и работают заключенные, окна должны обеспечивать доступ свежего воздуха, иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете. Искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы они могли читать без опасности для зрения.

7. У каждого заключенного должна быть отдельная койка с постельными принадлежностями.

8. Каждый должен быть обеспечен пищей, достаточно питательной для поддержания здоровья, имеющей хорошее качество, хорошо приготовленной и поданной.

9. Заключенным следует обеспечивать физическую тренировку и возможность игр. Для этого нужно располагать отдельными площадками, установками и оборудованием.

10. Все заведения должны иметь в штате хотя бы одного психолога, квалифицированного зубного врача и терапевта. Врач должен ежедневно принимать или посещать больных и всех, кто жалуется на болезнь.

11. Телесные наказания, заключение в темной камере и жестокие или унижающие человеческое достоинство виды наказаний следует запрещать в качестве наказаний за дисциплинарные проступки.

12. В качестве наказания никогда не следует пользоваться такими средствами усмирения, как наручники, кандалы, смирительные рубашки или цепи.

13. Каждое заведение должно иметь библиотеку, доступную для всех заключенных.

14. В заведениях, в которых находится достаточное число заключенных одного вероисповедания, следует назначать квалифицированного служителя культа или разрешать ему совершать обряды.

15. При каждом заведении следует иметь социальных работников, оказывающих помощь осужденному в его контактах с семьей и социальной средой.

16. Труд заключенных не должен приносить им страдания, они должны иметь возможность выполнять работу по своему выбору.

Правила делают вывод, что заключение и другие меры, изолирующие правонарушителей от окружающего мира, причиняют им страдания уже в силу того, что они отнимают у них право на самоопределение, поскольку лишают свободы. Режим должен сводить до минимума разницу между жизнью в тюрьме и на свободе.

Анализ приведенных рекомендаций показывает, что стандартами определяется общий подход к исполнению наказаний и обращению с осужденными. Каждое государство на основе этих стандартов самостоятельно разрабатывает и усовершенствует свой национальный вариант реализации данных стандартов.

Уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает международные договоры РФ и рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными в соответствии с экономическими и социальными возможностями. Так, согласно Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными каждому осужденному должна быть предоставлена отдельная камера (площадью не менее 12 кв. м). Но ясно, что в современных условиях Россия не может выполнить это требование. Приоритет международных норм над национальными имеет место только в случаях их противоречия и только в тех случаях, которые Россия в силу договора взяла на себя обязательство исполнить.

 

Глава VI. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

§ 1. Понятие, содержание, формы и задачи

уголовно-исполнительного законодательства

 

Уголовно-исполнительное законодательство представляет собой систему нормативных правовых актов, регулирующих комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения и отбывания наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Формы (источники) уголовно-исполнительного законодательства Конституция РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации, что означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказаний, находится в федеральном ведении.

Уголовно-исполнительное законодательство РФ состоит из Уголовно-исполнительного кодекса РФ и других федеральных законов.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает принятие иных федеральных законов, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказаний.

Так, в ст. 182, 183 УИК РФ предусматривается принятие законов о социальной помощи освобожденным от наказаний и контроле за ними.

Законы, как действующие, так и подлежащие принятию, образуют отрасль законодательства, которая регулирует исполнение наказания, составляют первую группу нормативных правовых актов.

Подзаконные нормативные акты в сфере исполнения наказаний можно подразделить на две категории: постановления Правительства РФ и ведомственные акты.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ и Федеральный закон от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" <1> предоставили Правительству РФ полномочия по принятию многих правовых актов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 199.

 

Уголовно-исполнительное законодательство должно базироваться и отражать в своих институтах и нормах общепризнанные принципы международного права о правах человека и гражданина и об обращении с осужденными.

Международные договоры имеют приоритет перед уголовно-исполнительным законодательством, если в них установлены иные правила исполнения уголовных наказаний.

Данное положение касается двусторонних договоров России с иностранными государствами об обращении с осужденными гражданами этих государств. В ч. 2 ст. 3 УИК РФ определяется, что если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством России, то применяются правила международного договора.

Однако следует иметь в виду, что уголовно-исполнительное законодательство учитывает рекомендации (декларации) международных организаций и международных договоров РФ, относящихся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. Указанное положение закреплено в ч. 1 и 4 ст. 3 УИК РФ.

Основным нормативным актом уголовно-исполнительного законодательства является УИК РФ, который регулирует исполнение всех видов наказаний. В нем сформулированы цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его соотношение и взаимосвязь с международно-правовыми актами, определена система принципов данной отрасли законодательства, детально урегулирован как общий, так и специальный правовой статус осужденных применительно к различным видам наказаний.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ закрепил систему исполнения наказаний, систему контроля за органами и учреждениями, исполняющими наказания, предусмотрел контроль органов государственной власти России и ее субъектов, органов местного самоуправления, ведомственный и судебный контроль, прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, а также общественный контроль.

Система исполнения наказаний включает порядок и условия исполнения наказаний; правовой статус осужденных и администрации учреждений и органов, исполняющих наказания: порядок применения средств исправления осужденных и мер обеспечения их реализации.

Часть 1 ст. 6 УИК РФ устанавливает порядок применения норм уголовно-исполнительного права в пространстве. Уголовно-исполнительное законодательство России применяется на всей территории страны. Это положение особенно важно для государства с федеративным устройством. Никакие иные правила исполнения наказания, устанавливаемые субъектами РФ (кроме случаев, прямо предусмотренных в УИК РФ), не могут применяться на его территории как противоречащие ст. 71 Конституции РФ.

Правила применения уголовно-исполнительного законодательства во времени определены в ч. 2 ст. 6 УИК РФ.

В соответствии с названной статьей УИК РФ исполнение наказаний и оказание помощи освобожденным лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения.

Нормы уголовно-исполнительного закона вступают в действие с момента их опубликования, если иное не оговорено в самом тексте закона или соответствующим постановлением, определяющим порядок введения его в действие.

Действие нормативного акта, регулирующего исполнение наказания, прекращается с момента опубликования соответствующего закона об отмене конкретного акта либо с того дня, который специально оговорен во вновь принятом законе.

Часть 1 ст. 1 УИК РФ в качестве целей уголовно-исполнительного законодательства определяет исправление и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Сравнение с ч. 2 ст. 43 УК РФ, в которой определены цели наказания, и ч. 1 ст. 1 УИК РФ показывает, что они в целом совпадают. В этом проявляется единство и взаимосвязь названных отраслей законодательства, базовый характер уголовного законодательства, устанавливающего общность целей с уголовно-исполнительным законом.

Глобальным целеполаганием указанной отрасли права определено исправление осужденных. Под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Ранее подобного рода определения формулировались лишь в теории исправительной педагогики.

Однако нельзя отрицать, что наказание устрашает, и, очевидно, элементы устрашения входят в механизм общей превенции и выражают кару как цель наказания.

Предупреждение совершения новых преступлений со стороны осужденных как цель наказания реализуется путем применения к ним предусмотренных УИК РФ профилактических мер (охрана и надзор за осужденными - ч. 1 ст. 82, оперативно-розыскных мероприятий - ст. 84, применение мер поощрения и взыскания и т.д. - ст. 113, 115), а также проведения с ними воспитательной работы.

Достижение указанной цели предполагает интенсивность и разнообразие мер, применяемых к осужденным в целях предупреждения с их стороны новых преступлений. В частности, при исполнении ареста, лишения свободы на определенный срок и особенно при пожизненном лишении свободы предусматриваются строгая изоляция от общества, усиленная охрана и надзор, более существенное ограничение социальных связей осужденных.

Осуществление целей уголовно-исполнительного законодательства достигается путем постановки и реализации перед этой отраслью законодательства задач, определенных ч. 2 ст. 1 УИК РФ. Задачи уголовно-исполнительного законодательства охватывают собою наиболее важные направления реализации институтов и норм уголовно-исполнительного права и включают в себя регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) наказания, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.