КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С заключенными и проблемы их реализации 5 страница
внедрение в полном объеме прогрессивной системы отбывания наказания, где было бы обязательно предусмотрено первоначальное отбывание лишения свободы в помещениях камерного типа; классификация (сегрегация) и распределение осужденных в зависимости не только от тяжести совершенного ими уголовного преступления, но и от характеристики их личности, ее социально-нравственных установок, социально-педагогической запущенности; установление международно-правовых стандартов на охрану здоровья осужденных, их медицинское страхование и т.д. С позиций международных стандартов актуальной остается проблема предупреждения рецидивной преступности среди контингента, освобождаемого из исправительных учреждений. Внедрение таких стандартов должно реализоваться по таким общепризнанным направлениям, как: укрепление института социальных работников; решение многогранных вопросов социальной адаптации в процессе отбывания уголовного наказания и особенно после освобождения из мест лишения свободы; обеспечение права освобождаемых на эффективную социальную поддержку в условиях свободы (обеспечение гарантированной работой, жильем, приличной одеждой и обувью по сезону, необходимой суммой денег и т.д.). В связи с этим представляется целесообразным урегулировать на законодательном уровне вопросы предоставления гарантированного места проживания с пропиской и работы для освобождаемых, не имеющих возможности вернуться к прежнему месту жительства. Для стимулирования правомерного поведения данной категории лиц их необходимо обеспечивать достаточными денежными средствами к существованию в первоначальный период освобождения их из исправительных учреждений. Инвалиды первой и второй групп, а также мужчины и женщины, достигшие пенсионного возраста, утратившие социально полезные связи, сразу же после освобождения из мест лишения свободы должны быть направлены в сопровождении социального сотрудника исправительного учреждения в дома для инвалидов либо пансионаты для лиц пожилого возраста. Освобождаемые, не прошедшие полного медицинского лечения и нуждающиеся в дальнейшем врачебной помощи, направляются в медицинские учреждения министерства здравоохранения, где им должна оказываться необходимая медицинская поддержка за счет государственных средств. Все вопросы социальной адаптации освобожденных должна, как правило, решать районная, городская служба трудового и бытового устройства граждан при содействии социальных работников исправительных учреждений, представителей общественности и благотворительных организациями. Органы милиции от вышеперечисленных функций целесообразно освободить, поскольку они не соответствуют ее назначению. Указанные проблемы в законодательстве постепенно устраняются, поскольку процесс реформирования пенитенциарной системы России начался и еще продолжается. Это подтверждает действующее уголовно-исполнительное законодательство РФ, которое в основном отвечает международным нормам и принципам обращения с осужденными, закрепленными в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, международных пактах о правах человека и других международных стандартах. В плане внедрения требований международно-правовых договоров и стандартов, а также в целях повышения эффективности деятельности мест исправительных учреждений разработана специальная Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы, которая устанавливает ряд первоочередных задач, основными из которых являются: продолжение разработки на законодательном, научном и практическом уровнях дифференциации органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания; расширение научных контактов с зарубежными научно-исследовательскими структурами, научными центрами ООН, Совета Европы, странами СНГ и дальнего зарубежья; принятие участия в работе международных конгрессов, симпозиумов, конференций; изучение зарубежного опыта деятельности пенитенциарных учреждений. С учетом изложенного внедрение в практику деятельности уголовно-исполнительной системы международно-правовых стандартов - это не разовое мероприятие, а длительный процесс, который будет зависеть от многих факторов, и в первую очередь от экономических возможностей РФ. В целом изучение, а также внедрение международно-правовых стандартов будет способствовать не только совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства РФ, качественному улучшению деятельности уголовно-исполнительной системы, гуманному обращению с осужденными, защите их прав и законных интересов, но и формированию нового мышления с учетом последних достижений пенитенциарной науки и мирового опыта, практики ресоциализации правонарушителей.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990. Советское исправительно-трудовое право: Учебник / Под ред. Н.А. Стручкова, Ю.М. Ткачевского. М., 1983. Уголовно-исполнительное право: Курс лекций / Под ред. В.М. Анисимкова. Саратов, 2001. Уголовно-исполнительное право: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Анисимкова, В.И. Селиверстова. Краснодар, 2003. Уголовно-исполнительное право: Учебник для юрид. вузов / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2003. Уголовно-исполнительное право России: Учебник и осн. норм.-прав. акты / Под ред. О.В. Филимонова. М., 2004. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Международная защита прав и свобод человека. М., 1990. Уголовно-исполнительное право: Сб. нормативных актов / П.Г. Пономарев, В.С. Радкевич, В.И. Селиверстов. М., 1997. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. И.В. Шмарова. М., 1996.
КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (науч. ред. А.С. Михлин) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт, 2008.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ: Краткий комментарий А.С. Михлина. 3-е издан., перераб. и доп. М., 2004.
КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (под ред. А.И. Зубкова) включен в информационный банк согласно публикации - НОРМА, 2008 (4-е издание, переработанное).
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / Под ред. А.И. Зубкова. М., 2004. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. М., 1997. Артамонов В.И. Наука советского исправительно-трудового права. М., 1974. Астемиров З.А., Калинин В.Ю. и др. Современные пенитенциарные системы капиталистических государств. Рязань, 1977. Анисимков В.М. Криминальная структура. Уфа, 1988. Анисимков В.М., Рыбак М.С. Субкультурные категории осужденных в местах лишения свободы (Криминальные). Саратов, 1997. Анисимков В.М., Рыбак М.С. Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права. Саратов, 1998. Анисимков В.М. Россия в зеркале уголовных традиций тюрьмы. СПб., 2003. Дементьев С.И. Лишение свободы. Уголовно-правовые и исправительно-трудовые аспекты. Ростов н/Д, 1981. Елеонский В.А. Воздействие наказания на осужденных. Рязань, 1980. Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. М., 2000. Иванов В.Ф., Малько А.В., Рыбак М.С. Правовое стимулирование исправления осужденных к лишению свободы в современных условиях // Государство и право. 1994. N 7. Конегер П.Е. Сущность и проблемы правоприменения мер дисциплинарного воздействия на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Саратов, 2004. Крахмальник Л.Г. Кодификация исправительно-трудового законодательства. М., 1978. Кузнецов Ф.Г., Подымов Ф.Е., Шмаров И.В. Эффективность деятельности исправительно-трудовых учреждений. М., 1968. Мелентьев М.П. Структура советского исправительно-трудового права. Рязань, 1981. Минязева Т.Ф. Проблемы правового статуса личности осужденных в РФ: Автореф. д.ю.н. М., 2001. Михлин А.С. Личность осужденных к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания. Фрунзе, 1980. Михлин А.С. Проблемы досрочного освобождения от наказания: Учебное пособие. М., 1982. Наташев А.Е., Стручков Н.А. Основы теории исправительно-трудового права. М., 1967. Рыбак М.С. Воспитательная работа как средство ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях: Учеб.-метод. пособие. Саратов, 1998. Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. Саратов, 2001. Рябинин А.А. Основы исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права Российской Федерации. М., 1995. Рыбак М.С. К вопросу о политических и социально-экономических правах граждан, лишенных свободы // Права человека: Пути их реализации: Мат-лы междунар. конф. (8 - 10 окт. 1998 г.). Саратов, 1998. Рыбак М.С. Пенитенциарная политика: имеет ли осужденный право на поощрение? // Правовая политика и правовая наука. N 2. М.: Саратов, 2001. Рыбак М.С. Вопросы правового воспитания. Саратов, 1975. Рыбак М.С. Шефство над исправительно-трудовыми учреждениями. Саратов, 1972. Селиверстов В.И., Филимонов О.В. Правовое положение осужденных: Лекция. М., 1997. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части. М., 1984. Проблемы Особенной части. М., 1985. Селиверстов В.И. Проблемы развития исполнения уголовно-исполнительного законодательства и уголовно-исполнительной системы России // Развитие теории наказания в уголовно-исполнительном праве. М., 2000. Селиверстов В.И. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказание. М., 1992. Сизый А.Ф. Международно-правовые акты обращения с заключенными: Учеб. пособие. Чебоксары, 1998. Сизый А.Ф. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными: Учеб.-метод. пособие. Рязань, 1995. Сизый А.Ф. Стимулирующие нормы уголовно-исполнительного права и их применение в процессе формирования правопослушного поведения осужденных (концептуальные проблемы теории и практики): Чебоксары, 1998. Ткаческий Ю.М. Прогрессивная система исполнения наказаний. М., 1997. Уголовно-исполнительное право / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2002. Уголовно-исполнительное право: Курс лекций / Под ред. В.М. Анисимкова, С.А. Капункина, М.С. Рыбака. Саратов, 2001. Уголовно-исполнительное право: Сб. норм. актов / П.Г. Пономарев, В.С. Радкевич, В.И. Селиверстов (в 2-х томах). М., 1997. Характеристика осужденных к лишению свободы: по мат-лам спец. переписи 1999 г. / Под ред. А.С. Михлина. М., 2001.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ФСИН России
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в статью 100 Уголовно-исполнительного кодекса РФ". Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ". Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 261-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ". Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ". Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ". Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 106-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регламентации отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ". Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 111-ФЗ "О внесении изменения в статью 20 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации". Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 191-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации". Федеральный закон от 27 июля 2009 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы". Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Указ Президента РФ от 8 октября 1997 г. N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РФ". Указ Президента РФ от 17 сентября 1998 г. N 1116 "О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел РФ". Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ". Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции РФ". Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы федеральной службы исполнения наказаний". Указ Президента РФ от 21 марта 2005 г. N 317 "О некоторых вопросах федеральной службы исполнения наказаний". Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел РФ". Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 15 января 1993 г. N 30 "Об упорядочении использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территории Российской Федерации". Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации". Постановление Правительства РФ от 24 января 1994 г. N 40 "Об утверждении норм обеспечения оружием, боеприпасами к нему и специальными средствами сотрудников уголовно-исполнительной системы". Постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда". Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 922 "Об утверждении нормативов штатной численности персонала учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с особыми условиями хозяйственной деятельности, а также следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы". Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 964 "О передаче внутренними войсками Министерства внутренних дел РФ учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы функций по охране учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объектов". Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности". Постановление Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях". Постановление Правительства РФ от 30 октября 1998 г. N 1254 "Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ". Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 366 "О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функций конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу". Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. N 134 "О финансировании уголовно-исполнительных инспекций". Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 54 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью". Постановление Правительства РФ от 2 июня 2006 г. N 343 "Об установлении надбавок за ученую степень и (или) ученое звание сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту". Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2006 г. N 540 "О Федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)".
Приложение 2
Международная нормативно-правовая база
Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Документы Совета Европы (часть 1). М., 2000. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г. // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 9 декабря 1975 г. // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. Кодекс ООН поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 декабря 1979 г. // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, от 18 декабря 1982 г. // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. Правила Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29 ноября 1985 г. // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. Рекомендация N R (87) 3 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил от 12 февраля 1987 г. // Документы Совета Европы (ч. 1). М., 2000. С. 41 - 70. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. // Документы Совета Европы (ч. 2). М., 2000. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних. (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде 14 декабря 1990 г.) // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Приняты 14 декабря 1990 г. // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. Резолюция (96) 2. Приглашение РФ стать членом Совета Европы (принята Комитетом министров 8 февраля 1996 г. на 557-м заседании на уровне постоянных представителей). Страсбург: Совет Европы, Комитет министров.
Приложение 3
Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
По состоянию на 1 ноября 2009 г. в учреждениях УИС содержалось 875,8 тыс. человек, в том числе: в 755 исправительных колониях отбывали наказание 731,4 тыс. человек; в 225 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, при колониях содержалось 135,2 тыс. человек; в 7 тюрьмах отбывали наказание 2,9 тыс. человек; в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 6,3 тыс. человек. В учреждениях содержится 70,4 тыс. женщин, при женских колониях имеются 13 домов ребенка, в которых проживают 844 детей. Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 131 больница различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией. В состав УИС также входят: 2450 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоят на учете 549,9 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы; 205 федеральных государственных унитарных предприятий, 499 центров трудовой адаптации осужденных, 38 лечебно-, 40 учебно-производственных мастерских. При исправительных и воспитательных колониях функционируют 315 вечерних общеобразовательных школ и 521 учебно-консультационный пункт, 338 профессионально-технических училищ, действуют 510 храмов, 734 молитвенные комнаты. Штатная численность уголовно-исполнительной системы, содержащейся за счет средств федерального бюджета, составляет 328 166 единиц, из них: 265 031 должность, подлежащая замещению лицами начальствующего состава, 52 должности федеральной государственной службы и 63 083 должности гражданского персонала. Медицинское обслуживание личного состава осуществляют 47 учреждений здравоохранения, в том числе 25 центров медицинской и социальной реабилитации, 13 больниц, 6 военно-врачебных комиссий и 3 санатория. В составе УИС действуют 8 учреждений высшего профессионального образования с 7 филиалами, в том числе Академия права и управления, 74 учебных центров и пунктов, институт повышения квалификации, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий (с 3 филиалами). Имеется Объединенная редакция, издающая журналы "Преступление и наказание", "Ведомости УИС", газету "Казенный дом" <279>. -------------------------------- <279> http:// www.fsin.su/ main.phtml?cid=6
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |