Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История римской юриспруденции




Своеобразие и основные начала античной политико-правовой культуры. Принципы складывания римско-правовой культуры – преемственность, связь с практикой, сочетание традиционализма с новациями, влияние греческой философии, методика заимствования иноземного опыта.
Древнеримское право. Традиционный характер, источники (Законы 12 Таблиц), судебная деятельность магистратов и жрецов (понтификов).
Предклассическое римское право: изменения в социально-экономической сфере. Возникновение преторского права и «права народов». Изменения в судопроизводстве. Зарождение светской римской юриспруденции. Юристы предклассического периода.
Классическая римское право. Изменения в социально-экономической и политической сферах. Положение юристов. Школы римского права. Сабинианцы и прокульянцы. Система преподавания права. Общая характеристика римской юриспруденции и её стиля – «Наука или искусство?». Характеристика деятельности и произведений выдающихся римских юристов. Общее представление о праве. Трактовка римскими юристами естественного права.
Постклассическое римское право. Изменения в социально-экономической и политической сферах. Изменение характера и содержания деятельности юристов. Возникновение нового судопроизводства. Систематизация римского права и его формализация. Свод римского права императора Юстиниана.

Расцвет юриспруденции в Древнем Риме падает на классический период его истории: I в. до н. э. — III в. н. э. Однако предпосылки данного расцвета возникли еще в древнейший период — эпоху царей и республики.
Носителями ранней римской юриспруденции — знатоками права—выступает коллегия религиозных служителей, так называемые понтифики. «Первоначальное назначение этой коллегии, — отмечал И. А. Покровский, — как и ее название (почему-то, «мостостроители»?), темно, но несомненно, что и историческую эпоху в этой коллегии сосредоточивалось знание и хранение сакрального права (jus pontificium). В этой коллегии вырабатываются правила и приемы толкования, ведутся даже записи юридических прецедентов, записи, носящие название «соmmentarii pontificium»; только у понтификов можно получить и надлежащий юридический совет. Таким образом, по всей справедливости понтифики считаются первыми юристами, положившими начало развитию римского гражданского права.
О том, чем конкретно занимались понтифики, можно получить представление, прочитав небольшой отрывок из первой книги «Истории Рима...» Тита Ливия, где идет речь о деятельности избранного царем после Ромула Пумы Помпилия. Историк рассказывает, что, став царем, он, помимо прочего, «избрал понтифика — Нуму Марция, сына Марка, одного из отцов-сенаторов, — и поручил ему наблюдать за всеми жертвоприношениями, которые сам расписал и назначил, указав, с какими именно жертвами, по каким дням и в каких храмах должны они совершаться н откуда должны выдаваться потребные для этого деньги. Да и все прочие жертвоприношения, общественные, и частные, подчинил он решениям понтифика, чтобы народ имел, к кому обратиться за советом, и в божественном праве ничто не поколебалось от небреженья отеческими обрядами и усвоения чужеземных; чтобы тот же понтифик мог разъяснить не только чин служения небожителям, но и правило погребенья, и способы умилостивить подземных богов, а также какие знаменья, ниспосылаемые в виде молний идя в каком-либо ином образе, следует принимать в расчет и отвращать».
В содержание римской юриспруденции рассматриваемого периода входили три основные функции: знание и хранение обычаев, правил разрешения споров и т.п., толкование их; деятельность в качестве третейского судьи. С появлением различного рода письменных документов к этим функциям, естественно, добавилась и функция составления записи документов. Все перечисленные функции исполняли понтифики. Те, кто обращался к ним за помощью, обязаны были дать им определенное вознаграждение. Например, в случае третейского суда существовал следующий порядок: обе стороны накануне разбирательства спора составляли в строго определенном месте какие-нибудь ценные вещи в качестве платы третейскому судье. Сторона, в пользу которой разрешался спор, внесенное вознаграждение забирала обратно. Место, где стороны оставляли плату, называлось у римлян pons sublicius. Не отсюда ли и происходило наименование религиозных служителей — знатоков права — понтификами?
В литературе понтификов называют, как правило, жрецами. Это название верно лишь отчасти. Источники показывают, что среди жрецов Рима понтифики занимали особое место. Рассказывая о действиях Нумы Помпилия по восшествии на престол, Тит Ливий пишет, что он сперва назначил жрецов, потом весталок и caлиев и лишь после этого понтифика. Понтифик, таким образом, рассматривается стоящим вне группы жрецов. Примечательно и другое. Понтифик призывался наблюдать за жертвоприношениями, он же выносил решения о совершении обрядов, но сам ни жертвоприношений, ни других обрядов не совершал. Это делали как раз жрецы. Каковы же тогда подлинные функции понтификов? Они — знатоки божественного и человеческого права, его толкователи, консультанты и простых людей, и самих жрецов, советники царей и должностных лиц в управлении.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.