КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ребенок, рожденный от свободной и раба
Практическое занятие № 3. Лица как субъекты права. Цель занятия: дать понятие лица как субъекта права; охарактеризовать правоспособность, ее элементы, возможность ограничения и утраты в римском праве; проанализировать юридическую конструкцию дееспособности, рассмотреть основания ее ограничения и объявления лица недееспособным; проследить правовое положение римских граждан и гражданскую правосубъектность других категорий населения Древнего Рима; рассмотреть институт пекулия и ноксальной ответственности в римском праве; рассмотреть учение о юридических лицах в римском праве.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие лица и правоспособности в римском праве. 2. Элементы правоспособности, ее ограничение и утрата. 3. Понятие дееспособности, ее ограничение. Недееспособность 4. Правовое положение римских граждан. 5. Правовое положение латинов, перегринов, рабов, вольноотпущенников, колонов. 6. Пекулиантные отношения. 7. Юридические лица в римском праве.
Задания для самостоятельной работы студентов.
Дайте определения следующим понятиям: лицо, правоспособность, дееспособность, подвластный, лицо «своего права», латины, перегрины, манумиссия, либертин, колоны, пекулий, ноксальная ответственность, юридическое лицо, корпорация.
Решите следующие тестовые задания.
A. Становился рабом B. Считался вольноотпущенником C. Становился свободным по достижению 25 лет D. Рождался свободным
2. Правоспособность наступает с момента: A. Предъявления иска в суде B. Рождения C. Вынесения претором специального решения D. Наступления совершеннолетия
3. Минимальное число участников в частных корпорациях, действующих в качестве юридического лица: A. 1 B. 12 C. 3 D. 5
4. Перегринами в Древнем Риме называли: A. Лиц, не имевших ни римской, ни латинской правоспособности B. Монахов - отшельников C. Путешественников D. Жителей провинциальных городов
5. Раб в Древнем Риме в правовом отношении: A. Являлся объектом права B. Обладал степенью правоспособности в зависимости от правового статуса рабовладельца C. Обладал той степенью правоспособности, которую предоставлял ему рабовладелец D. Являлся субъектом права
6. Пекулий в Древнем Риме означал: A. Имущество раба B. Имущество рабовладельца, преданное в управление подвластному рабу C. Имущество вольноотпущенника D. Земельный участок, переданный в управление рабу
7. Максимальным ограничением правоспособности в Древнем Риме считалась утрата: A. Права занимать государственные должности B. Состояния гражданства C. Имущественного состояния D. Состояния свободы
8. Манумиссией в Древнем Риме называли процедуру: A. Установления долгового рабства B. Покупки раба C. Освобождения раба D. Возвращения вольноотпущенника в рабское состояние
9. Конституция императора Каракаллы в 212 г. н. э.: A. Объявила об освобождении рабов B. Провозгласила равенство свободных жителей римского государства в области частного права C. Регламентировала порядок получения наследства D. Усилила санкции за покушение на частную собственность
10. Правоспособность означает способность: A. Заключать сделки B. Иметь права и обязанности C. Быть субъектом права D. Нести определенные обязанности
11. Лицом (persona) В Древнем Риме именовали: A. Субъекта права B. Выборного судью C. Магистрата D. Любого человека
12. В Древнем Риме организация, существующая независимо от составляющих ее физических лиц (т. н. юридическое лицо): A. Могла совершать любые сделки, если не нарушались нормы, касающиеся общественного порядка B. Могла совершать сделки только с движимым имуществом C. Не могла совершать никаких сделок D. Могла совершать сделки, связанные с государственным имуществом
13. Лишение какого состояния считалось средним ограничением статуса, приводящим к лишению права вступить в законный римский брак и заключать различного рода сделки? A) лишение семейного статуса; B) лишение права занимать высшие государственные должности; C) лишение состояния свободы; D) лишение состояния гражданства.
14. Что такое дееспособность? A) способность совершать действия с юридическими последствиями; B) способность иметь права и обязанности; C) способность быть объектом права; D) способность совершать действия от имени другого лица.
15. Каково было положение ребенка, рожденного от рабыни и свободного? A) он считался вольноотпущенным; B) он рождался рабом; C) он становился свободным по достижении 25 лет; D) он рождался свободным.
16. Утрата какого состояния считалась наименьшим ограничением статуса, приводящим к лишению права быть домовладыкой? A) утрата состояния свободы; B) утрата состояния гражданства; C) утрата права занимать высшие государственные должности; D) утрата семейного состояния.
Решите следующие задачи.
Задание 1.
Великий римский поэт Публий Овидий Назон попал в немилость к императору Октовиану Августу. Император приказал Овидию навсегда покинуть Рим и отправиться в изгнание в Скифию. Назовите юридические последствия изгнания?
Задание 2.
Римский гражданин Юлий заключил брак с перегринкой Валерией. Какой статус получит ребенок, рожденный от такого брака?
Задание 3.
Сын крупного хлеботорговца Эмилий, получив наследство, стал вести широкий образ жизни. Он приобретал предметы роскоши, почти ежедневно устраивал пиры с друзьями, которых одаривал богатыми подарками, не уделяя хозяйству должного внимания. Могли родственник воспрепятствовать такому поведению?
Задание 4.
Аппий купил у 14-летней Юлии золотую брошь без согласия ее попечителя. Действительна ли эта сделка?
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос. Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: решение тестовых заданий и профессиональных задач.
Основная литература.
1. Прудников М.Н. Римское право: учеб. / М.Н. Прудников. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. С. 113 – 125. 2. Новицкий И.Б. Римское право: учеб. / И.Б.Новицкого. – М.: Юрайт, 2011. С. 63 – 81. 3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Составитель: д.ю.н., проф. В.А. Томсинов. – М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 2000. С. 105-219.
Дополнительная литература.
1. Черниловский З.М. Римское частное право: Элементарный курс. -М.: Новый Юрист,1997.-224с. 2. Дождев Д.В. Римское частное право: Учеб. для юр. вузов /Под общ. ред. проф. В.С.Нерсесянца.-2-е изд., изм. и доп.-М.:НОРМА-ИНФРА-М,2000. С. 82-112. 3. Косарев А.И. Римское частное право: Учеб. для вузов. -М.: Закон и право,ЮНИТИ,1998.-254с. 4. Новицкий И.Б. Римское право.-6-е изд., стереотип. -М.:"ТЕИС",1995.-245с. 5. Омельченко О.А. Римское право:Учеб.-2-е изд., испр. и доп.-М.: ТОН-Остожье,2000.-208с.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |