Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические теории онтогенеза




ДВА ТИПА ВОЗРАСТОВ: СТАБИЛЬНЫЙ И КРИТИЧЕСКИЙ

Глава 1 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОЗРАСТЕ

В психологии, главным образом детской и возрастной, под он­тогенезом понимают отрезок жизни чндивчда от рождения до на-с туп пения зрелое! и

Среди мноюобразия научных школ в психологии можно вы­делить две группы психологических теорий в зависимости от их взгляда на онтогенез. Представители первой из них рассматри­вают развитие в ею целостное г • и чеделчмости, не выделяя в нем отдельных периодов или этапов (Г. Оллпорт, Дж. Кеггелл, К. Роджерс, Г. Айзенк и др.)

В теориях этой группы, как правило, во главу угла ставится представление о некоторой целостности, например понятие личности. Далее предметом исследования становятся характери­стики этой целостности, ее внутренняя структура, условия про­исхождения. Даже признавая прижизненную динамику измене­ний данной целостности, изучая условия ее происхождения, ис­следователи не связывают жестко эти изменения с каким-то оп­ределенным возрастом. Возрастное развитие в этом случае придается фоном изучаемых изменений.

Вторую группу психологических теорий образую^ те, в кото рых онтогенез представляет собой чередование, смену определен­ных периодов развит ля (З.Фрейд, Ж Пиаже, А. Валлон Э.Эрик-сон, Л.С.Выготский, А.Н.Леонгьев и др.). Для обоснованного де­ления онтогенеза на определенные периоды каждый исследователь вводит собственные основания этого деления и представляет собст­венную теорию психического развития человека в онтогенезе.

Таким образом, в зависимости от исходных теоретических пред­ставлений онтогенез рассматривается как сугубо индивидуальная траектория (или тип траекторий), как непрерывная плавная чере­да микроизменений или, напротив, как последовательность отно­сительно устойчивых и отграниченных стадий, в принципе еди­ных для всех представителей данной культуры.

Можно говорить о некотором наглядном образе, который иллюстрирует данную психологическую концепцию, - «мета­форе развития». Так, в нарративной* психологии это образ че­тырех непересекающихся линий, поскольку в ней выделяют че­тыре типа представлений индивида о себе в зависимости от того, какое место в собственной жизни он себе отводит. Человек, напри­мер, может видеть себя героем, ответственным за все, что с ним происходит, или, наоборот, жертвой внешних обстоятельств и т. п. При таком взгляде на развитие личности выделяются четы­ре типа траекторий развития, а исследователя интересует в пер­вую очередь различие между этими выделенными типами, а не их изменения с возрастом. В теориях «большой пятерки», где лич­ность описывается пятью основными характеристиками (пятью шкалами), а индивидуальное развитие определяется вкладом каждой из пяти переменных, это «пучок» линий развития, где каждая отдельная линия представляет индивидуальную траекто­рию развития.

В отечественной психологии принят иной образ. В ней возраст рассматривается как относительно устойчивый отрезок развития -каждый возраст представлен своей «ступенькой».

Почему так по-разному описывается онтогенез в различных психологических школах? Мы видим, что исследователи выделя­ют как самое существенное в онтогенезе различные его стороны.

Так, понять причины уникальности и неповторимости челове­ка - задача тех, кто придерживается образа «пучка» индивидуаль­ных линий развития. Вместе с тем, люди в чем-то схожи, понять поведение человека можно, сравнив его с поведением другого, похожего на него. Эта схожесть и становится главным фактором для тех исследователей, которые заняты разработкой разного ро­да типологий - описанием личностных типов, как это делается в рамках нарративной психологии.

В нашей обыденной жизни также существует представление о возрасте. Мы по-разному общаемся с детьми разного возраста. Трехлетнего ребенка взрослый, возможно, погладит по головке, а новорожденного воздержится трогать. Первоклассника спросит о школе, а с подростком и не сразу сообразит, о чем можно загово­рить. Все это элементы нашей «житейской психологии». Это озна­чает, что возраст, особенно возраст ребенка, реально существующая характеристика, определяющая наше поведение и отношение к человеку.

Можно сказать, что возраст - это эмпирическое понятие, т.е. понятие, возникшее как обобщение внешне заметных, чувственно воспринимаемых признаков. Такое обобщение существует исход­но в самих наших представлениях о жизни и о ребенке. Если это эмпирическое понятие становится предметом анализа и исследо­вания, возникают возрастные теории онтогенеза. И тогда эмпи­рическому понятию «возраст» начинает соответствовать какое-то научное понятие.

Именно эмпирическое понятие возраста и его научный аналог -научное понятие - и становятся основными в тех научных теори­ях, которые принято называть возрастными. В них на первый план выходят проблемы описания возраста - его характеристик, длительности, условий возникновения и завершения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.