Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плановый конспект. Простой и сложный планы




Определение понятия конспект

КОНСПЕКТ И ЕГО ВИДЫ

Как ни странно, но сегодня далеко не каждый знает правила написания конспекта. При составлении конспекта нужно стремиться к форме связанного пересказа, но не в ущерб другим, более важным качествам конспекта – ясности и краткости. Конспекты при своей обязательной краткости должны содержать не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры. Ведь утверждение, не подкрепленное примером, не будет убедительным и трудно запоминается.

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные, тематические. Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана текста, и каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта. Текстуальный конспект составляется в основном из цитат, и особенно целесообразно использовать этот вид конспекта при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения материала, но это достаточно трудоемкая работа, требующая глубокого осмысления материала. Тематический конспект составляется на основе материала различных источников на определенную тему, и такой конспект помогает всесторонне обдумывать тему, анализировать различные точки зрения, мобилизовать свои знания.

Чаще всего конспекты комбинируются, включая план, цитаты и т.д. Поэтому умение составления различного вида конспектов необходимо каждому студенту.

Большая роль при составлении конспекта отводится плану. План представляет собой краткую запись текста и отражает самое главное в содержании. Планы бывают простыми (вопросный план, назывной план) и сложными (развернутый план, тезисный план).

Плановый конспект представляет собой самый простой способ конспектирования информации по каждому абзацу, основным подтемам. Плановый конспект бывает простого и сложного типа.

Простой конспект: назывной план и вопросный план, - составляется по содержанию каждого абзаца (по основной мысли абзаца). Назывной план составляется с помощью назывных предложений (предложения, в которых нет и не может быть сказуемого), в функции подлежащего чаще всего выступает отглагольное существительное (обратите внимание на образец). Вопросный план составляется с помощью вопросительного предложения (предложения, в которых содержится вопрос) к основной мысли каждого абзаца. Здесь важно правильное использование вопросительных слов (обратите внимание на образец). Смешивание назывных и вопросительных предложений нежелательно.

Плановый конспект бывает сложного типа: развернутый план и тезисный план. Они составляются на основе сложного синтаксического целого (ССЦ) или подтем. ССЦ может состоять из одного абзаца, двух, трех и более абзацев, при помощи которых одна мысль поясняется, дополняется, конкретизируется. Развернутый план составляется в виде назывного плана, где в основные пункты вынесены с помощью отглагольных существительных главные подтемы, которые затем в подпунктах конкретизируются (обратите внимание на образец). Тезисный план также составляется на основе ССЦ, при помощи усложненных предложений. Относительно тезисного плана речь пойдет ниже.

 

Упражнение 26. Прочитайте текст, выделите основные мысли каждого абзаца, затем сложного синтаксического целого (ССЦ). Сравните нижеследующие образцы планового конспекта: назывной, вопросный; развернутый, тезисный. Сделайте выводы.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС)

Внедрение НИРС в учебный процесс обеспечивает повышение качества подготовки специалистов через привитие им навыков самостоятельной творческой работы.

НИРС выявляет индивидуальные склонности студентов, развивает творческое, аналитическое мышление, вырабатывает высокие деловые и моральные качества.

Формы и направленность НИРС с каждым годом совершенствуются и развиваются. Какими бы совершенными ни были учебные планы в современном вузе, какие бы рациональные формы учебных занятий они ни предусматривали, настоящее научное творчество студентов возможно лишь тогда, когда оно не ограничивается рамками учебного расписания занятий. Те студенты, которые хотят после окончания вуза работать творчески, должны активно заниматься научной работой, участвуя в студенческих кружках или студенческих конструкторских бюро, в семинарах, олимпиадах, конференциях.

Среди многообразных форм привлечения студентов к научной деятельности наиболее плодотворной является работа в научных кружках. Особый эффект кружковая работа имеет на профилирующих кафедрах.

Подготовка студентов к самостоятельным научным исследованиям обеспечивается усложнением заданий и все более возрастающим уровнем самостоятельности. Так, на первом этапе студенты занимаются составлением аннотаций к публикациям, подбором литературы по определенной теме, обучаются реферированию. На старших курсах студенты составляют научные обзоры по тематике той или иной профилирующей кафедры. Постепенно студентам поручается самостоятельное решение конкретных задач, определяемых программой производственной/преддипломной практики, а они являются продолжением научных исследований, проводимых в кружках.

Результаты своего участия в научных кружках и результаты самостоятельной научно-исследовательской работы студенты оформляют в виде законченных научных работ (рефератов, докладов) и представляют их на ежегодные научные студенческие конференции, и их выступления рассматриваются творческим отчетом по НИРС.

Во многих вузах расширилось включение элементов творчества в лабораторные работы, а при выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план исследований, анализирует результаты эксперимента, составляет научный отчет.

Большой научный интерес у студентов вызывают специальные научные семинары, на которых происходит творческое общение студентов с ведущими учеными и практиками. Участие в работе таких семинаров расширяет кругозор студента, закрепляет и углубляет навыки работы с научной литературой, вырабатывает умение выступать с докладами, вести научную дискуссию.

Правильная организация НИРС способствует более эффективной подготовке будущих специалистов.

Обратите внимание на следующие образцы планового конспекта:

 

Назывной план

 

1. Внедрение НИРС в учебный процесс для повышения качества подготовки специалистов.

2. Развитие творческого, аналитического мышления студентов.

3. Формы и направленность НИРС.

4. Кружковая работа на профилирующих кафедрах.

5. Повышение уровня самостоятельности.

6. Участие в научных студенческих конференциях.

7. Включение элементов творчества в лабораторные работы.

8. Участие в специальных научных семинарах.

9. Эффективная подготовка специалистов.

 

Вопросный план

 

1. Что обеспечивает внедрение в учебный процесс НИРС?

2. Для чего необходим НИРС?

3. Каковы формы и направления НИРС?

4. Какая форма НИРС является наиболее плодотворной?

5. Каким образом обеспечивается подготовка студентов к самостоятельным научным исследованиям?

6. Где представляются результаты НИР студентов?

7. Что необходимо включать в лабораторные работы?

8. Что вызывает научный интерес у студентов?

9. Какая организация НИРС способствует эффективной подготовке специалистов?

 

Развернутый план

 

1. Внедрение НИРС в учебный процесс для повышения качества подготовки специалистов.

а) Выявление индивидуальных способностей, развитие творческого, аналитического мышления студентов.

2. Повышение уровня самостоятельности с помощью различных форм и направлений НИРС:

а) участие в кружковой работе на профилирующих кафедрах;

б) участие в научных студенческих конференциях;

в) включение элементов творчества в лабораторные работы;

г) участие в специальных научных семинарах.

3. Способствование НИРС эффективной подготовке специалистов.

 

Тезисный план

 

1. НИРС выявляет индивидуальные склонности студентов, развивает творческое, аналитическое мышление, вырабатывает навыки самостоятельного творчества и тем самым способствует обеспечению качества подготовки специалистов.

2. Формы и направления НИРС (научные кружки, лабораторные работы, специальные научные семинары) связаны с повышением уровня самостоятельности студентов: на первом этапе студенты занимаются составлением аннотаций к публикациям, подбором литературы по определенной теме, обучаются реферированию, а на старших курсах студенты составляют научные обзоры, решают конкретные задачи, определяемые программой производственной/преддипломной практики; результаты работы представляют в виде творческого отчета на научной студенческой конференции.

3. Правильная организация научно-исследовательской работы студентов способствует эффективной подготовке будущих специалистов.

Упражнение 27. Прочитайте текст « В чью пользу счёт фактов? », выделите основные мысли каждого абзаца, составьте сначала назывной план, затем вопросный. Основываясь на план, перескажите содержание текста.

 

Из недр извлечены миллиарды тонн нефти, а как образуется она, по-прежнему остаётся загадкой.

Наша планета то и дело подбрасывает всё новые противоречивые факты, истолковать которые не так-то просто.

Десятилетиями накопленные аргументы разбили исследователей на 2 лагеря. Одни объявили себя сторонниками органического происхождения нефти и газа, другие – неорганического. Первые утверждают: нефть образовалась из живших когда-то, а потом захороненных в толще пород организмов и растений. Вторые с ними в корне не согласные: первоначальный источник нефти скрыт в глубине таинственной мантии, откуда они низвергнуты через трещины и разломы земной коры. Кто прав?

С позиций органической теории трудно объяснить промышленные скопления нефти на большой глубине в породах кристаллического фундамента, например, в Венесуэле, Калифорнии, где добыты десятки миллионов тонн. Нефть не могла там образоваться из органики, какими бы снисходительными ни были подсчёты вероятной площади распространения растительности [по материалам Юрявичюте Л. Практический курс русского языка (для студентов технических вузов с литовским языком обучения). – Вильнюс, 1988. С.75-76].

 

Упражнение 28. Прочитайте текст. Выделите основные мысли/подтемы, составьте вначале назывной, затем развернутый план, сравните их. Основываясь на плановый конспект, перескажите содержание текста.

 

Вулканы и нефть

 

Известно в основном два направления, различно объясняющих происхождение (генезис) нефти. Большинство специалистов придерживается теории органического (биогенного) происхождения нефти. Они считают, что нефть образуется из останков животных и растений. Ряд других учёных полагает, что нефть имеет неорганическое (абиогенное) происхождение. Иначе говоря, она образуется в результате различных химических реакций, и её происхождение не связано с биологическими процессами.

Не надо забывать, что вопрос о происхождении нефти имеет не только научное, но и большое практическое значение. От его решения в значительной степени зависит правильный выбор района для поиско-разведочных работ.

По мнению автора, нефть имеет двойственный генезис, то есть может быть образована как органическим, так и неорганическим путём. Во втором случае можно предположить, что материалом для образования нефти является вулканогенное углеродосодержащее вещество, так как в его составе найдены характерные для нефти углеводороды. Однако эта гипотеза нуждается в проверке.

Дальнейшие исследования, несомненно, помогут более полно понять связь вулканизма с возникновением жизни и происхождением нефти (Наука и жизнь, 1981, №5. Химия и жизнь, 1983, №1).

 

Упражнение 29. Прочитайте текст. Определите, к какому стилю изложения принадлежит данный текст. Выделите основные мысли (подтемы), составьте развернутый план; перескажите содержание текста «Первые нефтяные скважины».

 

Около ста лет назад, когда техника нефтяного дела была ещё слабо развита, для того чтобы добраться до нефтяного пласта, рыли лопатами колодцы. Это было трудное и опасное дело:

стенки колодцев часто обваливались, в колодце скапливался удушливый нефтяной газ.

Глубина колодцев была различна – от 2 до 60 и более метров. Нефтяные пласты, залегающие глубже, оставались недоступными.

С течением времени рытьё колодцев было заменено бурением нефтяных скважин. Распространено утверждение, будто бы первую нефтяную скважину пробурил в 1859 году американец Дрэк. Однако доподлинно известно, что ещё в 1944 году в России чиновник горного ведомства Ф.А.Семёнов, предполагая, что чем глубже проникнуть в землю, тем больше нефти можно получить, предложил углублять нефтяные колодцы посредством бура. Он подсчитал, что пробурить сотню саженей будет легче и быстрее, чем вырыть колодец такой же глубины.

Четыре года блуждал в канцеляриях проект Ф.А.Семёнова о бурении нефтяной скважины. Наконец, в 1848 году предложение Семёнова было впервые испытано на практике. Первое в мире бурение на нефть было проведено в урочище Биби-Эйбат на берегу Каспийского моря. Нефть в скважине долго не появлялась; наконец, появилась, но её было очень мало. На этом бурение прекратили.

Вторая нефтяная скважина была пробурена в 1855 году промышленником Сидоровым на реке Ухте (река Ухта впадает в Ижму, а Ижма впадает в Печору). Скважина дала много нефти.

Казалось бы, теперь нефтяные колодцы должны были уступить место скважинам. Ведь бурение скважин намного облегчало труд рабочих: им не нужно было спускаться в колодец и работать в воздухе, отравленном нефтяными газами, да и скважину можно было пробурить до глубоко лежащих нефтяных пластов.

Однако бурению на нефть препятствовали нефтепромышленники, боявшиеся потерять прибыли от нефтяных колодцев. Их поддержали даже некоторые учёные. В 1863 году петербургский академик, геолог Абих обследовал Апшеронский полуостров и после этого заявил, что чем глубже колодец, тем меньше нефти он даёт. Он считал, что надо не углублять колодцы, а увеличивать число мелких. Абих решительно возражал против устройства буровых скважин на нефтепромыслах.

Взгляды Абиха и происки крупного Бакинского нефтепромышленника Мирзоева привели к тому, что, когда в 1866 году Закавказское торговое товарищество стало просить разрешения начать буровые работы, царское правительство ответило отказом. Лишь в 1869 году буровую скважину в Бакинском районе заложил сам Мирзоев (Катренко Д.А. Чёрное золото. – М., 1953. С. 18).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 11752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.