Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья Белкина. Обычаи и обыкновения. 30 страница




Сроки, которые определяются при назначении даты выборов. Сроки определены национальным законодательством по-разному, сравнивая сроки в разных национальных традициях, мы можем увидеть, что серьезно различаются представления о том, как долго должна идти избирательная кампания. В Латинской Америке любят долго проводить избирательную кампанию, почти 5 месяцев там проходят все стадии избирательной кампании в Великобритании все укладывается меньше чем в три недели.

Речь идет о организованности, которая необходима для проведения выборов, наверное, территория, на которой проводятся выборы – существенный момент. Великобритания небольшая, там избирательную кампанию можно проще организовать. В Японии обычно сроки короткие.

Когда речь идет об избирательной кампании в США, то сама кампания юридически идет недолго, особенно, если речь идет не о выборах президента, а о выборах в Конгресс или законодательные органы. Если речь идет о президентской кампании, сроки увеличивались постоянно. Дата кампании в Конституции, а момент выдвижения кандидатуры начинается практически за год до даты.

 

В качестве второго этапа избирательного процесса Белов обозначил создание организационной инфраструктуры, на самом деле, это этап, который хронологически может не столь жестко укладываться в период, предшествующий началу избирательной кампании, здесь есть только частичная зависимость. Например, до тех пор, пока не будет сформирована окружная избирательная комиссия, невозможно выдвинуть кандидата, т.к. заявление подавать некуда.

Если речь идет о возложении функций окружной избирательной комиссии на комиссию, организующую выборы. Например, выборы проводятся в едином общефедеральном органе, то там этой проблемы не возникает, соответственно нет необходимости формировать какие-то избирательные комиссии для того чтобы дать возможность выдвинуть кандидата.

Система избирательных комиссий, нарезка территорий для избирательных участков, формирование назначения избирательных комиссий оказывается растянутым во времени.

Первый шаг был сделан, когда территориальные избирательные комиссии были постоянно действующими. Второй шаг был сделан, когда участковые комиссии стали постоянно действующими. Создание информационной инфраструктуры меньше становится зависимым от конкретной избирательной кампании. В меньшей степени требуется совершения действий, от которых зависит возможность выдвижения кандидатов и т.д.

Довольно хорошо демонстрирует эту зависимость ситуация с нарезкой избирательных округов. В СПб было несколько ситуаций на муниципальных выборах, в какой-то момент изменился принцип нумерации избирательных округов на муниципальных выборов. До судов доходило много жалоб по поводу того, что избирательная комиссия держала в тайне номера округов, а потом, когда кандидат выдвигался, ему говорили, что он выдвинулся не по правильному избирательному округу, т.е. он ошибся в номере. В такие «кошки-мышки» играли многие муниципальные избирательные комиссии, это безобразие, суды чаще всего признавали это незаконным.

Создание условий для выдвижения – этот тот этап, который сдерживает дальнейшее продвижение кампании.

После того как минимальная инфраструктура создана, начинается этап избирательной кампании кандидатов. Закон различает 2 этапа:

1 этап - выдвижение кандидатов;

2 этап – регистрация кандидатов.

Для некоторых кандидатов это различие влияет на их обязанности, потому что между выдвижением и регистрацией они должны собрать подписи в свою поддержку.

Если речь идет о выдвижении политическими партиями, которые имеют своих представителей в законодательных органах, то для них это не столь значимо. Выдвижение предполагает уже выполнение всех необходимых действий, на основании которых будет осуществляться регистрация.

Сама по себе идея выдвижения предполагает, что управомоченный субъект выражает свою волю на выдвижение кандидата. На самом деле, в законе и выдвижение, и регистрация сконструированы как административные процедуры, предполагающие взаимодействие кандидатов с избирательными комиссиями. Этап выдвижения – этап не только принятия решения, например, политической партией, но и представление документов в соответствующую избирательную комиссию, когда документы приняты, выдвижение считается состоявшимся.

Регистрация в меньшей степени предполагает предоставления документов, только если нужны были подписи, то представление подписей в избирательную комиссию и принятие административного решения о регистрации кандидатов.

При выдвижении сообщаются все необходимые сведения, при выдвижении все, что нужно для приобретения статуса кандидата уже в избирательную комиссию представляется, регистрация необходима в том случае, если нужно собрать подписи в качестве основания для регистрации. Регистрация проводится на основании оценки действительности и достоверности представленных подписей, и в тех случаях, когда речь идет о регистрации на основании решения партии, она дополнительных материалов не требует.

Мы не будем отдельно говорить о предвыборной агитации как стадии избирательной кампании кандидата, избирательной кампании по выборам. Речь идет о том институте, который нами был рассмотрен. Мы поговорим о завершающей стадии избирательного процесса, о голосовании и подсчете голосов, потом об ответственности и об обжаловании тех результатов, которые таким образом устанавливаются.

Что касается голосования, главная цель – обеспечить доступность (возможность принять участие в голосовании) для максимально широкого круга избирателей. Сама процедура должна предполагать необходимость обеспечить те инструменты, которые мы обсуждали в качестве характеристик избирательной системы. Голосование по всем его параметрам может оцениваться с точки зрения того, насколько оно качественно, насколько оно эффективно обеспечивает возможность проголосовать. Это касается разных элементов процедуры голосования, начиная от времени голосования и заканчивая тем, как организовано голосование на избирательном участке. Даже избирательные участки определяются с учетом того, чтобы каждому избирателю была предоставлена возможность проголосовать. Закон ограничивает максимальное количество избирателей на одном участке - 3 тыс. чел. Предполагается, что 3 тыс. чел в течение 10 часов могут физически на этом участке проголосовать. Избирательный участок в данном случае используется в двух смыслах: как территория и как место, где проходит голосование.

Что касается обеспечения возможности проголосовать во времени, то проблема заключается в том, чтобы предоставить возможность голосовать тем избирателям, которые в день голосования не смогут этого сделать. Для этого мировая практика вырабатывает разные механизмы, разные системы, предполагающие системы досрочного голосования, голосования по доверенности, голосования по почте. Общее правило: голосование лично в день голосования на избирательном участке. Для того чтобы обеспечить избирателям, которые в день голосования не смогут присутствовать, возможность принять участие, используются эти 3 механизма. Еще появился четвертый – голосование путем создания спец избирательных участков по месту работы избирателя, отдельно может быть указано голосование по открепительному удостоверению, которое в РФ предусмотрено. Это два инструмента, которые применяет наш законодатель. За рубежом такие инструменты применяются редко, но эти три (на слайде) применяются широко и часто.

Голосование досрочное предполагает отведение определенного времени до дня голосования, когда избиратели могут либо на том же избирательном участке, либо в вышестоящей избирательной комиссии проголосовать. В РФ в 90-е гг. и начале 2000 гг. досрочное голосование широко использовалось. Однако выяснилось, что досрочное голосование сопряжено с риском серьезных нарушений избирательного законодательства. Несколько причин: досрочное голосование не требует такой концентрации организационных ресурсов, как происходит в день голосования, если применяются мошеннические практики, то можно организовать все те фальсификации, которые хочется сделать. Кроме того, в день голосования на избирательных участках, присутствует большое количество наблюдателей, членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, всех тех лиц, которые осуществляют контроль за ходом избирательного процесса. При досрочном голосовании партии не могут обеспечить постоянный контроль, это порождает риск злоупотреблений. Российский законодатель посчитал, что досрочное голосование слишком рискованно и потенциально опасно с точки зрения возможности фальсификации его результатов. В связи с чем досрочное голосование в РФ было отменено. Сначала это сделали на федеральном уровне, потом на региональном. На местных оно теоретически допускается, но при определенных условиях, если это предусмотрит законодатель субъекта, если это будет сделано вместо прикрепительного удостоверения. Чаще всего от досрочного голосования отказались на всех уровнях выборов.

Голосование по почте существует во многих странах мира, предполагается, что почта должна работать лучше чем, в РФ, тем не менее российский законодатель несколько лет назад внес изменение в закон «Об основных гарантиях…» и предусмотрел, что субъект федерации может в своем законе предусмотреть такую технологию. В СПб такая практика применялась. В других регионах особо эту практику не поддерживают, нормы, которые предусматривают такую возможность, не работают.

Голосование по доверенности существует во многих зарубежных странах, но в нашей стране возможность ведения голосования по доверенности несколько раз обсуждалось, но каждый раз депутаты ГД, опасаясь, что это приведет к злоупотреблениям, приходили к выводу, что пока рано. Теоретически, в будущем в РФ голосование по доверенности может появиться, при условии, что доверенность будет выдаваться нотариусом. Такое может быть, но законодатель РФ относится осторожно. Голосование по доверенности ставит общую теоретическую глобальную проблему, что именно указывается в доверенности, должно ли указывать, как именно голосовать. Если указывается – нарушается тайна волеизъявления избирателя, если не указывается, то нарушается возможность избирателя подать голос так как он считает нужным. Предполагается, что появляется два голоса у того, кто будет голосовать по доверенности, он этими голосами сам распоряжаться будет, это негативная черта голосования по доверенности, что учитывается при дискуссиях.

 

Само голосование организуется с помощью избирательных бюллетеней, они бывают разные. Те бюллетени, которые используются в РФ – это не единственно возможный подход к тому, как следует организовывать избирательный бюллетень, ту информацию, которую он содержит. Считается, что существуют мировой практике два типа избирательных бюллетеня. Считается, что французский тип появился раньше. Австралийский появился позднее – это общеизвестный факт.

Французский бюллетень предполагает, что для каждого кандидата, для каждой политической партии печатается отдельный бюллетень, в этом случае расходы по изготовлению бюллетеня можно возложить на партию, в этом случае для наглядности и простоты, для более эффективного контроля для подсчета голосов, делать бюллетень, подаваемый за каждую партию своего цвета. Такая практика используется. Может возникнуть вопрос, а как же обеспечивается тайна волеизъявления? Тайно волеизъявления обеспечивается просто, голосование проходит исключительно в кабинах для тайного голосования, в каждой кабине лежат пачки бюллетеней за каждую партию, избиратель берет тот бюллетень, который он намерен опустить в урну, складывает его в непрозрачный конверт и опускает в урну. В этом случае подсчет голосов и прозрачность определения результатов возрастают. В этом случае очень сложно признать бюллетень недействительным, потому что волеизъявление избирателя выявляется с достаточной определенностью и испортить бюллетень сложно, фальсифицировать результаты почти невозможно.

Другой тип, который применяется в РФ.

В РФ когда то голосовали шарами, практика для неграмотных избирателей. Выборы, когда проходило голосование шарами, выборы не представляли массового события. Предполагалось, что небольшое избирательное собрание могло провести баллотировку. Про это в литературе мало написано. Существует представление, что как-то голосовали. Самый распространенный механизм голосования – ящик, в котором сверху было отверстие для руки, снизу был разделен на две половинки. Избиратель брал шар в руку и опускал в ящик, мог положить либо в правую половину, либо в левую. Это не защищало от фальсификация, и появилась практика. Избиратель мог брать шары разного цвета (белый ли черный) и опускать в урну, зажав шар в кулаке. Это было в прошлом, сегодня слишком много избирателей.

Сегодня много избирателей, поэтому появились бумажные бюллетени. В начале 20 в. Появился австралийский тип избирательного бюллетеня, который нам привычен. В нем есть свои недостатки, есть свои преимущества. Такие бюллетени изготовляются избирательной комиссией, и партии не участвуют в расходах, которые связаны с подготовкой к голосованию В этом бюллетене указываются те кандидаты и партии которые выдвинуты, либо в порядке жеребьевке, либо в алфавитном порядке. Австрийский тип бюллетеня предполагает, что в одном бюллетене указываются все позиции, за которые избиратель может голосовать путем проставления отметок. Такой бюллетень имеет то преимущество, что преференции или механизмы голосования за нескольких кандидатов от одной партии упрощаются. Подсчет голосов в чем-то проще, проще тем, что не надо каждый бюллетень доставать из конверта, все бюллетени одинаково формы. В этом отношении австралийский тип бюллетеня несет и определенные негативные риски, связанные с тем, что в процессе подсчета голосов мо поставить лишнюю галочку, или положить не в ту пачку и т.д.

Голосование с помощью этого бюллетеня может организовываться как в бумажном виде, так и при помощи электронных систем. В РФ несколько лет ведутся эксперименты по внедрению систем электронного голосования. У нас испытываются 2 типа машин:

КОИБ (комплекс обработки избирательных бюллетеней) – сканер, который сканирует бюллетень и определяет отметку, после чего бюллетень проваливается в обычный ящик, всегда можно достать бюллетени и пересчитать их.

КЭГ (комплекс электронного голосования) - предполагают, что бумажных бюллетеней не существует, избиратель голосует путем общения с машиной.

В электронном виде предполагается голосование, когда голосование организуется через Интернет (очень редкие случаи).

Электронное голосование широко распространено в США. Самый известный скандал, связанный с Американскими выборами, который произошел в 2000г. на выборах Президента США, он был связан с традиционной системой, когда бюллетень предполагает не простановку отметок пишущим средства, а с помощью специального компостера в бюллетене делается дырка, и машине легче считывать информацию. Тогда во Флориде проблема заключалась в функционировании машин, потому что выбитый кусочек бумаги мог на краешке повиснуть, потом встать на место, и машина могла неправильно определить, за кого голосует избиратель. Тогда во Флориде, в результате того, что был маленький процент разрыва между голосами за одного и другого кандидатов, по закону было принято решение о ручном пересчете голосов. ВС США отменит результаты ручного пересчета потому, что при ручном пересчете не соблюдались правила о том, какие бюллетени считать действительными, какие нет. Это было связано с несовершенством работы самой машины, самого механизма электронного голосования. После этой истории, в 2002 году в США появился ФЗ, в котором установили стандарты, требования, предъявляемые к электронным средствам голосования, чтобы подобные ситуации, которая была в 2000 году, не возникали. После этого стало лучше, в США заменили старые машины.

Европейцы по этому поводу всегда шутили, однако технический прогресс постепенно стал проникать в Европу. В 2009 году случился казус в Германии, голосование с помощью электронных систем было признано неконституционным, потому что Федеральный Конституционный суд Германии посчитал, что система электронного голосования, она не обеспечивает защиты надлежащего уровня от возможного вмешательства в результаты выборов, и тем самым неконституционна. Электронное голосование в Европе применяется реже, нежели в США.

В РФ много лет проходят эксперименты, на каждых федеральных выборах, в каждом субъекте федерации, примерно на 10-15 избирательных участках используются либо КАИБы, либо КЭГи, чаще КАИБы. В СПб целиком все участки в районе – Кронштадте были оснащены этими аппаратами.

Электронные системы вызывают недоверие с точки зрения того, насколько они правильно считают голоса, насколько возможно защитить результаты выборов от фальсификации, от злоупотреблений со стороны тех, кто обеспечивает голосование. И другой психологической проблемой остается проблема доверия избирателей к электронным средствам голосования. Учитывая ту атмосферу, которая создается в СМИ, у нас многие избиратли уверены, что на выборах ничего честного не бывает. Идея о применении электронных механизмов она воспринимается точно также, не только в нашей стране, обеспечить доверие избирателей сложно.

Одно время у нас при разработке тех машин обсуждался вопрос, как избиратель, если голосует на электронном устройстве, как будет уверен, что его голос был учтен именно тот, который он хотел подать, а не который машина хотела записать. Речь шла о выдаче и о выдачи чека. Но все эти разговоры и проблемы ведут к ограничению и неиспользованию электронных систем голосования.

Менее существенный вопрос – когда именно проходит голосование.

На конференции Представитель Европейской комиссии рассказывал, что попытки унифицировать процедуру голосования в Европарламент, которая пока сделана только на уровне применяемых избирательных систем, но ее хотят продвинуть дальше, в т.ч. уперлась проблему того, что в одном единственном государстве, Великобритания, выборы проходят в четверг, в остальных 26 государствах - членов – в воскресенье. Великобритания возражает, чтобы выборы были урегулированы с точки зрения единого дня голосования на Европейском уровне, т.к. у них привыкли голосовать в четверг.

Если говорить о мировой практике, то чаще всего выборы проходят или в выходной день, или в день, объявляемый нерабочим днем. Например, в Чили каждый день выборов – национальный праздник. Предполагается, что голосование должно уложиться в 1 день, редко где голосование выходит за пределы 1 дня. Бывают примеры, когда голосование не укладывается в 1 день: в СПб выборы в муниципальные советы в 1994 году, когда нужная по закону явка не была обеспечена в течение 1 дня голосования, государственные органы посовещались и решили продлить голосование еще на день. Такого сегодня закон не позволяет делать, такое будет нарушением законодательства. Предполагается, что дня достаточно. День, который выбирается – это вопрос доступности, возможности каждого избирателя принять участие в голосовании. Не случайно выходной день, воскресенье предполагается именно в качестве дня голосования. В РФ нельзя выносить выборы на праздничный день

После того, как прошло голосование начинается этап подсчета голосов и определения итогов голосования, затем, результатов выборов. Терминология: итоги голосования – те результаты, которые связаны только с фиксацией того, какие голоса и за какую позицию в избирательном бюллетене поданы, результаты выборов – принятии решения о том, состоялись ли выборы, будут ли они признаны действительными, кто именно из кандидатов должен считаться избранным.

В РФ подсчет голосов происходит там же, где происходит само голосование, т.е. на избирательных участках, которые закрываются после 8 часов вечера. Бюллетени подсчитываются, составляется протокол об итогах голосование на этом избирательном участке, только после этого бюллетени сдаются на хранение в вышестоящую избирательную комиссию в запечатанном виде. К непосредственно бюллетеням доступ имеют только члены участковых избирательных комиссий, на следующих этапах существуют только цифры, только итоги голосования, которые были определены на избирательных участках и передаются по цепочке до избирательной комиссии, организующей выборы.

Показана цепочка, по которой подаются итоги голосования на федеральных выборах. ЦИК всегда определяет результаты выборов, на 3 других уровнях – это определение итогов голосования. На каждом уровне составляется протокол, передается в вышестоящую избирательную комиссию, она суммирует протоколы нижестоящих и составляет свой протокол об итогах голосования, который передает дальше, вместе с протоколом существует сводная таблица. Протоколы, которые выступают суммами итогов голосования на нижнем уровне, они передаются вплоть до ЦИК. При этом, начиная со 2 уровня (ТИК), итоги голосования (цифры об итогах голосования) они движутся параллельно: в протоколе об итогах голосования и ГАС «Выборы». ГАС «Выборы» – информационно-телекоммуникационная система, которая предполагает хранение и возможность передачи данных, в нее вносится информация, касающаяся выборов. В ГАС «Выборы» вносятся итоги голосования в каждом избирательно участке, после того как составлен протокол об итогах голосования, он представляется в ТИК, одновременно с представлением в ТИК, вносятся в ГАС «Выборы», ГАС «Выборы» сегодня позволяют любому заинтересованному избирателю или партии получать смс-уведомление об итогах голосования на интересующем участке, территории. Предварительные итоги голосование и предварительные результаты выборов определяются достаточно быстро, как только результаты протоколов внесены в систему ГАС «Выборы». Когда избирательная комиссия, организующая выборы, т.е последняя, получает данные, она принимает решение о результатах выборов.

Результаты выборов могут быть признаны несостоявшимися. Сегодня признание выборов несостоявшимися почти нереальная ситуация, некоторое время назад существовали разные основания, типа недостаточной явки избирателей, которая позволяла признать выборы несостоявшимися. Сегодня есть специфические условия, связанные с тем, что одна партия преодолевает барьер, или иные технические ситуации, которые не позволяют определить результаты выборов, в этом случае выборы признаются несостоявшимися.

Выборы могут быть признаны недействительны. Это ситуация более реальная, но встречается не менее редко. Признание результатов выборов недействительными – результат оценки со стороны избирательной комиссии тех нарушений, которые были допущены. Процедура определения итогов голосования и результатов выборов предполагает, что вместе с протоколом об итогах голосования в вышестоящую комиссию также передаются жалобы, которые были поданы. Считается, что по этим жалобам вышестоящая избирательная комиссия может судить о том, насколько правильно, насколько добросовестно, без фальсификаций были определены итоги голосования. В реальности система наших избирательных комиссий построена так, что избирательным комиссиям не выгодно, не интересно признавать итоги голосования недействительными, поэтому избирательные комиссии почти никогда итоги голосования недействительными не признают, но теоретически они могут это сделать, они могут оценить, что нарушения, которые были допущены при голосовании и подсчете голосов, они исказили итоги голосования. В законе по-разному оцениваются полномочия избирательной комиссии и полномочия суда в части признания итогов голосования недействительными. Избирательная комиссия может признать итоги голосования недействительными, если их результаты не позволяют установить действительное волеизъявление избирателей, а суд, в том случае, если невозможно установить действительную волю избирателей. Это различие в закон продиктовано правовой позицией КС, высказано в 2000г., разница в том, что волеизъявление искажается только на этапе голосования и подсчета голосов, а воля искажается нарушениями, допущенными на всех стадиях избирательной кампании, в т.ч. в процессе ведения предвыборной агитации. Если какое-то нарушения, связанное с равенством кандидатов за несколько дней до голосования, то на волеизъявлении не скажется. А на воле да. Избирательная комиссия может до определения результатов выборов, признать недействительными итоги голосования либо на всей территории, либо в какой-то части. Если это достаточно существенная часть¸ например, в избирательном округе, должны быть избирательные участки в совокупности на которых зарегистрировано более ¼ от всех избирателей, зарегистрированных в избирательном округе. Если такие итоги были признаны недействительными, то результаты выборов тоже недействительны, назначаются повторные выборы. Если этого не происходит, то выборы признаются состоявшимися и говорят, кто избран.

Повторные выборы нужно отличать от повторного голосования, которое сейчас теоретически предусмотрено в законе, и от дополнительных выборов.

Повторные выборы – новая избирательная кампания, от начала и до конца, начиная с момента выдвижения кандидатов, заканчивая голосованием.

Повторное голосование - второй тур, новые кандидаты не выдвигаются, но по итогам первого тура назначается повторное голосование. Отдельно можно говорить о дополнительных выборах, если для замещения вакансии требуется проведения новых выборов. При использовании пропорциональной системы это не актуально.

Вопрос в терминологии и точности использования тех терминов, которые применяются в законе.

Что касается обжалования, то действующее законодательство предусматривает два пути обжалования: обжалование в административном (условно говоря) порядке и в судебном порядке. Первый порядок (административный) предполагает, что жалоба подается в вышестоящую избирательную комиссию. Этот порядок эффективен, если речь идет об административных нарушениях, если избирательное законодательство нарушено решение избирательной комиссии, это решение можно обжаловать в вышестоящую избирательную комиссию. Если же речь идет о нарушениях, допущенных кандидатами, политическими партиями, представителями избирательных объединений, то эти нарушения обжалуются почти исключительно в суд, потому что в вышестоящую избирательную комиссию подавать особо нет смысла, она сделать ничего не сможет, только если тоже обратится в суд. В связи с этим, закон не устанавливает ограничений, но с точки зрения реальной пользы, эффективности, такие ограничения существуют. Предполагается, что в некоторых случаях в отношении некоторых нарушений решение может принимать только суд. В частности, хорошим примером может быть аннулирование и отмена регистрации кандидата. Аннулирование регустрации происходит в том случае, если выяснятся, например, отсутствие пассивного избирательного права у того человека, который зарегистрирован в качестве кандидата. В этой ситуации аннулировать регистрацию может в том числе избирательная комиссия, которая его зарегистрировала. Если речь идет о тех ситуациях, когда возникает основание для отмены регистрации, т.е. возникают правонарушения настолько серьезные, что они могут быть основанием для отмены регистрации кандидата, то в этом случае решение может принять только суд. Отмена регистрации, в отличие от аннулирования, возможна только решением суда.

При обжаловании в суд предполагается, что будут действовать специальные процессуальные правила, в ГПК есть отдельная глава о защите избирательных прав, в Кодексе административного судопроизводства (Президент РФ представил его ГД), там тоже отдельная глава посвящена особенностям рассмотрения дел, возникающих из избирательных правоотношений, связанных с защитой избирательных прав.

Предполагается, что отмена решения о результатах выборов и признание результатов выборов недействительными возможно только судом. До тех пор, пока избирательная комиссия не определила результаты выборов, т.е. до тех пор, пока речь идет об установлении итогов голосования, сама избирательная комиссия может итоги голосования признать недействительной, но как только организующая выборы избирательная комиссия принимает решение о результатах выборов, избирательная комиссия с этого момента пересмотреть эти результаты не может, они могут быть пересмотрены в судебном порядке, сделано это может быть в течение определенного срока (сейчас в ГПК – 1 год, потом в КАС - 6 мес.). Основания, которые предусмотрены, они носят ограниченный характер. В законе говорится о том, что только если существенные нарушения были допущены кандидатом, который был избран. Нарушения, которые допускаются другими кандидатами, они недостаточны, чтобы итоги выборов признать недействительными. Считается, что они не повлияли на результат. Эти нарушения, которые допустил избранный кандидат, они должны быть достаточно серьезны. Эти достаточно серьезные нарушения на слайде: а), б), в), г).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.