Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности




Характеристика специальных налоговых режимов.

Земельный налог. Характеристика по элементам юридического состава налога.

Транспортный налог. Характеристика по элементам юридического состава налога.

Налог на имущество предприятий. Характеристика по элементам юридического состава налога.

Общая характеристика региональных и местных налогов и сборов.

Налог на прибыль организаций. Характеристика по элементам юридического состава налога.

Налог на доходы физических лиц. Характеристика по элементам юридического состава налога.

Налог на добавленную стоимость. Характеристика по элементам юридического состава налога.

Федеральные сборы, пошлины.

Общая характеристика федеральных налогов и сборов.

Административный и судебный порядок защиты прав налогоплательщиков.

Санкции в налоговом праве.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за налоговые правонарушения.

Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за налоговое правонарушение.

Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение.

Налоговые правонарушения, предусмотренные главой 16 НК РФ и ответственность за их совершение.

Классификация составов налоговых правонарушений.

Общая характеристика налоговых правонарушений. Юридические признаки налоговых правонарушений.

Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны.

Налоговая тайна. Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны.

57. Виды налоговых режимов: общий порядок установления налогов и сборов и специальные налоговые режимы.

59. Упрощённая система налогообложения.

 

 

1 Исторический аспект эволюционирования системы налогообложения в Российском государстве.

Налоги и государство — это два взаимосвязанных между собой института. Их взаимодействие проявляется в том, что государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства. Первые упоминания о налогах связаны с появлением различных государственных образований: происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются такие органы власти, как чиновники, суды, армия. Изначально налоги выполняли военную функцию государства: формирование и содержание армии, а затем по мере развития государства — фискальную, регулятивную и контрольную функции. В истории развития налогов можно выделить следующие три этапа.
Первый этап: налоговая система в государстве отсутствовала, поэтому органы власти сами устанавливали количество денежных средств, взимаемых в виде налога. Данная функция возлагалась на город или общину. На данном этапе характерна «случайность» возникновения налогов, так как сборы не имели постоянного характера и зависели от различных причин — начала войны, голода, эпидемии. Второй этап: временные рамки—конец XVII — начало XVIII вв. На данном этапе становление государства уже завершилось. Строится налоговая система, более четко определены функции и задачи государства. Из разряда «случайных» налоги перешли в постоянные. Система налогообложения находит свою регламентацию в законах и тем самым становится одним из важных источников пополнения казны. Появляются специальные органы, осуществляющие сбор налогов. В науке начинают говорить о налоговом контроле.
Третий этап: дальнейшее развитие налоги получили в XIX в. В этот период характерен рациональный подход к установлению налогов — четкое соответствие функциям и задачам государства. Большое внимание уделяется правовой регламентации сборщиков налогов и судебной защиты налогоплательщиков от несанкционированных действий налоговых органов. Верховенство налогообложения по- прежнему принадлежит государству, хотя некоторые функции оно делегировало региональным органам власти. В СССР налоги взимались от хозяйственной деятельности предприятий, налог с оборота и др. Это связано с политикой, которая была выбрана советскими чиновниками. В 1990 г. Россия взяла курс на рыночные отношения и строительство правового государства. Данные события имели большое влияние на дальнейшее развитие налогов и налоговых отношений вообще. Они поставили данные отношения на рельсы международного правового регулирования. Источниками налогового законодательства являются Налоговый Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

2 Экономические теории налогообложения.

Формирование основных налоговых теорий в качестве научных концепций происходит, начиная с XVII в. Именно в этот период они стали именоваться как общая теория налогов, основные направления которой складывались под непосредственным воздействием экономического и политического развития общества. Налоговые теории подразумевают определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, т. е. различные варианты моделей налогообложения в государстве в зависимости от признания за налогами того или иного назначения. Существуют также частные налоговые теории, которые теоретически обосновывают установление и налоговый режим отдельных налогов либо отдельных аспектов налогообложения. Кроме того, в XVIII–XIX вв. возникает необходимость создания налоговой идеологии, государству становится необходимым обосновать для налогоплательщика целесообразность взимания налогов. В этот период начинают формироваться различные теории налогообложения. Группа общих теорий, обосновывающих целесообразность уплаты налогов: – теория публичного договора (Спиноза, Гоббс, Руссо, Радищев): налог – результат договора между гражданином и государством, согласно которому гражданин платит определенную плату государству за охрану, защиту и другие услуги; – атомистическая теория (Монтескье, Себастьян Ле Претр де Вобан): налог – плата за услуги (реальные и абстрактные: право жить в цивилизованном обществе); – теория удобств (Жан Симонд де Сисмонди): налог – цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждение от общественного порядка, справедливого правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. – теория страхования (Адольф Тьер, Э. де Жирардер, Джон Рамсей МакКуллох): налог – это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Смысл такого налога – обеспечить финансирование затрат правительства по обеспечению обороны и правопорядка. – теория налогового нейтралитета (Адам Смит, Д. Риккардо): налог – финансирование государственных расходов, роль налогов должна ограничиваться пополнением государственной казны, использование налогов для регулирования экономики невозможно; – кейнсианская теория (Дж. Кейнс): налог – главный рычаг регулирования экономики, непременное слагаемое успешного развития экономики; – теория жертвы (Б. Г. Мильгаузен): налог – пожертвование подданных своему государству. Частные теории налогообложения: – теория соотношения прямого и косвенного налогообложения; – теория самообложения; – теория единого налогообложения; – теория налогово-бюджетного федерализма; – теория надгосударственного налогообложения; – теория соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения и т. д.

 

 

3 Понятие налога. Сущность налога как финансово-правовой категории.

Налоги – это обязательные платежи в бюджеты, которые составляют основную часть государственных и муниципальных доходов, уплачиваемые различными субъектами в установленном законом порядке, в определенные сроки и в определенном размере. Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц. Налоговое право представляет собой подотрасль финансового права, однако раннее оно выделялось как финансово-правовой институт. Дискуссия о самостоятельном характере налогового права в значительной степени была обусловлена в 1998 г. принятием части первой НК РФ. Большинство ученых, придерживаются мнения о встроенности в него налогового права. В период неразвитости рыночных отношений и законодательного приоритета публичной собственности налоговое право рассматривалось не более чем составной частью в правовом институте государственных доходов. Переход к рыночным формам хозяйствования, признание равенства всех форм собственности и, возникшая необходимость законодательной модели сочетания частных и публичных интересов обусловили принятие значительного числа нормативных правовых актов, регулирующих налоговый механизм. В результате активного развития налогового права оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву РФ как его подотрасль. Порядок взимания налогов и сборов урегулированы налоговым законодательством, которое представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов в бюджетную систему, осуществления налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности. Поэтому налоговое право как одно из подотраслей финансового права становится его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития. В последнее время происходят существенные изменения налогового права. Таким образом, формирующееся налоговое право РФ признано сыграть важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производства и укреплении финансов страны. Кроме того, налоговое право как отрасль законодательства включает в себя не только упомянутые нормы финансового права, но и других отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др.), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответственности в этой сфере. Такой подход в современных условиях возросшей роли налогов и налоговой деятельности также имеет положительные стороны, поскольку способствует углубленному комплексному изучению данных вопросов. Налоговое право является составной частью единой системы российского права, но вместе с тем оно имеет свой предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.

 

4 Основные признаки налога исходя из законодательно установленного определения: обязательность, безвозмездность, безвозвратность, индивидуальность, принудительность.

Из ст. 8 НК РФ можно выделить следующие признаки налогов: 1) имеют обязательный характер (ст. 57 Конституции РФ); 2) имеют индивидуальность и безвозмездность, означающих, что при уплате налога у публичного субъекта не возникает обязанности оказывать конкретному налогоплательщику услуг на внесенные суммы. Налог возвращается обществу в целом в виде выполнения государством возложенных на него функций и реализации стоящих перед ним задач; 3) уплачиваются в денежной форме; 4) уплачиваются физическими лицами и организациями, на которые при наличии определенных обстоятельств возлагается налоговая обязанность; 5) носят постоянный (регулярный) характер, являются финансовой основой деятельности государства и муниципальных образований. Согласно ст. 12 НК РФ, существуют следующие виды налогов: 1) федеральные; 2) региональные; 3) местные. Федеральными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ). Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательных к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах (п. 3 ст. 12 НК РФ). Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 4 и п. 7 ст. 12 НК РФ (п. 4 ст. 12 НК РФ). Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях) и городских округов, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях) и городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов) и городских округов о налогах (п. 4 ст. 12 НК РФ). Согласно п. 5 ст. 12 НК РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ. Пункт 6 ст. 12 НК РФ закрепляет правило о том, что федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, устанавливаться не могут.

5 Соотношение налогов и иных обязательных платежей. Юридическое содержание сбора, пошлин

Налоги следует отличать от сборов, пошлин или взносов. Под сбором понимается обязательный взнос, взи­маемый с организаций и физических лиц, уплата которо­го является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномо­ченными органами и должностными лицами юридиче­ски значимых действий, включая предоставление опре­деленных прав или выдачу разрешений (лицензий). Привлечение денежных средств в результате предоставления определенных прав и выдачи разре­шений (лицензий) осуществляется в результате: 1) установления государственной монополии на производство определенных видов товаров, выпол­нение работ, оказание услуг и, следовательно, исключения свободного доступа иных субъектов в эти сферы деятельности; 2) предоставления на возмездной основе отдельным частным субъектам права заниматься деятельно­стью, отнесенной к монополии государства. Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопровождается определенной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства законодательно установленное определение сбо­ра показывает, что в его содержании объединены юридические признаки взносов за оказание государ­ством возмездных услуг, совершение определенных действий. Используемое в НК РФ понятие сбора включило и понятие пошлины. Налог и сбор имеют как общие, так и отличитель­ные признаки. К общим относятся: - обязательность уплаты налогов и сборов в соот­ветствующие бюджеты или внебюджетные фонды; - адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены; - изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления; - возможность принудительного способа изъятия; - контроль единой системы налоговых органов. В то же время налог и сбор четко разграничива­ются по следующим юридическим характеристикам. 1. По значению. Налоговые платежи в совре­менных условиях являются основным источни­ком образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение. 2. По цели. Цель налогов — удовлетворение публичных потребностей государства или муни­ципальных образований; цель сборов — удовлет­ворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреж­дений. 3. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, который реализует государственно-властные пол­номочия. 4. По характеру обязанности. Уплата налога яв­ляется четко установленной Конституцией РФ обязанно­стью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива. 5. По периодичности. Налогам свойственна определенная периодичность; сбор обычно носит ра­зовый характер, и его уплата происходит без опреде­ленной системы. Таким образом, в отличие от налогов сборы инди­видуальны и им всегда присущи строго определен­ная цель и специальные интересы.

 

6 Характеристика отдельных функций налога как правовой категории

Согласно ст.8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности гос-ва и (или) муниципальных образований. Признаки налога: 1) обязательность платежа; 2) индивидуальная безвозмездность; 3)денежная форма налога; 4) отчуждения принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (ден. средств) в пользу субъекта; 5) публичная цель- фин-ое обеспечение деят-и гос-ва и (или) муниципальных образований. Сущность налога проявляется в его функциях, тк они позволяют определить какую роль налоги играют в гос-ве и каково их влияние на общество. 1) Фискальная функция является основой и характерна для любой налоговой системы, ткт образуются денежные фонды, необходимые для осуществления го-ом своих собственных функций. 2) Стабилизирующая функция - здесь налог рассматривается как инструмент перераспределения. Налоги влияют на производство путем стимулирования или сдерживания его роста, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. 3) Социальная функция – налоги являются важнейшим источником дохода гос-ва, за счет которого оно и обеспечивает финансирование учреждений здравоохранения, образования и т.д., а также выплата заработной платы работников бюджетных организаций. Данная функция важна особенно в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в соц-ой защите. 4) Контрольная функция - данная функция больше ориентируется на лица, уклоняющихся от уплаты налогов. Она выражается в контроле со стороны гос-ва за обоснованностью и размерами расходов (затрат) хозяйствующих субъектов, и полной и своевременной уплатой этого налога.

 

7 Классификация налогов по различным основаниям

НК РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые физическими лицами; налоги, уплачиваемые организациями; смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями. По объекту обложения выделяют: 1) налоги на имущество; 2) налоги на доходы (прибыль); 3) налоги на определенные виды деятельности. Классификация налогов на прямые и косвенные. Критерием классификации выступает субъект, несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. В случае дальнейшей перепродажи этот покупатель, в свою очередь, становится налогоплательщиком. Прямые налоги, в свою очередь, принято классифицировать на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика. По масштабам применения косвенные налоги с определенной долей условности можно разделить на универсальные и специальные. Универсальным является налог на добавленную стоимость, которым облагается реализация практически любого товара (работы, услуги). Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит лишь узкий, ограниченный перечень товаров. По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, относятся к неокладным. Налоги можно классифицировать на целевые и общие (нецелевые). Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства. В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйства или ведомств. Целевым является единый социальный налог, который по установленным нормативам зачисляется в государственные внебюджетные фонды. Налоги классифицируют на ординарные и чрезвычайные. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.

 

8 Понятие системы налогов и сборов

НК РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В ст. 13–15 НК РФ закрепляется следующая система налогов и сборов. К федеральным налогам и сборам относятся: 1)налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ); 2) акцизы (гл. 22 НКРФ); 3) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ); 4) единый социальный налог (гл. 24 НК РФ); 5) налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ); 6) налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ); 7) водный налог (гл. 25.2 НК РФ); 9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ); 10) государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ). К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ); 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц. Налоги подразделяются также на прямые и косвенные. Прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости от предполагаемых доходов. Косвенные налоги подразделяются на универсальные и специальные. Универсальным является налог, которым облагается реализация практически любого товара. Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит узкий, ограниченный перечень товаров. По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, считаются неокладными. Целевые и общие (нецелевые) налоги. Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства. В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйств или ведомств. Ординарные и чрезвычайные налоги. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы. По объекту обложения могут быть: налоги на имущество, налоги на доходы (прибыль), на определенные виды деятельности. Налоги и сборы также систематизируются по другим основаниям: налоги, уплачиваемые физическими лицами, организациями, смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями.

9 Принципы построения системы налогов и сборов

Принцип налогообложения – основополагающее, базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктриной. Некоторые принципы имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.