КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что отличает общественные СМИ от всех остальных
Общественно ориентированные СМИ могут существовать в разных формах
исследованиях по теории массовых коммуникаций до сих пор нет единых представлений о том, что следует пони-мать под общественными СМИ. Оставляя за пре-делами дискуссии тезис о том, что все масс-медиа функционируют в социальном прост-ранстве (это очевидно), следует также принять во внимание то, что такие СМИ создаются и контроли-руются общественными структурами и функционируют для блага массовой аудитории. Процесс получения прибыли для этих СМИ не является главной целью, так же, как и реализация ведомственных интересов. На заре становления масс-медиа общественные СМИ не получали активного развития в Европе, поскольку новые издания здесь всегда появлялись по инициативе либо отдельных собственников (воспринимавших прессу как бизнес), либо институтов власти, представлявших интересы государства или коро-левских дворов.
Западной Европе коммерческие медиа также всегда соседствовали с общест-венными (хотя правильнее сказать: общественно ориентированными) СМИ, су-ществующими посредством взимания особого налога с граждан. Взамен эти СМИ предоставляли информационный продукт, соответствующий социальным потребностям аудитории. Вместе с тем общественно ориентированные источники информации разнообразны. К их числу мы вправе отнести также партийную прессу, нацеленную на взаимодействие с членами своих партий. Наконец, есть третья группа СМИ, исповедующих общественные цен-ности. Это издания, существующие на средства попечительских организаций и реализующие некоммерческие цели (по решению попечительских советов или редакций). К числу последних можно отнести британскую газету «Гардиан» и другие издания,входящие в эту медиа-группу. Гай Берджер. ДУМАЯ О «БОЛЕВЫХ ТОЧКАХ» // Медиа-дискурс. Теория и практика массовых коммуникаций. Екатеринбург. Издательский дом «Дискурс-Пи». 2008. №5 (11).С.8-9. Впоследнее время специалисты спорят о том, каким критериям должно соответство-вать содержание общественных СМИ. На мой взгляд, определение «общественный интерес» (ключевое для нас в данном случае) не идентично понятию «массовый интерес».
интерес реализуется, например, в программах на национальных языках или языках малых народов. Детские передачи также попадают в эту орбиту. И те, и другие сюжеты не носят коммерческого характера и могут показаться скучными для тех, кто не вписывается в названные группы. Их почти наверняка не будут смотреть «массы». Но эти сюжеты необходимы с позиций развития демократии, консолидации людей в сообщества по интересам. Это не означает, что передачи гражданского звучания скучны по содержанию и обсуждают только глобальные вопросы. Например, для детей нельзя делать нудные сюжеты, скорее подойдут игры, развлечения. Весь вопрос, однако, состоит в том, какой смысл мы вложим в предлагаемый сюжет.
значимые масс-медиа — это такие СМИ, которые ставят на первое место «потребность знать». Общественный инфор-мационный продукт является, по сути, антиподом рекламному или имиджево-му продукту, поскольку изначально со-риентирован на рассмотрение «болевых точек» общества посредством объективно-го расследования, путем вовлечения в этот процесс самых разных людей и инициирования дискуссии между ними. Появление таких масс-медиа возможно только на основе финансовой независимости от государства, частных структур иначе остается опасность того, что интересы общества в этом случае отойдут на второй план. Тайсто Хайянен. КАК НАЙТИ «ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ» // Медиа-дискурс. Теория и практика массовых коммуникаций. Екатеринбург. Издательский дом «Дискурс-Пи». 2008. №5 (11).С.10-11. С учетом интересов государства, бизнеса и каждого из нас
бщественное телерадиовещание изначально основывало свою деятель-ность на трех универсальных принципах — информировать, образовывать и развлекать. Все шло гладко до начала 1980-х гг., когда в ситуацию вмешались процессы, связанные с коммерциализацией СМИ. Некогда влиятельный институт общест-венного телерадиовещания стал постепенно сдавать свои позиции. В 1997 г. был, наконец, подписан Амстердамский протокол, в соответствии с которым ведущие западноевропейские страны подтвердили необходимость дальнейшего финансирования обществен-ного телерадиовещания. В документе отмечалось, что сложившаяся система теле-радиовещания нацелена на обеспечение демократических, общественных и культур-ных запросов граждан Европы и способству-ет реализации на практике принципа плюрализма в СМИ (Bardoel & Lowe, 2007). Но вот вопрос: удастся ли телерадиове-щанию сохранить принципы плюрализма, если качество современного информационного продукта напрямую зависит от финансового благополучия телекомпаний? На мой взгляд, найти оптимальное решение по этому поводу возможно. Для этого общественному вещанию необходимо занять «серединную нишу» между интересами государства, общества и бизнеса.
цель, по существу, стала основной в деятельности Европейского союза по телеви-дению и радиовещанию (European Broadcasting Union — EBU). Общественные теле-радиокомпании, входящие в союз, видят свой профессио-нальный долг в обсуждении социаль-но значимых идей, волнующих общество. Добавим, что эти компании существуют на деньги налогоплатель-щика (посредством лицензионного налога). При этом некоторые из них не гнуша-ются доходами от рекламы. Представители ЮНЕСКО уже назвали этот путь перспективным для будущего развития общественного телерадиовещания. Модель такого вещания была воспринята в качестве альтернативы коммерческому вещанию. Вместе с тем в современных условиях общественному телерадиовещанию вряд ли удастся полностью избежать коммерциали-зации. Хотя бы потому, что финансовые возможности даже благополучного госу-дарства не безграничны, а нынешняя жизнь куда как более затратна по сравнению с ситуацией 20-25-летней давности.
однако, подчеркнуть: взаимодействие с аудиторией посредством использования интерактивных форм связи остается приоритетным для современного общественного телерадиовещания. Это позволяет избежать открытого давления на редакцию со стороны государственных и властных структур и защитить ключевой постулат демократии — обеспечение свободы слова. Так-то оно так, но можно ли обеспечить перспективу общественного телерадио-вещания, если все больше людей скептически смотрят на лицензионный налог. Некоторые из них недоумевают: зачем платить и при этом пользоваться одним-двумя телекана-лами, если можно за такие же деньги подключиться к «тарелке» и принимать едва ли не сотню самых разнообразных программ — от развлекательных, детских, спортивных до познавательных или исследовательских. И чем больше выбор, тем более скептичны потребители к лицензионному налогу за телевидение. Налогу, который зачастую устанавливается «сверху», без публичного обсуждения этого вопроса.
что будущее общественного телерадиовещания не обещает быть легким. Тем не менее, без него невозможно представить развитие СМИ как аккумулятора интересов общества. Транслируемая информация лишь тогда останется значимой, если она создается при участии массовой аудитории. И общественное телерадиовещание как нельзя лучше соответствует этому.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |