Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семь шагов к новому общественному договору




 

Если, как подтвердило наше исследование:

· консервативная волна не достигает целей, которых от нее ожидала власть;

· либерализационные меры половинчаты и воспринимаются как имитационные;

· в обществе растет разочарование в нынешнем состоянии дел и отсутствует оптимизм в отношении будущего;

· в многоголосом общественном запросе отчетливо просматривается желание большей демократичности, подотчетности власти;

· в элитах нарастают напряжения и риски;

· гражданское общество, оставаясь слабым, начинает просыпаться…

… значит, российское общество нуждается в общественном договоре.

Социологи отмечали, что такого договора у нас по сути дела не было. Власть оставалась во многом символически сакральной, а подобная власть не вступает в договорные отношения с народом хотя бы потому, что считает только себя, но не народ, носителем субъектности. Государь может чувствовать ответственность перед народом, жаловать дворян, но не имеет перед ними обязательств это делать. Так – по велению свыше и при полном доминировании власти – делались в России все реформы, от Петра Великого до Александра Освободителя, и даже в советской модернизации массе отводилась лишь роль слепого исполнителя воли «ордена меченосцев».

И нынешний курс власти выдержан в той же старой традиции. Отсюда и консервативная волна, направленная на формирование удобной для власти общественной повестки.

Так было, но так не может быть сегодня. Из описания состояния российского общества, элит и власти следует, что развитие России возможно только при том условии, что общество будет понимать и соучаствовать и в целеполагании, и в осуществлении амбициозных планов. Только тогда оно доверит власти полноценное и легитимное лидерство в этом процессе.

Поэтому задачей конструктивных общественно-политических сил является подготовка нового общественного договора для России. Он не предполагает ни революций, ни потрясений, способных нанести непоправимый ущерб не только стабильности, но и единству, и территориальной целостности страны. Опираясь на выводы нашего исследования, мы формулируем характеристики такого договора – путь к нему можно условно разделить на семь шагов:

1. Целеполагание: определиться с целями развития страны. Изоляционизм и архаизация, устаревшие уже в прошлом столетии, в нынешнем способны привести к общественной деградации. Причем в условиях глобального мира этот процесс может развиваться существенно быстрее, чем в ХХ столетии. Именно поэтому развитие страны должно быть современным: укрепление базовых начал демократии, верховенства права, гарантии прав частной собственности, честной политической конкуренции, реальное осуществление конституционных свобод. Эти универсальные принципы не отменяют российской специфики: их реализация будет происходить в конкретном историческом и культурном контексте сегодняшней России, и получится у нас наша, особая модель демократии, опирающаяся на эти универсальные принципы.

Задание правильного целеполагания невозможно без создания «модернизационной коалиции», в которой активную роль будут играть те слои общества, которые превращаются в «граждан»: интеллигенция, бизнес, образованная молодежь. В настоящее время именно эта часть общества объективно противопоставляется государственному курсу, в ее отношении проводится политика «исключения», которая в демократических странах направлена против экстремистских групп. Такая тенденция должна быть решительно преодолена – в противном случае Россия обречена на роль периферийной страны в глобальном мире.

2. Остановка консервативной волны как не соответствующей реальному запросу страны и общества. Архаика отнюдь не безобидна: она представляет собой потерю исторического времени, которого всегда так не хватало России. Не отменив репрессивных законов, не прекратив преследования участников протестных митингов, неправительственных организаций и девушек из Pussy Riot, мы не докажем не только внешнему миру, но и самим себе серьезности наших намерений войти в современный мир.

Напротив, любые очаги свободной гражданской активности, намерения включаться в активную политическую жизнь должны пользоваться полной поддержкой государства и всех вменяемых политических сил. Речь идет о гражданских организациях, учебных заведениях, интеллектуальных «площадках», которые не затронуты квазипатриотической конъюнктурой и сохранили способность к независимому мышлению и действию. Социальная ответственность российского бизнеса должна состоять в поддержке передовых начинаний в общественной сфере, способствующих росту гражданского самосознания.

3. Политическая реформа должна стать реальностью. Отмена муниципального фильтра (либо его радикальное смягчение и создание альтернатив в виде сбора подписей и избирательного залога) должна способствовать реальной конкуренции на губернаторских выборах. При этом попытки «прорыва» к губернаторским должностям представителей криминала или экстремистских групп должны блокироваться инструментами, существующими в уголовном законодательстве и политической практике. В законопроект о выборах депутатов Государственной думы должно быть включено положение, разрешающее создание избирательных блоков. Необходимо также сделать Совет Федерации реально представительным органом, члены которого выбираются всенародно или депутатами регионального законодательного собрания.

Либерализация политической системы должна не имитировать демократию, а создавать основу для более широкого участия граждан в политическом процессе. В этом случае они будут адекватно восприняты общественным мнением.

4. России необходима нормальная ответственная оппозиция, которая получила бы возможность не только представлять свои интересы в законодательных и муниципальных органах, но и претендовать на власть. Такую оппозицию невозможно создать «сверху» методами «добровольно-принудительной» консолидации – она должна сформироваться в ходе свободной политической конкуренции. Российские элиты не склонны к поспешным рискованным действиям, они не революционны по своей природе. Не хочет таких потрясений и российский избиратель. Поэтому есть все основания полагать, что оппозиция не будет носить радикального характера (ее радикализация возможна как раз в том случае, если консервативная волна загонит страну в очередной тупик).

В настоящее время востребована сильная партия, представляющая интересы среднего класса. Такая партия призвана стать центром притяжения для представителей федеральных и региональных элит, общественных активистов и других неравнодушных граждан. В настоящее время наилучшие возможности для выполнения этой функции есть у партии «Гражданская платформа», возглавляемой Михаилом Прохоровым, занявшим третье место на президентских выборах 2012 г.

5. Необходим широкий и многоуровневый общественный диалог по вопросам, являющимся реальными общественными приоритетами. Речь идет о реформах в социальной сфере, которые должны быть не «технократическими», но оптимально учитывающими ресурсы государства и интересы их потребителей. А также о борьбе с коррупцией, которая должна принять универсальный характер; в поле зрения антикоррупционных усилий должны находится все лица, вне зависимости от занимаемого общественного положения и принадлежности к власти или оппозиции. В частности, необходима скорейшая ратификация 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции, направленной против незаконного обогащения.

При этом важно, чтобы в ходе диалога были учтены мнения всех общественных слоев, как обладающих ресурсами для выражения собственной позиции, так и сталкивающихся с дефицитом таких возможностей. В связи с этим необходимо развитие свободных профсоюзов и организаций, представляющих интересы социально уязвимой части российского общества.

6. Нужно планомерно и последовательно проводить курс на деконцентрацию власти. Россия должна остаться президентской республикой – это действительно соответствует ее историческим особенностям. Но «суперпрезидентская» республика должна смениться политическим устройством, в котором и парламент, и суды, и региональные власти независимы в рамках своих конституционных полномочий – только так они смогут полноценно исполнять свою миссию перед обществом. Такое государство будет не слабее, а сильнее нынешнего: институты укрепляют власть, делают ее прозрачной и предсказуемой, а потому легитимной в глазах граждан. Без независимого суда не победить коррупцию, без сильного губернатора и мэра – не найти решений проблемы ЖКХ, без ответственной законодательной власти – не учесть многообразия интересов, без сильных партий – не обеспечить преемственности власти. Президент же должен оставаться и главнокомандующим, и главным политическим арбитром, обладающим достаточными полномочиями для того, чтобы принуждать всех участников политического процесса к соблюдению конституционных норм.

При таком политическом устройстве страна не будет зависеть от личностного фактора, а очередные выборы из «судьбоносных» событий превратятся в рутинные электоральные процедуры, создающие легитимность как победителям, так и проигравшим как законным участникам политического процесса.

7. Свободное развитие институтов гражданского общества, в первую очередь, в социально значимых сферах. В связи с этим государство должно воспринимать общественные организации как порой неудобного, но приемлемого и необходимого партнера. «Силовое» воздействие на гражданское общество, приклеивание ярлыков «иностранных агентов» недопустимо.

Институты гражданского общества должны способствовать становлению нового типа лидерства, расширения числа общественных и политических деятелей, сочетающих профессиональную компетентность и способность брать на себя ответственность за принимаемые решения. Такие инициативные лидеры должны появляться на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном, что должно способствовать улучшению качества элиты и повышению вертикальной мобильности в общественно-политической сфере.

Значительную роль в развитии пока еще слабых общественных институтов призван играть Комитет гражданских инициатив с помощью программ гражданского образования, в частности – «Гражданская взаимопомощь» и «Школа новой власти».


[1]В.Путин. «Демократия и качество государства». Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1866753

[2] Известное наблюдение Л.Пая: см. Lucian W. Pye. The non-Western political process. Journal of Politics 20.3: 468–86. 1958

[3][3] Известное наблюдение о «хоровых кружках» как питательной среде гражданского общества. См. Robert Putnam. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton University Press. Princeton, NJ 1993.

[4] Известная аналитическая концепция Н.В.Зубаревич – динамичная «первая Россия» крупных городов, фрустрированная и «борющаяся» «вторая Россия» среднего индустриального города, пассивная и застойная «третья Россия» малого города и села.

[5] В.Путин. «Демократия и качество государства». Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1866753

[6] Методологический комментарий. Кластерный анализ (англ. cluster analysis) — задача разбиения заданной выборки объектов на подмножества, называемые кластерами, так, чтобы каждый кластер состоял из схожих объектов, а объекты разных кластеров существенно отличались.

Существует множество методов кластеризации. Мы использовали наиболее популярный среди них, т. н. «метод k-means» («метод k-средних»). Действие алгоритма данного метода таково, что он стремится минимизировать суммарное квадратичное отклонение точек кластеров от центров этих кластеров.

[7] Для целей анализа была выделена подвыборка респондентов, условно названная «средним классом». К ней отнесены все респонденты, декларирующие месячный душевой доход выше 40 000 руб., а также те респонденты с доходом выше 25 000 руб., которые проживают в провинции и имеют высшее образование.

[8] ВЦИОМ, пресс-выпуск 2209 от 18.01.2013.

[9] ВЦИОМ, пресс-выпуск 2076 от 25.07.2012.

[10] ВЦИОМ, пресс-выпуск 2120 от 26.09.2012

[11] ВЦИОМ, пресс-выпуск 2034 от 31.05.2012.

[12] Об этом см.: А.Левинсон «Наше «мы»: Вспомнили о светском государстве» // Ведомости. 2013. 19 марта.

 

[13] Эта тенденция соответствует данным, приведенным в докладе Центра стратегических разработок «Изменения политических настроений россиян после президентских выборов» (с. 27-28). Режим доступа: www.csr.ru/images/docs/doklad%20csr.pdf.

[14] Доклад ЦСР «Изменения политических настроений россиян после президентских выборов». Режим доступа: www.csr.ru/images/docs/doklad%20csr.pdf.

[15] Голосование на парламентских-2011 и президентских-2012 выборах.

[16] См: Hellman J. (1998). Winners Take All: The Politics of Partial Reforms in Postcommunist Transitions. World Politics, vol. 50, no. 2, pp. 203-234.

 

[17] Иноземцев В. Смена стратегии: Контракт с эпохой // Ведомости. 2013. 18 марта.

[18] В список намеренно не были включены наиболее известные из российских политиков: В.Путин, Д.Медведев и С.Шойгу.

[19] Известное наблюдение Л.Пая: см. Lucian W. Pye. The non-Western political process. Journal of Politics 20.3: 468–86. 1958

[20] Известное наблюдение о «хоровых кружках» как питательной среде гражданского общества. См.: Robert Putnam. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton University Press. Princeton, NJ., 1993.

[21] Организация добровольцев, объединяющихся для поиска пропавших детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.