Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст для анализа




О. Г. Шавриной: «Фонетическое богатство русского языка помогает отразить звуковой облик очень многих явлений и действий, а также их темп или ритм».

Сочинение по другой цитате

C2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая

тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами

К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или

полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

(1)Танкер «Ростов» готовился к отплытию, и семьи моряков пришли, чтобы проводить его в далёкое плаванье. (2)Вот уже якорь вышел из воды и висит на цепи, словно здоровенный морской краб. (3)И тут моряки увидели, что в изгибе якорной лапы улеглась чёрная, блестящая авиабомба. (4)Она была совсем не тронута ржавчиной, будто не пролежала она десятки лет на дне моря, глубоко зарывшись в илистый грунт.

(5)Молодой капитан срочно связался с портом, и из Севастополя вызвали сапёров. (6)Но бомба может взорваться каждую минуту, от любой случайности. (7)Капитан глядел на её чёрное оперенье, охваченный глубоким раздумьем. (8)Он оглянулся на морской берег. (9)Прекрасен и тих был летний день, овеянный теплом мирной жизни, и только чёрная гостья, вернувшаяся из прошлого, со злобным упорством напоминала о военных днях.

(10)И чем дальше вглядывался молодой капитан в мирный синий берег, в стоящие у причала суда, в людей, которые беззаботно ожидали на пристани, тем быстрее поспевало в его душе решение. (11)Он решил немедленно, не дожидаясь, пока заявятся из Севастополя сапёры, уйти из порта в море и там попытаться утопить бомбу. (12)Капитан знал: надо отплыть на такое расстояние, чтобы в случае взрыва опасность грозила только одному его судну.

(13)Танкер «Ростов» отошёл от порта на несколько миль, и после того, как измерили глубину, капитан скомандовал постепенно опускать якорную цепь, погружая бомбу в

воду. (14)Чем глубже уйдёт она в море, тем меньше опасности, что произойдёт взрыв. (15)Танкер дал задний ход. (16)Капитан рассчитывал, что сильная водяная струя, дойдя до носовой части, столкнёт с якоря бомбу. (17)Вода за кормой заклубилась, рвалась и таяла белая пена. (18)И вот снова из воды выбирают якорь. (19)Медленно, звено за звеном ползёт кверху якорная цепь. (20)Наконец из воды показалась могучая металлическая лапа, а вслед за ней медленно высовывалась из воды бомба. (21) Пришедшая из мрака, она не хотела уходить.

(22)Теперь капитан отдал команду опустить якорь так, чтобы его только покрыло водой. (23)Он рассчитал, что водяная струя наверху будет значительно сильнее и, возможно, она столкнёт бомбу с якорной лапы. (24)Правда, находясь в непосредственной близости от судна, бомба может, оторвавшись от якоря, удариться о корпус. (25)И тогда… (26)Но другого выхода, к сожалению, не было, и капитан решил рискнуть.

(27)В великих просторах открытого моря танкер «Ростов» продолжал свой поединок с бомбой.

(28)И всё повторилось сначала. (29)Опять за кормой забурлила вода. (30)Опять начали выбирать якорь. (31)Моряки, не отрывая глаз, следили за ползущей вверх якорной цепью. (32)Метр за метром двигалась вверх якорная цепь. (33)Вода казалась

густой и яркой, как синие чернила.

(34)И вот из глубокой блистающей синевы снова выползли гигантские металлические лапы. (35)И счастливые люди увидели, что бомбы на них нет, что якорь чист. (36)А в это время бомба шу мно и безвольно уходила вниз, в огромную тол щу моря, на о жи дающее её последнее ло же, которое находилось на такой глубине, что злые щу пальца чёрной гостьи уже не смогут дотянуться до белого света, принести беду и смерть.

(37)…Когда капитан вошёл в свою каюту, он невольно бросил взгляд в зеркало. (38)Ему казалось, что он поседел за эти часы. (39)И хотя из зеркала на него глядело всё то же молодое отважное лицо, капитан чувствовал, что в душе он стал на несколько лет старше.

(По Т.Н. Тэсс.*)

*Тэсс Татьяна Николаевна (1906−1983) – русский, советский писатель, журналист и публицист, многолетняя сотрудница газеты «Известия».

 

План работы Рабочие записи
I. Вступление I. «Фонетическое богатство русского языка помогает отразить звуковой облик очень многих явлений и действий, а также их темп или ритм». · Русский язык звучен и мелодичен. · Фонетика изучает не только звуки речи, но и темп речи, тон. · Звукопись —сложные словесные повторы в речи; такое звуковое построение фраз, сочетающих гласные и согласные звуки, которое соответствовало бы настроению
II. Основная часть. II. · Предложение № 6: слова «бомба» имеет свой звуковой облик: мы как будто слышим или боимся услышать звук взрыва: «б-о-о-м». · Предложение 9 –антитеза (мирный день и «чёрная гостья», грозящая уничтожить живое), антитеза создана не только словесно, противопоставлению помогает и темп речи, тон, с каким хочется прочесть предложение: чуть замедленная первая часть, мирный день, и чуть убыстрённый, предостерегающий тон второй части. У слова «злобный» особое фонетической звучание, резкое, неприятное. · Предложение № 36: случайно или нет, но в этом предложении ярко представлена ЗВУКОПИСЬ: повторяются звуки ШУ, ЩУ, ЖИ, ЖЕ, они показывают нам шумное и безвольное погружение «чёрной гостьи» в толщу моря.
III. Заключение III. Русский язык богат, мелодичен, звучен. У талантливого писателя всё подчинено замыслу того, о чём он пишет. Звуковой облик слов, темп, ритм фраз помогает окунуться в атмосферу происходящего. Поэтому нельзя усомниться в правоте слов О. Г. Шавриной: «Фонетическое богатство русского языка помогает отразить звуковой облик очень многих явлений и действий, а также их темп или ритм».

 

Сочинение

Русский язык звучен и мелодичен. Мелодику языку придают и фонетический облик многих слов, и темп, и тон речи. Порой помогает этому и такое явление речевой выразительности, как звукопись (построение фраз, соответствующее настроению).

Всё вышесказанное в полной мере соответствует тому, как оформлен с точки зрения фонетики текст А. Приставкина. Обратимся к предложению № 6: слова «бомба» имеет свой звуковой облик: мы как будто слышим или боимся услышать звук взрыва: «б-о-о-м».

В девятом предложении есть антитеза (мирный день и «чёрная гостья»-бомба, грозящая уничтожить живое), она создана не только словесно, противопоставлению помогает и темп речи, тон, с каким хочется прочесть предложение: чуть замедленная первая часть, рисующая мирный день, и чуть убыстрённый, предостерегающий тон второй части. У слова «злобный» особое фонетической звучание, резкое, неприятное.

Случайно или нет, но в предложении № 36 ярко представлена ЗВУКОПИСЬ: повторяются звуки ШУ, ЩУ, ЖИ, ЖЕ, они показывают нам шумное и безвольное погружение «чёрной гостьи» в толщу моря.

Да, русский язык, действительно, богат, мелодичен, звучен. У талантливого писателя всё подчинено замыслу того, о чём он пишет. Звуковой облик слов, темп, ритм фраз помогает окунуться в атмосферу происходящего. Поэтому нельзя усомниться в правоте слов О. Г. Шавриной: «Фонетическое богатство русского языка помогает отразить звуковой облик очень многих явлений и действий, а также их темп или ритм».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.