Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цвет в интерьере




Цвет имеет свою вибрацию и воздействует на человека по-разному. С цветом люди связывают свои воспоминания, ощущения, период жизни.

Цвет в интерьере содействует или препятствует функциональным процессам. Каждый цвет является фактором психологического воздействия на человека. Одни цвета возбуждают, другие – тонизируют.

Цвет является наиболее активным и действенным средством придания интерьеру самобытности и неповторимости. Выбор исходных цветов и их группировка определяется, прежде всего, цветовыми предпочтениями жильцов, а знание объективных закономерностей воздействия цвета на человека позволяет лишь удостовериться в правильности выбранного решения либо подправить его.

Цвет в жилом интерьере играет огромную роль как в организации пространства, так и в создании психологического комфорта. Цветовое решение жилища призвано способствовать отдыху и домашнему труду, созданию атмосферы уюта и красоты.

 

Существует несколько приемов создания цветовой гармонии жилых интерьеров.

Одноцветная композиция включает в себя один цветовой тон из гаммы теплых или холодных. В результате получается строгая однотонная композиция (чаще используют цветовой тон в разбеле). Такую композицию можно оживить цветовыми контрастами (предметы декоративного характера).

Двухцветная композиция основана на контрастном сопоставлении двух дополнительных цветов (желтый, синий) либо двух смежных цветов (желтый, зеленый). Гармонию можно обеспечить, вводя небольшие разнообразия в оттенки каждого цвета.

Многоцветная композиция основана на использовании двух смежных цветов и введении третьего, дополнительного. Дополнительный цвет благодаря активности и яркости может стать главным в интерьере.

 

Фактура поверхности.

1) Матовая (мелкопористая, шероховатая). Рассеивает свет в разных направлениях, одинакова со всех точек обозрения, воспринимается равномерно освещенной.

2) Глянцевая (гладкая, имеет слабые блики, не отражает окружающие предметы). Поверхность линолеума, пластмассы; покрытые масляными красками, лаками.

3) Блестящая (гладкая, отражает свет в одном направлении, имеет светлые блики, отражает окружающие предметы). Бывает у стекла, зеркала, полимерных предметов, металлов.

Присутствие в интерьере больших цветовых поверхностей, или множества предметов с блестящей фактурой, с одной стороны придает ему живость, нарядность, разнообразие, иллюзорно расширяет пространство; с другой стороны – зрительно деформирует цветовые поверхности и объемы, искажает цвета, вносит беспокойство.

 

 

Иллюзорные свойства цветов в интерьере.

Общее впечатление от цветовой среды интерьера зависит от зрительного восприятия.

Неизменной остается:

- окружающая обстановка;

- освещение;

- соседство цветов;

- место положения в пространстве;

- вещество цветоносителя;

- расстояние до человека;

- величина окрашиваемой поверхности;

- время воздействия на человека;

- температурные условия.

 

Психофизиологическое воздействие основных цветов.

В зависимости от вызываемых психологических реакций все цвета делятся на возбуждающие и успокаивающие. К первой группе относятся теплые цвета – желтый, желто-оранжевый, оранжево-красный, красный и все производные от них. Теплые интенсивные цвета кажутся расположенными ближе к наблюдателю, поэтому их называют «выступающими» цветами. Успокаивающие цвета холодные – голубой, синий, сине-фиолетовый. Холодные цвета воспринимаются как далекие, «отступающие».

Красный цвет – возбуждающий, согревающий, энергичный и жизнерадостный, наиболее живой и активный цвет. Активизирует все функции организма, стимулирующее действует на мозг и вызывает яркие эмоциональные реакции; используется при лечении некоторых болезней (ветряная оспа, скарлатина, корь); способствует увеличению мускульного напряжения, но лишь при кратковременном воздействии; является источником повышенного утомления. Красный цвет способствует повышению давления крови, усиливает ритм дыхания и наполненность пульса.

Красный цвет – первый среди цветов, оказывающих активное воздействие на человека. И в силу этого включение красного цвета в интерьер специфично.

Такой цвет предпочитают люди энергичные, активные, легко возбудимые. Для реализации их цветового предпочтения совсем не обязательно окрашивать им стены комнат. Бывает достаточно ввести его в качестве акцентного цвета, выбрав для него композиционно значимое место.

Желтый цвет – последний в ряду тонизирующих цветов. Физиологическое воздействие его считается оптимальным, так как он хорошо воздействует на зрение и нервную систему. Это один из наименее утомляющих цветов. Его использование в интерьере приносит ощущение солнечности, света, радостного настроения. Он может быть внесен в интерьер искусственными материалами-цветоносителями, способными внести открытый и сильный цвет, и природными материалами (дерево, тростник, соломка в традиционных украшениях или декоративных панно). Утонченные, сложные и мягкие оттенки желтого цвета и создают камерную, спокойную, уютную атмосферу.

Оттенки этого цвета легко используются при декоре помещений, ориентированных как на север, так и на юг.

Синий цвет – относится к группе холодных цветов, но его успокаивающее действие при большой насыщенности и зачерненности цвета переходит в угнетающее. Специфичное психологическое воздействие его может быть связано с тем, что в природе синий цвет – это цвет переходных, зачастую напряженных состояний (кратковременного вечернего неба между голубым дневным и черно-фиолетовым ночным; цвет штормового моря и грозовых туч). Поэтому насыщенный синий цвет не используется на больших плоскостях жилого интерьера, чтобы не придавать ему характер излишней строгости, холодности, отторгнутости.

Белый цвет занимает особое место в интерьере. Используется на больших плоскостях, в силу своей нейтральности служит прекрасным фоном для любых цветовых акцентов, увеличивая их яркость и чистоту, выявляя их сложность. Когда же белый цвет используется как линейный контур, он обеспечивает соседство любых цветов. Белая разграничительная линия снимает пограничный контраст, неизбежный при непосредственном соприкосновении чистых цветов, смягчает пестроту.

 

Цвет и форма.

Взаимодействие цвета и формы может быть гармоническое и антагонистическое (отталкивающее).

Главные задачи при построении интерьера:

- фронтальность;

- центричность;

- глубинность пространства.

Средствами архитектурной полихромии можно выявить или замаскировать:

- особенности и своеобразие пространственной структуры интерьера и его величины;

- плоскостной или выпукло-вогнутый характер очертания стен, пола, покрытий;

- степень объемности колонн, окон, дверных проемов, ниш, предметов мебели;

- линейную форму карнизов, штукатурных тяг, лестничных поручней, обрамления проемов;

- членение пространства и ограждающих поверхностей.

 

Цвет и линейная форма.

Линейная форма – это преобладание длины над шириной и толщиной (плинтус, дверные наличники, рулонные и пленочные облицовки, фризы, кромки, карнизы и т. д.). линейные формы могут быть созданы при помощи цвета.

Структура линейных форм:

- протяженность;

- непрерывность;

- хорошо подчеркивает единый цвет.

Цветовая активность линейной формы может быть значительна вопреки ее малой площади. В композиционном решении линейная форма фиксирует внимание и активна, усиленная цветом, активно влияет на структуру пространства, указывает движение зрителя, членит поверхность, подчеркивает ритм и масштаб.

Белый цвет подчеркивает горизонтальные элементы членения.

Черный цвет утрачивает свой траурный вид, если на его фоне располагаются яркие линейные элементы. Черный контур хорошо подчеркивает очертания цветовых пятен, повышает яркость и чистоту цвета. Черный контур тем значительнее, чем он толще.

Светлая зубчатая линия лестничного марша, выделяясь на цветном фоне стены, проигрывает от соседства грузного лестничного косаура. Линия лестничного поручня по цвету должна быть активной, броской. Поручень должен быть гладким и теплым. Если он сделан из дерева, нельзя красить яркими резкими цветами.

Цвет плинтусов и цоколей должен быть увязан с цветом пола.

Ступеньки и кромки окрашивать в хорошо различимые цвета, чтобы люди не спотыкались.

 

Цвет и ограждающие поверхности.

Они могут иметь разную геометрическую форму.

Поверхности бывают:

- выгнутые;

- выпуклые;

- плоские.

Цветовые решения имеют свои особенности и по-разному воспринимается. Для выявления формы пространства полихромия может быть:

- равномерной одноцветной окраской всей поверхности (при освещении рассеянным светом), выпукло-вогнутой (при боковом освещении);

- выявление формы интенсивным цветным контуром, повторяющим очертания поверхности, и контрастным соотношением цветных материалов.

Пространственное свойство цветов зрительно фиксирует положение плоскости в пространстве или иллюзорно его изменяет.

1) Чем фактурнее, теплее и насыщеннее цветовой тон и чем больше его площадь, тем ближе воспринимается цветовая поверхность.

2) Теплый, насыщенный, фактурный поверхностный цвет фиксирует плоскость в пространстве, позволяет зрительно определить расстояние до нее и утяжеляет.

3) Свежий, холодный, бесфактурный, малонасыщенный цвет делает плоскость неопределенно расположенной в пространстве, не позволяет зрительно определить расстояние до нее, отодвигает ее и облегчает. При выборе цвета поверхности нужно учитывать ее материальную структуру.

 

Цвет и объемная форма.

Любой интерьер включает в себя все виды форм.

Структурные формы: все структурные элементы (колонны, аркады).

Переносные формы: мебель, скульптуры, оборудование.

Цвет либо подчеркивает характерные особенности формы, либо исправляет недостатки, либо деформирует ее.

Полихромия, взаимодействуя с объемной формой в интерьере, может:

1) выявить геометрический вид, величину и четкость восприятия.

2) Расчленить форму, подчеркнуть главное, ослабить второстепенное.

3) Иллюзорно изменить представление о геометрическом виде, величине формы.

4) Подчинить форму пространству или наоборот.

5) Объединить форму или расчленить на родственные группы, установить соподчиненность.

6) Выделить одну форму из массы других и придать ей значимость.

7) Обеспечить цветопредметную целостность интерьера.

 

Вопросы для самоконтроля:

1) Главные задачи при построении интерьера.

2) Какое воздействие на человека оказывает красный цвет?

3) Фактура поверхности.

4) Что такое линейная форма?

5) Приемы создания цветовой гармонии жилых интерьеров.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.