Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы. Настоящие методические рекомендации призваны оказать помощь студентам при самостоятельной подготовке к семинарским занятиям и зачету по дисциплине




Настоящие методические рекомендации призваны оказать помощь студентам при самостоятельной подготовке к семинарским занятиям и зачету по дисциплине «Уголовно-исполнительное право».

Дисциплина «Уголовно-исполнительное право» играет важную роль в обучении специалистов для МЮ РФ, ФСИН РФ, МВД РФ. Цель курса - обеспечить системное усвоение студентами знаний по уголовно-исполнительному праву, привить им устойчивые навыки и умения применения уголовно-исполнительных норм в борьбе с преступностью. В соответствии с этой целью основными задачами курса являются: 1) овладение студентами глубокими и системными знаниями теории уголовно-исполнительного права, раскрытие на этой основе содержания Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК) и его реальных возможностей в борьбе с преступностью; 2) формирование у студенттов с помощью различных форм активного обучения устойчивых навыков и умений применения норм УИК в борьбе с преступностью; 3) изучение основных этапов развития уголовно-исполнительного законодательства России; 4) изучение международных актов об обращении с осужденными; 5) формирование высокого уровня правосознания в области уголовно-исполнительного права.

В результате изучения дисциплины «Уголовно-исполнительное право» студенты должны:

иметь представление:

- об основных тенденциях и закономерностях карательной (пенитенциарной) политики государства, ее значение и связи с другими составляющими политики государства в сфере борьбы с преступностью;

- об общих проблемах совершенствования исполнения наказания в России и зарубежных странах;

знать:

- основные принципы и содержание уголовно-исполнительного права;

- правовое регулирование применения основных средств исправления осужденных;

- систему учреждений и органов, исполняющих наказания и их правовое положение;

- правовое положение лиц, отбывающих наказания;

- порядок и условия исполнения наказаний;

- правовое регулирование освобождения от отбывания наказания;

уметь:

- характеризовать лиц, отбывающих наказания, и проводить их классификацию;

- анализировать требования к исполнению (отбыванию) наказания, вытекающие из содержания режима в исправительных учреждениях;

- выявлять коллизии между нормами уголовно-исполнительного законодательства и вырабатывать правовые пути их устранения;

- формулировать и обосновывать пути совершенствования уголовно-исполнительного законодательства.

Изучение курса базируется на знаниях положений Конституции РФ, основ философии, социологии, уголовного и иных отраслей российского права, а также ратифицированных Россией международных соглашениях об обращении с заключенными и осужденными. Курс тесно связан как со смежными юридическими дисциплинами: уголовным правом, криминологией, криминалистикой, оперативно-розыскной деятельностью, уголовно-процессуальным правом, так и с другими отраслями права: конституционным, административным, гражданским, трудовым правом.

Чтобы хорошо усвоить курс уголовно-исполнительного права, необходимо изучить текст УИК, а также ряд Федеральных законов РФ (например, «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы») и приказов Министерства юстиции РФ (например, «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений», «Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»).

Существенную помощь студентам в самостоятельном изучении некоторых тем дисциплины могут оказать учебники, фондовые лекции, учебные пособия, монографии, сборники научных статей, научные публикации, материалы научно-практических конференций по вопросам уголовно-исполнительного и уголовного законодательства, сборники задач и практикумов, словари и альбомы схем, публикации в юридических журналах.

Кроме того, следует активно использовать ресурсы правовых систем «Гарант» и «КонсультантПлюс» при поиске необходимых нормативных актов.

Планы семинарских занятий и списки необходимой нормативной и специальной литературы по каждой теме дисциплины предложены в учебно-методическом комплексе.

Изучив нормативные источники и рекомендованную литературу, необходимо акцентировать внимание на основных терминах и понятиях, составляющих основное содержание конкретной темы, мысленно составить план ответа на каждый из вопросов семинарского занятия, указанный в планах проведения занятия. При пропуске лекционного занятия следует самостоятельно восполнить содержание изучаемой темы, ведя краткий конспект и обращаясь, при необходимости, к преподавателям кафедры за разъяснениями.

Для практических задач необходимо иметь отдельную тетрадь, в которую следует подробно записывать решение с комментариями преподавателя либо практического работника, если таковой присутствует на занятии.

Итоговая контрольная форма данной дисциплины – зачет. Он может проводиться в традиционной форме (в виде устного ответа на билет), по совокупности оценок в течение периода изучения данной дисциплины (если все они соответствуют оценкам «хорошо» и «отлично» и у слушателя нет большого количества пропуска занятий), или письменно.


Примерная тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения

Вариант № 1

1. Содержание режима в местах лишения свободы. Особенности правового положения лиц, отбывающих лишение свободы.

2. Воспитательные колонии: назначение, условия, порядок исполнения наказания.

3. Новиков был осужден к обязательным работам. В процессе отбывания наказания он без уведомления уголовно-исполнительной инспекции оставил место жительства и в течение двух дней не приступал к обязательным работам. При задержании Новиков пояснил, что, вернувшись домой, он обнаружил записку от беременной жены. В записке говорилось, что ее увезли в родильный дом в районный центр. По этой причине осужденный направился в районный центр и два дня проживал у своего знакомого.

Является ли данный поступок Новикова злостным уклонением от отбывания обязательных работ?

Вариант № 2

1 Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний. Классификация осужденных к лишению свободы: понятие, критерии, значение для организации исполнения наказания.

2. Колонии-поселения: виды, назначение, условия отбывания наказания.

3. Ларин, работавший художником, был осужден судом по ч. 2. ст. 111 УК РФ к восьми годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Находясь в следственном изоляторе, Ларин изъявил желание помочь администрации в оформлении клуба. Приговор вступил в силу 29 апреля, однако к этому времени Ларин начатой работы по оформлению клуба не закончил. После ее окончания 20 мая Ларин был направлен в исправительную колонию.

Правомерны ли действия администрации следственного изолятора.

Вариант № 3

1. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы. Понятие злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания.

2. Основные средства исправительного воздействия на осужденных.

3. Маковкин (осужден по ч.2 ст.131 УК РФ к шести годам лишения свободы) на личном приеме у прокурора заявил, что администрация исправительной колонии отказывает ему в переводе в колонию-поселение, хотя он отбыл уже половину срока наказания. Ранее Маковкин отбывал наказание по ч. 1 ст. 131 УК РФ, был условно-досрочно освобожден и совершил новое преступление в период неотбытой части срока наказания.

В исправительном учреждении какого вида содержится осужденный? Правомерны ли действия администрации ИУ?

Вариант № 4

1. Понятие и виды учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

2. Порядок и условия исполнения исправительных работ.

3. Заместитель начальника колонии по воспитательной работе Корольков в беседе с начальником колонии Быковым обратил внимание на то, что вследствие имеющихся недостатков в организации работы осужденных на производстве в колонии в прошедшем месяце в трех отрядах не были проведены занятия в школе правовых знаний. Начальники цехов не уделяют внимание вопросам воспитательной работы, обращая внимание только на выполнение производственного плана. Начальник колонии заявил, что выполнение производственного плана имеет первостепенное значение для учреждения. Если план будет выполнен, то срывы и плохая посещаемость в школе не будет иметь существенного значения для общей оценки работы колонии. Начальники цехов должны заниматься вопросами производства, а воспитательную работу с осужденными должны проводить начальники отрядов.

Соответствует ли закону точка зрения начальника колонии? Какие проблемные вопросы, на ваш взгляд, поднимаются в этой задаче?

Вариант № 5

1. Право осужденных на жалобы, заявления в государственные органы и общественные организации.

2. Участие общественности в исправлении осужденных к лишению свободы.

3. Донников был осужден к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. После отбытия двух лет срока наказания Донников обратился с просьбой к начальнику колонии разрешить ему получить посылку. Начальник колонии удовлетворил просьбу осужденного Донникова, указав в приказе, что Донников твердо встал на путь исправления и является передовиком производства.

Какая ошибка заложена в условии задачи? Ответ подкрепите ссылкой на действующее законодательство.

Вариант № 6

1. Правовое регулирование привлечения осужденных к труду.

2. Порядок и условия исполнения наказаний в отношении военнослужащих.

3. У осужденного Дунина из начисленного ему заработка производились удержания по исполнительному листу в возмещение материального ущерба, причиненного преступлением. В колонию поступил также исполнительный лист на взыскание одной трети из заработка осужденного на содержание двух его детей. Дунин обратился с жалобой к прокурору, в которой указал, что после удержания из его заработка по исполнительным листам, а также за питание и одежду у него не остается денег на приобретение товаров по безналичному расчету. Осужденный Дунин, отбывая наказание, постоянно выполнял и перевыполнял нормы выработки, зарекомендовал себя примерным поведением, взысканий не имел.

В каком порядке и в каком объеме могут производиться удержания из заработка осужденных?

Вариант № 7

1. Правовое положение подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

2. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста.

3. В суд поступило представление администрации следственного изолятора об условно-досрочном освобождении Туровского, отбывающего наказание в отряде, занятом на работах по хозяйственному обслуживанию учреждения. Из материалов дела установлено, что Туровский осужден по ч.2 ст. 109 УК РФ к трем годам лишения свободы, из них отбыл наказание один год. В представлении отмечалось, что Туровский твердо встал на путь исправления, за последний год не имел взысканий, честно относился к труду и обучению. Суд в условно-досрочном освобождении Туровскому отказал.

Проанализируйте возможные причины отказа суда.

Вариант № 8

1. Взаимодействие органов, исполняющих уголовные наказания, с другими правоохранительными органами.

2. Порядок и условия исполнения обязательных работ.

3. Комарова осуждена 7 декабря к 108 часам обязательных работ. Копия приговора суда поступила в уголовно-исполнительную инспекцию 12 декабря. Комаровой было определено приступить к обязательным работам не позднее 27 декабря. 26 декабря Комарова прибыла в уголовно-исполнительную инспекцию и заявила, что находится на первом месяце беременности. Свое заявление она подтвердила справкой медицинского учреждения.

Какими в этом случае должны быть действия уголовно-исполнительной инспекции?

Вариант № 9

1. Правовое регулирование исполнения наказаний в виде ограничения свободы.

2. Правовые основания и порядок освобождения из учреждений, исполняющих уголовные наказания. Правовое регулирование подготовки осужденных к освобождению из исправительного учреждения.

3. На имя осужденного Северцева в почтовом отделении по месту расположения колонии общего режима 1 июля прибыла посылка от жены. 2 июля за отказ от работы Северцов был водворен в штрафной изолятор. Экспедитором колонии посылки для осужденных были приняты только 3 июля. Оперативный дежурный колонии, руководствуясь ст. 118 УИК РФ, не разрешил вручить осужденному посылку. Последний написал жалобу прокурору, в которой указал, что посылка прибыла в почтовое до применения к нему меры взыскания и должна быть вручена.

Какие ограничения в этой части установлены законодательством для осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе?

Вариант № 10

1. Правовые основания и порядок приема, распределения осужденных в исправительных учреждениях.

2. Правовые основы и способы обеспечения законности в деятельности учреждений, исполняющих наказания.

3. Осужденный Федоткин попросил водителя гаража колонии Серегина приобрести в городском книжном магазине за наличный расчет полное собрание сочинений С. Есенина, учебники для 8 класса и выписать на его имя в адрес колонии газеты «Спорт-экспресс» и «Комсомольская правда». С этой целью осужденный вручил Серегину 450 рублей, полученные от матери на свидании. Серегин выполнил эту просьбу и через несколько дней привез в колонию книги и квитанции на подписку.

Имеется ли в данном случае нарушение установленного законодательством порядка приобретения осужденными литературы? Вправе ли Федоткин получать выписанные газеты и журналы? Какой порядок приобретения осужденными литературы и письменных принадлежностей установлен уголовно-исполнительным законодательством?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.