Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовой кодекс и иные нпа РБ как источник ТП




Конституция Республики Беларусь как источник ТП

Международно-правовые акты как источник ТП

На современном этапе развития трудового права РБ его взаимодействие с международными трудовыми принципами и нормами становится не только законодательно обоснованным в силу, прежде всего Конституции РБ, но и объективно необходимым. В силу этого механизм правотворчества международных организаций в сфере трудовых отношений становится для системы отечественного трудового права неотъемлемой частью, несущей в себе основы для становления, развития и применения национальной модели их регулирования. Динамичность отрасли трудового права предполагает, как следствие, необходимость постоянного обновления и даже в некоторых случаях создания новой нормативно-правовой базы, отвечающей потребностям общества на данном этапе его развития.

Одну из ведущих ролей в установлении трудовых стандартов играют общепризнанные принципы международного права в сфере труда. Данные принципы постепенно внедряются и в системы национального трудового права и законодательства о труде, оказывая воздействие на их развитие. Согласно ст.8 Конституции РБ белорусское государство признает приоритет общепризнанных принципов МП и обеспечивает соответствие им законодательства.

Основополагающими принципами МП в области труда являются:

1) социальная справедливость, включающая предоставление возможностей для всех участвовать в справедливом распределении плодов прогресса в области оплаты труда, рабочего времени и прочих условий труда, а также прожиточного минимума заработной платы для всех, кто трудится и нуждается в такой защите;

2) равная оплата за равный труд;

3) свобода слова и свобода объединения работников и нанимателей;

4) гуманность в сфере труда, включающая предоставление трудящимся человеческих условий труда, признание нищеты угрозой для общего благосостояния и признание права всех людей на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей;

5) труд свободен и не является товаром;

6) социальное партнерство, включающее равноправие и сотрудничество представителей трудящихся, предпринимателей и правительств;

7) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

8) действенное запрещение детского труда;

9) недопущение дискриминации в области труда и занятий и др.

Конституция РБ является Основным Законом РБ, имеющим высшую юридическую силу и закрепляющим основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. В соответствии со ст.2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. В ч.1 ст.41 Конституции законодатель определяет право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. В ч.2 ст.41 Конституции РБ установлена обязанность государства по созданию условий для полной занятости населения.

Значительное место в государственной политике государства занимают вопросы, касающиеся социальной защиты граждан. Обеспечивать защиту экономических и социальных интересов призваны соответствующие государственные органы. К органам государственной власти, осуществляющим государственный надзор и контроль, можно отнести: Департамент госинспекции труда Минтруда и соцзащиты; Главное управление политики занятости и народонаселения Минтруда и соцзащиты; органы государственной экспертизы условий труда Минтруда и соцзащиты; Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике МЧС; органы государственного пожарного надзора МЧС; органы санитарно-эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения; органы государственного энергетического надзора; Департамент по гражданству и миграции МВД; органы прокуратуры. Особую роль в указанной сфере выполняет Конституционный Суд, который контролирует соответствие законодательства о труде Конституции.

Право на защиту экономических и социальных интересов работников, содержащееся в ч.3 ст.41 Конституции Республики Беларусь, включает не только перечисленные в п.2 ст.11 ТК права на объединение в профсоюзы, заключение коллективных договоров, соглашений и право на забастовку, но и другие права, содействующие работникам в защите указанных интересов, в частности право на ведение коллективных переговоров и использование системы разрешения коллективных трудовых споров.

В ст.23 Конституции установлен запрет на ограничение прав и свобод личности, за исключением случаев, предусмотренные законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Согласно данной статье никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

Ведущее место в системе подконституционных актов трудового законодательства, относящихся к источникам, занимает Трудовой кодекс РБ как кодифицированный нпа в ранге закона, обеспечивающий полное системное регулирование трудовых и связанных с ним отношений.

К другим актам законодательства о труде относятся законы РБ, декреты и указы Президента РБ, акты (решения) Конституционного Суда РБ, постановления Пленумов Верховного и Высшего Хозяйственного судов РБ, постановления, приказы, инструкции, положения, правила и другие акты республиканских органов государственного управления, решения местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, регулирующие трудовые отношения в соответствии с установленной для этих органов компетенцией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.