Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сенатусконсульты как источник РП




Закон

Деление права на писаное и неписаное. Обычное Право. Закон как источник РП в республиканский период.

Периодизация(планы разв) РЧП.Виды источников РП в различные этапы его разв.

Инстиционная и пандектная системы РЧП.Основные институты РЧП.

Понятие,осн черты и соотношение цивильного права, преторского и народов.

РЧП включало в себя 3 системы:

Цивильное право (юс сивиле);

Преторское право (юс преториум);

Право народов (юс гентиум);

Первым исторически сложилось цивильное право. Это право подчеркивало строго национальный хар-тер права римских граждан, таким образом цивильным правом считалась закрепленная законом узко национальная система частного права.

На ряду с этой системой сложилась др. система – преторское право. Эта система была вызвана к жизни развитием экономики и группой роста частных собственников, в связи с чем возникла необходимость защищать их интересы.

Все эти новые социально-экономические условия делали старые постановления цивильного права не достаточными и с количественной и с качественной стороны, таким образом эти нормы нужно было поправлять и исправлять.

Эта работа легла на судебных магистров и гл. образом на претора. В результате преторы разработали ряд новых правовых институтов и новые средства защиты частных прав.

Цивильное право противопоставлялось праву народа.

Процесс формирования норм частного права был предопределен следующими 2 факторами: с одной стороны росит территории римского гос-ва и завоевания римским гос-вом ряда чужеземных общин, а с др. стороны развитие экономики, развитие внешней торговли, в связи с этим возникла необходимость признать основные частные права, таких как право собственности, право заключать договоры и за иностранными купцами.

Эта система включала в себя следующие элементы:

1. Права регулировавшие договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак.

2. Право торговли (т.е. торговые права).

3. Обычное право, применявшееся в практике торговых отношений.

Право народов соответствовало новым экономическим условиям в противоположность цивильному, которое отличалось строгим формализмом.

Право народов быстро приспосабливается к развивающимся потребностям. Право народов становится правом универсальным, применяется ко всем участникам торгового оборота, независимо от их гражданства.

Поэтому дуализм цивильного права и права народов закончилось победой права народов в 1-вые века н.э.

Система римского права - это определенный порядок группировки правовых норм частного римского права.

В теории выделяют две системы группировки правовых норм:

пандектная;

институционная.

Пандектная система включает один общий и четыре специальных раздела:

вещное право; обязательственное право; семейное право; наследственное право.

Такая система была характерна,для германского частного права.

Римское чп было построено по институционной системе. В институционной системе отсутствует общая часть, а специальные разделы делятся на следующие группы:

субъекты права; вещное право; обязательственное право;наследственное право.

институционная система уступает пандектной как с тз юридической техники (совершенства), так и по существу. Система римского частного права постоянно развивалась, совершенствовалась и в связи с этим остается ценным источником для изучения и использования.

Историю чп делят на три периода. Первый период называется древнейшим от реформ Сервия Туллия. Древнейшее право этого периода (квиритское, цивильное) было неразвито. Второй период- классический. Характеризовался господством преторского права, расцветом римской юриспруденции.в конце этого периода римское частное право достигло своего совершенства. В третьем периоде — постклассическом. Полная систематизация римского права была проведена в Византии в VI в. Источники Р права древнейшего периода 1. Институции Юстиниана разделяли право по признаку письменной и устной формы источников. Самым древним неписаным источником было обычное право-совокупность правовых обычаев. Обычаи, сложившиеся исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени (Законы двенадцати таблиц).2. законы. Первыми законами были законодат. акты, принимавшиеся комициями - народными собраниями.3 Эдикты магистратов-обязательные правила, кот разрабатывались и устан. магистратами при вступлении в должность.излагали годовую программу своей судебной деятельности. Источники Р права классического периода: Распоряжения императора, или конституции,деятельность юристов. Источники Р права пост классического периода 1 распоряжения императора.2. Институции. Дигесты разделены на пятьдесят книг. Кодекс — собрание императорских Новеллы представляли распоряжения Юстиниана.

Главным воплощением писаного права римская правовая культура считала законы. законам XII таблиц присущи многие недостатки древнего права: казуистичность, неполнота, недостаточная систематизированность, формализм.

Законы XII Таблиц положили основание развитию. Законом считалось постановление, принятое при соблюдении соответствующей процедуры и соответствующего содержания: Закон мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан - выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума. Приниматься закон мог только целиком, либо так же целиком отвергаться. Писанное/неписанное Институции Юстиниана разделяли право по признаку письменной и устной формы источников.

Самым древним неписаным источником было обычное право-совокупность правовых обычаев. Обычаи,сложившиеся исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени. их соблюдение не связывалось с гос-венным принуждением. самым древним памятником обычного права Древнего Рима являются Законы двенадцати таблиц. 2. законы («писаное право»).

Первыми законами были законодат. акты, принимавшиеся в республиканский период комициями - народными собраниями того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам).

закон- то что народ приказывает и устанавливает. Lex lata: решение народных собраний (курии, центурии, трибы). Три части: 1) имена инициаторов + вид НС

2) нормативное преписание (гипотеза + диспозиция)

3) Санкция. Lex data- преторское право – эдикты магистратов утв. сенатом или действ. 1 год, уходили вместе с претором.

lex dicta – издавались определенной категорией собственников. Устанавли-вались особые правовые положения конкретных видов собственности. Совершенные –предусматр. ничтожность запрещ. акта

менее соверш., кот. предусм. штраф или др.

несоверш. те, кот не видут ни к отмене не к штрафу (без санкции),более соверш. штраф + недейств. акта.

Обычай, как источник РП Обычай- источник РП, осущ-ся тогда, когда не было ни определённого закона, ни определённого права. Сущ-ли только обычаи и религиозные предписания.Ноебходимость О РП объяняло неизвестностью права, которое до тех пор оставалось неформулированным в акте, а сами з-ны 12 таблиц были закреплением обычаев. Сюда относились нормы, укрепившие полноту отцовской власти, регуляция семейных отношений, порядок опёки и наследования. С установлением римского мирового господства обычай стал выполнять новые задачи- отмена и продоления явно устаревших

8.Эдикты магист-в:понятие,виды,назна-е,об хар-ка.Ист разв и кодиф преторск права.

Эдикты — обязательные правила, которые разрабатывались и устанавливались магистратами при вступлении в должность. В излагали годовую программу своей судебной деятельности. Эдикт был действителен в течение года. По истечении этого срока вступал в силу эдикт вновь избранного магистрата.новый магистрат брал из программы своего предшественника удачные формулировки. Со 2 века н.э. ранее изданный эдикт уже не мог быть изменен или дополнен. Одним из видов источников права являлись эдикты магистратов. Эдикты (программные объявления) преторов, курульных эдилов и других должностных лиц (магистратов) содержали правила деятельности этих должностных лиц.

Большой объем не систематизированного законодательства выявил потребность в кодификации римского права. Вначале были попытки частных лиц систематизировать императорские конституции.попытка кодификации права императором Феодосием, в результате был создан кодекс Феодосия. При императоре Юстиниане была проведена новая масштабная кодификация. В 553г были составлены Дигесты (Пандекты), включавшие в себя отрывки из сочинений римских юристов, касавшихся определенных вопросов,обнародован элементарный учебник по праву- Институции, кот получил силу закона. Юстиниан разрешал конкретные споры. Эти решения вошли в Кодекс второго издания. По окончанию этих работ был издан еще ряд законодательных актов, под названием «Новеллы».

Понятие и особенности сенатус-консульта

сенат полагает, советует и рекомендует. инструкции магистратам. Принцепсы давали предложения через сенат. Сенатусконсульт исполнялся как закон.

Сенат состоял из 300 чел. по числу римских родов. Назначались цензорами, избираемые народным собранием.

Практически пожизненное назначение. право толкования закона- начало правовой науки.

Постановления Сената-сенатусконсульты оказались лля императоров наиболее удобным инструментом правовых норм.С одной стороны распоряжения сената имели силу закона,с др стороны,рельная законотворческая инициатива находилась в руках принцепсов.Основанием для принятия сенатских постановлений становятся выступления принцепса в Сенате.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.