Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Помещения и зоны обслуживания




ПОМЕЩЕНИЯ И ИХ ГРУППЫ

 

9.1 Помещения, доступные маломобильным посетителям и взаимосвязанные функциональным процессом, для удобства рекомендуется размещать компактно, на минимальном количестве уровней (желательна одноуровневая организация). При проектировании рекомендуется кроме раздела 4 СНиП 2.08.02-89* учитывать также требования, представленные в таблице 9.1.

9.2 При проектировании помещений и зон, предназначенных для обслуживания посетителей, в том числе маломобильных, следует учитывать специфику их функциональной организации, при этом коммуникационные зоны помещений обслуживания должны отвечать требованиям соответствующего раздела настоящего Свода правил.

При проектировании места обслуживания необходимо учитывать возможность размещения: маломобильного посетителя (обслуживаемого) с возможным сопровождением, персонала (при его наличии), функционального оборудования и мебели для осуществления обслуживания (самообслуживания), дополнительной зоны (с резервной площадью для временного хранения кресла-коляски, дополнительного оборудования и мебели, элементов декора, рекламы и т.п.). По предпроектному заданию место обслуживания может быть оборудовано универсальным ("А", для всех видов посетителей и с учетом различных дефектов здоровья) или специализированным ("Б", для посетителей с определенным дефектом здоровья).

 

 

9.3 В помещениях коллективного обслуживания рекомендуется организовывать зоны с одним или несколькими местами обслуживания маломобильных посетителей (по варианту "А" и / или "Б"). В ряде учреждений возможна организация, при которой все места обслуживания проектируются доступными для всех посетителей, вне зависимости от состояния их здоровья.

9.4 Пространство помещения индивидуального обслуживания следует разделять на место обслуживания и коммуникационную зону (зону движения или перемещения). Частным случаем является кабина для индивидуального обслуживания (самообслуживания).

В кабинах, предназначенных в том числе и для обслуживания лиц на креслах-колясках, все реабилитационные приспособления для других категорий маломобильных посетителей (в том числе откидные места для сидения, опоры для костылей и тростей, зонтов, поручни для стояния и вставания, крюки и полочки для ручной клади, телефонных справочников и т.д.) не должны снижать доступности и безопасности данного места обслуживания, а также не должны затруднять или снижать комфортность процесса обслуживания для других категорий посетителей.

В помещениях, где обслуживание связано с перемещением (например, в музеях, спортзалах, супермаркетах и т.д.), рекомендуется выделять зоны безопасности, буферные и информационные полосы у стен и по периметру стационарного напольного оборудования или экспонатов.

9.5 В универсальных помещениях с трансформируемым оборудованием доступность зон и мест обслуживания рекомендуется обеспечивать при всех вариантах трансформации.

Рекомендуется обеспечивать средствами информационной поддержки каждый вариант трансформации.

9.6 В помещениях с местами обслуживания, имеющими стационарное специализированное оборудование (в том числе медицинские кушетки, парикмахерские и стоматологические кресла и т.п.), рекомендуется предусматривать резервную площадь для временного хранения (нахождения) индивидуальных реабилитационных средств в целом на помещение или непосредственно в составе места обслуживания.

9.7 Рекомендуется предусматривать в местах обслуживания лиц на креслах-колясках использование приставных (откидных, выдвижных) рабочих поверхностей к столу персонала с высотой рабочей поверхности от пола не менее 0,6 м (без использования пространства под поверхностью) и не более 0,9 м, шириной не менее 0,8 м и глубиной не менее 0,5 м, с возможностью въехать под поверхность частью кресла-коляски.

 

Таблица 8.1— Требования к входным узлам

 

Объект Требования по критериям
  доступности безопасности информативности комфортности
         
1 Входы в целом 2.1 (Б) Устройство входов в одном уровне с подходами. 2.2 (Б) Оборудование входа автоматически открывающимися дверьми, лифтами или подъемниками (при входе на разных уровнях) 3.1 (Б) Подсветка лестниц и пандусов в темное время суток. 3.2 Размещение тактильных указателей на неподвижных элементах 4.1 Выделение архитектурными средствами иерархии входов. 4.2 Подсветка входов в темное время суток. 4.3 Устройство маркировки входов, включение в архитектуру входов знаков, пиктограмм или указателей 5.1 Устройство мест отдыха перед входом и после него. 5.2 (Б) Устройство у полос движения опор, удобных для всех лиц с нарушениями здоровья. 5.3 Применение универсальной фурнитуры (ручек и т.п.), удобной для пользования как здоровым, так и лицам с нарушениями здоровья
2 Входные площадки и портики 2.3 Выделение и оборудование на транспортно-пешеходных пандусах полос движения пешеходов, инвалидов на креслах-колясках. 3.3 Разделение в зонах входов, на пандусах, площадках, в портиках потоков движущихся пешеходов и инвалидов на креслах-колясках и механических колясках.   5.4 Размещение при входах элементов благоустройства и средств связи с администрацией.
  2.4 Обеспечение габаритов входных площадок, достаточных для расхождения встречных потоков посетителей, а также потоков пешеходов и транспортных средств. 2.5 Ширина полосы транспортного въезда (проезда) у входа должна быть не менее 3 м, а глубина площадки высадки пассажиров — не менее 6 м. 2.6 (Б) Разметка автостоянок должна учитывать, что расстояние от открытых дверей транспортного средства до баз колонн портиков, балюстрад, парапетов должно быть не менее 0,5 м 3.4 На криволинейных пандусах минимальный радиус с внутренней стороны кривизны должен быть не менее 2 м при пешеходном движении и 5 м при автотранспортном движении. 3.5 На площадках и портиках с возможностью проезда автотранспорта расстояние от входов до марша пандуса должно обеспечивать остановку транспортного средства на горизонтальном участке пути не ближе 1 м от ближайшего дверного проема с учетом открытых дверей. 3.6 Места отдыха или ожидания должны находиться вне зоны движения, не ближе 0,5 м от края полосы движения 4.4 Устройство перед входом на расстоянии 0,9 м предупредительных знаков или разметки, тактильных и акустических указателей (в том числе рифленых покрытий площадок и полов). 4.5 Разметка зон и путей движения на входе с выделением зон ожидания (расхождения) и поворотных площадок. 4.6 Размещение на площадках и в портиках информационных устройств, табло, щитов с информацией о назначении, планировке и режиме работы объекта обслуживания 5.5 Защита движущихся элементов (эскалаторов и транспортеров) от атмосферных осадков. 5.6 Устройство подогрева в холодное время года покрытия полов на площадках, пандусах и лестницах. 5.7 Устройство козырьков над входными площадками и лестницами
3 Тамбуры 2.7 Диаметр поворотных зон наружных входных площадок — не менее 2,2 м. 2.8 Ширина тамбура должна быть не менее ширины полосы пешеходного движения. 2.9 Наличие мест расхождения (ожидания) с карманами шириной не менее 0,9 м и глубиной не менее 1,5 м. 2.10 Применение дверных устройств, рассчитанных на максимальное усилие при открывании вручную, — не более 2,5 кг 3.7 Отсутствие в тамбурах, а также на расстоянии не менее 1,5 м от них ступеней. 3.8 Исключение в отделке тамбуров зеркал 4.7 Применение прозрачных панелей из противоударного стекла в дверях. Низ панели не выше 0,9 м от пола. 4.8 Выделение фактурой, цветом, иными средствами распознавания входных дверей 5.8 Соосное расположение дверей тамбура. 5.9 Применение дренажей (устранение избытка атмосферной влаги — по климатическим показателям) и подогрев пола
           

 

Таблица 9.1— Требования к основным функциональным помещениям

 

Объект Требования по критериям
  доступности безопасности информативности комфортности
         
1 Входы 2.1 Наличие не менее одного входа в помещение, доступного по габаритам и оборудованию для инвалидов и маломобильных категорий 3.1 Обозначение зоны "возможной опасности" с учетом проекции движения дверного полотна 4.1 Наличие предупреждающей информации о размещении входа в искомое помещение на подходе к нему. 4.2 Выделение дверного проема за счет пластических, графических и световых средств информации. 4.3 Предупредительная световая и (или) звуковая информация о возможности войти в помещение (при индивидуальном обслуживании по очереди) 5.1 Устройство автоматического открывания и блокировки дверей. 5.2 Наличие информации о режиме обслуживания: составе и размещении специальных устройств и приспособлений в целом для зоны и в месте обслуживания
2 Зоны движения в функциональных помещениях   3.2 Отсутствие препятствий в габаритах полосы движения: выступающих частей мебели и оборудования, перепадов в уровне пола, покрытий (ковров и т.п.) 4.4 Выявление информационными средствами, в том числе архитектурными, ориентиров движения к месту обслуживания в зальных помещениях 5.3 Автоматическое включение, отключение и регулирование осветительных приборов, гарантирующих достаточный уровень освещенности
3 Зоны и места обслуживания 2.2 Рекомендуемые размеры примерочных кабин, не менее: площадь—2,0х1,7 м2, высота—2,1 м. 2.3 Размеры зоны круговой досягаемости при использовании стационарных вращающихся стульев (кресел) диаметром не более 2 м. 2.4 Доступность на зрительском месте сопутствующей звуковой информации обеспечивается коллективными средствами реабилитации (сурдоперевод, титры, табло и пр.) или индивидуальными (наушники для синхронного текста, перевода и т.п.) 3.3 Размещение опорных поручней в кабинах с учетом удобства пользования (самими поручнями и другими устройствами и приспособлениями), при наличии стационарных элементов — их совмещение с поручнями (встраивание). 3.4 Предупреждающая контрастная маркировка выступающих консолей (ручек, рычагов, крючков, торцов горизонтальных панелей и т.д.), размещение, исключающее их случайное задевание. 3.5 В примерочных кабинах предусматриваются небьющиеся зеркала. 3.6 Устойчивость к сдвигу и опрокидыванию стационарного оборудования и мебели. 3.7 Отсутствие травмоопасных элементов (фурнитуры, выступов и фактуры контактных поверхностей) мебели и стационарного оборудования. Расположение зрительских мест для инвалидов на креслах-колясках вблизи от выходов 4.5 Наличие функциональной маркировки зон и мест обслуживания (объектов и процессов). 4.6 Размещение визуальной и тактильной функциональной информации (указателей и инструкций) в диапазоне высот от 1,2 до 1,6 м от уровня пола. 4.7 Контрастная маркировка контактных деталей функционального оборудования. 4.8 Информация о наличии и размещении адаптационных устройств и приспособлений. 4.9 Наличие маркировки покрытия пола по границам зон обслуживания. 4.10 Размещение тактильной информации в зоне оптимальной досягаемости от рабочих поверхностей мест обслуживания 5.4 Наличие переговорных устройств, таксофонов (бесплатной информации) с возможным усилением звука и синхронной визуальной информацией (табло) в адаптированных функциональных кабинах. 5.5 Использование — посетителями у рабочих столов персонала выдвижных консолей или переносных приспособлений для письма, устойчивых к сдвигу и опрокидыванию. 5.6 (Б) Использование столов для индивидуальной работы со специальными приспособлениями (в том числе для захвата и удержания предметов). 5.7 Размещение мест для лиц, сопровождающих инвалидов на креслах-колясках, в непосредственной близости от них. 5.8 Учет превышения по высоте уровня зрения у инвалидов на креслах-колясках на 4 — 5 см от традиционного
           

 

 

9.8 Места обслуживания для маломобильных категорий посетителей рекомендуется предусматривать в минимальной удаленности от специализированного (адаптированного) входа.

9.9 Проектировать оборудование индивидуальных мест обслуживания следует с учетом размеров зоны досягаемости (на рабочей поверхности стола для обеих рук в диапазоне от 0,25 м по глубине от контактной кромки и 0,7 м по фронту, до 0,7 м по глубине и 1,7 м по фронту в зависимости от удаленности и наклона туловища).

9.10 В помещениях с обслуживанием через прилавок (гардероб, портье, операционно-кассовые залы, регистратуры, справочные, отделы и киоски продаж и т.п.) место обслуживания допускается не оборудовать местом для сидения маломобильных посетителей (кроме барной стойки).

9.11 Ширину прилавка при размещении на рабочей поверхности предметов, в том числе при необходимости их осмотра, рекомендуется принимать:

0,3 — 0,45 м — для гардероба, регистратуры (справочной), КПП, операционной и кассовой стойки при высоте от 0,8 до 1,2 м;

0,55 — 0,6 м — для прилавков магазинов, пунктов приема (ремонта и чистки изделий) при высоте от 0,7 до 0,9 м.

9.12 Длину прилавка (совокупного фронта обслуживания) на 1 место персонала (с учетом обслуживания и ожидания) рекомендуется принимать по функциональным производственным нормативам удельной площади рабочего места, но не менее 0,9 м — для прилавков всех видов и 1,2 м — для стола приемщика.

9.13 В помещении (зоне) обслуживания при наличии перед местом операциониста сплошных разделяющих конструкций следует обеспечивать не только визуальный, но и звуковой контакт посетителя с персоналом, в том числе и для посетителей с дефектами слуха (не менее одного места).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.