Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бихевиоральное направление

Хозяйственное право

Реуцкая Елена Александровна

 

 

Курс лекций

 

 

Ответственный за издание С.С. Жаврид

Художник обложки О.А. Стасевич

Под авторской редакцией

Компьютерная верстка Н.М. Азаревич

 

 

Подписано в печать 4.12.2004.

Бумага офсетная. Формат 1/16.

Печать трафаретная. Усл.печ.л. 18,93. Уч.-изд.л.20,25.

Тираж 150 экз. Заказ

 

Академия управления при Президенте Республики Беларусь.
Лицензия №02330/0056905 от 01.04.2004 г.

 

Отпечатано в Редакционно-издательском центре Академии управления
при Президенте Республики Беларусь с оригинал-макета заказчика.

220007, г. Минск, ул. Московская, 17.

Дисциплина: Семейная психология

 

Выполнила: студентка 4 курса,

группы 14-44, Шаброва Т.С.

Проверила: Ярыгина Н.Ю.

 

Нижний Новгород, 2012

Бихевиоризм (поведение) - это своего рода ответ на выдвинутые и не получившие разрешения в психоаналитических теориях вопросы, попытка придерживаться позитивистских традиций при исследовании человеческой психики. Короткий обзор его начальных исходных положений, от которых в настоящее время психологи бихевиористической ориентации заметно отдалились, помогает лучше понять сущность этой модели психологического консультирования семьи.

Авторы, которые по своей позиции относятся к последователям этой модели, особо подчеркивают точность понятий, стремятся, чтобы способы и результаты воздействия на семью четко определялись и повторялись.

Объектом познания и воздействия является поведение, важнейшими детерминантами которого считаются ряды стимулов, а не прежний опыт: В силу этого пришедший на психологическую консультацию человек воспринимается, как желающий изменить ряды поступков. В данной системе установок история генетической семьи консультируемого, прежний опыт не имеют особого значения. Главное - детерминанты поведения, действующие в настоящее время. Отношения между психологом и консультируемым и в этом случае не играют существенной роли. Признается, что они оказывают влияние, что желательна вера в знания, правдивость, социальный и этический статус психолога, однако полагается, что правильно выбранные способы воздействия являются определяющим условием для успешного консультирования семьи. Д. и Р. Беквары (1988 г.) о6разно пишут о бихевиористической модели консультирования: «Появляется забота о «как», «когда», «где» и «что». Вопрос «почему» оставляется за психоаналитиком». Таким образом, проявляется интерес не к причинам, и к следствиям.

Действенность психологического консультирования по этой модели оценивается весьма просто. Полагается, что каждая личность имеет своеобразную систему наказания и вознаграждения. Задача психолога - найти ключ к ней и соответственно влиять на поведение. Если частота проявления соответствующего поведения увеличивается, воздействие оценивается как награда, если наоборот - частота его проявления уменьшается или оно не проявляется -воздействие отождествляется с наказанием. Выявление наказаний и наград, подходящих для психологического воздействия, относится к задачам психолога. Решение о том, в достижении какой цели они будут использованы, какова будет задача помощи, принимает консультируемый.

При такой точке зрения на психологическое консультирование встают различные этические проблемы - достоинства человека, его прав и т.п. Этого не отрицают даже самые радикальные сторонники бихевиористаческой модели. Так как различие между поведением человека и лабораторной мыши даже при описании его в тождественных терминах все равно бесспорное. Эта проблема более общего теоретического характера перед конкретной семьей встает в виде вопроса: «Что из себя представляет хорошая семья?» В рамках бихевиористаческой модели ответить на него нелегко. Д.Тиболт и Е Келлей (1959 г.) в поиске ответа опирались на теорию социального обмена. По их мнению, хорошие отношения – это такие отношения, благодаря которым выигрываешь больше, чем проигрываешь, при которых больше получаешь, чем даешь, «цена» которых меньше «выигрыша». Так как в семье обойм постоянно невозможно извлекать только пользу - хорошая семья находится в состоянии баланса.

Т. Вилс, Р. Вейс и Г Патерсон (1974 г.) предлагают другое определение хороших отношений, а вместе с тем и хорошей семьи. На их взгляд, охарактеризовать хорошие отношения очень просто, это «отношения, при которых приятные эмоции проявляются чаще, чем Неприятные», и которые по данной причине сами себя подкрепляют, т.е. появляется потребность их поддерживать.

Еще одно понимание хорошей семьи представляют Н. Якобсон и Е Марголин (1979 г.). Они пишут: «Здоровая семья - это решающая проблемы семья». Она также подвержена трудностям, однако общение в ней эффективное, так как члены семьи способны дискутировать и обсуждать перспективы отношений. Для этого требуются специальные способности. Эти способности можно развить, хорошим отношениям можно научиться.

Все оговоренные определения здоровой или хорошей семьи своеобразно отражают становление бихевиористической модели консультирования семьи - от излишне дедовой до более современной. В ней уже появляются понятая, которые довольно трудно определить однозначно, как то: «дискуссия», «перспективы». Однако пу'1ъ к семейной гармонии трактуется весьма сходно. Полагается, что в первую очередь необходимо очень четко определить проблему, осуществлять анализ поведения. Это делается через наблюдение семьи, фиксацию частоты проявления такового или иного поведения, его последствий. Авторы, писавшие о модели бихевиористического консультирования семьи, единодушно отмечают, что консультирование не соотносится с искусством, что наблюдения можно провести повторно, что анализ поведения и его последствий объективен. Следовательно, и измерение психологического воздействия может быть объективным, так же, как и прогресс, которого добились консультируемые. В этой системе отсутствуют такие понятая, как «сопротивление», «перенос» и т.п. Если соответствующие явления имеют место (например, уклонение от консультаций, более яркие эмоциональные реакции на психолога), это считается неудачей психолога, и консультирование семьи предлагается начать снова.

Применение этих более общих принципов бихевиористаческого консультирования рассмотрим на примере конкретных его областей.

А. Тренинг родительских способностей К авторам, представляющим бихевиористаческую модель в данной области, можем причислить С.Гордона и Н.Давидсона. По их мнению, при организации бихевиористического консультирования семьи нужно точно определить проблемы и способ их разрешения. «Охарактеризовав ребенка как личность, имеющую проблему, - пишут С. Гордон и Н.ДавиДсон (1981 г.),- психолог старается изменять не ребенка, а окружающую среду, в первую очередь родительскую реакцию на него, и, изменяя реакции, модифицирует поведение ребенка». Психолог в этом случае исполняет просветительскую роль. Он является консультантом, обязанность которого - обучить родителей способам воздействия на поведение, а они, благодаря применению этих способов, будут изменять поведение ребенка.

Для того чтобы обеспечить успех, психолог должен оценить четыре важных для консультации фактора. Первый - возможная степень контроля и изменения среды. Здесь прецизионно определяется проблемное поведение (например, ребенок не слушается родителей; исходя из модели бихевиористического консультирования семьи, выясняется, когда, при каких обстоятельствах, как часто это происходит). Затем анализируется последствия такого поведения. Устанавливается частота нежелательного поведения, реакций на него, частота проявления желательного поведения и т.д.

Второй - обучаемость родителей специфическим процедурам, изменяющим поведение ребенка. Выявляется, не имеют ли родители межличностных проблем, которые мешали бы им сотрудничать при изменении поведения ребенка. Разногласия между родителями, если они не препятствуют согласованному реагированию на поведение ребенка, считаются несущественными. Поэтому психологу достаточно выяснить, не мучат ли родителей (или одного из родителей) депрессия, беспокойство. Если устанавливается, что такие состояния имеют место, нужно их элиминировать перед тем, как начинать работу с ребенком.

При обучении родителей надлежащему реагированию важно точно определить, чего нужно ждать от ребенка. Третий фактор, оказывающий существенное влияние на успешность консультации, а в определенном смысле и ее этап, связан с правильным выбором процедур воздействия на ребенка. Обсуждается, а позднее испытывается тип поощрений, наград, устанавливается, каким он будет (например, следующий сразу после желательного поступка или отстоящий, постоянный или усиливающийся и т.д.). Наряду с этим предусматриваются процедуры для поддержания дисциплины (например, ограничение привилегий, прав). Ввиду того, что родители не привыкли к применению способов изменения поведения, психологу следует их контролировать, т.е. постоянно убеждать и побуждать, чтобы они действовали в соответствии с его рекомендациями. Кроме того, родители получают словесные и письменные инструкции, проводятся репетиции их нового поведения.

Четвертый фактор, определяющий успех консультации, - способности ребенка к самоконтролю. Понятно, у многих детей они небольшие, поэтому во время встречи с семьей проводится обучение релаксации и самомониторингу (постоянному наблюдению собственных реакций, движений, ритмики и т.д.). На встречах также отрабатываются навыки применения новых способов общения, разыгрываются вызывающие беспокойство ситуации, репетируется соответствующее поведение. Полагается, что с целью обеспечить успех обучения всему этому нужно поощрять новое поведение, награждать за него. Это делают сами консультируемые.

Стратегия бихевиористического консультирования семьи основывается на точных данных о поведении, полученных путем наблюдения. Поэтому придерживающиеся этой модели использовали много вопросников, выясняли экспектации родителей, предназначенные для ребенка, их реальность, соответствие возрасту и возможностям ребенка. Не менее важно в ходе психологического воздействия и постоянное наблюдение, которое позволяет выявить, действенны ли награды, поощрения, требуется ли их повторное применение. Для того чтобы повысить точность наблюдения, некоторые ситуации создаются специально во время встречи с психологом, и, если имеется возможность, производится киносъемка.

В обобщение сказанного о модели бихевиористического консультирования семьи, в которой возникли проблемы ребенка, имеем основание подчеркнуть, что она опирается на весьма тщательное наблюдение, а объектом психологической работы являются родители и их реакции, хотя цель помощи - ребенок, новое его поведение.

Б. Коррекция общения супругов

Как уже упоминалось, в моделях бихевиористического консультирования семьи супружеская пара воспринимается как творец системы вознаграждений и наказаний, в рамках которой каждый член семьи старается максимализировать удовлетворение, награды, пользу и минимализировать неудовлетворенность, наказания, расходы. Задача психолога - помочь это сделать.

При составлении нового контракта психолог, который придерживается бихевиористической модели, старается, чтобы в нем были обсуждены понятные, конкретно фиксируемые поступки, частота таких поступков. Руководствуется мнением, что с изменением поведения чувства и установки изменятся сами собой. Также проявляется стремление в таком контракте увеличить для каждого из супругов частоту приемлемых поступков и уменьшить частоту неприемлемых. Здесь психолог имеет возможность опираться на приобретенное супругами умение более эффективно общаться. Например, обычно довольно легко отмечаются проявления неприемлемого поведения и с заметным трудом определяется приемлемое поведение. Так, супругам легче сообщить: «Мне действует на нервы слабое внимание», чем высказать пожелание: «Хочу любви». Опыт более открытой коммуникации уже помогает им высказать последнее утверждение, а с помощью психолога или без нее в новом брачном контракте это трансформируется в конкретное поведение - оговоренное количество раз за отомщенный интервал времени выполнить действие(ия), которое непосредственно воспринимается как выражение любви.

К.Стюарт указывает, что обсуждаемый контракт может вылиться в различные формы. Когда супруги испытывают хронический конфликт, угрожают бесконечные объяснения и уточнение контракта (например, я сделал(а), а ты - нет). Ввиду этого лучше подготовить контракт, в капором оговаривается, что должна сделать супружеская пара совместно. Однако в таком случае понятие контракта не совсем подходит. Это скорее система поощрения: через данную разработку делается попытка повторить в настоящем все то, что было приемлемо для пары в начале их супружеских отношений.

Возможна и другая форма контракта - договор одного из супругов с самим собой. Его утверждает психолог. Таким образом, исключаются обвинения: я сделал(а), ты – нет. Каждый из супругов дает отчет в первую очередь самому себе, затем психологу, а недруг другу.

Седьмая ступень коррекции супружеских отношений - контроль за исполнением контракта. На этой ступени проводится наблюдение и сообщается информация, что делается по контракту, как делается, как часто и т.д. Прилагаются усилия к тому, чтобы осуществить все это как можно объективнее (например, составляются таблицы, в которых отмечается, кто и при каких обстоятельствах принимал решения, общение пары записывается с помощью видео- и аудиотехники, и сообща с психологом проводится анализ записей).

Если возникают проблемы реализации контракта, психолог должен руководить и помочь быстро их разрешить, побудить супружескую пару подойти к преодолению трудностей творчески. В этих целях применяются методы «мозгового штурма», которые побуждают высказать все возможные решения и не требуют их анализа, кроме того, активизируют способность пары вместе преодолевать трудности.

Восьмая коррекционная ступень, о которой, как отмечает Р. Стюарт, иногда забывают, - обзор изменений, происходивших в общении супругов. Ее задача - продемонстрировать прогресс и выяснить, по какому пути он пришел. Это ступень оценки достигнутых результатов.

Наряду с коррекцией общения супругов следовало бы рассмотрен» и бихевиористическую коррекцию сексуальных нарушений.

Так как модель бихевиористического консультирования семьи не даст ответа на вопрос, является ли нарушение сексуальных отношений супругов симптомом других проблем или это самостоятельная проблема, элиминировать такое нарушение всегда предлагается на двух уровнях - через коррекцию общения и через коррекцию интимных отношений. Помощь супругам, испытывающим трудности в сексуальной жизни, может начаться с коррекции общения. Ее ход и роль психолога уже обсуждены. Здесь только интересно указать, что понятие гармоничных интимных отношений обосновывается теми же самыми принципами, как и понятно гармоничного общения. В частности, Г.Каплан (1974 г,) пишет, что «определить норму можно лили» по уникальному опыту пары, а при определении основными элементами являются затраты и удовольствия». Под затратами здесь понимается все то, чем приходится платить за сексуальную связь (например, беспокойством, чувством вины, ограничением многообразия сексуальных переживаний и т.д.), а под удовольствием все то, что приобретается благодаря такой связи (например, осознание мужественности и женственности, релаксация и др.).

Можно заметать, что таким образом границы понятия сексуальной гармонии расширяются, и оно включает в себя и физиологические, и психологические, и даже социальные аспекты. Задачей бихевиористической помощи конкретной супружеской паре, испытывающей сексуальные трудности, является согласование этих аспектов. Предполагается, что оно увенчается успехом, если будет достигнуто большее взаимопонимание между супругами в целом и в сфере интимного общения. С этой целью на начальном этапе коррекции сексуальных отношений супругам предлагается много различной информации о сексуальности, им рекомендуются книги по данной тематике, демонстрируются учебные фильмы, читаются лекции. Позднее на основе предложенной информации психолог вместе с супругами рассматривает историю их интимной связи, выясняются ожидания, отношение к себе и партнеру, желаемое и нежелаемое поведение. Затем может быть составлен контракт сексуальных отношений, в котором намечаются обоюдные пожелания и вознаграждение за их удовлетворение.

Модель бихевиористического консультирования супругов, испытывающих сексуальные трудности, выявляет и некоторые противоречия такого консультирования.

В этой модели предусматриваются довольно ясные и достаточно контролируемые техники для сексуального возбуждения, способы владения телом. В составляемом контракте сексуальных отношений предлагается четко оговорить желаемое и нежелаемое сексуальное поведение, его частоту и вознаграждение за него. Однако всегда отмечаются и вещи, которые так однозначно Определить вряд ли удастся. Например, И.Гейман (1989 г.), детально описавший особенности сексуального контракта и указавший способы изменения сексуального поведения путем изменения реакции на него, тут же указывает, что для интимности наибольшее значение имеют свобода, автономия» ответственность, любовь.

Данное обстоятельство важно при обобщающей оценке бихевиористического консультирования семьи. Точность понятий, возможность объективно проверить выводы, фиксировать изменения - несомненное достоинство этой модели. Однако отказ от рассмотрения таких существенных особенностей семейных отношений, кик, например, любовь, забота, опека, попытка их отождествлять с определенной частотой употребляемыми словами или выполняемыми действиями, никоим образом нельзя считать положительной ее стороной. Приверженцы бихевиористической модели обычно понимают данную ситуация и изобретательно ее игнорируют.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации. 11 страница | ВВЕДЕНИЕ 1 страница. На тему « Система использования недр в РФ»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.