Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Грабеж в системе просвещения 13 страница




 

Комментарии читателей

У меня достаточно хорошее финансовое образование. Я окончил университет в Джорджтауне по специальности «международная экономика и финансы», затем два года работал в инвестиционном банке, размещая частные депозиты; пять лет был главным финансистом одной компании и впоследствии на протяжении пятнадцати лет сам создавал фирмы, управлял ими и продавал. И все же я чувствовал, что в моем финансовом образовании отсутствует один очень важный элемент: я не мог преодолеть страх перед инвестициями в собственные проекты и недвижимость. Чем больше денег у меня было, тем сильнее становился страх, потому что мне было что терять... Я нанял консультанта из компании «Rich Dad», который спокойно и мягко, по в то же время настойчиво повторял мне каждую среду во время наших встреч: «Помните, что ваша основная цель — это инвестирование в недвижимость». В данный момент завершается сделка по покупке моего второго

многоквартирного жилого дома, и хотя я каждое утро, просыпаясь, испытываю тревогу, я все же доведу ее до конца.

cwylie

Самый большой недостаток образования

Основная причина, по которой большинство людей испытывают страх перед переменами, заключается в том, что они боятся совершить ошибку, особенно в финансовом плане. Очень многие держатся за надежное рабочее место только потому, что опасаются материальных проблем. Они предпочитают отдать свои деньги финансовым консультантам в надежде, что те не допустят ошибок, но в этом-то как раз и заключается главная ошибка.

На мой взгляд, основной недостаток системы образования состоит в том, что она учит детей избегать ошибок. Когда ученики совершают ошибки, система наказывает их, вместо того чтобы научить извлекать уроки. Умный человек понимает, что учиться можно, только совершая ошибки. Мы учимся кататься на велосипеде, постоянно падая и вновь поднимаясь. А как же можно научиться обращаться с деньгами, если вы боитесь совершить ошибку?

Почему многие дети плохо учатся

Приведенная ниже схема носит название «конус обучения». Он был разработан Брюсом Хайлендом на основании «конуса опыта» Эдгара Дейла, созданного в 1946 году. С его помощью можно понять, почему многие дети недолюбливают школу, считают учебу скучной

и, просидев за партой долгие годы, усваивают довольно мало информации.

 

о 2 ■о 1

© 1969 Wadsworth, a part of «Ccngage Learning, Inc.».

Стрелка № 1 — чтение. В соответствии с конусом обучения это самый плохой способ усвоения знаний, потому что в долговременной памяти удерживается только 10 процентов прочитанного.

Стрелка № 2 — лекции. Второй среди худщих способов обучения — прослушивание лекций.

Вам, конечно, известно, что в наших учебных заведениях основными методами преподавания являются чтение и лекции.

Стрелка № 3 — участие в групповых дискуссиях. Этот метод улучшает долговременное запоминание. В школе мне всегда хотелось поучаствовать в групповых дискуссиях, особенно во время контрольных работ, но наша система обучения считает, что это не дискуссии, а подсказки и списывание. В реальной жизни я провожу все финансовые контрольные работы вместе с командой, потому что одна голова хорошо, а две лучше.

Стрелка № 4 — имитационная деятельность и игры. Одна из причин высокой эффективности этих методов заключается в том, что в ходе имитации реальной

 

деятельности и игр мы допускаем ошибки. Даже в летной школе мне приходилось долгие часы проводить на тренажерах, прежде чем сесть в настоящий самолет. Сегодня авиакомпании тратят миллиарды долларов на тренажеры для обучения своих летчиков навыкам пилотирования. Это не только экономит деньги, но и дает пилоту возможность опробовать на практике самые различные маневры без риска разбить настоящий самолет.

Я усваивал образ мыслей представителей секторов Б и И в квадранте денежного потока, часами играя в «Монополию» со своим богатым папой. Другими словами, я сначала делал ошибки на игровой доскс и только затем приступил к практике небольших инвестиций и мелких ошибок для приобретения реального жизненного опыта. Сегодня я богат не потому, что хорошо успевал в школе, а потому, что научился извлекать уроки из ошибок.

Быстрое достижение финансовой свободы

В 1994 году мы с Ким, как уже говорилось, навсегда распрощались с работой. Ким тогда было 37 лет, а мне — сорок семь. Мы могли себе это позволить, потому что активов у нас было больше, чем пассивов. Сегодня, несмотря на финансовый кризис, наше благосостояние продолжает расти, потому что мы, как и прежде, приобретаем и создаем все новые активы. Миллионы людей в наши дни испытывают финансовые трудности, поскольку в момент краха рынка выяснилось, что те вещи, которые они считали своими активами, вдруг оказались пассивами.

В 1996 году мы с Ким создали обучающую настольную игру «Денежный поток», которая позволяет людям совершать ошибки, играя ненастоящими деньгами. Сегодня существует три версии этой игры: «Денеж

ный поток для детей», «Денежный поток 101», обучающий основным понятиям бизнеса и инвестирования, и «Денежный поток 202», обучающий технике инвестирования на растущих и падающих рынках. Если вы хотите поднять свой финансовый IQ, чтобы пораньше отойти от дел и жить не по средствам, а так, как вам хочется, то «Денежный поток» даст возможность, вкладывая игрушечные деньги, совершать ошибки и учиться на них, подготавливаясь к действиям в реальных условиях.

В 1997 году я опубликовал книгу «Богатый папа, бедный папа», в которой утверждал, что ваш дом — это не актив; что богатые платят меньше налогов; что они не работают ради денег, а деньги работают на них; что они умеют печатать собственные деньги. В 2007 году, когда разразился хаос с субстандартными кредитами, миллионы людей на собственном опыте убедились в том, что их жилье представляет собой не актив, а пассив.

В 2002 году я написал «Пророчество богатого папы», где говорилось о том, что пенсионные накопительные программы, на которые рассчитывают миллионы людей, в скором будущем ожидает крах. Сегодня я по- прежнему придерживаюсь этой точки зрения.

 

Комментарии читателей

Возможно, знания — это действительно деньги нашего времени, но они приносят пользу только при условии, что серьезный инвестор научился использовать все остальные компоненты треугольника Б-И. Эта книга служит хорошей отправной точкой, так как задает направление всем тем, кто ищет ясности в наше смутное время. Спасибо, что поделились своим опытом и помогаете нам выбраться из рыночного хаоса.

Ray Wilson

Глава 12

Если бы я возглавлял школьную систему...

Многие люди, не располагающие достаточными финансовыми знаниями, считают, что жизнь — это борьба. Как мы уже обсуждали на протяжении всей книги, причиной нынешнего кризиса явилась главным образом нехватка финансовых знаний. Что бы ни говорили окружающие, я являюсь сторонником образования. Я уверен, что в наши дни оно приобретает ббльшую значимость, чем когда-либо. Если финансовое просвещение не войдет в учебные программы, то школы и впредь будут оказывать плохую услугу нашим детям, стране и всему миру, так как не сумеют подготовить их к реальной жизни.

Многое из того, о чем говорится в данной главе, уже обсуждалось в этой и других книгах из серии «Богатый Папа». В качестве бонуса я хотел бы предложить вам некоторые из своих идей, касающихся финансового образования. Хотя одна глава не в состоянии охватить программу финансового просвещения в полном объеме, я все же считаю, что в ней затрагиваются многие моменты, имеющие существенное отличие от господствующего ныне финансового мышления. Если бы я возглавлял систему просвещения, то разработал бы образовательную финансовою программу, включающую в себя пятнадцать следующих основных тем.

1. История денег

Деньги претерпевали эволюцию вместе с человечеством. Первоначально вместо них использовался бартер, например цыплята или молоко, затем в роли денег выступали ракушки и бусы, а впоследствии — золотые, серебряные и медные монеты. Они представляли собой физические объекты, обладавшие материальной ценностью, поэтому могли обмениваться на другие вещи, имевшие равную ценность. Сегодня деньги имеют преимущественно бумажную форму и представляют собой долговые расписки правительства. Они ничем не обеспечены и не обладают ценностью сами по себе. Это просто дериватив от стоимости, содержащейся в других объектах. В прошлом деньги являлись деривативом золота, а сегодня это всего лишь долговое обязательство страны перед налогоплательщиком.

В настоящее время деньги уже не являются материальным объектом вроде курицы, золота или серебра. Это просто идея, подкрепленная репутацией правительства. Чем больше доверия заслуживает та или иная страна, тем ценнее ее валюта, и наоборот. Эволюция от физического объекта до идеи является одной из причин, по которой понятие денег становится трудным для понимания. Очень сложно понять то, чего нельзя увидеть, пощупать или ощутить каким-то иным способом.

Несколько важных дат из истории денег

Ниже я привожу некоторые ключевые события из истории денег, о которых мы уже говорили.

І903 год. На мой взгляд, контроль над системой просвещения был установлен, когда созданный Джоном Рокфеллером Всеобщий образовательный совет начал определять, чему следует обучать детей. В результате сверхбогатые люди получили возможность оказывать

влияиие на систему образования, и финансовое просвещение исчезло из учебных программ. Сегодня людей в школе учат тому, как работать за деньги, но ни слова не говорят о том, как заставить деньги работать на себя.

Еще раз взгляните на квадрант денежного потока. Буквы в его секторах означают следующее:

Р — работающие по найму;

С — специалисты, работающие па себя (например, врачи и адвокаты), и владельцы мелкого бизнеса;

Б — крупные бизнесмены, на которых трудится свыше 500 человек; И — инвесторы.

Школы хорошо справляются со своей задачей по подготовке людей к работе в секторах Р и С, но практически ничего не делают для того, чтобы научить их жить и действовать в секторах Б и И. Даже специалистов с высшим экономическим образованием готовят в основном для того, чтобы они потом получили высокооплачиваемую должность в секторе Р и работали на богатых. Из числа самых выдающихся представителей сектора Б можно упомянуть основателя «Microsoft* Билла Гейтса, основателя «Dell Computers» Майкла Делла, основателя «Ford Motor Company» Генри Форда и основателя «General Electric» Томаса Элисона. Никто из них не завершил образования.

1913 год — создание Федеральной резервной системы. Федеральный резерв — это не американская и не федеральная организация. Он не имеет резервов и не является банком. Им управляют самые богатые и обладающие громадным политическим влиянием семейства мира. ФРС имеет право создавать деньги из воздуха.

 

Против создания организаций типа Федерального резерва резко выступали авторы американской конституции, а также президенты Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон.

1929 год — Великая депрессия. Ликвидируя последствия Великой депрессии, правительство США создало множество государственных учреждений, в частности Федеральную корпорацию по страхованию вкладов и Федеральное управление жилищного строительства, а также систему социального обеспечения. Тем самым оно обеспечило себе контроль над финансовой жизнью населения посредством налогов. Люди смирились с правительственным вмешательством в свою жизнь через всевозможные социальные программы и федеральные агентства. Многие из этих программ и учреждений, в частности «Fannie Мае» и «Freddie Mac», оказались в самом центре скандала с субстандартными кредитами. Сегодня такие правительственные программы социального обеспечения и бесплатного медицинского обслуживания финансируются явно недостаточно и представляют собой бомбу замедленного действия, которая оценивается в 50-60 триллионов долларов. Если она взорвется, то затмит собой нынешний кризис. Другими словами, меры правительства по преодолению последствий Великой депрессии могут стать причинами новой, еще более сильной депрессии.

1944 год — заключение Бреттон-вудского соглашения. На Монетарной и финансовой конференции при ООН были основаны Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ). Конференция приняла за образец модель Федеральной резервной системы и наделила доллар США статусом мировой резервной валюты. Пока все страны были втянуты в войну, банкиры прилагали усилия для изменения мира. Отныне все мировые валюты были привязаны к американскому доллару, который, в свою очередь, был обеспечен золо- том. Пока существовал этот золотой стандарт, мировая экономика оставалась стабильной.

1971 год — президент Никсон без согласования с конгрессом лишил доллар золотого обеспечения. Как только это произошло, доллар превратился в дериватив долга, а не золота. После 1971 года экономика США могла развиваться только за счет увеличения долга. Именно тогда и началась правительственная помощь обанкротившимся компаниям. В 1980-е годы она исчислялась миллионами долларов, в 1990-е — миллиардами, а сегодня счет идет уже на триллионы, и конца этому не видно. Такое изменение правил денежной игры, ставшее одним из самых значимых событий в финансовой истории, позволило Соединенным Штатам печатать деньги по собственному усмотрению, создавая все больше и больше долговых обязательств. Еще никогда в мировой истории деньги не обеспечивались национальным долгом, расплачиваться за который придется американским налогоплательщикам.

В 1971 году доллар перестал быть деньгами и стал платежным средством. Подобно электрическому току или океаническому течению, платежные средства должны постоянно находиться в движении и переходить с одного актива на другой, чтобы сохранить свою ценность. Начиная с 1971 года люди, размещая свои средства на сберегательных депозитах банков, теряют их, потому что прекращается движение платежных средств. Ввиду того что американское правительство печатает все больше и больше денег, увеличивая задолженность и инфляцию, тот, кто копит деньги, оказывается в проигрыше, а тот, кто берет в долг, выигрывает.

После 1971 года экономика развивается только за счет увеличения задолженности. Теоретически, если все расплатятся со своими долгами, то деньги в их современном виде исчезнут. В 2007 году, когда субстандартные заемщики перестали возвращать кредиты,

долговой рынок рухнул, и результатом стал нынешний глобальный финансовый кризис.

Соединенные Штаты финансировали свои непомерные расходы, продавая долговые обязательства Европе, Японии и Китаю. Если эти страны утратят доверие к правительству США и перестанут скупать американские долги, разразится очередной финансовый кризис. Если люди прекратят покупать дома и пользоваться кредитными карточками, кризис продлится значительно дольше.

Особую значимость в таких условиях приобретает финансовое образование, потому что необходимо четко осознавать разницу между хорошими и плохими долгами. Плохие долги делают нас беднее, а хорошие способствуют увеличению богатства. Поскольку деньги в наши дни представляют собой долговые расписки, качественное финансовое образование поможет людям использовать долги для обогащения и не допустить их сползания к бедности.

1974 год — конгресс США принимает закон о пенсионном обеспечении, символом которого сегодня стала накопительная программа 401(к). До 1974 года у большинства рабочих и служащих была гарантированная пенсия. Их пожизненное обеспечение брала на себя компания-работодатель. После 1974 года все работники должны сами отчислять деньги в пенсионный фонд. Теперь их пенсия находится в прямой зависимости от того, сколько они сумели сэкономить и отложить из зарплаты. Если накопления закончились или пропали в результате биржевого краха, значит, пенсионеру не повезло и ему теперь больше не на кого надеяться.

Перемены в пенсионной политике вынудили миллионы людей окунуться в бурные и ненадежные воды фондового рынка. Проблема заключалась в том, что большинство рабочих не располагали и до сих пор не располагают финансовыми знаниями, необходимыми для грамотного инвестирования.

Сегодня миллионы тружеников во всем мире столкнулись с тем, что их накоплений недостаточно для выхода на пенсию. Не имея финансового образования, они, как и прежде, обращаются за помощью в банки и на биржу — в те самые учреждения, которые в значительной степени и спровоцировали нынешний кризис. Эти люди больше других страдают от кризиса и испытывают самую сильную тревогу.

Восстановив в памяти краткую историю современных денег, вы должны осознать важность финансового образования. И первый шаг на этом пути — необходимость разобраться со своим финансовым отчетом.

2. Финансовый отчет

Повторюсь, мой богатый папа частенько говорил: «В банке у тебя не будут спрашивать аттестат. Оценки никого не интересуют. Сотруднику банка нужен только твой финансовый отчет. Для него это твой единственный аттестат».

Финансовое образование начинается с составления финансового отчета, который состоит из трех частей: Отчет о доходах и расходах


 

Чтобы лучше разобраться в финансовом отчете, перейдем к финансовому уроку № 3, в котором разъясняется разница между активами и пассивами.

2. Разница между активами и пассивами

Мой бедный папа не раз говорил: «Наш дом — это наш актив». Богатый папа утверждал: «Если бы твой отец разбирался в финансовых вопросах, то понял бы, что это не актив. Его дом — это пассив».

Одна из главных причин финансовых трудностей, которые испытывают многие люди, заключается в том, что они путают пассивы и активы. В ходе нынешнего финансового кризиса миллионы людей уже осознали, что их жилье не является активом. Даже наши политические лидеры порой принимают пассивы за активы. Например, правительственная программа выкупа проблемных активов не имеет никакого отношения к активам. Она занимается проблемными пассивами. Если бы это действительно были активы, с ними не было бы никаких проблем, и банкам не понадобилась бы правительственная помощь.

Один из главных аспектов финансового образования заключается в освоении языка денег. Чтобы усилить свою власть над деньгами, научитесь правильно употреблять такие термины, как «актив» и «пассив».

Богатый папа очень просто определял разницу между активами и пассивами. Он говорил: «Активы кладут деньги мне в карман даже без моего участия, а пассивы вытягивают их оттуда, несмотря на то что я тружусь в поте лица».

Чтобы лучше понять суть активов и пассивов, взгляните на финансовый отчет.

Стрелки отражают направления денежных потоков. Одна стрелка показывает, что денежный поток от актива (например, арендная плата с недвилсимости или дивиденды от акций) направляется в ваш карман —


 

в графу доходов. Вторая стрелка демонстрирует денежный поток, направляющийся из графы пассивов (например, кредит за машину или дом) в графу расходов и, следовательно, из вашего кармана.

Почему богатые становятся еще богаче? Потому, что они покупают активы, а все остальные заняты приобретением пассивов, которые ошибочно принимаются за активы. Миллионы людей испытывают финансовые трудности из-за того, что, усердно работая, тратят заработанные деньги на покупку пассивов — автомобилей и домов. Получив прибавку к жалованью, они сразу стремятся обзавестись большим домом и более красивой машиной. Им хочется выглядеть богаче, но на самом деле они становятся беднее, увязая в долгах.

У меня есть друг, добившийся некоторых успехов в Голливуде. Он все время говорил мне, что перед выходом на пенсию намерен обзавестись несколькими жилыми домами. Его основное жилье находится в Голливуде, но, кроме этого, у него есть дома в Аспене, на Мауи и в Париже. Недавно мы увиделись на одном телевизионном шоу, и я поинтересовался, как у него идут дела. Он с мрачным видом ответил: «Работы сейчас

не слишком много, и у меня сплошные убытки. Дома упали в цене, и мне уже нечем выплачивать кредит». Вот что бывает, когда путаешь пассивы с активами и не понимаешь значения денежного потока.

В ходе последнего бума недвижимости на рынке появилось множество людей, воображающих себя инвесторами, хотя на деле они были спекулянтами и азартными игроками. В нашей среде их называют флипперами. В свое время они не сходили с экранов телевизоров, рассказывая о сногсшибательных сделках по покупке, ремонту и продаже домов. Когда же

• мыльный пузырь недвижимости лопнул, ббльшая часть флипперов разорилась и исчезла с арены.

Это подводит нас к финансовому уроку № 4.

3. Разница между приростом капитала и денежным потоком

Большинство людей вкладывают деньги в прирост капитала. Они радуются, когда фондовый рынок демонстрирует тенденцию к росту, а их жилье растет в цене. Именно ради этого занимаются инвестированием в недвижимость мой голливудский друг и большинство флипперов. Этим же объясняется то, что основная масса тружеников вкладывает свои пенсионные от- ■ числения в фондовый рынок. Но люди, инвестирующие в прирост капитала, на самом деле занимаются; азартными играми. Уоррен Баффет однажды сказал: «Самая глупая причина для покупки акции — это то, что она растет в цене».

Инвестирование в прирост капитала больно бьет по инвесторам, когда фондовый рынок падает, а стоимость недвижимости снижается. Такое вложение денег сродни азартным играм, потому что инвестор не в состоянии управлять ситуацией на рынке.

Грамотный инвестор, располагающий финансовыми знаниями, вкладывает деньги как в денежный ноток,

так и в прирост капитала, и тому есть две основные причины.

Причина № 1. Платежные средства должны постоянно находиться в движении; в противном случае они теряют свою ценность. Другими словами, если ваши деньги просто помещены в активы и лежат в ожидании, пока цена активов повысится, они используются непродуктивно и не работают на вас.

Причина № 2. Инвестирование в денежный поток снижает риск. Вы вряд ли будете чувствовать себя проигравшим, если деньги текут в ваш карман — даже при условии, что стоимость актива снижается. Если же актив растет в цене, то это воспринимается как дополнительный бонус к доходу, полученному в виде денежного потока.

На приведенной ниже схеме показана разница между приростом капитала и денежным потоком.


 

Мы с женой являемся партнерами в одной из нефтяных компаний. Ким и я вкладываем деньги в нефть как ради денежного потока, так и ради прироста капитала. Когда мы бурили первую скважину, баррель нефти стоил около 25 долларов. Мы радовались тому,

что денежный поток приносит нам ежемесячный доход. Но наша радость стала еще больше, когда цена на нефть подобралась к 140 долларам за баррель и наше месторождение, соответственно, подорожало. Сегодня, когда нефть продается по 65 долларов, мы по-прежнему довольны, так как денежный поток не иссякает, несмотря на то что стоимость активов, лежащих в его основе, снизилась.

Если вы являетесь поклонником акций, то следует все же выбирать те из них, по которым стабильно выплачиваются дивиденды — одна из форм денежного потока. В условиях экономического спада, когда их стоимость находится на низком уровне, самое время покупать по бросовой цене акции, по которым выплачиваются дивиденды.

Доход в виде дивидендов имеет для инвесторов еще одно значение. Чем выше дивиденды по отношению к цене акции, тем больше ценность самой акции. Например, если данный показатель составляет 5 процентов, значит, это отличная акция, которая продается по хорошей цене. Если же дивиденды составляют менее 3 процентов от цены, значит, акция переоценена и вскоре ее стоимость, скорее всего, снизится.

В октябре 2007 года фондовый рынок побил рекорд всех времен, достигнув отметки в 14 164 пункта. Люди валом валили на биржу в надежде, что цена акций и дальше будет расти (прирост капитала). Но проблема в том, что дивиденды по индексу «Dow Jones» составляли всего 1,8 процента от общей стоимости входящих в него акций. Следовательно, акции слишком дороги, поэтому профессиональные инвесторы начали их продавать.

В марте 2009 года «Dow Jones» достиг низшей отметки в 6547 пунктов, и многие начали возвращаться на рынок, решив, что худшее уже позади. Но дивиденды по-прежнему составляли лишь 1,9 процента от стоимости акции. Профессиональные игроки делают из этого вывод, что акции все еще слишком дороги и рынок может опуститься еще ниже. Для тех же, кто вкладывает деньги на длительный срок, это может означать дополнительные потери.

Лично я считаю, что лучше вкладывать деньги и в денежный поток, и в прирост капитала, чем тревожиться по поводу взлетов и падений рынка. Именно с этой целью я разработал обучающие игры «Денежный поток. Инвестирование-101» и «Денежный поток. Инвестирование-202», которые демонстрируют все достоинства такого подхода.

Поскольку любому рынку свойственны колебания, мы подходим к финансовому уроку № 5.

5. Разница между фундаментальным и техническим инвестированием

При фундаментальном инвестировании проводится анализ экономического состояния компании, который начинается с оценки ее финансового отчета.


 

Понять, насколько грамотно осуществляется мг неджмент того или иного бизнеса или объекта недви жимости, можно только на основе анализа финансо вого отчета. Когда банковский слулсащий просит вас представить ему финансовый отчет, он хочет знать, насколько умело вы управляете своими деньгами. Ему надо посмотреть, как ваши доходы соотносятся с расходами, какие из активов создают денежные потоки, каков размер вашей краткосрочной и долгосрочной задолженности. Перед тем как инвестировать деньги в какую-либо компанию, вы должны выяснить то же самое.

Моя игра «Денежный поток. Инвестирование-101» учит игроков основам фундаментального инвестирования.

При техническом инвестировании учитываются царящие на рынке настроения и эмоции. Для этого используются технические индикаторы. Инвесторов, вкладывающих деньги на основе технического анализа, не заботят фундаментальные показатели бизнеса. Они смотрят на ценовые графики (см. ниже).


 

График и диаграммы имеют большое значение, потому что они построены на фактах, главным образом на ценах покупки и продажи акций, сырья, золота или

серебра. Если тренд направлен вверх, значит, цены растут, то есть денежный поток устремлен в направлении рынка. Такой рынок обычно называют «бычьим». Если тренд указывает вниз, значит, деньги уходят с рынка, и такой рынок называют «медвежьим». Технический инвестор отыскивает в графиках исторические аналогии и вкладывает деньги, основываясь на моделях денежных потоков и делая из них вывод о поведении рынка в будущем.

Подкованному в финансовом плане инвестору также необходимо знать, как и на какие рынки направлены денежные потоки в данный момент. Например, если па фондовом рынке начинается паника, грозящая обвалом, то значительная часть денег перетекает на рынок золота. Технический инвестор, пользуясь своими индикаторами, в состоянии предсказать, что золото начнет расти в цене, а цены на акции будут падать. Поэтому он может перевести свои сбережения в золото еще до того, как это успеют сделать другие.

 

Печатается с разрешения -»Yahoo! Inc.» © 2009


Еще раз обращаю ваше внимание на то, какое вли­яние оказывает денежный поток на цену активов, то есть на прирост капитала. Именно поэтому грамотные инвесторы следят за тем, чтобы их средства постояп по находились в движении, так как, если они вложены в какой-то актив и лежат без дела (а так поступают со сбережениями многие инвесторы-любители), деньги могут быть потеряны в случае оттока капиталов из данной категории активов.

Тот факт, что все рынки испытывают периодические колебания, подводит нас к финансовому уроку № 6 — оценке качества активов.

6. Оценка качества активов

Люди очень часто подходят ко мне и говорят: «У меня есть замечательная идея по поводу нового продукта», «Я нашел отличную недвижимость для своих инвестиций» или «Я хочу вложить деньги в акции этой компании. Что вы об этом думаете?».

В ответ я отсылаю их к треугольнику Б-И.

 


 

Треугольник Б-И получил свое название от квадранта денежного потока, о котором уже говорилось ранее и который я привожу еще раз.

Напомню, что буквы в секторах квадранта означают следующее:

Р — работающие по найму;

С — специалисты, работающие на себя (например, врачи и адвокаты), и владельцы мелкого бизнеса;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.