Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические системы РЧП. Сущность цивильного права и право народов. В Германии рецепция была обусловлена политическими причинами, поскольку германские императоры, считая себя преемниками Римских императоров




Германская рецепция.

В Германии рецепция была обусловлена политическими причинами, поскольку германские императоры, считая себя преемниками Римских императоров, стремились обеспечить единство империи в правовом смысле.
В 1275 – имперский сейм принимает «Швапское зерцало».
Этим документом в судопроизводство вводится «Свод гражданского права» (Corpus juris civilis)
Первоначально этот свод вводится в качестве субсидиарного источника права – местные суды применяют его исключительно при наличии пробелов в местных обычаях.

В 1495 Рейхстаг учреждает Верховный Имперский суд в качестве высшей судебной инстанции германской империи.
При этом предписывается, что в состав суда необходимо включать лиц, сведущих в римском праве.
При этом само римское право объявляется общегерманским.

Функции имперского суда:
1) он являлся высшей апелляционной инстанцией – пересматривал решения местных судов в порядке апелляции на основании римского права. Т.О. суды низших инстанций, если они не желали отмены своих решений, обязаны были руководствоваться римским правом.
2) в имперском суде формировались кадры для всей судебной системы германской империи. Все молодые юристы должны были там проходить практику.
3) имперский суд имел право дать обязательные для применения рекомендации и разъяснения.

В 16 веке РП в Германии стало господствующим.
А в середине 19 века благодаря трудам немецких юристов формируется «римское пандектное право»
Германские пандекты представляли собой систематизированное изложение нормативного материала в виде 2ух структурных элементов:
1) Общая часть (генеральз) – включала в себя понятийный аппарат частного права и системы юридических классификаций.
2) Особенная часть (специес) – специальные нормы, которые регулировали отдельные виды имущественных отношений от купли-продажи до наследования.

В 1896 – Рейхстаг утвердил Германское гражданское уложение
В 1900 – оно вступило в силу.
Закончилась Германская рецессия.

Государства южной и западной Европы систематизировали свое гражданское право на основании французской (романской) рецепции.
Государства сев, вост и цент Европы на основании германской рецепции.
Т.О. сложилась романо-германская система частного права, как итог общеевропейской рецепции.

3я лекция
20.02.12

Периодизация римского права

Разные авторы выделяли различную периодизацию РП.

Периоды:
1) Доклассический
а) раннедоклассический (сер 5 века до н.э. – сер 3 века до н.э.)
б) позднедоклассический (сер 3 века до н.э. – конец 1 века до н.э., в восточной империи завершается к середине 6 века) – завершается глобальной систематизацией римского права при Юстиниане. Совпадает по времени с эпохой домината (период абсолютной монархии).
2) Классический (1 век до н.э. – 1 век н.э. – 3,4 века н.э.) – период совпадает с эпохой принципата.
3) Постклассический период (рубеж 3,4 веков н.э. – 6 век н.э.)


Цивильное права (право квиритов)

Квириты – этническое самоназвание римлян.
Цивильное – то есть право граждан, гражданское право.

Цивильное право – узконациональная правовая система, которая регулировала все отношения, которые складывались между членами римской гражданской общины.

Начало развитию цивильного права было положено систематизацией в середине 5 века до н.э. обычаев квиритских племен.
Эти обычаи были составлены коллегией деценвиров в 451 году и утверждены народным собранием.
Это был 1ый писаный свод, получивший название Законы 12 таблиц (опубликован на 12 бронзовых таблицах).
Содержание этого свода включало в себя все известные на тот момент сферы правового регулирования (владение и право собственности, семейное и наследственное право, обязательства и договоры, деликты (правонарушения), система исков и правила их рассмотрения и меры ответственности).

В последствии, помимо Законов 12 таблиц нормативную базу цивильного права составляли республиканские законы, принимаемые народными собраниями.

Признаки цивильного права:
1) формализм
а) сделка считалась юридически ничтожной, не порождала н-икаких правовых последствий, если сделка не была оформлена в законе, участники не могли воспользоваться судебно-исковой защитой.
б) нормы цивильного права закрепляют исчерпывающий перечень юридических санкций за совершенное правонарушение, размер которых так же строго фиксировался.
в) исчерпывающий перечень исков, как средств правовой защиты – если возникшие спорные отношения не предусматривались нормами законов 12 таблиц, то его участники так же не получали судебной защиты.
Цивильное право называли строгим правом.

2) ритуализм и обрядность – все действия по совершению сделок, действия по отправлению правосудия сопровождались формальными жестами и строго установленными словесными формулами, произносить которые необходимо исключительно в буквальной редакции.
Несоблюдение этих формальных предписаний лишало все совершаемые действия какой-либо юридической силы.

3) ограниченный субъектный состав участников регулируемых отношений – нормы и предписания цивильного права распространялись только на римских граждан.
Другие категории свободных слоев населения, но не граждан, не могли пользоваться правовой защитой. Объяснялось это тем, что не граждане (перигрины) не входили в состав римской общины и «не находились под покровительством римских богов».


Право народов

Право народов представляло собой систему правовых обычаев тех народов, территории которых включались в состав римского государства в качестве провинций.
Как правило, это бывшие государства бассейна средиземного моря: Греция, Египет, Сирия.
Те государства, которые стояли на более высокой ступени материальной и духовной культуры нежели римляне.

Когда ко 2ой половине доклассического периода римское государство включает в себя провинции средиземного моря, то возникает вопрос об отправлении правосудия на этих территориях.

Проконсулы провинций (наместники) и прокураторы крупных городов получают полномочия «провинциальных преторов».
Также как и городские преторы, они осуществляли функции по организации правосудия, но только между перигринами, а также между перигринами и римлянами.
Рассматривая и разрешая споры между ними, провинциальные преторы не могли принимать цивильное право, поэтому они были вынуждены использовать местные правовые обычаи.
Постепенно в каждой провинции складывалась своя система обычаев, поскольку римлянами был свойственен так называемый прагматизм, то в силу этого преторы старались обобщать именно те обычаи, которые наилучшим образом подходили для регулирования любых имущественных отношений, независимо от статусной принадлежности их участников.

Преторы соседних провинций охотно заимствуют обычаи, сложившиеся в практике их коллег. Происходит взаимопроникновение обычаев и возникающих на их основе судебных прецедентов.
На рубеже 2-1 веков до н.э. городские преторы начинают также заимствовать обычаи и прецеденты, сложившиеся в практике «провинциальных преторов».
Идет взаимодействие между цивильным правом и правом народов.

Причина такого взаимодействия:
К концу доклассического периода структура римского общества изменяется:
1) узконациональная община распадается
2) растет число вольноотпущенников, которых их хозяева наделяют гражданским статусом
3) складывается практика наделения гражданскими правами перигринов
4) развиваются отношения рыночного оборота, ранее незнакомые цивильному праву
5) право народов было основано на следующий принципах:
а) универсализм
б) свобода договора
в) добрая совесть и справедливость

Римским правом активно заимствуются ранее незнакомые ему правовые институты (право постоянного пользования земельным участком, право застройки чужого земельного участка, ипотека, институт долговых и заемных расписок).
В 1ой половине классического периода цивильное право становится «правовым архаизмом» и вытесняется из судопроизводства так называемым преторским правом, то есть той правовой системой, которая сложилась в практике как провинциальной, так и городских преторов.

Источники римского права. Обычаи и законы. Состав, содержание и стадии принятия республиканского закона. Конституции принципсов.

2 трактовки термина «Источник права»
1) в публичном праве – воля государства, выраженная в законах и иных нормативно-правовых актах.
2) в частном праве – установленная действующий правопорядком форма правообразования.

Относительно РЧП термин «источник права» также понимается в 2ух значениях:
1) в материальном – материальные условия жизни общества.
2) в юридическом – как форма образования и последующей фиксации норм права.

В этой связи к формальным источникам римского права относят:
1) обычное право
2) законы
3) акты сената
4) конституции принципсов
5) эдикты магистратов
6) деятельность юристов

Обычаи и обычное право

Ульпиан в своих трудах делит все право на «обычное и писанное».
Правовой обычай представляет собой правила поведения, повторяющиеся и типичные в повседневном социальном поведении членов общества.
Такие правила фиксируются членами общества, как общеобязательные и в последствии санкционируются публичной властью.
Обычное право является 1ой стадией формирования правовой системы.

Римские юристы придавали большое значение правовым обычаям, в частности Юрий Павел пишет: «Обычное право пользуется даже большим авторитетом, поскольку оно настолько одобрено, что не было необходимости придавать ему письменную форму».

Ульпиан пишет: «Давний обычай совершенно справедливо соблюдается как закон, поскольку неважно как народ выразил свою волю: голосованием либо же самими делами и поступками».

Виды обычаев:
1) «Заветы предков» - те самые обычаи, которые были систематизированы в законах 12 таблиц.
2) Местные обычаи, которые складывались на территориях проживания иных италийских племен, а в последствии на территориях провинции римского государства.
Именно они составили основу права народов.
3) Обычаи торгового оборота – складывались в практике торговой и иной предпринимательской деятельности.

К середине классического периода все эти обычаи, как правило, воплощаются в судебных прецедентах и в актах писаного права (законах).

Республиканские законы

Термин «закон» применялся не ко всем актам писаного права, а только к решениям народных собраний.
По словам Гая: «Закон это то, что народ повелел и постановил».
Принимались республиканские законы народными собраниями (комициями).

Стадии принятия:
1) Компетентный магистрат (консул, трибун) составлял законопроекты и вносил его на рассмотрение народного собрания.
2) Народное собрание рассматривало законопроект в целом (без каких-либо чтений), но не могло его обсуждать. Народное собрание могло либо принять закон в целом, либо отклонить.
3) Утвержденный собранием закон поступал в сенат и должен был поступить его одобрение (ратификацию). С этого момента закон вступал в силу.

Содержание и состав:
1) Вводная часть – указывалось имя одного или двух магистратов, название закона, дата принятия народным собранием, обстоятельства принятия.
2) Текст закона включал в себя
- гипотезу – указывала на круг тех отношений, которые этим законом должны были регулироваться, а также на условия применения закона.
- диспозицию – указывала на права и обязанности участников регулируемых этим законом отношениях.
- санкцию – указывала на меру юридической ответственности нарушителя, а также на иные правовые последствия несоблюдения или нарушения закона.

Конституции принципосов

В РП Конституция – единоличное распоряжение главы государства.

Виды:
1) Эдикт – общее распоряжение принципса по любым вопросам правового регулирования.
2) Декрет – судебное решение принципса по конкретному спору. Принципс мог изъять из производства городского претора и принять его к своему производству.
3) Мандат – инструкция государственному чиновнику, которому принцип делегировал свое право на рассмотрение спора.
4) Рескрипт – публичная консультация принципса по вопросам правоприменения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.