КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управления и экономики
Юридическая природа конституционных обязанностей выявляется в контексте отношений и связей граждан с государством. Человек в указанных отношениях выступает как гражданин, как член социально-политической общности, каковой является народ, как ассоциированный носитель суверенитета. Указанное качество гражданина имеет решающее значение и для понимания характера конституционных обязанностей, и для опосредуемых ими отношений. Российская Федерация также выступает в своем строго определенном качестве -- как единая, охватывающая всех граждан политическая организация. Особенности конституционных обязанностей граждан имеют субъективный характер, принадлежат каждому российскому гражданину, являются его личными обязанностями. Субъективность конституционных обязанностей проявляется в том, что они принадлежат не только всем, но и каждому гражданину. В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Исходя из этого, предполагается не только отсутствие посягательств на памятники истории и культуры со стороны живущих в России людей, но и их активные действия по сохранению памятников истории и культуры (например, участие в реставрации памятников истории и культуры, пожертвования на соответствующие работы и т.д.). Эта конституционная обязанность также вытекает не только из правовых, но и моральных и религиозных норм. Исполнение этой обязанности не связывается с наличием или отсутствием российского гражданства у кого-либо из родителей или детей. Статья 57 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. В условиях капиталистического государства (в отличие от социалистического) возрастает значение чёткого и своевременного выполнения всеми лицами, проживающими в России, этой обязанности. В статье 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Конституция Российской Федерации закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59). Заключение Подводя итог работы можно сделать следующие выводы: Юридическая природа конституционных обязанностей может быть правильно понята лишь в том случае, если они рассматриваются не только с позиций правового статуса граждан, но и в комплексе с другими его элементами: гражданством, общей правоспособностью, принципами, гарантиями, а также в связи с формами реализации этих обязанностей. 3. В основном нормы, закрепляющие обязанности человека и гражданина закреплены в главе второй Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина. Некоторые из обязанностей тесно связаны с соответствующими правами. 44 вопрос 2.1 Понятие и классификация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданин Если обратиться к словарям юридических терминов и, в частности, к определению «конституционных гарантий прав человека», то большинство из них определяют данный термин как совокупность установленных конституцией процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека; правозащитных институтов вместе с основными принципами их деятельности; особых правил, устанавливающих пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека См., например, Российская Юридическая Энциклопедия.-М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 1999.-Х, С. 455-456; Энциклопедический юридический словарь/ под общ. Ред.В.Е. Крутских.- 2-е изд.-М.: ИНФРА-М. 1999, С. 144-145.. В юридической литературе выделяют конституционные гарантии в широком и узком понимании. В широком смысле конституционные гарантии -- это «определения закона, образующие составную часть конституции, которые обеспечивают население от произвольного нарушения или изменения основных законов страны» Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. - М.: Эксмо, 2003. - С. 399.. В узком смысле под конституционными гарантиями понимаются правовые средства реализации и защиты гражданами своих прав Конституционное право России: учебник/ А.Н. Головистикова, Л.Ю. грудцина; под ред. Н.А. Михалевой.- М.: Эксмо, 2006. С.466.. Используемый в части 1 ст. 45 Конституции РФ термин «гарантируется» звучит более весомо, нежели «каждый имеет право», и чаще встречается в тех случаях, когда государство берет на себя обязательство обеспечить то или иное право или свободу индивидов. Например, Конституция России устанавливает в части 1 ст. 39: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности...» И с целью реализации провозглашенной гарантии принимается блок законов и иных нормативных правовых актов, направленных на улучшение жизни людей. Формулировки конституционных положений в рассматриваемой области разнообразны. Они закреплены непосредственно в форме гарантии, например, «гарантируется свобода массовой информации» (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ), «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту» (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ). Другие определяют объекты охраны или защиты со стороны государства или закона, например, «право частной собственности охраняется законом» (ч. 1 ст. 35 Конституции РФ), «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое действие, и само по себе закрепление конкретного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае, невозможность его отрицания Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М «НОРМА», 2005. С.279.. В целях максимальной охраны прав и свобод личности их основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне. Большинство ученых-правоведов условно подразделяют конституционные гарантии на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия. (см. табл. №1.) 2.2 Содержание общих конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина
Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод. Основная тяжесть работы по защите прав и свобод граждан ложится на суды общей юрисдикции и прежде всего на районные суды. Особое место в судебной защите прав и свобод принадлежит Конституционному Суду РФ. Он не рассматривает жалобы на неправильное применение закона, приведшее к ущемлению прав граждан, не разрешает гражданско-правовые и экономические споры, не рассматривает уголовные дела. Его назначение -- проверять конституционность самих законов, в том числе тех, которые затрагивают права и свободы граждан. Конституционный суд РФ (согласно ст. 1 ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» См.: СЗ РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1012.) - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В соответствии со ст.2 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» полномочия, порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и данным Законом. Защита Конституционным Судом конституционных прав и свобод граждан осуществляется косвенно, при рассмотрении следующих категорий дел: при проверке конституционности актов и договоров, указанных в пунктах «а» - «д» ч.2 ст. 125 Конституции РФ; при разрешении споров между органами государственной власти, определенные пунктами «а» - «в» ч.3 ст. 125 Конституции РФ; при толковании Конституции (ч.5 ст. 125 Конституции РФ) Витрук Н.В. Конституционное правосудие: Учебное пособие. - М., 1998. - С. 177.. Рассмотрение конституционных жалоб граждан в конституционных судах - особая категория дел. Во-первых, заявитель должен отчетливо выразить в жалобе свое мнение о том, что нарушено его конкретное конституционное право или свобода. Во-вторых, конституционные суды - это не кассационная, апелляционная или надзорная судебные инстанции, рассматривающие дела, связанные с нарушением прав и свобод граждан в судах общей юрисдикции. Конституционный Суд лишь оценивает конституционность закона или подзаконного акта, действия (бездействие) должностных лиц. Процедура рассмотрения конституционной жалобы не означает замену юрисдикции иных судов в защите конституционных прав и свобод личности См., напр.: Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации // Право и жизнь. - 2000. - № 25. - С. 12.. Защита гражданами своих прав посредством конституционного судопроизводства способствовала утверждению свободы передвижения и запрету института прописки, защите избирательных прав, права частной собственности, всем видам прав человека и гражданина См., напр.: Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности абз. 2 ч. 7 ст. 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова от 6 июля 1995 г.; постановление по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина В.А. Мостипанова; определение по жалобе гражданина П.М. Терзияна на нарушение его конституционных прав положениями статей 159 и 199 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.. Таким образом, полномочия Конституционного Суда, порядок обращения и общие правила производства являются реализацией конституционной гарантии права граждан на судебную защиту его прав и свобод. Этот способ защиты индивидами своих прав особенно важен, поскольку определения и постановления Конституционного Суда при удовлетворении жалобы отдельной личности или группы лиц обеспечивают в то же время соответствие действующего законодательства Конституции. На основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин, который считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, вправе обратиться с жалобой в Конституционный Суд и просить проверить конституционность такого закона. Жалоба гражданина считается допустимой, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Признание закона или отдельных его частей неконституционными означает, что они перестали действовать и не могут более применяться. Таким образом, судебную защиту получает не только лицо, обратившееся с жалобой в Конституционный Суд, но и другие граждане, права которых законом нарушались или могли быть нарушены. Так же происходит защита гражданина в процессе правоприменения: от нарушения его основных прав и свобод неконституционным законом, применяемым или подлежащим применению судом или иным правоприменительным органом. А.Х. Саидов. Общепризнанные права человека. Учебное пособие./ под ред. И.И. Лукашука. М.: М3 ПРЕСС, 2002. С.189. Кроме того, решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. Таким образом, данный институт, защищающий общепризнанные права человека является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Судебная защита прав и свобод. В ряду прав и свобод человека и гражданина, закрепленных гл. 2 Конституции РФ, можно выделить группу прав, обеспечивающих гражданам судебную защиту. Эти права составляют часть общего правового статуса человека и гражданина и в то же время служат гарантиями этого статуса. Человек и гражданин обладают этими правами независимо от того, есть ли у них конкретный повод требовать защиты своих прав и свобод или нет, а могут воспользоваться только в том случае, если повод этот есть. В доктрине эти права называются процессуальными, поэтому для более детального рассмотрения данной конституционной гарантии нужно обращаться не только к конституционному, но и к процессуальному законодательству. Российская Конституция содержит ряд положений, которые обеспечивают как пользование правами и свободами, так и порядок их восстановления. Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Из данной формулировки можно сделать два вывода. Каждый, чьи права, свободы или законные интересы нарушены, имеет право подать жалобу в соответствующий суд для восстановления этих нарушенных прав.
Суд обязан по требованию гражданина рассмотреть эту жалобу по существу и разрешить спор, приняв законное, справедливое и обоснованное решение согласно действующему законодательству. Провозглашенное ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту представляет собой сложное, многофункциональное и многовариантное явление, что обусловливает наличие различных взглядов на понятие судебной защиты. В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, вид государственной защиты прав и свобод личности, как общественное отношение и государственную функцию См.: Баглай М. В., Габричидзе Б. Л. Конституционное право Российской Федерации. М., 2005. С. 225, 226.. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием или рассматривается как гарантия доступа к нему Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 8, 9; Международная жизнь. 1990. № 9. С. 135.. В уголовно-процессуальной науке судебную защиту освещают как «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов». Толкачев X. Б., Хабибулпин А. Г. Личные конституционные права и свободы граждан СССР: система, характеристики, особенности реализации. Уфа, 1990. С. 46. В теории права судебная защита рассматривается как составная часть правоохранительной функции государства. В ряде случаев судебная зашита является единственным средством правовой зашиты человека (например, реабилитация незаконно осужденного или привлеченного к уголовной ответственности лица, установление отцовства, признание без вести пропавшим или объявление умершим). Судебная защита выступает наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности. Уровень судебной защиты прав граждан рассматривается как основной показатель места судебной власти в обществе, показатель демократичности самого общества. В соответствии с ч.1 ст.120 Конституции РФ, судьи в своей деятельности руководствуются только Конституцией РФ и федеральными законами. Соответственно на принятие судебного решения не может оказываться административное давление со стороны других бюрократических структур. Именно независимость суда в процессе постановки и принятия решения, а также обязательность этого решения для всех без исключения субъектов обуславливают рассмотрение права на судебную защиту в качестве важнейшей гарантии прав и свобод человека и гражданина Похлебенина Ю.В. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере правосудия: теоретический и сравнительно-правовой анализ. // История государства и права. 2006. №9. С. 12-14.. Среди основных характеристик судебной защиты можно выделить следующие: Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ: Учебник для вузов/ под ред. д.ю.н., проф. О.И. Тиунова. -М.: Норма, 2005. С. 324-334. Всеобщность судебной защиты. Судебная защита является универсальной, поскольку основной чертой ее является всеобщность. Она распространяется на неограниченный круг лиц, поскольку правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения, а также иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Возможность защищать свои права через представителя получают и недееспособные физические лица. Конституция РФ применительно к субъекту, права и свободы которого обеспечиваются судебной зашитой, употребляет термин «каждый», подчеркивая тем самым неперсонифицированность судебной защиты, отсутствие каких-либо ограничений на использование этого способа защиты субъективного права всеми и каждым. Указание на защиту прав, свобод и законных интересов каждого человека и гражданина отражает стремление восстановить те общечеловеческие ценности, которые не зависят от принадлежности к государству, но являются естественными, принадлежащими человеку от рождения. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. Гарантированность судебной защиты установлением системы судов. Обеспечение судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, образованных в соответствии с требованиями, указанными в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», в четком определении их компетенции по защите прав и свобод граждан и других лиц, в установлении гарантий их самостоятельности, независимости, в определении видов и принципов судопроизводства, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений и т. п.. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных названным Законом, не допускается. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему РФ. Эти суды имеют разные полномочия и осуществляют правосудие в различных процессуальных формах, но все они в пределах своих полномочий призваны стоять на страже законных прав и свобод человека и гражданина. Невозможность ограничения права на судебную защиту. Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах (ч.3 ст.56 Конституции РФ), поскольку ограничение этого права не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей, среди которых такие, как защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Непосредственность действия права на судебную защиту. Судебной защите подлежат и те права и свободы, которые принадлежат индивиду в силу прямого указания Конституции РФ (основные, конституционные) и иных законов, нормативных актов, индивидуальных правовых актов или договоров, и те, которые не имеют нормативного закрепления в соответствующих законах, но не противоречат Конституции РФ. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим (ст. 15 Конституции РФ) вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации. Именно поэтому Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» БВС РФ. 1996. № 1. обязывая суды обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина, рекомендовал в ряде случаев непосредственно применять Конституцию РФ, в том числе при отсутствии федерального закона, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения. Отсутствие прямых указаний в законе не может служить основанием для отказа в праве на обжалования в суд любых действий и решений, в том числе органов расследования и прокуроров.
Возможность обжалования любых решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Немалое значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности имеет закрепление данного положения в ч. 2 ст. 46 положение Конституции РФ. В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»/ информ.-прав. Система «Консультант плюс». каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными решениями, действиями или бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Этот Закон нацелен на повышение ответственности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, всех государственных служащих за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Ни Конституция, ни иное законодательство не дают конкретного исчерпывающего перечня действий (решений) органов и должностных лиц, которые могут быть обжалованы, поскольку исходят из того, что в суд можно обжаловать любые действия и решения. Исходя из действующего законодательства и практики его применения судами в контексте содержания ст. 46 Конституции РФ, следует признать, что объектами обжалования в суд могут быть решения и действия органов и должностных лиц всех трех ветвей государственной власти -- законодательной, исполнительной и судебной, а также органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц. Основания для обжалования указанных выше актов, решений и действий (бездействия) могут быть различными: прямое нарушение прав и свобод, создание препятствий для осуществления прав и свобод, незаконное возложение обязанностей либо установление запрета, незаконное привлечение к юридической ответственности, а также предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий или их несовершения. Отраслевое законодательство также содержит соответствующие нормы, посвященные судебной защите прав человека. Так, например, в гражданском и гражданско-процессуальном законодательстве в ст. 11 ГК РФ говорится, что «защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд»; «защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд». В ГПК РФ также подчеркивается, что «заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов» (п. 1 ст. 3 ГПК РФ). Трудовой кодекс РФ также содержит положения о судебной защите по трудовым спорам (ст. 383ТК РФ). В арбитражно-процессуальном законодательстве говорится, что «заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом» (п. 1 ст. 4 АПК РФ). Защита прав и свобод граждан осуществляется и в уголовном судопроизводстве. Так, в УПК РФ сказано, что «правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом» и «никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном настоящим Кодексом» (ч. 1,2 ст. 8УПК РФ).
Судебная зашита -- сложное правовое явление, не принадлежащее конкретной отрасли права. Содержащаяся во множестве правовых норм судебная защита не может быть правильно понята, если считать ее выражением только норму ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Согласно ст. 52 «права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба». В ст. 53 Конституции РФ говорится: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц (ч. 2 ст. 46), а также право на личное участие в отстаивании своих прав и свобод. Право на защиту в связи с этим может рассматриваться как совокупность правомочий, обеспечивающих лицу возможность добиваться восстановления в правах. Ограничение одного из названных прав может рассматриваться как ограничение права на судебную защиту. Поэтому судебную защиту необходимо рассматривать как институт, включающий совокупность всех приведенных правовых норм. Только в совокупности они создают гарантию судебной защиты прав и свобод индивида. Законная самозащита прав и свобод. Традиционно сложилось, что нарушенные права и свободы должно защищать государство в лице его компетентных органов (суд, прокуратура и т.д.). Но ни общество, ни законодатель не выработали такого эффективного механизма защиты от правонарушений, который бы позволил обеспечивать оперативную и адекватную охрану прав и законных интересов лица во всех случаях. Поэтому государственная их защита не исключает самостоятельных активных действий каждого по их защите всеми способами, не запрещенными законом. Такой поход расширяет возможности граждан, которые могут проявлять инициативу, использовать различные способы отстаивания своих прав. Часто возникают ситуации, в которых наибольший эффект в защите прав и свобод достигается посредством действий самого заинтересованного лица. Причем, эти действия зачастую являются весьма результативными. Таким образом, наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту личных прав и свобод человека и гражданина существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Хотя применение способов самозащиты не препятствует ему в дальнейшем обратиться за защитой в компетентные органы. В Российской Федерации с началом реформ самозащита впервые признана конституционным правом человека (ст. 30 Декларации прав и свобод человека и гражданина Декларация прав человека и гражданина 1789 г.// К.Е. Ливанцев. Сборник документов по всеобщей истории государства и права. Издательство Ленинградского университета. 1977. С.74-76, ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). В 1994 г. в Гражданском кодексе РФ (ст. 14) было закреплено право на самозащиту гражданских прав, в 2001 г. в Трудовом кодексе РФ (гл. 59) были урегулированы формы самозащиты работниками трудовых прав. Правовой основой включения данной категории в законодательство стала ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, где указывается, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Под правом на самозащиту подразумеваются способы защиты прав, которые не предполагают обращение за помощью ни к административным, ни к судебным государственным органам. Здесь имеются в виду ситуации, когда защита прав осуществляется гражданами самостоятельно или с помощью структур гражданского общества. К таким структурам можно отнести общественные организации и объединения, в том числе профсоюзы, а также неинституционализированные инициативные группы и средства массовой информации. Они реализуют данное право, используя различные средства, допустимые в соответствии с действующим законодательством: собрания, митинги, демонстрации, пикетирования, забастовки и т. п., направленные на привлечение общественного внимания и мобилизацию общественного мнения для отстаивания определенных интересов и защиты нарушенных прав. Подобный способ защиты прав обычно не предполагает участия государства. Напротив, государство должно воздерживаться от чрезмерного вмешательства в деятельность институтов гражданского общества. В то же время от государства требуется создание такой правовой системы, в которой эти институты могут беспрепятственно функционировать. Способы самозащиты многообразны. Условно их можно разделить на правовые и неправовые. Правовые способы самозащиты - это действия урегулированные нормами права; неправовые способы самозащиты - это действия прямо не предусмотренные в законодательстве, но не противоречащие ему. В качестве правового способа может выступать использование таких прав, как: право на забастовку, право на объединение, право на собрание и мирные публичные мероприятия и др. К неправовым способам самозащиты прав можно отнести, например, голодовку и др. В целом, можно выделить следующие способы самозащиты: Право участвовать в управлении делами государства. Рассматриваемое право осуществлять в различных формах, как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами является участие в референдуме, а также реализация права граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Только гражданам принадлежит инициатива проведения референдума. При выборах обеспечиваются выдвижение кандидатов непосредственно избирателями, возможность самовыдвижения, свободное проведение предвыборной агитации; установленные законом формы участие в формировании избирательных комиссий, в подсчёте голосов. Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности в общественных делах и защиты ими своих прав. Обращения граждан могут быть в форме заявления, жалобы, петиции. Наибольшее распространение в практике получили заявления (с требованиями об удовлетворении каких-либо прав, предоставления льгот, услуг), а также жалобы (о нарушениях прав граждан с требованием восстановления). Важным правом является закрепления за каждым, право на объединения, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Это право даёт гражданам возможность использовать, в указанных целях, различные формы совместной организованной, общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Общественные объединения способствуют развитию самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Вступление в члены объединения осуществляется на добровольной основе, в соответствии с условиями, записанными в его уставе. Общественные объединения в праве участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления, в порядке и объёме, предусмотренных законодательством. Общественные объединения могут выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти, представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов в органах государственной власти. Учитывая разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, федеральный закон предусматривает пять различных организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра государственного и международного права
Деловая игра по дисциплине «Конституционное право» на тему «Реализация конституционного права граждан России проводить митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ)»: учебное задание и методические рекомендации по проведению
(для студентов специальности и направления «Юриспруденция» юридического факультета всех форм обучения)
Санкт-Петербург 2012 Рекомендовано к изданию кафедрой государственного и международного права юридического факультета. Протокол № ___ от ___________ г.
Одобрено методическим советом юридического факультета. Протокол № ___ от ___________ г.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |