Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль судебной и арбитражной практики в регулировании аграрных отношений 1 страница




 

В настоящее время остается спорным вопрос: является ли судебная и арбитражная практика источником права. Одни ученые в прежние годы и сейчас считают судебную практику и прежде всего постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ источниками права и даже выдвигают предложения законодательно закреплять их в качестве таковых. Другие ученые, не отрицая роли судебной практики в формировании законодательства, не рассматривают ее в качестве источника.

Причем рассматривают судебную практику в качестве источника права такие авторитетные ученые и практические деятели, как В.Ф. Яковлев, В.М. Жуйков. Это объясняется общей тенденцией возрастания роли прецедентов в судебных системах романо-германской правовой семьи, интеграцией российской правовой системы в общеевропейское правовое пространство, востребованностью в таком качестве судебной практики в современной судебной системе России.

Итак, в нашей правовой системе сложилась парадоксальная ситуация, когда официально в нормах позитивного права прецедент отсутствует, но в практической судебной деятельности никто не отрицает фактическое правовое значение судебной практики.

Деятельность судебных и арбитражных органов по разрешению экономических, земельных споров сельскохозяйственных коммерческих организаций с их контрагентами, по рассмотрению дел о признании недействительными актов государственных органов, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеет большое значение для правового регулирования аграрных отношений, стабилизации агропромышленного производства и его дальнейшего развития.

Особо важную роль в регулировании общественных отношений в сельском хозяйстве играют постановления высших судебных и арбитражных органов, в которых содержатся обобщения и руководящие указания судам по вопросам применения действующего законодательства и разрешения той или иной категории дел. Например, длительное время действовавшее и ныне утратившее силу постановление Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. N 6 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства о земельной реформе"*(70), в котором обобщена деятельность судов по разрешению споров в данной сфере отношений.

Так, в результате проведения земельной и аграрной реформ и изменения всей системы отношений в агропромышленном комплексе у судов возникли вопросы, связанные с определением подведомственности заявленных требований. В целях защиты прав и охраняемых законом интересов собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и предотвращения случаев необоснованного отказа в правосудии Пленум Верховного Суда РФ дал судам следующие разъяснения по вопросам разграничения подведомственности дел судам и арбитражным судам:

1) Суд вправе принять к производству и рассмотреть по существу дела по спорам, связанным с земельными отношениями, одной из сторон которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью (в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам.

Судам, в частности, подведомственны:

а) требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для индивидуального садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота;

б) жалобы на отказ в регистрации и выдаче соответствующей администрацией государственных актов, удостоверяющих право собственности на землю, а также на отказ в регистрации заключенного договора аренды земли;

в) требования о признании неправомерным прекращения местной администрацией права собственности на землю и пользования земельными участками и их арендой;

г) жалобы собственников земельных участков и землепользователей на решение местной администрации о предварительном согласовании места размещения объекта, для строительства которого необходимо изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд;

д) жалобы собственников земли, арендаторов о признании недействительными актов, изданных государственными или иными органами не в соответствии с их компетенцией либо с нарушением требований законодательства;

е) требования о признании преимущественного права наследования земельного участка после смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также о преимущественном праве наследования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, жилищного, дачного, гаражного строительства, ведения предпринимательской деятельности, для садоводства и животноводства, а также о наследовании права аренды и иные дела с участием граждан.

2) Арбитражным судам подведомственны споры и жалобы, связанные с предоставлением земель, их изъятием для государственных и общественных нужд, прекращением прав на землю, по вопросам аренды, отчуждения и приобретения земельных участков, а также иные земельные и имущественные споры, связанные с земельными отношениями, когда его участниками являются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, включая колхозы, а также граждане и их объединения, самостоятельно осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство.

Постановление содержит также разъяснения о порядке рассмотрения судом заявления гражданина в случае отказа в предоставлении ему земельного участка местной администрацией. В таком заявлении обязательно должны быть указаны цель использования и размеры земельного участка, который истец просит обязать местную администрацию предоставить ему в собственность или пожизненное наследуемое владение, а также местоположение этого участка. Проверяя законность и обоснованность отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, необходимо выяснить, имеются ли условия, при наличии которых гражданин может претендовать на получение участка, местоположение, размер, пригодность земельного участка, по поводу которого возник спор, для использования в целях, указанных истцом, а также реальную возможность предоставления ему этого участка. Решая вопрос о законности и обоснованности отказа местной администрации в предоставлении гражданину земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, суду необходимо учитывать, что в силу ст. 58 ЗК РСФСР (утратил силу) право на получение земельного участка для этих целей предоставлено гражданам, достигшим 18-летнего возраста, имеющим опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующую квалификацию либо прошедшим специальную подготовку, причем преимуществом обладают граждане, проживающие в данной местности. Иные дополнительные условия не должны выясняться судом при рассмотрении этой категории дел, так как не имеют значения для разрешения спора по существу.

Положения о разграничении подведомственности дел судам и арбитражным судам освещены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. N 12-12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам"*(71). В постановлении, в частности, говорится, что, когда в законодательстве подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует руководствоваться законодательными актами, определяющими компетенцию судов и арбитражных судов, исходя при этом из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.

В настоящее время разграничение подведомственности дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции регулируется гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством. В основе разграничения подсудности лежат характер спорных правоотношений и их субъектный состав. Так, согласно ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, с участием Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Суды общей юрисдикции рассматривают дела с участием граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 28 февраля 1995 г. N 5 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"*(72) разъяснил, что крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом, а глава крестьянского хозяйства признается предпринимателем с момента его государственной регистрации.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"*(73) даны разъяснения относительно разрешения споров, связанных с применением норм Земельного кодекса РФ.

 

Глава III. Аграрные правоотношения

 

Понятия и особенности аграрных правоотношений.

1. В процессе сложной и многогранной деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций, их объединений и других участников производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации в соответствии с уставной праводееспособностью складываются различные по своей социально-экономической сущности и юридической природе правоотношения. Центральное место среди них занимают аграрные правоотношения, представляющие собой правовую форму, выражающую и закрепляющую аграрные общественные отношения как экономическую категорию, разновидность производственных отношений, складывающихся и развивающихся в процессе организации и ведения сельскохозяйственного производства. Право регулирует волевую, поведенческую сторону этих отношений.

Юридические нормы устанавливают рамки поведения людей, или, что означает то же самое, регулируют это поведение. Право, регулируя поведение людей, воздействует на их волю и тем самым оказывает воздействие на производственные отношения, закрепляет и развивает их в том направлении, которое обеспечивает сохранение, упрочнение и развитие данного общества*(74).

Волевые аграрные отношения нельзя рассматривать в качестве самостоятельных, а тем более независимых от производственных отношений. Материальные и волевые аграрные отношения развиваются как единое и неразрывное целое, как различные стороны единых общественно-производственных отношений. При этом аграрные отношения выступают одновременно в качестве волевой стороны и формы, в которой отражаются и проявляются производственные отношения. Такое понимание позволяет раскрыть механизм воздействия аграрного права на экономику.

Придавая с помощью норм аграрного права аграрным волевым отношениям характер правовых, государство воздействует определенным образом на поведение людей - участников этих правоотношений, наделяя их соответствующими правами и возлагая на них обязанности в сфере организации и ведения сельскохозяйственного производства и распоряжения его результатами.

2. Основная особенность аграрных правоотношений, как отмечалось в гл. I, состоит в том, что они не представляют собой единого целостного отношения, а составляют органический комплекс земельных, имущественных, трудовых и организационно-управленческих отношений, складывающихся в процессе сельскохозяйственного производства и учитывающих его специфику.

Специфика сельского хозяйства - основной объективный фактор, обусловливающий в конечном счете политическую заинтересованность государства в самостоятельном регулировании общественных отношений в сельском хозяйстве, что, в свою очередь, проявляется в накоплении обширного аграрного (сельскохозяйственного) законодательства, а также в соответствующих принципах регулирования этих отношений.

3. Другим фактором должна стать забота государства о социальном развитии села, что получило юридическое закрепление в Законе РФ от 21 декабря 1990 г. N 438-1 "О социальном развитии села"*(75). Правда, в условиях поразившего страну экономического кризиса основные положения этого Закона не были претворены в жизнь.

В 2002 г. Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года", на реализацию которой, по данным Минсельхоза России, намечено выделить 178,7 млрд. руб.*(76)

Основными направлениями агропромышленной политики Правительства РФ на 2001-2010 гг., одобренными на заседании Правительства РФ 27 июля 2000 г., являются повышение качества жизни сельского населения, развитие социальной инфраструктуры села. Официально они признаны одной из стратегических задач агропродовольственной политики государства на ближайшую перспективу*(77).

Решению задач будет способствовать создание в сельском хозяйстве равных с другими отраслями экономики условий получения денежных доходов. Намечаются также освобождение сельскохозяйственных предприятий от бремени затрат на социальную и инженерную инфраструктуру, возмещение расходов на содержание социальных объектов, передаваемых в муниципальную собственность, за счет региональных бюджетов и средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете.

Для реализации задач обеспечения социального развития сельских поселений, направленного на постепенное улучшение условий жизнедеятельности сельского населения, расширение доступности социальных услуг на селе и повышение их качества, необходима государственная поддержка в решении жилищной проблемы на селе, развитии сети сельских учреждений здравоохранения, общего образования, газификации, электрификации, дорожного строительства, а также в обеспечении компьютерами общеобразовательных школ в сельской местности.

Для усиления социальной защиты сельского населения признано целесообразным законодательно установить правовой статус лиц, работающих на семейных подворьях, и условия их социального обеспечения и страхования в зависимости от характера личного хозяйства: потребительское или товарное, единственное (основное) или подсобное место работы.

Большое внимание социальным проблемам современного села уделено и в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (в ред. от 3 декабря 2008 г.)*(78). Определяя в ст. 5 понятие государственной аграрной политики, Закон подчеркивает, что оно представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. При этом под устойчивым развитием сельских территорий понимаются их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, в том числе оплаты труда, рациональное использование земель.

Таким образом, спектр развития аграрных отношений в социальной сфере российского села достаточно широк.

Субъектами (участниками) аграрных правоотношений прежде всего являются производители сельскохозяйственной продукции, обладающие соответствующей правоспособностью. Таковыми следует рассматривать все формы и виды сельскохозяйственных коммерческих организаций (сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества, государственные сельскохозяйственные предприятия и др.) и их объединений независимо от форм собственности, на которых они базируют свою деятельность; крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства граждан, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; государственные, кооперативные и частные организации, призванные обслуживать сельскохозяйственное производство.

Аграрные правоотношения возникают, прекращаются и изменяются в силу различных обстоятельств, именуемых юридическими фактами. Статья 8 ГК РФ устанавливает, например, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Так, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"*(79) регистрации подлежат земельные участки, обособленные водные объекты, участки недр и иное имущество, связанное с землей: здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения и др. Указанные виды имущества играют особо важную роль именно в аграрном секторе как основные средства сельскохозяйственного производства. Именно по поводу данных объектов у сельскохозяйственных коммерческих организаций возникают многочисленные и очень важные правовые отношения.

То же самое относится и к подлежащим государственной регистрации различного рода обременениям при осуществлении права собственности и иных вещных прав: сервитутам, ипотеке, доверительному управлению, аренде, которые также имеют большое значение в качестве оснований возникновения, изменения и прекращения аграрных правоотношений.

По характеру происхождения юридические факты делятся на действия и события.

Под действиями понимаются такие юридические факты, в которых выражено поведение людей или их коллективов. Действия (бездействие) могут быть правомерными, т.е. соответствующими требованиям закона, и неправомерными, т.е. противоречащими закону (правонарушения). Правомерные действия включают в свой состав юридические поступки, в силу закона вызывающие юридические последствия.

Основным видом аграрно-правовых (равно как и гражданско-правовых) актов являются сделки (договоры) - волевые действия граждан и (или) юридических лиц, направленные на достижение определенного правового результата, - установление, изменение или прекращение гражданами прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

Под событиями понимаются такие юридические факты, наступление которых происходит независимо от воли участников данного правоотношения (например, засуха, наводнение, землетрясение, пожар или иное стихийное бедствие).

Иногда для возникновения аграрного правоотношения необходима совокупность юридических фактов, именуемая юридическим составом (например, при образовании крестьянского хозяйства требуется не только согласие членов семьи, но и решение местной администрации о предоставлении в собственность либо в аренду участка земли для ведения этого хозяйства).

Классификация аграрных правоотношений. Внутри аграрных правоотношений при их единстве как органического комплекса имеются существенные различия, определяемые характером и содержанием регулируемых правом конкретных аграрных отношений. Соотношение между общим понятием аграрных правоотношений и понятием конкретных их видов есть соотношение (взаимосвязь) между общим и отдельным.

Сопоставление конкретных аграрных отношений участников сельскохозяйственного производства позволяет обнаружить не только существенные особенности этих отношений и отличия их друг от друга, но и принципиальное сходство, что обусловливает необходимость их анализа как по отдельным видам, так и в совокупности.

В состав общего экономического критерия классификации входят: характер аграрных экономических отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственного производства, экономического оборота, товарного обмена, различия в их экономическом содержании.

При научной классификации аграрных правоотношений наряду с экономическим их содержанием принимается во внимание и такой юридический классифицирующий признак, как закрепленная в нормах права степень связанности тех или иных аграрных отношений с учетом специфики сельскохозяйственного производства.

С учетом названных экономического и юридического критериев аграрные правоотношения можно разделить на две большие группы: внутренние и внешние. Это основное деление в классификации аграрных правоотношений, хотя и неисчерпывающее. Внутренние (внутрихозяйственные, корпоративные) и внешние аграрные отношения, в свою очередь, подразделяются на различные виды по характеру и содержанию. Юридическим признаком дальнейшего разграничения служит учет специфики конкретных правоотношений. Будучи урегулированными правом, аграрные отношения приобретают характер правовых отношений.

Внутренние аграрные правоотношения, их виды и структура.

1. Внутренними (внутрихозяйственными, корпоративными) являются правоотношения, основанные на членстве в колхозе, другом сельскохозяйственном кооперативе, в крестьянском хозяйстве либо личном подсобном хозяйстве, а также на трудовом договоре в государственных и иных формах организации сельскохозяйственного производства, складывающиеся по поводу организации использования земли, другого имущества и труда в процессе производственно-хозяйственной деятельности на этой земле.

Внутренние отношения между участниками и обществом с ограниченной ответственностью в целом, членами кооператива и кооперативом являются отношениями по внесению имущественных вкладов, а в акционерном обществе - по приобретению акций. Данные отношения по своей правовой природе являются обязательственными имущественными правоотношениями. Аграрные отношения внутри сельскохозяйственной организации возникают не только между организацией и ее членами (участниками) или работниками, но также между организацией и ее структурными (производственными) подразделениями, между сельскохозяйственной организацией и лицами, ведущими личное подсобное хозяйство, а во многих случаях между членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

По содержанию внутренние аграрные правоотношения представляют собой совокупность взаимных субъективных прав и обязанностей их участников, реализуемых в ходе ведения сельскохозяйственного производства.

Аграрное право - специализированная комплексная отрасль права. Ее специализация определяется прежде всего особенностями использования земли и труда на ней. Поэтому в сфере сельскохозяйственного производства в системе аграрных отношений в первую очередь должны быть выделены земельные и трудовые отношения как наиболее специфичные для этого производства. Конечно, не все земельные отношения, составляющие предмет регулирования земельного права, подлежат регулированию одновременно и нормами аграрного права.

Аграрное право регулирует преимущественно отношения по поводу организации и производственной деятельности всех сельскохозяйственных предприятий и объединений. При этом нормы земельного права выступают в качестве общих положений, исходных начал, принципов, которые специфически преломляются в нормах сельскохозяйственного права относительно хозяйственно-производственной деятельности по рациональному использованию сельскохозяйственных земель колхозами, совхозами, иными сельскохозяйственными предприятиями*(80).

Комплексно-интеграционный подход к регулированию сельскохозяйственного землепользования в аграрном праве состоит прежде всего в регулировании этих отношений в неразрывной связи с трудовыми отношениями.

2. В сельском хозяйстве трудовые отношения "выступают, по существу, как сложные земельно-трудовые либо эколого-трудовые отношения, поскольку труд здесь - органическое использование природных качеств земли в процессе производственной сельскохозяйственной деятельности. В таком свойстве они в равной мере характерны как для колхозов, так и для совхозов, иных сельскохозяйственных предприятий независимо от формы собственности, лежащей в их основе"*(81).

Организационно-экономическая специфика трудовых отношений в сельском хозяйстве, обусловленная использованием земли в качестве основного и главного средства производства, требует унифицированного подхода в правовом регулировании этих отношений независимо от форм собственности и форм организации сельскохозяйственного производства, в рамках которых происходит трудовой процесс.

По характеру и содержанию трудовые отношения, складывающиеся в сельскохозяйственных коммерческих организациях, а также с участием иных работодателей (например, крестьянских (фермерских) хозяйств), подразделяются на отношения:

а) в сфере организации труда;

б) по соблюдению дисциплины труда;

в) в области оплаты труда;

г) в сфере охраны труда и соблюдения правил по технике безопасности и производственной санитарии.

В свою очередь, все эти отношения базируются на трудовом договоре и регулируются нормами трудового права, либо на членстве в колхозах и других сельскохозяйственных кооперативах. Специфика трудовых отношений в сельском хозяйстве учитывается и определяется нормами аграрного права.

3. Если земельные и трудовые отношения определяют специфику внутренних аграрных отношений, то их основу составляют имущественные отношения, складывающиеся и развивающиеся внутри данной сельскохозяйственной коммерческой организации.

По своей правовой природе и характеру внутрихозяйственные имущественные отношения весьма многообразны и в свою очередь могут быть подразделены на следующие виды:

а) непосредственно выражающие отношения собственности в сельскохозяйственном производстве в процессе владения, пользования и внутрихозяйственного распоряжения (управления) объектами этой собственности;

б) складывающиеся между сельскохозяйственными коммерческими организациями и их внутренними производственными подразделениями;

в) складывающиеся между сельскохозяйственной коммерческой организацией и гражданами в связи с ведением ими личных подсобных хозяйств;

г) деликтные внутрихозяйственные имущественные правоотношения.

Основную часть имущественных отношений сельскохозяйственных коммерческих организаций и других сельскохозяйственных товаропроизводителей составляют правоотношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением, принадлежащим им на праве собственности либо хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом.

Эти отношения складываются и развиваются не только как внутрихозяйственные, но и как внешние имущественные правоотношения сельскохозяйственных коммерческих организаций и других участников сельскохозяйственного производства.

В процессе осуществления аграрной реформы, особенно в связи с реорганизацией колхозов и совхозов в новые организационно-правовые формы хозяйствования, на селе возникли новые, неизвестные ранее имущественные отношения.

Так, в соответствии с п. 9 постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. "О порядке реорганизации колхозов и совхозов"*(82) все члены колхозов и работники совхозов, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный участок и имущественный пай. Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай в натуральном выражении не должен превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность. Постановление допускало объединение земельного и имущественного пая в единый пай с указанием его стоимости и выдачу акций или иных свидетельств собственности. Была разрешена передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или в акционерное общество либо в качестве вступительного взноса в кооператив, а также продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству в целом.

Порядок определения земельной и имущественной долей (паев) и права владельцев по их использованию закреплены в разд. 2 (пп. 8-17) Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. (утратило силу с 27 января 2003 г.).

В соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"*(83) каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдается свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.

Собственники земельных долей (паев) без согласия других собственников имеют право продавать земельные доли (паи) другим членам коллектива, а также иным гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции. При этом члены коллектива имеют преимущественное право на приобретение земельных долей (паев) перед иными покупателями.

И все же, несмотря на наличие свидетельства о праве собственности на земельную долю, владелец этой доли становится реальным собственником земельного участка только в случае выхода из колхоза либо совхоза и предоставления участка в натуре. До этого данное лицо находится в обязательственных имущественных правоотношениях с сельскохозяйственным предприятием по поводу принадлежащего ему земельного и имущественного паев.

Придавая большое значение в плане наведения порядка в предоставлении гражданам и последующем распоряжении земельными долями и имущественными паями в ходе реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) Правительством РФ постановлением от 1 февраля 1995 г. одобрены рекомендации по подготовке и выдаче Документов о праве на земельные доли и имущественные паи, а также Примерный пакет документов (материалов) по выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественный пай*(84).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.