Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 4. Семейно-правовые отношения




 

Цель занятия: проследить эволюцию римской семьи как субъекта частного права; показать различие между агнатским и когнатским родством, охарактеризовать линии и степени родства; рассмотреть брак и его виды, выявить условия заключения и прекращения брака; проанализировать личные и имущественные отношения между супругами; проследит правовое положение детей в римской семье.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Римская патриархальная семья. Власть домовладыки.

2. Агнатское и когнатское родство. Степени родства.

3. Брак и его виды. Заключение брака и его прекращение.

4. Личные и имущественные отношения между супругами.

5. Отцовская власть, ее возникновение и прекращение. Правовое положение детей.

Задания для самостоятельной работы студентов.

 

Дайте определение следующим понятиям: патерфамилиас, агнаты, когнаты, прямая линия родства, боковая линия родства, степень родства, брак, конкубинат, брак «cum manu», брак «sine manu», приданное, узаконение, усыновление, эманципация.

 

 

Решите следующие тестовые задания.

 

1. Брак «cum manu» характеризовался:

A. Полным подчинением жены власти мужа

B. Сохранением самостоятельности жены при вступлении в брак

C. Наличием раздельного имущества

D. Невозможностью развода без решения судьи

 

2. Эманципация – это:

A. Освобождение раба

B. Получение женщиной полной правоспособности

C. Освобождение подвластного по воле домовладыки

D. Процедура развода по инициативе женщины

 

3. Женщина могла обладать собственным имуществом в браке:

A. Cum manu

B. При наличии специального договора

C. По решению суда

D. Sine manu

 

4. Агнатское родство определялось:

A. Юридическим равенством супругов

B. Принадлежностью к одной социальной группе

C. Подчинением власти одного paterfamilias

D. Кровным родством

 

5. В Древнем Риме брак считался законным:

A. При наличии юридического договора между paterfamilias жениха и невесты

B. При регистрации брака в муниципальных комициях

C. Между лицами, обладающими специальной правоспособностью вступать в законный брак, достигшими брачного возраста, получившими согласие paterfamilias и не состоящими в родстве

D. При заключении с помощью специального обряда при условии достижения брачного возраста и отсутствии родства

 

6. Имущество, которое глава семейства выделял подвластному в управление – это:

A. Дарение

B. Благодеяние

C. Пекулий

D. Заем

 

7. В браке sine manu:

A. Жена не попадала под власть мужа, имущество было раздельным

B. Необходимо наличие брачного контракта

C. Требовался специальный обряд заключения брака

D. Имущество супругов было общим при их юридическом равенстве

 

8. Установить отцовскую власть над детьми от конкубины можно было с помощью:

A. Усыновления

B. Манципации

C. Узаконения

D. Манумиссии

 

9. Когнатское родство определялось:

A. Усилением власти paterfamilias над подвластными

B. Наличием документального подтверждения

C. Родством по крови

D. Распоряжением судебного магистрата

 

10. При создании семьи римским гражданином и перегринкой:

A. Заключался брак «cum manu»

B. Дети могли наследовать своему отцу, но не были под его властью

C. Не возникало власти paterfamilias рад женой и детьми, дети не могли наследовать своему отцу

D. Заключался брак «sine manu»

 

11. В древнем Риме расторжение брака:

A. Было невозможным

B. Имело свободный характер

C. Было возможно по решению императора

D. Было возможно по решению суда

 

Решите следующие задачи.

 

Задание 1.

 

При заключении брачного договора было оговорено, что приданное возвращается жене в полном объеме, если развод будет истребован мужем по его инициативе и без вины жены. Вправе ли жена от собственного имени заявить иск о возврате приданного? Если такого договора не было, могла ли жена, при аналогичных обстоятельствах, обратиться за защитой к претору?

 

Задание 2.

 

Взрослые сыновья потребовали у отца раздела имущества на том основании, что оно является их общей собственностью. Отец ответил отказом, ссылаясь на то, что дети, находясь в его власти, являются объектами права, но не субъектами его и их положение определяется только одним: обязанности – да, права – нет. Так ли это?

 

Задание 3.

 

У римского гражданина Тиверия было 3 внука. Один родился в семье эманципированного сына. Другой родился от сына, живущего вместе с отцом. Третий был рожден дочерью, состоявшей в правильном браке – «cum manu». Какой из внуков находится под властью деда?

 

Задание 4.

 

С разрешения отца Антоний поступил на военную службу. Со временем он достиг высокого положения и купил имение. Отец же, вовлеченный в неудачную сделку, разорился. Вправе ли отец расплатиться кредиторами имением своего сына Антония?

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: решение тестовых заданий и профессиональных задач.

 

Основная литература.

 

1. Прудников М.Н. Римское право: учеб. / М.Н. Прудников. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. С. 147 – 162.

2. Новицкий И.Б. Римское право: учеб. / И.Б.Новицкого. – М.: Юрайт, 2011. С. 81 – 95.

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Составитель: д.ю.н., проф. В.А. Томсинов. – М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 2000. С. 105-219.

 

Дополнительная литература.

 

1. Черниловский З.М. Римское частное право: Элементарный курс. -М.: Новый Юрист,1997.-224с.

2. Дождев Д.В. Римское частное право: Учеб. для юр. вузов /Под общ. ред. проф. В.С.Нерсесянца.-2-е изд., изм. и доп.-М.:НОРМА-ИНФРА-М,2000. С. 82-112.

3. Косарев А.И. Римское частное право: Учеб. для вузов. -М.: Закон и право,ЮНИТИ,1998.-254с.

4. Новицкий И.Б. Римское право.-6-е изд., стереотип. -М.:"ТЕИС",1995.-245с.

5. Омельченко О.А. Римское право:Учеб.-2-е изд., испр. и доп.-М.: ТОН-Остожье,2000.-208с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.