Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип релятивизма




Софисты заимствовали от своих предшественников, натурфилософов, и в частности от Гераклита, два философских принципа. Первый принцип гласил, что в мире нет постоянства, а все изменчиво, текуче, а второй утверждал, что в мире нет ничего абсолютного, а все относительно. Софисты перенесли их оба с уровня космической онтологии на социальную реальность, что позволило им привлечь дополнительные аргументы для отрицания существования устойчивых, абсолютных, всеобщих оснований социального порядка, права и морали. Софисты утверждали, что моральные и правовые нормы до такой степени изменчивы в социальном пространстве и историческом времени, что это позволяет с ними, при желании, не считаться.

Другая теоретическая посылка, подводившая софистов к сходным выводам, касалась природы ощущений. Они не уставали подчеркивать, что человеческие ощущения сугубо индивидуальны, и потому ветер, например, нельзя считать холодным. Взятый сам по себе, он таковым не является, поскольку в одно и то же время одному человеку от него может быть холодно, а другому на этом же месте — нет. В равной степени нельзя говорить и о существовании единой, общей для всех истины или общего блага. Все в мире относительно, поэтому то, что хорошо и полезно одному, может быть вредно другому. Одно и то же событие одним представляется благом, а другим — злом. Одна и та же норма права в одном случае служит укреплению социального порядка, а в другом может оказать дестабилизирующее воздействие на него.

Подобные представления о текучести, относительности всего сущего Гегель сравнил с щелочью, разъедающей силе которой ничто не может противостоять. Все оказывается непрочным, колеблющимся. Нет ничего прочно «прибитого гвоздями» ни в морали, ни в праве. Их правила и законы легко опрокидываются и размываются несущимся гераклитовским потоком.

Много путешествуя, софисты наблюдали большое разнообразие нравов и законов в разных государствах. Эти наблюдения укрепляли их уверенность в том, что существуют законы только лишь

Ппптон. Соч. Т. 1. М., 1968, с. 308.


для данного государства, но изначально всеобщего и вечного права нет, равно как нет всеобщей, универсальной и абсолютной истины. Для софистов существовали только лишь договоренности и условности, принятые среди отдельных групп людей.

Временами софисты позволяли себе довольно резкие выпады в адрес права и законов. Так, Протагор пренебрежительно отзывался о писаных законах и о необходимости подчиняться им, поскольку люди, издающие их, склонны менять свои взгляды и заблуждаться. Это обстоятельство сводит на нет ценность и авторитет закона, порождает у граждан скептическое или нигилистическое отношение к нему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.