Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В Договор дарения




В римском классическом праве дарение не было самостоятельной сделкой, представляя собой особую causa сделок с реальным или с обязательственным эффектом. Существенным элементом дарения prudentes считали animus donandi (намерение одарить), при котором требовалось соучастие со стороны одариваемого лица. Animus donandi — это волеизъявление, направленное на окончательное и безвозмездное отчуждение собственности или требования или отказ от взыскания (прощение) долга.

Принципиальная необратимость дарения определила реакцию юриспруденции на законодательное регулирование безвозмездных отчуждений.

В 204 г. до н. э. lex Cincia (плебисцит, принятый по инициативе трибуна Цинция Алимента) установил максимум допустимых дарений (предполагается, что в 1000 ассов), сделав исключение только для родственников внутри шестой степени родства, определенных свойственников (affini), патрона и либерта, жениха и невесты (sponsi), опекуна424. Закон Цинция был lex imperfecta и не предусматривал ничтожности дарений на сумму свыше установленного максимума (ultra modum).. Его значение проявилось в плане ius honorarium, когда претор ввел exceptio legis Cinciae, посредством которой чрезмерно щедрый даритель, впоследствии передумав, мог опровергнуть иск выгодополучателя, например actio ex stipulatu (если было дано обещание о дарении — stipulatio donationis causa) или rei vindicatio (если была осуществлена манципация donationis causa, но владение осталось у дарителя).

Если подаренная res mancipi была отчуждена посредством traditio, replicatio legis Cinciae позволяла опровергнуть исковое возражение о том, что вещь была подарена и передана (exceptio rei dona- tae et traditae), выставленное выгодополучателей против виндикационного иска дарителя. Если дарение заключалось в соглашении о непредъявлении требования (pactum de non petendo) по какому-либо обязательству, replicatio legis Cinciae могла быть успешно противопоставлена исковому возражению ответчика (exceptio pacti conventi) на иск дарителя по данному делу.

Те дарения, которые были неопровержимы в соответствии с lex Cincia, юристы называли donationes perfectae (FV, 310—312)425. В конце классической эпохи (Pap, FV, 259; 294) interpretatio iuris установила правило, согласно которому дарение становилось рег- fecta со смертью дарителя, раз в течение жизни он не изменил свою волю (perseverantia voluntatis): “Cincia morte removetur” (“Co смертью [дарителя] действие закона Цинция отменяется”)426.

Этот режим сближает donatio perfecta с donatio mortis causa, когда дарение делалось в ситуации особой опасности (D.39,6,3—4), в ожидании близкой смерти (cogitatione mortis), так что даритель сохранял возможность истребовать предоставленное обратно, если он не умирал сам или если выгодополучатель умирал раньше него самого. Считалось, что даритель предпочитает себя самого одаренному, а одаренного — своим наследникам (D.

39,6,1; 39,6,35,3—4). Если donatio mortis causa с реальным эффектом осуществляется в форме traditio, акт рассматривается как совершенный под отлагательным условием (D.24,1,11 рг; 39,6,2; 29).

Такая конструкция сближала donatio mortis causa с отказом по завещанию. Для prudentes обе сделки входили в категорию mortis causa сареге (приобретать по случаю смерти)427, наряду с aditio hereditatis, datio condicionis implendae causa (когда наследник или легатарий производил отчуждение в исполнение условия, поставленного завещателем), dos recepticia (приданым, в отношении которого муж заключил стипуляцию на случай смерти супруги — in mortem mulieris), а также платой, полученной за отказ от наследства или легата (Gai. D.39,6,31,2). Donatio mortis causa возможна только между лицами, располагающими testamenti factio в отношении друг друга (D.39,5,7,6; 35,1,55), и подчиняется режиму quarta Falcidia; одаренный mortis causa может быть обременен фидеикомиссом (D.31,77,1).

Юстиниан объявляет, что donatio mortis causa совершается по аналогии с отказом по завещанию, и эти фигуры уподобляются по форме: donatio должна совершаться в письменном виде или устно в присутствии пяти свидетелей (С.8,56,4; 1.2,7,1).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.