Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С заключенными и проблемы их реализации 4 страница




--------------------------------

<266> См.: Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М.: Изд-во юрид. лит., 1990. С. 5 - 125.

 

Конвенция устанавливает, что все государства, ратифицировавшие данный документ, обязаны рассматривать пытки в соответствии со своим законодательством как уголовное преступление. При этом ст. 2 Конвенции запрещает оправдание пыток в связи с военными действиями, политической нестабильностью, чрезвычайным положением, с иными исключительными обстоятельствами, а также ссылками на "приказ вышестоящего начальника или государственной власти".

В соответствии со ст. 7 Конвенции любому лицу, в отношении которого осуществляется разбирательство в связи с любым преступлением, гарантируется справедливое обращение. Это одно из основополагающих положений Конвенции. Поэтому ни одно государство не должно выдавать какое-либо лицо другому государству, если имеются серьезные основания полагать, что тому или иному гражданину может угрожать применение пыток (ст. 15).

Пытки как средство воздействия не могут применяться и к подсудимым на всех уровнях судебного разбирательства, а также в период содержания обвиняемого (подозреваемого) в местах предварительного заключения. Любая информация, установленная под пыткой, не может использоваться в качестве доказательства. Важно отметить, что данный стандарт в полной мере относится и к осужденным, отбывающим уголовные наказания. В ч. 1 ст. 3 УИК РФ специально выделяется положение о том, что "уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жесткого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными".

Итак, понятие "пытка" означает любое действие государственного должностного лица, которым умышленно причиняется сильная боль либо страдание (физическое, нравственное) тому или иному гражданину в целях получения тех или иных сведений, в том числе и при исполнении уголовного наказания. В данное определение не включается причиняемая боль либо страдания, которые возникают в результате законных санкций. Такие региональные документы в области прав человека, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) <267>, Американская конвенция о правах человека (1969 г.) <268>, Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.) <269>, включают в себя пункты, специально относящиеся к заключенным, статьи о гарантиях законности, судебного процесса, запрете на принудительный труд, о запрете на пытки, что в настоящее время стало нормой международного права <270>.

--------------------------------

<267> См.: Права человека: Сб. универсал. и рег. междунар. док. / Сост. Л.Н. Шестакова. М., 1990. С. 85 - 118.

<268> См.: Международное сотрудничество в области прав человека: Док. и мат-лы. М., 1993. Вып. 2. С. 157 - 181.

<269> См.: Там же. С. 225 - 241.

<270> См.: Пенитенциарные системы зарубежных стран: Учеб.-практ. пособие / Сост. В.И. Гужий, М.П. Мелентьев. Киев, 1993. С. 99 - 100.

 

Лица, подвергавшиеся пыткам, согласно ст. 14 Конвенции имеют право:

- на справедливую и адекватную компенсацию;

- на материальные средства для возможно полной реабилитации;

- в случае смерти жертвы соответствующие компенсационные выплаты предоставляются иждивенцам погибшего.

Что же касается механизма реализации рассматриваемой Конвенции, то ее правоприменителем выступает специально созданный Комитет против пыток, действующий под руководством Генерального секретаря ООН. Комитет состоит из десяти экспертов и избирается сроком на 4 года. При этом государства-участники берут на себя покрытие расходов по содержанию Комитета.

Если Комитет получает информацию, что в каком-то государстве применяются пытки, то Конвенция допускает возможность проведения международного расследования. Соответствующее расследование предполагает посещение территории государства с его согласия членами Комитета против пыток для выявления требуемых обстоятельств. По итогам работы Комитет представляет доклад государствам-участникам и Генеральной Ассамблее ООН (ст. 24).

С позиций отраслевой принадлежности Конвенция является источником международного права, однако она имеет прямое отношение к деятельности мест лишения свободы. Статья 10 Конвенции указывает, что ее положения должны войти в программы подготовки персонала мест заключения и других лиц, которые могут иметь отношение к вопросу о содержании осужденных в местах лишения свободы.

С учетом меняющейся обстановки юридическое содержание Конвенции может быть изменено. Для этого каждое государство - участник Конвенции имеет право предложить свою поправку, которая, в свою очередь, либо принимается, либо отклоняется. Генеральный секретарь ООН в случае изменения или дополнения содержания Конвенции направляет заверенные экземпляры в новой редакции всем государствам-участникам, ратифицировавшим данный международно-правовой стандарт.

Проблематике сокращения лишения свободы как наиболее строгого вида наказания, другим альтернативным мерам уголовно-правового воздействия посвящены Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, которые были приняты восьмым Конгрессом ООН 14 декабря 1990 г. <271>.

--------------------------------

<271> См.: Международное сотрудничество в области прав человека: Док. и мат-лы: Вып. 2. М., 1993. С. 518 - 529.

 

Правила были сформулированы Институтом Азии и Дальнего Востока при ООН в Токио, поэтому еще и называются Токийскими правилами. Данный международно-правовой документ распространяется на всю сферу уголовной юстиции, включает в себя свод принципов, направленных на сокращение наказания в виде лишения свободы. Токийские правила имеют рекомендательный характер и предлагают по возможности избегать предварительное заключение под стражу, ибо данная мера пресечения является крайней мерой процессуального принуждения.

Правила содержат ряд конкретных предложений, которые рекомендуется выносить судом по замене тюремного заключения.

Токийские правила предусматривают рекомендации, которыми может воспользоваться суд, но уже после вынесения приговора. В частности, суд может установить в отношении осужденного следующие санкции: отпуск и помещение в исправительные учреждения полутюремного типа; освобождение в связи с работой или учебой; различные формы освобождения под честное слово; сокращение срока; помилование (п. 9.2 Правил).

По рекомендации Токийских правил любой вид освобождения от тюремного заключения для принятия не связанных с ними мер рассматривается по возможности на самой ранней стадии. Если же режим обращения, не связанный с лишением свободы, окажется неэффективным, то к правонарушителям рекомендуется применять строгие меры воздействия, вплоть до тюремного заключения (п. 14.3). Токийские правила устанавливают определенные требования к квалификации персонала, которые должны работать с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Пункт 15.2 Правил гласит, что "лица, назначаемые для применения не связанных с тюремным заключением мер, должны обладать соответствующими личными качествами и по возможности надлежащей профессиональной подготовкой и практическим опытом. Такие требования должны быть четко определены". Правила, в частности, рекомендуют обеспечивать набор квалифицированного персонала и исключить текучесть кадров, а также обеспечивать соответствующее служебное положение, надлежащие оклады и льготы и предоставлять широкие возможности для профессионального роста и продвижения по службе (п. 15.3).

Лицам, поступающим на службу, необходимо пройти подготовку, включающую инструктаж о характеристике мер, не связанных с тюремным заключением, о целях надзора и различных условиях применения не связанных с тюремным заключением средств. В период несения службы персонал должен совершенствовать свои знания и профессиональные навыки путем прохождения обучения без отрыва от работы на курсах повышения квалификации.

Раздел 7 Токийских правил рекомендует использовать участие общественности (добровольцев) в исправлении лиц, в отношении которых приняты меры, не связанные с тюремным заключением. Пункт 17.2 указывает, что "участие общественности следует рассматривать как предоставляемую членам общества возможность внести свой вклад в дело защиты интересов общества".

Представителям общественных формирований следует проходить подготовку для выполнения своих конкретных обязанностей. Им должна быть представлена возможность обращения за помощью и советом в компетентные органы и получать у них консультации.

Пункт 19.3 указывает, что представители добровольных организаций страхуются от несчастного случая, телесного повреждения при выполнении ими своих обязанностей. Они должны получать общественное признание за те услуги, которые они оказывают обществу в интересах его благосостояния. Им возмещаются дозволенные расходы, которые они несут при выполнении своей работы.

В п. 20.20 говорится, что научные изыскания по поиску альтернативы реальному тюремному заключению рекомендуется осуществлять каждому государству на постоянной основе. И объектом исследований должно стать такое перспективное направление, как выработка эффективных мер уголовного воздействия в отношении преступников, которые не связаны с их тюремным заключением.

Проблематике отношения к несовершеннолетним правонарушителям посвящены Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, которые были предложены седьмым Конгрессом ООН и утверждены Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Данный свод принципов сокращенно называются Пекинскими правилами, что связано с местом их разработки <272>.

--------------------------------

<272> См.: Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1989. Вып. 1. С. 138 - 142.

 

Рассматриваемый документ устанавливает правила обращения с несовершеннолетними лицами, совершившими правонарушения, на всех стадиях уголовного процесса и применяется с учетом экономических, социальных и культурных условий того или иного государства.

Часть 5 Пекинских правил устанавливает принципы обращения с несовершеннолетними правонарушителями непосредственно в исправительных учреждениях. При этом в п. 1.6 Правил указывается, что помещение несовершеннолетних в пенитенциарное учреждение должно рассматриваться как крайняя мера? и срок содержания в таком учреждении также должен быть по возможности максимально кратким. Кроме того, в соответствии с общими правилами несовершеннолетние лица должны содержаться в местах заключения отдельно от взрослых.

Правила определяют, что целями воспитательной работы с несовершеннолетними является их полноценная общеобразовательная и профессиональная подготовка, обеспечение за ними ухода, защиты и помощи. Одновременно подчеркивается, что помощь несовершеннолетним включает в себя следующие ее разновидности: социальную, медицинскую, психологическую, физическую. Родители и опекуны должны иметь право посещать осужденных.

На всех этапах исполнения лишения свободы предусматривается индивидуальный подход к осужденным с учетом их возраста, пола, личности, а также удовлетворения их различных нужд. При этом п. 26.4 Пекинских правил указывает, что "молодым женщинам-правонарушителям, помещенным в исправительное учреждение, должно уделяться особое внимание с учетом их личных нужд и проблем. Им должны обеспечиваться уход, защита, помощь, обращение и профессиональная подготовка, как и молодым мужчинам-правонарушителям". Это имеет особо важное значение для решения конкретных проблем и нужд в отношении несовершеннолетних осужденных-женщин в процессе исполнения наказания в местах лишения свободы. Данное правило актуально, ибо женщинам-правонарушителям всегда уделяется меньше внимания, чем осужденным-мужчинам. На это справедливо указывалось на шестом Конгрессе ООН.

Пекинские правила рекомендуют к исправляющимся применять условное освобождение в более широких масштабах и по возможности в ранние сроки. Освобождающиеся условно из исправительных учреждений должны получать социальную поддержку со стороны общины и находиться под надзором компетентного учреждения.

Статья 29 Пекинских правил использует такой термин, как "реинтеграция несовершеннолетних". Здесь имеется в виду создание надлежащих условий для вхождения несовершеннолетних в жизнь общества через промежуточные организации, то есть через исправительные учреждения с особенным режимом, центры дневной подготовки, воспитательные дома, а также другие формы и методы воспитательного воздействия. Пекинские правила рекомендуют также усилить научные разработки по проблемам обращения с несовершеннолетними.

 

§ 5. Проблемы реализации международно-правовых норм

и стандартов обращения с заключенными

 

Эффективная реализация международно-правовых стандартов зависит от степени соответствия международных норм национальному законодательству России, а также практики деятельности ее пенитенциарной системы, которая с позиций международных рекомендаций нуждается в дальнейшем совершенствовании <273>. Поэтому внедрение тех или иных стандартов не следует рассматривать как одноименный либо разовый акт.

--------------------------------

<273> См.: Шмаров И.В. Разработка уголовно-исполнительного законодательства в свете соглашений о защите прав человека и документов ООН, определяющих принципы обращения с осужденными // Советское гос-во и право. 1990. N II. С. 39 - 47.

 

Перед правотворческими органами РФ и ее пенитенциарной системой в соответствии с Заключением N 193 по заявке России на вступление в Совет Европы от 25 января 1996 г. были поставлены конкретные задачи:

1) передать управление пенитенциарными учреждениями и надзор за исполнением наказаний в компетенцию Министерства юстиции;

подписать в течение одного и ратифицировать не позднее чем через три года Конвенцию, касающуюся отмены смертной казни в мирное время, и установить со дня вступления в Совет Европы мораторий на исполнение смертных приговоров (п. "ii");

в соответствии с Рекомендацией R (87) 3 о единых европейских пенитенциарных правилах улучшить условия содержания заключенных, в частности безотлагательно улучшить по сути нечеловеческие условия содержания во многих следственных изоляторах (п. "ix");

продолжать проведение правовой реформы с тем, чтобы привести все национальное законодательство в соответствие с принципами и стандартами Комитета министров Совета Европы (п. "xx") <274> и т.д.

--------------------------------

<274> См.: Революция (96) 2. Приглашение РФ стать членом Совета Европы (принята Комитетом министров 8 февр. 1996 г. на 557-м заседании на уровне постоянных представителей). Страсбург: Совет Европы, Комитет министров. 40 с.

 

Данные требования Комитета министров Совета Европы к России связаны с тем, что в большинстве зарубежных государств смертная казнь отменена и там функционируют специальные тюрьмы, где заключенные отбывают пожизненное заключение; управление пенитенциарными учреждениями и надзор за исполнением наказаний входит в компетенцию Министерства юстиции; исполнение лишения свободы осуществляется в соответствии с Положением о европейских тюрьмах 1987 г., которое, по сути, является пересмотренным и дополненным вариантом Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

Для того, чтобы решить данные проблемы в России в полном объеме, предъявленные к ней Советом Европы, и особенно вопросы, связанные с комплексом дифференцированных материально-бытовых условий содержания осужденных в местах лишения свободы, обеспечением правонарушителей оплачиваемым трудом, решения сложнейших в финансовом отношении вопросов социально-реабилитационной помощи освобожденным, по-видимому, потребуется более или менее длительный период времени.

В данном направлении многое уже сделано. В частности, подписан Указ Президента РФ 8 октября 1997 г. N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РФ", в п. 1 которого говорится: "Осуществить поэтапное реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РФ, предусмотрев ее передачу в ведение Министерства юстиции РФ". Принят Указ от 16 мая 1996 г. "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". В настоящее время в связи с жесткой позицией Совета Европы Россия взяла на себя обязательство отменить высшую меру наказания, а с момента вхождения в Совет Европы ею установлен мораторий на исполнение приговоров о смертной казни.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уже функционирует ряд специальных учреждений для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, и для лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы (ст. 126 УИК РФ).

Одной из наиболее актуальных задач является более углубленная дифференциация условий содержания осужденных в зависимости от степени их социально-нравственной запущенности (деградации), поведения в период отбывания наказания, в том числе состояния здоровья.

Статья 9 Декларации о правах инвалидов 1975 г. указывает, что "если пребывание инвалидов в специальном учреждении является необходимым, то сфера и условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать среде и условиям нормальной жизни" <275>. Аналогичная норма стандарта предлагается Декларацией в отношении умственно отсталых лиц <276>.

--------------------------------

<275> См.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Док. и мат-лы. М., 1989. С. 478 - 480.

<276> См.: Декларация о правах умственно отсталых лиц 1971 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Док. и мат-лы. М., 1989. С. 461 - 462.

 

В указанных международно-правовых документах отсутствуют прямые рекомендации о создании для инвалидов и лиц с умственными недостатками специальных тюрем. Однако тюрьмы такого профиля с лечебным режимом имеются в Англии, Франции, ФРГ, Японии.

В России таких специальных колоний пока нет (за исключением туберкулезных больниц). Строительство учреждений подобного типа в России на ближайшее время не планируется, хотя необходимость в таких местах заключения имеется.

Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы ставит конкретные и реально достижимые в перспективе задачи, такие, как:

создание в каждом регионе (субъекте РФ) системы учреждений, исполняющих наказания, обеспечивающих исполнение лишения свободы в отношении основной части осужденных по месту жительства или совершения преступления; преобразование предприятий, учреждений, исполняющих уголовные наказания, в государственные унитарные предприятия (федеральные казенные предприятия). Перед пенитенциарной системой России стоят и иные проблемы:

в соответствии с международными нормами содержать раздельно впервые и повторно осужденных за насильственные преступления, положительно характеризующихся и злостно нарушающих режим;

постоянно дифференцировать режим отбывания наказания;

3) поэтапно изменять условия содержания осужденных в зависимости от их поведения, вплоть до проживания лиц, вставших на путь исправления, вне колонии для их подготовки к социальной реабилитации.

Актуальной является проблема создания центров классификации осужденных по примеру Англии, ФРГ, Японии. Главной целью любой классификации осужденных является обеспечение их безопасности, а также обеспечение микросоциальных условий содержания осужденных (индивидуальное питание, отдельные камеры, материально-бытовое и медико-санитарное обслуживание и пр.).

Стандартные минимальные правила ООН рекомендуют, чтобы каждый осужденный имел отдельную камеру или комнату (п. 1 ст. 9).

Преимущество одиночного тюремного содержания заключенных, как представляется, является более предпочтительным, ибо оно позволяет:

более глубоко изучить личность правонарушителя и пресечь всякие недозволенные связи исправляемого с другими категориями преступных элементов;

предупредить в местах лишения свободы массовые беспорядки, погромы, поджоги и иные бесчинства, влияние неформальной субкультуры или так называемых лидеров отрицательной направленности;

исключить латентное насилие, развращающее влияние одних категорий заключенных на других, терроризировать лиц, вставших на путь исправления, и умышленно творить зло;

предупредить создание преступных группировок, как в местах лишения свободы, так и за их пределами;

освободить администрацию от такой сферы оперативно-розыскной деятельности, как использование услуг лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе;

более эффективно воздействовать на злостных нарушителей отбывания наказания и способствовать более успешному их исправлению;

реально обеспечить юридическую защиту осужденным и решить подавляющее большинство проблем, связанных с безопасностью не только осужденных, но и персонала;

сокращать сроки наказания и делать лишение свободы более цивилизованным.

В новом уголовно-исполнительном законодательстве о переходе на тюремную систему, тем более на одиночное содержание, ничего не говорится, хотя некоторые тенденции расширения камерного содержания осужденных предусматриваются (перевод осужденных в единые помещения камерного типа, на строгие условия содержания во всех видах исправительных колоний, где они должны содержаться в запираемых помещениях, и др.).

По мере совершенствования уголовно-исполнительной системы камерное содержание осужденных будет расширяться с учетом обеспечения безопасности осужденных и исключения тех негативных обстоятельств, о которых было сказано выше. К сожалению, следует признать, что при всех достоинствах колоний они достаточных гарантий обеспечения жизни и здоровья осужденным не представляют. Лица, в отношении которых существует реальная угроза физической расправы со стороны лиц, противодействующих установленному порядку отбывания наказания, должны иметь объективно абсолютное право на отдельную камеру либо помещаться в отдельную медицинскую палату-изолятор.

Одним из приоритетных направлений деятельности государства и персонала уголовно-исполнительной системы является организация общеобразовательного обучения осужденных, которое следует увязывать с действующей в государстве системой образования с таким расчетом, чтобы после освобождения осужденные не испытывали затруднений при продолжении своего образования.

В условиях безработицы среди осужденных общеобразовательное обучение должно рассматриваться в качестве важнейшего средства исправления. В связи с этим целесообразно стимулировать получение осужденными не только среднего, но и высшего образования. Таким образом, для достижения целей наказания исправительные учреждения обязаны использовать все воспитательные и духовные силы, которыми они располагают, реализуя их с учетом потребностей исправления каждого осужденного.

Совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы связано с непосредственным развитием прикладной и фундаментальной науки специальными научными центрами на постоянной основе. Приоритетными направлениями научных исследований должны быть концептуальные проблемы совершенствования всей уголовно-исполнительной системы. Сюда в первую очередь следует включить:

дальнейшее совершенствование законодательной и подзаконной нормативно-правовой базы деятельности пенитенциарной системы и улучшение ее организационно-структурного построения;

повышение эффективности форм и методов воспитательного воздействия на осужденных с учетом достижений отечественного и зарубежного опыта;

повышение качества подбора и подготовки кадров. Формирование у личного состава навыков выполнения поставленных задач;

создание единой пенитенциарной системы России, исполняющей все предусмотренные уголовным законодательством виды уголовных наказаний;

внесение соответствующих изменений в учебные программы учебных заведений ФСИН России.

Следует также обратить внимание на положение ч. 4 ст. 12 УИК РФ, где сказано, что осужденные имеют право обращаться с жалобами в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Проведенное исследование установило, что 88% опрошенных (проинтервьюировано 546 осужденных и 106 человек из числа персонала) кроме ООН и Совета Европы - других субъектов, относящихся к межгосударственным организациям, назвать затруднились <277>.

--------------------------------

<277> См.: Сизый А.Ф. Международно-правовые акты, стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации в свете нового уголовно-исполнительного законодательства РФ: Учеб. пособие. Чебоксары, 1998. С. 52.

 

Весьма ограниченная информация о межгосударственных организациях содержится даже в наиболее квалифицированном и полном издании Комментария к УИК РФ 1997 г., подготовленного учеными Рязанского института права и экономики. Здесь дается лишь приблизительный перечень таких международных субъектов (Комитет ООН по правам человека, Комитет ООН против пыток, Европейский суд по правам человека, Европейская комиссия по правам человека, Европейский комитет по предотвращению пыток и бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, "Международная амнистия", "Международная тюремная реформа"). И на этом вся информация по данному вопросу фактически исчерпывается <278>.

--------------------------------

<278> См.: Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу РФ и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / Под ред. П.Г. Мищенкова. М., 1997. С. 59 - 60.

 

К тому же, в литературе по пенитенциарным проблемам о месте нахождения таких межгосударственных органов ничего не говорится, куда бы правонарушители смогли обратиться с жалобами и заявлениями. Закон не определяет порядок направления обращений осужденных в Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд. Налицо довольно-таки часто встречающаяся в новом российском законодательстве ситуация, когда законы имеются, а механизмы его реализации еще не установлены.

Тем не менее всем обращающимся с жалобами (заявлениями) в межгосударственные организации следует разъяснять, что рекомендации (решения) международных субъектов для судов и иных правоохранительных органов РФ, в том числе и для администрации исправительных учреждений, обязательными не являются.

Все международно-правовые стандарты с учетом их внедрения в практику пенитенциарных учреждений Российской Федерации можно разделить на два временных периода.

Во-первых, стандарты, для внедрения которых имеются все условия. Рассматриваемая группа стандартов в практику деятельности исправительных учреждений внедряется, как правило, сразу. В связи с этим многие положения, содержащиеся в международно-правовых стандартах, уже восприняты новым уголовно-исполнительным законодательством РФ и успешно реализуются в практике деятельности уголовно-исполнительной системы. В частности, в УИК РФ нашли свое последовательное отражение идеи гуманного отношения к лицам, отбывающим наказания, расширением их правового статуса, а также защиты их прав, чести и достоинства.

В УИК РФ были внесены существенные изменения, направленные на гуманизацию процесса отбывания наказания. Впервые в ст. 8 УИК получили законодательное закрепление его принципы. Получил законодательное урегулирование и такой основополагающий принцип, как принцип гуманизма в процессе исполнения уголовных наказаний. В частности:

в отношении лиц, лишенных свободы, на общих основаниях распространено обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение (ст. 98 УИК);

осужденным разрешен ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 104 УИК);

определенной категории лиц, отбывающих наказание, разрешен выезд за пределы исправительного учреждения на время отпуска за счет собственных средств (ст. 97 УИК);

осужденные могут выписывать газеты и журналы, издаваемые не только в РФ (ст. 95 УИК);

предоставлено реальное право на телефонные разговоры (ст. 92 УИК) и пр.

Часть 4 ст. 3 УИК РФ указывает: "Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказания и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей". Из данного положения следует, что имеются категории международно-правовых стандартов, для внедрения которых требуется определенный период времени.

Наряду с рекомендацией Совета Европы по вопросу отмены смертной казни, поддержания безопасности и дисциплины перед уголовно-исполнительной системой, в соответствии с международными стандартами, стоят проблемы иного порядка. К таковым следует отнести:

строительство новых учреждений для лиц, приговоренных к пожизненному лишению свободы;

дальнейшее совершенствование деятельности мест предварительного заключения под стражу (обеспечение обвиняемых и подозреваемых камерной площадью с учетом правил санитарии и гигиены);

предоставление осужденным возможности иметь отдельную камеру;

создание специальных мест лишения свободы для отдельных категорий правонарушителей (умственно отсталых, инвалидов и пр.);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.