КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обучение персонала 1 страница
Обучение персонала – кадровая программа развития персонала, ориентированная на передачу новых знаний по важным для организации направлениям, умений разрешать конкретные производственные ситуации и опыта поведения в профессионально значимых ситуациях. Хорошее обучение требует индивидуального подхода к потребностям каждого сотрудника. Любой метод имеет свои преимущества и недостатки. Приемы и методы обучения, используемые для выпускников школ и вузов, могут быть совершенно непригодны для людей пожилого возраста. В соответствии с принятой в мировой практике классификации методов обучения, то все их следует разделить на: а) методы обучения, применяемые в ходе выполнения работы; б) методы обучения вне рабочего места; в) методы обучения, которые в равной степени подходят для любого из этих двух вариантов. Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с обычной работой в обычной рабочей ситуации. Определяющим признаком является то, что обучение организовано и проводится специально для данной организации и только для ее сотрудников. Обучение в стенах организации может предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в обучении сотрудников. Обучение вне работы включает все виды обучения за пределами самой работы. Такое обучение проводится внешними учебными структурами и, как правило, вне стен организации. Названые методы не включают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях. Таблица Методы обучения персонала
Большинство перечисленных выше методов могут быть скомбинированы между собой. К сочетанию этих двух методов можно отнести брифинги, программируемое обучение, лекции, обучение с помощью компьютера, практические занятия, дистанционное обучение и т.д.
Таблица Преимущества и недостатки методов обучения
Наиболее типичные ошибки, которые допускаются организацией в области обучения: 1. Развитие ради развития. Увлекшись самим процессом развития своих сотрудников, организации упускают из вида то, ради чего осуществляется это развитие – цели организации. Кроме того, это может быть связано с тем, что линейные руководители отстранены от процесса профессионального развития. 2. Развитие как развлечение. В организациях, попавших в данный «капкан», к профессиональному обучению относятся как к оплачиваемому отпуску, не имеющему отношения к тому, что происходит на рабочих местах. Причиной подобного отношения могут стать позиция руководства, не участвующего и не поддерживающего процесс профессионального развития, отсутствие системы оценки эффективности развития, невключения результатов профессионального обучения в процесс оценки сотрудников организации. 3. Суперразвитие одних за счет других. 4. Сокращение расходов на профессиональное развитие. 4. Оценка результатов деятельности 4.1. Оценка труда: понятие, задачи, этапы, уровни, подходы. Методы оценки результативности труда управленческих работников Оценка труда – мероприятия по определению соответствия количества и качества труда требованиям технологии производства. Оценка труда дает возможность решить следующие кадровые задачи: · оценить потенциал для продвижения и снижения риска выдвижения некомпетентных сотрудников; · снизить затраты на обучение; · поддерживать у сотрудников чувство справедливости и повышать трудовую мотивацию; · организовывать обратную связь сотрудникам о качестве их работы; · разрабатывать кадровые программы обучения и развития персонала. Оценка результатов деятельности персонала служит трем важным целям: административной, информационной и мотивационной. Информационная функция: оценка результатов деятельности позволяет информировать людей об относительном уровне их работы и ориентироваться в выборе путей совершенствования. Мотивационная функция: согласно теории ожиданий полагается, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности их работы, то они будут заинтересованы и в более производительном труде. Административные функции (повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора), информационные и мотивационные функции оценки трудовой деятельности взаимосвязаны, то есть информация, ведущая к административному решению о переводе на более престижную и вышеоплачиваемую должность, как правило, мотивирует сотрудника к хорошей работе. Для организации эффективной системы оценки результативности труда работников необходимо: · установить стандарты результативности труда для каждого рабочего места и критерии ее оценки; · выработать политику проведения оценок результативности труда (когда, как часто и кому проводить оценку); · обязать определенных лиц проводить оценку результативности труда; · вменить в обязанность лицам, проводящим оценку, собирать данные о результативности труда; · обсудить оценку с работником; · принять решение и документировать оценку. Этапы оценки труда на конкретном рабочем месте предполагают: · описание функций; · определение требований; · оценку по факторам (конкретного исполнителя); · расчет общей оценки; · сопоставление со стандартом; · оценку уровня сотрудника; · доведение результатов оценки до подчиненного. Для того, чтобы процедуры оценки труда были эффективны на каждом конкретном предприятии, они должны отвечать следующим требованиям: · используемые критерии должны быть понятны исполнителю и оценщику; · информация, используемая для оценки, должна быть доступна; · результаты оценки должны быть связны с системой поощрения; · система оценки должна соответствовать ситуационному контексту. Таблица Уровни оценки
Основные подходы к оценке труда: 1) Оценка результата (например, полученной прибыли). Затруднение вызывает оценка сложных, комплексных видов деятельности, затрагивающей множество людей, поскольку возникает проблема оценки каждого в получение результата. 2) Оценка поведения (по критериям, связанным с исполняемой деятельностью). Наибольшая проблема – отделение реального поведения от общих характерологических черт. 3) Рейтинги успешности (по ряду шкал, отражающих поведенческие измерения или измерения черт). Проблемы этого подхода – ошибки обобщений и генерализации, при которых оценки одних шкал необоснованно переносятся на другие (примерами модифицированных рейтингов являются ориентированные на поведение рейтинговые шкалы, шкалы наблюдения за поведением). 4) Процедуры ранжирования, дающие возможность установить различия между рядом лиц (по одному или ряду показателей). Однако при использовании прямых рейтингов могут давать ложные (субъективные) результаты.
Методы оценки результативности труда управленческих работников 1. Методы индивидуальной оценки результативности труда управленческого персонала Таблица
2. Методы групповой оценки 1. Метод классификации. Лицо, проводящее оценку, должно распределить работников поочередно – от лучшего до худшего – по какому-нибудь критерию. Это может стать довольно сложной задачей, если в группе, подвергающейся оценке, более 20 человек. Кроме того, гораздо проще определить лучшего и худшего работников, чем ранжировать работников со средними показателями. Выход может быть найден применением метода так называемой альтернативной классификации. Причем проводящий оценку сначала отбирает лучшего и худшего работников, затем отбирает следующих за ними и таким образом доводит до середины. 2. Метод сравнения по парам. Сначала имена оцениваемых работников наносятся на отдельные карточки в заранее определенном порядке, чтобы каждый оцениваемый сравнивался с остальными. Затем лицо, проводящее оценку, помечает карточку с именем человека из каждой пары, который, как он считает, лучше по тому или иному заранее определенному критерию. Отмечается количество раз, когда работник оказывался лучшим в своей паре, а результаты обобщаются в виде индекса, основанного на количестве «предпочтении» по сравнению с общим количеством оцениваемых работников. Полученные оценки рейтинга можно сравнить со средним рейтингом. Данный метод, достаточно простой и достоверный, можно использовать при оценке руководством, коллегами и подчиненными. 3. Метод заданного распределения. Лицу, производящему оценку, предписывается дать работникам оценку в рамках заранее заданного (фиксированного) распределения оценок (например. 10% «неудовлетворительно», 20% «удовлетворительно», 40% «вполне удовлетворительно», 20% «хорошо» и 10% «отлично»). От оценщика требуется вписать в карточки имена всех работников по отдельности и распределить карточки в пять групп соответственно рейтингам. Процесс может быть повторен. Одной из вариаций данного метода является метод распределения очков. При его использовании каждому оценщику дается некоторое среднее количество очков на одного работника группы, подвергающейся оценке. Количество очков, назначаемых в итоге оценки по сей группе в целом, не может быть больше, чем заданное число на одного работника, умноженное на количество работников в группе. Оба этих метода можно использовать при оценке результативности труда работников руководством, а также коллегами и подчиненными. 4.2. Оценка персонала: способы, проблемы, субъекты и методы Оценка персонала – это определение степени соответствия требованиям, предъявляемым к должности, а также уровня проявления деловых качеств и результатов труда. Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности) и выполняется тремя способами: 1. Оценка потенциала работника, т.е. профессиональные знания и умения, производственный опыт, деловые и нравственные качества, психологию личности, здоровье и работоспособность, уровень общей культуры. 2. Оценка индивидуального вклада. Позволяет установить качество, сложность и результативность труда конкретного сотрудника и его соответствие занимаемому месту с помощью специальных методик. 3. Аттестация кадров. Основными проблемами при проведении оценки являются: 1. Эффект ореола, то есть человек обладает одним – двумя яркими характеристиками и при этом у него завышаются оценки по другим характеристикам. Рекомендуется проводить оценку одного и того же качества у нескольких работников, затем переходить к другим качествам. 1. Эффект высоких и низких оценок (ошибка центральной тенденции). Рекомендуется для исправления применять специальные ранжирования, то есть по какому-либо качеству оценивать наилучшего работника и наихудшего, поставив в первый и последний ранги, затем второй и т.д. к центру. 3. Оценка по свежести впечатлений (оценка по последним событиям). Требуется оговаривать период времени оценки. 4. Личная предвзятость оценщика. Необходимо увеличить количество экспертов. 5. Недооценка самооценки. 6. Логическая оценка, то есть оценщик может устанавливать логическую связь между оцениваемыми качествами. Требуется четко готовить документы для оценки и проводить пробную оценку. Субъектами оценок могут быть: - менеджер или непосредственный руководитель; - комитет из нескольких контролеров, что исключает субъективность оценок; - коллеги оцениваемого; - подчиненные оцениваемого; - самооценка. Таблица Методы оценки персонала
Эффективность оценок достигается критериями точности (объективности) и надежности. Точность достигается, если процедура оценки тщательно подготовлена, обучены оценщики и даны четкие инструктивные материалы. Под надежностью понимается принципиальное согласие между различными оценщиками, которое достигается независимо. Для оценки согласованности мнений оценщиков применяют специальный коэффициент конкордации. 5. Управление карьерой 5.1. Понятие и этапы карьеры Деловая карьера – поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью.
Виды деловой карьеры
Карьера внутриорганизационная означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в стенах одной организации. Межорганизационная карьера означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно, работая на различных должностях в разных организациях. Специализированная карьера характеризуется тем, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии карьеры. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется. Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях. Карьера вертикальная – подъем на более высокую ступень структурно иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда). Карьера горизонтальная предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре. Понятие горизонтальной карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии. Карьера ступенчатая – вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Карьера центростремительная (скрытая) – это движение к ядру, руководству организации. Модели карьеры: 1. Карьера «трамплин» широко распространена среди руководителей и специалистов. Жизненный путь работника состоит из длительного подъема по служебной лестнице с постепенным ростом его потенциала, знаний, опыта и квалификации. Соответственно меняются занимаемые должности на более сложные и лучше оплачиваемые. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться в ней в течение длительного времени. А потом «прыжок с трамплина» ввиду ухода на пенсию.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |