Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст иркутской драмы




Описание Иркутского вертепа

Давидова М. Г.

Иркутский вертеп

 

(Щукин Н. Вертеп // Вестник Императ. Русского геогр. общ., 1860, ч. 29, кн. 7, раздел 5 (Смесь). С.25-35.)

"Мальчики приносят вертеп в комнату, ставят у дверей на два стула, или на скамейку, раскрывают дверцы вертепа и поместившись за ним, вынимают из ящика куклы и начинается представление...

Это деревянный шкаф или этажерка о двух полках, называемых этажами. Зад и бока ея оклеены бумагою или обоями. Верхний этаж отделяется от нижняго двумя досками, лежащими горизонтально. Первая из них есть потолок нижнего этажа, а вторая пол верхнего. Пустое пространство между ними заклеено бумагою со стороны зрителей и открыто сзади. В него помещает артист руки свои и водит куклы, для чего на обоих полах прорезаны дорожки насквозь, а чтобы их не видно было, полы покрыты заячьим мехом, густая шерсть котораго представляет всю площадку сплошною. Точно так устроен и нижний этаж, в котором представляются мирския происшествия, тогда как верхний оставлен для представления священных событий."

 

Выходит пономарь с зажженною свечею и зажигает вертепные свечки. За ним выходит трапезник1 и просит у зрителей что Бог послал. Ему кладут в кузов: кто копейку, кто денежку. Трапезник уходит и на сцену выступают два Ангела в белых одеждах, с золотыми крыльями, с зажженными свечами в руках. Ангелы приближаются друг к другу, кланяются пещере, где почиет Мария с младенцем, приветствуют друг друга и зрителей наклонением головы, а между тем хор мальчиков поет:

Народился наш Спаситель,

Всему миру Искупитель,

Пойте, воспойте

Лики во веки!

Торжествуйте ликуйте,

Воспевайте играйте!

Отец будущаго века

Пришел спасти человека.

Бог прежде век

Днесь2 убог человек

Воплотися, родися

И во плоти явися.}2 раза

Ангели согласно

Вопиют прекрасно,

Люди и звери

Поют все велегласно3}2 раза

Ангелы расходятся. Появляются два пастуха с овцами. Хор поет:

Нова радость стала

Яко не бывала.

Над вертепом звезда Яна4

Свету возсияла.}2 раза

Пастушки с ягнятком

Перед тем дитятком

На колена упадают,

Бога прославляют }2 раза.

И мы тоже спеваемо

Его прославляемо,

Яко царя рожденнаго

Бога предвечнаго }2 раза.

Выходит царь Давыд в короне, в порфире, в руках гусли.

Царь Давыд безсмертный

Взыграет дивно:

На все струны ударяет,

Бога прославляет. }2 раза.

И мы тоже спеваемо

Его прославляемо.

Яко царя рожденнаго.

Бога предвечнаго. }2 раза.

Просим мы тебе Царю

Небесный Вседержителю

Подаждь лета счастливыя

Сему господину. }2 раза

Выходит пономарь, гасит свечки в верхнем этаже и зажигает в нижнем, где представляется по середине у стены трон царя Ирода, подле него стоят два воина с копьями. Ирод выходит на сцену, подходит к страже, грозит ей скипетром, грозит зрителям и садится на трон. Выступают три царя или волхвы с дарами. Хор поет:

Шедше трие цари

Ко Христу со дары.

Ирод, Ирод их пригласил,

Куда идут их спросил. }2 раза

Они же рекоши5 идем к Рожденному.

К Рожденному идите

И мне возвестите, }2 раза

Аще6 покланюся,

Пред Царем смирюся.

Отдам дань обычну

Цареви предвечну. }2 раза.

В продолжении пения Ирод подходит к царям, предлагает им вопросы на ухо, а те передают их друг другу.

Цари удаляются, выходят старцы, мудреци и книжники.

Слышав Ирод от них

Собра книжников своих,

Вопрошаху от них:

Где Христос рождается?

Они же рекоша:

В Вифлиеме Иудейстем.

Там бо есть писано

От древних пророков.

И ты Вифлееме,

Земле Иудово,

Ни чем же еси меньше

Во владыках Iудовых.

Действие опять переходит в верхний этаж. Идут три царя с дарами, перед ними Ангел, а на верху движется звезда и останавливается над пещерой, в которой пребывает Св. Мария с младенцем.

Звезда идет чудно

От востока к полудню.

Ангел им явися

Где Христос родися.

Трие Цари

Предрагие дары:

Ливан, смирну и злато

Дают всем пребогато,

Ангел им вещает

На путь наставляет:

Вы иным путем идите,

К Ироду нейдите!

Пошли во страны своя

Христа славословя.

Чают в небе быти,

С Ангелы служите.

Выходит Ангел; приближается к пещере. Хор поет:

Отшедшем же царем,

Се Ангел Господень

Во сне Ангел явися,

Глаголя Иосифу:

Пойми Отрочатка

И матерь Его.

Беги, беги во Египет

И пребуди тамо.

Возтав же Иосиф

Поим Отрочатка

И матерь Его

Нощею отъиде.

Иосиф с Марией уходят и опять появляются; Мария с Младенцем сидит на осле, которого Иосиф ведет за повод.

Новая радость светила явила,

Панна чистая, Сына породила;

В Вифлиеме место воз-избрала

Видите Пана, постарем казала.

Звезда уснула, тое оправдала,

Всех царей Перских со дары призвала

Принесли Ему злато, ливан, смирну.

Взяли за плату7 по короне злата.

Ирод злословный на то замутился,

Наш Царь предвечный Спас народился,

Сказал журливо8 землю тундровати9

Нам Рожденнаго в вертепе видати,

Иосиф старец Марию поемлит

И до Египта с Христом утекает,

Иосиф старец колыша с Дитятком10

Лоли же лоли с малым похотятком.

Этим явлением оканчиваются представления в верхнем этаже, остальные происходят в нижнем. Ирод созывает матерей, у которых младенцы от двух и менее лет. Являются две женщины с младенцами на руках и становятся пред троном царя. Вдруг выбегают два воина с копьями, вонзают их в младенцев, кидают на землю, прикалывают.

В день Христова рождения

Веселимся зде,

Радость нам везде;

Хвалу Богу пети начнем

По новой звезде,

Ангел пастырем возвестил

На рожденнаго

Бога нашего;

Царь же Ирод всех пригласил

Младенцев избить.

Били, секли, ругалися,

Яко убийцы

Злы разбойницы;

Крычат детки,

Плачут матки

Як насмертницы11

Злая-то вина

Твоего сына!

Безвинности наши детки

Побиваеши!

После избиения младенцев, матери оплакивают невозвратную потерю; обнимают одна другую. Хор поет:

Не плач Рахилю

Зря чадо цело12

Не увядает,

Не процветает

Младыя крины.

В новой святыни

Тебя кручина

Всех чувств лишила,

Ко Богу и Сыну

Имея причину13

Не убивает,

Не оживляет,

Ирод не сытый

Хощет убити

Мечем терзает

И убивает.

Выбегают воины, разгоняют женщин. После их является мудрец к Ироду и возвещает: Ваше Величество, смерть идет! Ирод соскакивает с престола, кидается на мудреца. Тот убегает, Ирод бегает по сцене, грозит страже.

Кто тя может избежати

Смертный час!

Человече бедный,

Вспомни день последний;

Чем больше гордися

И превозносися

Помни смерть!

Не уступит монархам

Ниже патриархам

Всех разит.

Из келей монахов,

Из дворян безстрахов,

Из Князей природных,

Юных благородных

Всех влечет смерть!

Взглянь только очами

Кругом бездна зрима

Порох не поможет

А смерть все возможет

Как на зло!

В продолжении пения выходит смерть с косою; Ирод бегает, смерть за ним и наконец подкашивает его. Вбегают черти, схватывают его, несут к аду, челюсти его разверзаются, из них пышет пламя, Ирода кидают в ад. Раздается хохот. Не ссотря на то, что ад пожрал нечестивца, он является на сцене, несомый во гробе церемонией. Жена и дети следуют за гробом. Певчие поют:

О как ужасно,

Всем видом страшно

Царя помина14

Тя15 смерть сразила,

Всех чувств лишила;

Где скиптр, держава

На век пропала,

Где слава сила

На век постыла.

Поди в пещеру

Там царствуй с верой.

Поди поспешно,

Там царствуй вечно.

 

Проводивши отца, дочь и мать возвращаются. Садятся на трон; выходит кавалер и приглашает дочь плясать; хор поет:

О коль наше на сем свете

Житие плачевно,

И коль скоро и коль кратко

Ака однодневно.

Родились мы на свет наги

Облиты слезами.

Растем в болезнях, в скорбях

Случаях печальных,

А что будет, куда пойдем

Не знаем и сами,

Смерть немедленно лишит

Нас здешняго света,

Отнимет все прекрасны

Забавныя лета.

Ах как она ужасна

Смерть немилосердна!

Она страха небоится

И как адамент 16 верда.

На мечь, на копье

Идет безопасно

Без оружия войны

Рвет к себе ужасно.

Дерзновенно к царским тронам

Приступает,

Всех властителей земли,

Всех во гроб ввергает,

Македонский Александр

Ужасен был миру,

Многи царства покорились

Персидскому Киру.

Целым светом завладела

Августа держава.

Проникнули мир Петра

Российскаго слава.

Дочь кончив танцы садится. Выходит мудрец в черном одеянии, просит жену Ирода танцевать.

Пляски продолжаются. Иногда выходят дамы, кроме Иродовой жены и дочери, и танцуют с кавалерами под песни, или под скрипку. Некогда в Иркутске было трое слепых скрипача: Митька, Яшка и Коренев. Они разделялись по вертепам и "музыкантили" с певчими, разумеется за условную плату.

Иногда в верхнем этаже представлялось крещение Христа, но действие это считалось не совсем приличным, а потому не каждый вертеп имел куклы, нужные для того.

В конце плясок выходил на сцену гаяр или арлекин и вслух возглашал:

Я молодец

Я удалец

И вертепу конец!

 

Примечания:

 

1. трапезник - церковный служка в трапезной

2. днесь - ныне

3. велегласно - громким голосом

4. звезда Яна - в других вертепных текстах: "звезда ясна"

5. рекоши (рекоша - ст.слав.) сказали

6. аще (ст.слав.) - если

7. взяли за плату - взяли в качестве подарка

8. журливо (от z’arliwie (польск.) - пылко, усердно)

9. тундровати (от мандровати - путешествовать)

10. колыша с Дитятком - качает (убаюкивает) Младенца

11. як насмертницы как обреченные на смерть

12. в других текстах: зря чада тело

13. причина - прибыль, здесь: приятное приобретение,т.е.: иметь, чем порадовать Бога.

14. помина - посмертное поминание

15. тя - тебя

16. адамент – адамант

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.