Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административная ответственность




Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы в Российской Федерации.

Виды или система государственной службы.

 

В соответствии с ФЗ «О системе государственной службы РФ» организуется и функционирует в стране 3 вида государственной службы: государственная гражданская служба (1.1. федеральная гражданская служба; 1.2. гражданская служба субъектов РФ (Закон Воронежской области «О государственной гражданской службе Воронежской области»), военная служба, правоохранительная служба.

 

Государственная гражданская служба – это осуществление служебной деятельности, направленной на обеспечение полномочий органов, которые осуществляют позитивную государственно-управленческую деятельность для разрешения экономических и социальных задач.

Гражданская служба осуществляется на должностях федеральной и региональной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, а также обеспечение исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и её субъектов.

Например, федеральная государственная гражданская служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органов представительной, исполнительной и судебной власти: например, аппарат администрации президента РФ, аппарат правительства РФ, аппарат Федерального Собрания РФ, аппарат Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, Счётная палата РФ и так далее.

Законодатель нормативно не устанавливает перечня государственных органов, в которых осуществляется гражданская служба в субъектах РФ.

Это обеспечивающая служба, обеспечивающая деятельность государственных органов.

Для государственных гражданских служащих характерным является выполнение обеспечительных полномочий, они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, регулятивные функции, в некоторых случаях – и разрешительные, а также контрольно-надзорные.

ФЗ «О государственной службе российского казачества» существует…

 

ФЗ «О системе государственной службе РФ».

Военная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в вооружённых силах РФ, в других войсках, в воинских или специальных формированиях и в органах, которые осуществляют функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Военной службе свойственны следующие характерные черты:

1. Военная служба всегда связывает с воинскими должностями, то есть только лица, замещающие воинские должности, считаются военнослужащими. 7 октября «О порядке принятии граждан, являющихся членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной службы…» указ президента. Есть определённый перечень должностей, которые могут замещать гражданские служащие… Скажем, главный инженер, или преподаватель…

2. Военная служба формируется и действует в специальных государственных органах – в воинских формированиях, войсках, в которых учреждаются воинские должности. Например, министерство обороны РФ, служба внешней разведки, федеральная служба по оборонному заказу, войска гражданской обороны и т.д.

3. Военная служба – для обеспечения обороны и безопасности государства.

4. Особый правовой режим действия принципов военной службы. Как действуют принципы самой государственной службы в отдельном виде государственной службы.

Например:

· Централизация в системе военной службы и управления ею;

· Единоначалие в организации и функционировании военной службы;

· Особый режим субординации на военной службе;

· Добровольно поступления на военную службу;

· Внепартийность военной службы, то есть политический нейтралитет военнослужащих;

· Режим ограниченного доступа к информации о военной службе;

· Соблюдение воинской дисциплины;

· Социально-правовая защита военнослужащих.

5. Особый порядок поступления на военную службу и её прохождение. Проверка пригодности лиц к военной службе, проведение при поступлении на военную службу оценки уровня интеллектуального развития, установление психической готовности гражданина к службе…

6. Установление специального административно-правового статуса военнослужащего.

7. Наличие специального законодательства, которое регламентирует отношения на военной службе: федеральные законы 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» 1999 года, Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено указом президента от 16 сентября 1999 года), Дисциплинарный устав вооружённых сил РФ; и другие нормативные акты.

 

Правоохранительная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, в службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Понятие содержится в ФЗ «О системе государственной службы РФ».

Таким образом, в качестве важнейших черт правоохранительной службы можно выделить следующие:

1) Правоохранительная служба всегда создаётся в связи с необходимостью исполнения обязанностей на должностях правоохранительной службы.

2) Правоохранительная служба создаётся в: а) государственных органах; б) государственных службах; в) учреждениях; в этих органах и организациях учреждаются должности правоохранительной службы. К примеру, МВД России, прокуратура РФ, федеральная миграционная служба, федеральная служба исполнения наказания, федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, МЧС, федеральная таможенная служба и так далее.

3) Правоохранительная служба создаётся для осуществления следующих специальных государственных функций:

1. Для обеспечения безопасности;

2. Для обеспечения режима законности в деятельности всех субъектов права, обеспечения принципа законности;

3. Для установления правопорядка и его гарантирования;

4. Для борьбы с преступностью (и можно прибавить административные правонарушения);

5. Для обеспечения общественной безопасности;

6. Для защиты прав и свобод человека и гражданина.

Как правило, в системе правоохранительной службы осуществляются функции правоохраны, административного разрешения, контрольно-надзорные функции, применение мер государственного принуждения, причём всех видов мер административного принуждения.

4) Правоохранительная служба организуется и функционирует на основе особых принципов. Практически как военная служба, фактически – те же самые особенности (сравнить с особым режимом действия принципов военной службы).

a. Централизация в системе правоохранительной службы и управления ею;

b. Единоначалие в организации и функционировании правоохранительной службы;

c. Особый режим субординации на правоохранительной службе;

d. Добровольно поступления на правоохранительную службу;

e. Внепартийность правоохранительной службы, то есть политический нейтралитет;

f. Режим ограниченного доступа к информации о правоохранительной службе;

g. Соблюдение дисциплины;

h. Социально-правовая защита сотрудников правоохранительной службы.

i. Уважение и соблюдение прав и свобод личности, гуманизм в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

j. Возможность применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия…

k. Распространение на сотрудников правоохранительной службы (причём в обязательном порядке – закон это предусматривает) отдельных видов регистрационных процедур. Например, сотрудники милиции подлежат обязательной дактилоскопической регистрации.

l. Режим ограниченного доступа к информации о деятельности сотрудников и самой правоохранительной службы.

m. Продвижение по службе с учётом только (лишь) результатов службы, способностей и квалификации сотрудников.

5) Особый порядок поступления на правоохранительную службу (психологическая готовность, физическая подготовка, уровень образования и т.д.).

6) Особый административно-правовой статус сотрудников правоохранительной службы. Порядок применения к ним мер поощрения, ответственности, прохождение ими службы…

7) В отношении служащих правоохранительной службы действует специальное законодательство. Закон РФ «О милиции» 1991 года, закон «Об органах федеральной службы безопасности РФ» 1995 года, закон «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ «О государственной охране» от 1996 года, ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», ФЗ «О судебных приставах»… «Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», утверждено указом президента от 5 июня 2003 года.

 

 

«Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдение федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»: утверждено Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 года, №1065.

 

 

 

Принципы государственной службы – это базовые основополагающие идеи, положенные в основу создания системы государственной службы, для установления правового статуса государственных служащих.

Принципы государственной службы демонстрируют самые главные черты национальной модели государственной службы.

Принципы государственной службы всегда устанавливаются в законах (или в нормативно-правовых актах; то есть это нормативно установленная норма, правило). В России это ФЗ «О системе государственной службе РФ» и все остальные законы о соответствующих видах государственной службы.

Закон «О системе государственной службы РФ» устанавливает основные принципы государственной службы, то есть одинаковые и обязательные для всех видов государственной службы. А законы о соответствующих видах государственной службы могут определять и другие принципы государственной службы. Называться могут они по-другому: например, статья 4 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» называется «Принципы гражданской службы».

Принципы делят на: конституционные принципы и организационно-функциональные принципы.

I. К конституционным принципам относятся:

1) Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, над должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и при обеспечении их прав.

2) Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязательность их признания, соблюдения и защиты.

3) Принцип разделения государственной власти на законодательную исполнительную и судебную.

4) Принцип федерализма, то есть государственная служба представляет собой единую систему в зависимости от конституционного разграничения пределов ведения и полномочий государственная служба может быть федеральной и может быть субъектов РФ.

5) Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

II. Организационно-функциональные принципы государственной службы:

1. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации (принцип подотчётности и подконтрольности в системе государственных органов). Закон запрещает государственным служащим исполнять данное ему неправомерное поручения.

2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе.

3. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих.

4. Принцип гласности в осуществлении государственной службы.

5. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

6. Принцип стабильности государственной службы. Он должен быть гарантией для служащего от незаконного увольнения с государственной службы.

7. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы.

8. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

 

 

 

Учебно-методический комплекс

 

для студентов государственно-правовой специализации

 

(специальность 030501.65 Юриспруденция)

 

 

Нижний Новгород

2010 г.


 

Авторы:

Лаврентьев Александр Рудольфович, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО РАП

Макарейко Николай Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО РАП;

 

Рецензенты:

Васильев Вячеслав Вениаминович, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО РАП;

Теплухин Владимир Вениаминович, кандидат юридических наук, доцент.

 

Учебно-методический комплекс составлен для студентов государственно-правовой специализации в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО РАП «__» _______ 2010 г. (протокол № __).

Утвержден Учебно-методическим советом Приволжского филиала ГОУ ВПО РАП ___ _________ 2010 г. (протокол № __).

 

 

© Приволжский филиал ГОУ ВПО РАП, 2010

© Лаврентьев А.Р., Макарейко Н.В., 2010


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………….. 4

Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………………….... 6

Тематические планы …...…………………………………………………………. 7

Программа дисциплины ………………………………………………………….. 9

Тематический план семинарских занятий ………………………………...…… 12

Планы семинарских занятий …………………………………...……………….. 13

Методические рекомендации по изучению дисциплины

и по организации самостоятельной работы …………………………… 34

Примеры тестов …………………………………………………………….…….. 36

Рекомендуемая литература ко всем темам …………….………………………... 37

Вопросы для подготовки к зачету….…………………..………………………… 48

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.