Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки 1 страница. Государственная служба




Термины

Государственная служба

Государственный служащий

Государственная должность государственной службы

Квалификационные разряды государственных служащих

Денежное содержание государственных служащих

Стаж государственной службы

1. Назовите основные права государственных служащих Российской Фе­дерации.

2. Какие обязанности на государственных служащих возлагает Федераль­ный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации»? Перечислите основные из них

3. С чем связаны ограничения у государственных служащих? Назовите основные ограничения, связанные с государственной службой.

4. На основании каких нормативных правовых актов государственным служащим присваиваются квалификационные разряды? Какое должностное лицо вправе присвоить государственному служащему квалификационный разряд действительного государственного советника Российской Федера­ции (1, 2, 3-го класса) и государственного советника Российской Федерации (1, 2, 3-го класса)?

5. Перечислите основные гарантии, установленные Федеральным зако­ном «Об основах государственной службы Российской Федерации» для го­сударственных служащих.

6. Назовите состав денежного содержания государственных служащих Какими нормативными правовыми актами регулируются размеры денежного содержания федеральных государственных служащих?

Раздел VII

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ФОРМИРОВАНИИ И ПОЛИТИКЕ ДОХОДОВ

Содержание раздела VII

Глава 21. формирование основных доходов в развитой рыночной экономике

21.1. Основные доходы в рыночной экономике

21.2. Прибыль как основной мотив предпринимательской деятель­ности

21.3. Регулирование величины заработной платы

21.4. Профсоюзы на рынке труда

21.5. Реальная заработная плата и спираль «заработная плата — цены»

21.6. Организация заработной платы, ее формы и системы Глава 22. Политика налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой 22 1. Общие принципы и основные характеристики системы налого­обложения

22.2. Реформирование системы прямого налогообложения

22.3. Реформирование косвенного налогообложения

22.4. Взносы работодателей на социальное обеспечение

Раздел VII. Зарубежный опыт в формировании и политике доходов

Глава 21. Формирование основных доходов в развитой рыночной экономике

21.1. Основные доходы в рыночной экономике

Доходы, включаемые в национальный доход

Основные доходы и их распределение в рыночной экономике раз­витых стран в наиболее обобщенном виде представлены в двух важ­нейших стоимостных показателях — национальном доходе и объеме денежных доходов населения. Важнейшие отличия этих двух показа­телей связаны с их различным смыслом.

Национальный доход в соответствии с западной экономической теорией предназначен отразить весь объем денежных доходов, кото­рые с позиций этой теории трактуются как порождение различных факторов производства (труда, капитала, умелого руководства произ­водством в рыночной экономике и др.). Так, в национальный доход не включаются те доходы, которые рассматриваются как результат чисто перераспределительных процессов в экономике.

Основными из подобных невключаемых доходов являются соци­альные трансфертные доходы, например, такие доходы социального обеспечения, как пенсии, пособия, стипендии и т.п., и проценты по государственным ценным бумагам.

Укажем доходы, включаемые в национальный доход.

Заработная плата рабочих и служащих— плата за наемный труд независимо от его характера или сферы применения; она включает также любые дополнительные к заработной плате вы­платы и взносы предпринимателей на социальное обеспечение.

Доходы от собственности, распадающиеся на три эле­мента:

Дивиденд — доход на такой вид ценных бумаг, как акции; акции являются титулом собственности на выпустившую их акционерную компанию (конечно, в размере стоимости самой акции). Соответст­венно дивиденд выступает как реализация этой собственности, вы­плачивается из полученной акционерной компанией (корпорацией) прибыли и зависит от размера этой прибыли. В условиях высокой прибыльности акционерной компании владельцы ее акций получают высокие дивиденды, и, наоборот, в случае плохих показателей хозяй­ственной деятельности компании могут оказаться без дивидендов;

Процент — плата за предоставление определенной денежной суммы во временное пользование другому лицу или хозяйственному субъекту. Обычно он является более фиксированной по сравнению с дивидендом, хотя и изменяющейся величиной. Процентные платежи поступают за различные виды денежного кредита, в том числе и в качестве платы владельцам такого вида ценных бумаг, как облигации частных компаний (свидетельство о том, что их держатель предоста­вил компании, выпустившей эти облигации, определенную денежную сумму в кредит);

Арендная плата или рента — плата за предоставление во временное пользование определенных натуральных ценностей. К наиболее рас­пространенным видам современной арендной платы относятся плата за жилье (квартплата), аренда помещений или оборудования, земель­ная рента и пр.

Необходимо сделать уточнение. В объем квартплаты, включаемый в национальный доход, входит не только ее реально уплаченная сумма, но и величина так называемой приписанной квартплаты, т.е. условно оцененной величины квартплаты, которую должны были бы выплачивать те лица, которые имеют собственное жилье, за это же жилье в случае его аренды. Включение в национальный доход подоб­ного в сущности фиктивного дохода выглядит весьма спорным.

Нераспределенная прибыль акционерных ком­паний (до изъятия налогов). К ней относятся прибыли акционер­ных компаний, остающиеся после уплаты ими дивидендов.

Доходы неакционерного предпринимательства (партнерства, индивидуальные собственники, кооперативы и др.). Теоретически они включают как прибыль, приходящуюся на эту часть предпринимательства, так и трудовой доход этих предпринимателей в том объеме, в каком они лично участвуют в производстве (занимает преобладающую часть или полностью равняется доходу в семейном и индивидуальном предпринимательстве).

Необходимо указать и на особенность в обозначении доходов неакционерного предпринимательства. Они обозначаются названием «предпринимательский доход». Подобное использование этого тер­мина не надо смешивать с иным его применением, особенно в полит­экономии XIX в., где он обозначал прибыль за вычетом процента.

Доходы государства от собственности и предпри­нимательства (с корректировкой на государственные субсидии).

Все эти доходы, созданные, как правило, в сфере предпринима­тельства, выступают как первичные доходы. Причем заработная плата и большая часть доходов от собственности и неакционерного пред­принимательства являются первичными доходами населения, которое затем на их основе формирует все свои расходы и сбережения. Не­распределенные прибыли акционерных компаний и остающаяся часть доходов от собственности и неакционерной деятельности вы­ступают как первичные доходы предпринимательства.

Для примера количественного распределения перечисленных до­ходов в составе национального дохода приведем данные последних лет по экономике США. Доля заработной платы (со всеми доплатами к ней) составляет в национальном доходе этой страны в различные годы 70-75% (в том числе около 12-13% — доплаты к заработной плате; примерно половина из них составляют взносы предпринима­телей на социальное обеспечение). Доля прибыли акционерных ком­паний до вычета налогов в национальном доходе США составляет 8-10%, а после вычета налогов — 5-7%. Примерно 5-9% составляют доходы неакционерного предпринимательства и еще примерно 10— 12% — такие доходы от собственности, как процентные платежи и арендная плата.

Состав денежных доходов населения

Для того чтобы получить представление о первичном распреде­лении доходов населения, необходимо рассмотреть долю различных доходов во втором важнейшем показателе — объеме его денежных до­ходов. В отличие от национального дохода он не включает нераспре­деленные прибыли акционерных компаний, часть дивидендов, кото­рая распределяется от одних компаний к другим, и взносы занятых на социальное обеспечение. Зато он включает не входящие в наци­ональный доход социальные трансфертные платежи и процентные платежи населению по государственным ценным бумагам.

Что касается доходов неакционерного предпринимательства, то они в одинаковом объеме (притом под названием «предприниматель­ский доход») присутствуют и в национальном доходе, и в объеме де­нежных доходов населения. Применительно к США оба агрегатных показателя количественно весьма близки друг к другу (объем денежных доходов населения лишь на несколько процентов превышает на­циональный доход).

В общем объеме денежных доходов населения США в последние годы заработная плата составляет 60-70%, доходы неакционерного предпринимательства—6-8, доходы от собственности — 14-16 (в том числе процентные платежи населению — 8-10%, арендные платежи — около 2 и платежи дивидендов населению — 2,5—4%), со­циальные трансфертные платежи — 10-15%.

Распределение доходов в США на основе двух агрегатных пока­зателей — национального дохода и объема денежных доходов насе­ления — представляет собой как бы эталон, к которому стремится, приближаясь в той или иной степени, распределение доходов в других странах с развитой рыночной экономикой. Отличия связаны со сте­пенью развития рыночных отношений и социального обеспечения. В странах с меньшей степенью рыночного развития доля заработной платы несколько ниже и в национальном доходе, и в объеме денежных доходов населения (хотя и составляет 50% или более), однако выше доля доходов неакционерного предпринимательства (в основном за счет индивидуального и семейного предпринимательства). В ряде стран больше доля социальных трансфертных платежей (15-20%).

Место отдельных доходов в агрегатных показателях

Данные о распределении доходов свидетельствуют о том, что в странах с развитой рыночной экономикой среди этих доходов заметно преобладает заработная плата, т.е. оплата за различные виды трудовой деятельности. Это преобладание типично применительно к обоим аг­регатным показателям, отражающим распределение доходов.

Если взять только национальный доход, то за заработной платой при заметном отставании от нее следуют прибыль акционерных ком­паний (до вычета налогов) и доходы неакционерного предпринима­тельства (в которых также частично заложена прибыль). Если взять объем денежных доходов населения, то в нем за заработной платой и также при заметном отставании следуют доходы от собственности, социальные трансфертные платежи и Доходы неакционерного пред­принимательства.

В доходах от собственности, получаемых населением, преоблада­ют процентные платежи. Относительно небольшая доля дивидендных платежей населению свидетельствует о том, что они продолжают кон­центрироваться лишь у небольшой части населения даже в такой раз­витой стране, как США.

Доходом, выступающим в качестве решающего стимула самого функционирования частнопредпринимательской рыночной эконо­мики, выступает прибыль. Поэтому обратимся далее сначала к ана­лизу проблем, связанных с формированием и функционированием прибыли, и затем к анализу проблем, относящихся к формированию и функционированию заработной платы.

21.2. Прибыль как основной мотив предпринимательской деятельности

Стимулирующая роль прибыли

Преобладающее значение среди субъектов рыночной экономики принадлежит различным формам частнопредпринимательской дея­тельности. Эффективность их деятельности выявляется прежде всего в получаемой ими прибыли. Поэтому получение и увеличение при­были, или, как это принято обозначать, максимизация прибыли, явля­ется основным стимулом частнопредпринимательской деятельности в рыночной экономике капитализма. Прибыль служит и решающим стимулом частнопредпринимательской деятельности, и основой ее продолжения и сохранения, особенно в стимулировании и обеспече­нии необходимыми финансовыми ресурсами инвестиционной актив­ности. Подобную роль прибыль играет не только в своем абсолютном выражении (в виде массы прибыли, т.е. определенной стоимостной величины), но и в относительном выражении. Во втором случае особо важен и в теоретическом, и в практическом отношении показатель нормы прибыли (выраженное в процентах отношение массы прибыли к величине капитала).

Роль прибыли можно правильно определить исходя из ее значи­мости в процессах ценообразования крупных компаний, в которых со­четаются элементы регулирования и конкуренции. В качестве базы цены выбираются прямые издержки на единицу продукции. К ним в виде процентной надбавки добавляются косвенные, или накладные, расходы, отнесенные в соответствии с тем или иным принципом на различные виды продукции, произведенные компанией. Наконец, к полученной сумме прямых и косвенных издержек на единицу продук­ции добавляется в виде процентной накидки та часть прибыли, которая приходится на единицу продукции. Полученная величина рассматри­вается в качестве цены, построенной по принципу полных затрат.

Надбавка к издержкам на прибыль устанавливается с учетом нормы прибыли, которую руководство компании считает необходимой для дальнейшего развития компании. В результате цена устанав­ливается компанией прежде всего с целью получения определенной, заранее запланированной нормы прибыли (отсюда и другое название этого метода — «целевое ценообразование»).

Величина целевой нормы прибыли определяется руководством крупной компании исходя из комплекса факторов, связанных с по­ложением на ее отраслевом рынке и с динамическим развитием дан­ной компании. Прежде всего учитываются емкость рынка на ее про­дукцию, опасность в случае чрезмерно высокой нормы прибыли при­влечь в отрасль новых конкурентов, необходимость финансирования будущих капиталовложений и расходов на научно-исследовательские цели, возможность обращения за финансовыми средствами к кредит­ным учреждениям или на рынок ценных бумаг, а также объем необ­ходимых дивидендных платежей акционерам компании, государст­венные налоги на прибыль и др.

Ценообразование для получения целевой нормы прибыли типич­но для большинства крупных компаний, особенно в условиях благо­приятной конъюнктуры. Однако запланированная величина целевой нормы прибыли и реальная величина ее нормы — понятия разные. В реальных условиях рынка та или иная крупная компания может столкнуться с такими рыночными силами, которые могут повести к значительным отклонениям ее реальной нормы прибыли от целевой.

Степень этого отклонения свидетельствует о прочности согласо­вания рыночной и ценовой политики ведущих компаний и соответ­ственно о степени регулирования цены, которая доступна крупным компаниям отрасли. Поэтому прибыль и особенно стремление к со­хранению целевой запланированной ее нормы является важным фак­тором инфляции, часто стимулируя крупные компании, особенно в условиях давления издержек, к повышению цен своей продукции.

Государственное регулирование прибыли

Наряду с указанными рыночными процессами большую роль в проявлении производственно-стимулирующей функции прибыли, ее максимизации играет и государство.

С точки зрения непосредственного воздействия государства на процесс максимизации прибыли особо можно выделить такие меры государственного регулирования рыночных структур, как антимоно­польное законодательство и поддержка малого бизнеса.

Во всех развитых странах существует антимонопольное законо­дательство, хотя и под различными названиями (в США, например, под названием антитрестовского законодательства). Несмотря на раз­личие названий, суть этих законов одна — поддержка в рамках оли­гополий конкуренции и ограничение монопольных сил (чаще всего запрет или ограничение формирования картельных соглашений, в том числе и тайных, направленных прежде всего на взаимодействие или прямое согласование ценовой и другой, связанной с ней рыночной политики компаний).

Одновременно в США и во многих других развитых странах в последние десятилетия использовались меры государственной под­держки и регулирования малого предпринимательства в целом, бла­гоприятные условия предоставления кредитов, налоговые льготы, особенно мелкому рисковому капиталу, другие формы государствен­ной поддержки вплоть до предоставления малому бизнесу весомой доли в государственных контрактах и др.

Следовательно, производственно-стимулирующая функция при­были в форме ее максимизации в современной развитой рыночной экономике проявляется в рамках комплекса условий (включая и ог­раничения), формируемых и самой рыночной средой олигополий (прежде всего функционированием в их рамках конкуренции), и эко­номическим регулированием государства.

Поэтому обычный средний размер нормы прибыли (до вычета на­логов) в реальном секторе производства составляет 10-15%, реже — 20%. Превышение указанной величины означает явное увеличение в норме прибыли чрезмерного выигрыша компаний либо от очень бла­гоприятной конъюнктуры, либо от реализации их хотя бы частичной монопольной власти над рынком, либо от того и другого. Более низкая норма прибыли обычно связана с неблагоприятной экономической конъюнктурой или ошибками в коммерческой политике фирм.

В рамках национального дохода основная масса прибыли высту­пает в виде прибыли акционерных компаний (корпораций); остальная масса выступает как часть доходов неакционерного предприниматель­ства. Косвенные оценки дают основание для определения доли общей массы прибыли (до вычета налогов) в национальном доходе США в 15-20%; примерно та же доля характерна для других стран с развитой рыночной экономикой.

Примерно треть общей массы прибыли акционерных компаний изымается в виде различных налогов на прибыль (см. гл. 22). Остав­шаяся после вычета налогов прибыль акционерных компаний распа­дается на две части: прибыль, распределяемая на дивиденды, нерас­пределенная прибыль, остающаяся в распоряжении компаний. Рас­пределение прибыли акционерных компаний (после вычета налогов) на эти две части в странах с развитой рыночной экономикой проис­ходит примерно поровну. Например, в США в последние годы доля прибыли акционерных компаний (после вычета налогов), распреде­ляемая на дивиденды, колеблется в пределах 40—65%.

Прибыль, и прежде всего прибыль акционерных компаний, со­ставляющих основную, если не преобладающую часть производства в ведущих отраслях стран с развитой рыночной экономикой, обеспе­чивает значительную долю финансовых и инвестиционных нужд этих компаний (включая и привлечение через систему дивидендов огром­ных финансовых средств для пополнения акционерного капитала). Именно здесь прибыль выступает в качестве решающего стимула и основы частнопредпринимательской деятельности в рыночной эко­номике.

Соответственно через рост всей рыночной экономики обеспечи­вается формирование и других доходов, в том числе и крупнейшего из них — заработной платы.

21.3. Регулирование величины заработной платы

Установление заработной платы

Величина заработной платы и другие условия труда в отраслях, в которых функционируют профсоюзы, определяются коллективными тарифными договорами, периодически заключаемыми на определен­ный срок в процессе переговоров между предпринимателями и проф­союзами. Причем, как правило, заработная плата, оговариваемая в та­рифных договорах, представляет собой минимальную величину поча­совой оплаты, ниже которой при каждом индивидуальном акте най­ма предприниматель не имеет права предлагать, а работник не имеет права соглашаться. Иначе говоря, тарифный договор применительно к заработной плате устанавливает ее коллективный минимум, что жестко ограничивает возможности предпринимателей использо­вать конкуренцию на рынке труда для снижения заработной платы.

Принцип коллективного минимума, используемый в тарифных до­говорах применительно к заработной плате, пользуется государствен­ной поддержкой. Это видно хотя бы из того, что государство в ряде стран законодательно устанавливает минимум заработной платы как обязательный норматив и тем самым также устанавливает предел воз­можностям предпринимателей чрезмерно снижать заработную плату.

Минимальная заработная плата, установленная государством, часто ниже минимального предела, устанавливаемого в тарифных со­глашениях между предпринимателями и профсоюзами, и обычно за­метно ниже средней заработной платы. Это объясняется принципи­ально разными задачами этих двух нормативов минимальной зара­ботной платы. Устанавливаемая государством минимальная заработ­ная плата играет роль определенного социального стабилизатора, пре­пятствующего уменьшению заработной платы ниже прожиточного минимума, т.е. минимальных условий выживания наемных работни­ков. Минимальный норматив заработной платы, фиксируемый в та­рифных договорах, направлен, наоборот, на формирование базы под­держания заработной платы охватываемых договорами работников на устойчиво высоком уровне и условий для ее дальнейшего повышения.

Например, в США минимальная почасовая заработная плата была установлена на государственном уровне в 1938 г. в размере 40—50% средней почасовой заработной платы работников обрабатывающей промышленности. Законодательно эта заработная плата была распро­странена на преобладающее большинство (около 90%) рабочих и слу­жащих страны. В начале 90-х гг. в США минимальная почасовая за­работная плата, установленная государством, равнялась 4,25 долл., в то время как средняя почасовая заработная плата во всем частнопред­принимательском секторе достигала 13,42 долл.

Разрыв между установленной государством минимальной заработ­ной платой и фактическими средними заработками (в пользу вторых) существует во всех странах, имеющих государственное законодатель­ство о минимальной заработной плате (наряду с США в Канаде, во Франции, Испании, Португалии и некоторых других). В тех же стра­нах, в которых государство не устанавливает гарантированный ми­нимум заработной платы (в ФРГ, Италии, Англии, Японии), решаю­щая роль принадлежит минимальным уровням заработной платы, ко­торые устанавливаются в коллективных договорах между предприни­мателями и профсоюзами. В некоторых из этих стран, например в ФРГ и Италии, государство законодательно распространяет уровень минимальной заработной платы, установленный в коллективных до­говорах, и на работников, не состоящих в профсоюзах.

В процессах формирования заработной платы в развитых странах четко проявляется сочетание влияния сходных методов и показателей на основе широкой самостоятельности предприятий в решении со­ответствующих вопросов и национальных особенностей, подчас весь­ма значительных

Практически во всех развитых странах исходной базой величины заработной платы служит тарифный заработок, формируемый на ос­нове тарифной сетки и надбавок к ней. Тарифный заработок совместно со сверхурочными выплатами формирует месячный заработок, его дополняют премии и другие "выплаты, имеющие определенную пе­риодичность в течение года. Роль подобных доплат весьма велика (на­пример, в США до 25% средней заработной платы в частнопредпри­нимательском секторе экономики).

Наряду с общими элементами формирования заработной платы в развитых странах существуют национальные различия. Специфика характерна, например, для Японии, где большую роль играет система пожизненного найма. С этой системой связано существование в япон­ских компаниях трех видов тарифных ставок — личной, трудовой и синтезированной Личная ставка связана с пожизненным наймом и устанавливается на основе сочетания ряда признаков, важнейшими среди которых являются возраст и стаж. Трудовая ставка учитывает квалификацию и результаты труда, а синтезированная ставка сочетает элементы личной и трудовой ставок. Именно эта ставка, в которой учитывается японский и западный опыт, используется в 2/3 компа­ний. Элементы японской традиционной системы пожизненного найма содержат своеобразные и мощные регулирующие силы на рынке труда этой страны. Их воздействие хотя и постепенно сокра­щается, но продолжает оставаться достаточно весомым.

Продолжительность рабочего времени

Наряду с установлением заработной платы в коллективных дого­ворах регулируется продолжительность рабочего времени. В боль­шинстве развитых стран установлена 40 часовая пятидневная рабочая неделя В ряде из этих стран профсоюзы ставят цель достичь 35-ча­совой рабочей недели. Поскольку базисная заработная плата устанав­ливается в почасовом выражении, фиксация той или иной продол­жительности рабочего времени в рамках переговоров между предпри­нимателями и профсоюзами определяет и общую понедельную оплату труда (произведение почасовой оплаты на продолжительность пяти­дневной рабочей недели в часах).

Установление продолжительности рабочего времени при коллек­тивных переговорах также обычно учитывает законодательно опре­деленные государством нормативы почасовой продолжительности ра­бочего дня и рабочей недели. Продолжительность рабочей недели в тарифных переговорах обычно меньше государственных нормативов, поскольку профсоюзы ставят задачу ее сокращения (как меры, спо­собствующей увеличению рабочих мест и снижению безработицы). Таким образом, если применительно к заработной плате государство законодательно устанавливает минимальные ее пределы, то приме­нительно к продолжительности рабочего времени — максимальные.

Продолжительность рабочего времени, устанавливаемая в коллек­тивных договорах, оказывается, как правило, выше фактически отра­ботанного рабочего времени. Основная причина этого — широкое рас­пространение частичной занятости. Ее предпочитает заметная доля оп­ределенных категорий наемных работников, например семейные жен­щины. Основная деятельность от этого не страдает, особенно в сфере услуг. Уменьшение средней продолжительности отработанного време­ни за счет частичной занятости отчасти компенсируется теми группами наемных работников, которые работают сверхурочно.

Другие направления государственного регулирования оплаты труда

Наряду с законодательным установлением нормативов минималь­ной заработной платы и максимальной продолжительности рабочего времени государство распространяет свою законодательно-регули­рующую роль и на многие другие условия, связанные с оплатой труда. Среди них можно выделить два направления. Одним из них является государственное законодательство, признающее за наемными работ­никами право на забастовки при соблюдении ряда законодательных условий. Главными из них обычно являются ограничение требований забастовщиков условиями тарифного договора, обозначение времени забастовки периодом после истечения действий старого тарифного договора, запретом на действия, наносящие ущерб производству и технической безопасности, и др. Государственное законодательство дает предпринимателям, также при соблюдении определенных усло­вий, право на локауты.

Другое направление законодательства связано с формированием государством системы социального обеспечения не только за счет взносов наемных работников, но и за счет взносов предпринимателей. Если взносы по социальному страхованию, получаемые государством в виде вычета из заработной платы наемных работников, рассматри­ваются как специфическая разновидность подоходного налога, то к взносам предпринимателей подобная трактовка не подходит. Эти взносы имеют характер некоего дополнения к заработной плате. Правда, источником взносов служат не доходы предпринимателей, а конечное потребление населения. Поскольку государство разрешает включать эти взносы в издержки производства, они являются важной разновидностью косвенных налогов.

Обязательность взносов предпринимателей на социальное стра­хование предопределяет существование двух групп показателей оплаты труда. В первую группу входят показатели собственно заработ­ной платы, включающие все виды оплаты труда рабочих и служащих (кроме оплаты высшего управленческого персонала), в том числе и различные виды доплат. В эти показатели не включаются различные взносы предпринимателей на социальное обеспечение как государ­ственного, так и частного характера.

Подобные показатели обычно относятся к различным рабочим периодам. Наиболее распространены показатели почасовой, поне­дельной, месячной и годовой заработной платы. Они различаются не только протяженностью охватываемых ими рабочих периодов, но и составом статей оплаты труда чем шире рабочий период, тем большее число доплат к основной почасовой ставке заработной платы вклю­чают соответствующие показатели.

Во вторую группу входят показатели вознаграждения рабочих и служащих, которые включают и различные взносы предпринимателей по социальному обеспечению, а также некоторые другие виды воз­награждения, не входящие в обычные показатели заработной платы, например оплату высшего управленческого персонала.

Заработная плата, включающая все ее элементы, рассматривается как рыночная ценовая категория. Взносы предпринимателей на соци­альное страхование вместе с заработной платой формируют объем тру­довых издержек производства, оказывающих важнейшее воздействие на цены товаров и услуг, которые создаются наемными работниками.

21.4. Профсоюзы на рынке труда

Взаимоотношения предпринимателей и профсоюзов

С учетом формирования профсоюзов и широкого государствен­ного законодательства, определяющего многие параметры функцио­нирования рынка труда, в работах западных экономистов он тракту­ется как рынок с резким ограничением конкуренции, а по некоторым категориям труда и полностью монополизированный. Именно подоб­ное своеобразие монопольно-регулирующих сил рынка труда высту­пает в качестве фактора, воздействующего, во-первых, совместно с устойчивыми количественными различиями труда на сохранение осо­бой жесткости в определении заработной платы, во-вторых, не только на сохранение, но и на повышение заработной платы как цены труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.