Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пробуем писать сочинение




Фонетические средства выразительности

Каковы же функции звуков в речи? Все звуки, прежде всего, являются тем «материалом», из которого формируются значимые единицы языка — морфемы и слова. Благодаря звукам мы распознаем слова.

Фонетические единицы языка

Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

Слог — наименьшая единица речевой цепочки.

Звук — минимальная фонетическая единица.

Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

Темп — скорость речи, которая определяется количеством единиц, произнесенных за единицу времени.

Аллитерация — повтор согласных звуков (лат. ad — «к», «при», «со» + litera — «буква» = «собуквие»); при установлении аллитерации нужно помнить об оглушении и озвончении согласных:

А вы надменные потомки

Известной подлость прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

(М. Лермонтов; аллитерация [п]).

 

Ассонанс — повторы гласных звуков (франц. assonance — «созвучие»); при установлении ассонанса нужно учитывать именно звуки, а не буквы:

Но в искушеньях долго кары,

Перетерпев судьбы удары,

Окрепла Русь,

Так тяжкий млат,

Дробя стекло,

Куёт булат...

(А. Пушкин; ассонанс [у], [а]).

Звукопись — более сложные словесные повторы в поэтической речи; такое звуковое построение фраз, стихотворных строк, сочетающих гласные и согласные звуки, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине, настроению:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя...

(М. Лермонтов; повторы [у], [ч]).

ЗВУКОПОДРАЖА́НИЕ. Приблизительное воспроизведение природного звучания напоминающими его звуками речи (напр. «ку-ку» подражание кукушке, «ква-ква» подражание лягушке), а также слово, возникающее путём такого подражания (напр. кукушка, квакать, квакушка).

 

C2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

Д. Н. Ушакова: «...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и ФОНЕТИКУ».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая

тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами

К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или

полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Текст (из 1 варианта книги Н. А. Сенина. Русский язык. Подготовка к ГИА. 2010)

(1)Дорога частью идёт по Ангаре, и лёд по дороге зелёный, порезанный тракторами, потом выезжаем в поле. (2)Машина наша едет и едет. (3)И всё пеньки да пеньки. (4)Глаз быстро устаёт от такой ряби, и тогда всё кажется то сплошь белым, то чёрным. (5)И вдруг среди этого неживого пространства берёзка. (6)Тонкая и тихая.

(7)Милая ты моя! (8)Как же ты сохранилась здесь, среди снегов? (9)Как же тебя не спилили, не порубали и не сожгли?

(10)Одна — непонятно, чудо — среди горелых пней стоит, прозрачная, белее белых снегов, что вокруг неё. (11)И я уже фантазирую и готов сочинять какую-то новую сказку... (12)Но шофёр рядом говорит: — (13)3наю я, отчего она здесь. (14)Всё очень просто. (15)Красота — вот вам и причина.

(16)И я узнаю.

(17)Пилила здесь лес бригада леспромхоза, что котлован под будущее море очищает. (18)Вон сколько поснесли и ничего, а тут наши бородачи вроде спасовали. (19)Поглядели. (20)Берёзка. (21)Вздохнули и чего-то так начали они пилить, что минули её, не сговариваясь, и пошли дальше. (22 )Мол, хоть не мы, сучкорубы всё равно прикончат.

(23)А там половина баб, усталых, крикливых. (24)Наткнулись, постояли, почему-то примолкли. (25)Потом по-хозяйски ветки от ствола отгребли, чтобы весною солнце до корней достало, и двинулись дальше, только минуту постояли. (26)А берёзка — словно небо сеет сквозь себя. (27)Удивительная красота! (28)Да ведь будут трактора лес возить, всё равно сомнут.

(29)Трактор узколоб, два глаза равнодушно вперёд глядят. (З0)Тракторист чёрен от соляры да мороза, от холода на лицо словно густая сетка легла. (31)Посмотрел тракторист на берёзку и сощурился, словно его встречная машина ослепила, и удивился, и сказал вдруг: (32)«Ох ты, доченька!» (33)А трактор в это время изгиб на дороге сделал. (34)Посмотрел он назад: идут следом другие машины по его загибу, вот наделал дел! (35)И берёзка стоит — боже мой, до чего же она приятная, берёзка эта! (З6) Жаль, но остатки будут жечь, спалят.

(37)А тут девчонки песни заорали. (З8)Дымище кругом. (39)Посмотрели, берёзка стоит. (40)Развели огни подальше. (41)Посидели. (42) Посмотрели. (43)Дым да грязный снег за спиной. (44)0тогрелись, пошли дальше, опять оглянулись. (45)Даже песню петь захотелось. (46)Вот и вся история.

По А. Приставкину*

 

*Приставкин Анатолий Игнатьевич (1931-2008) — русский писатель. Долгие годы судьба и творчество писателя были связаны с Сибирью. В эти годы пишет документальные повести «Мои современники», «Костры в тайге», «Ангара-река» и др.

Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая...». В своём произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, — мир не достоин существования, если он убивает детей. Повесть получила и мировое признание — в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.