Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 1 страница. На тему « Система использования недр в РФ»




Реферат

На тему «Система использования недр в РФ»

По дисциплине «Горное Право»

 

 

Выполнил: ст.гр. ТПР-10

Шемелюк С.В.

Проверил:

Левкин

 

 

Москва, 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

СИСТЕМА использования НЕДРАМИ В РФ

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОСТУПА К УЧАСТКУ НЕДР

 

ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК В ЦЕЛЯХ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

ГОРНЫЕ СЕРВИТУТЫ

 

К ВОПРОСУ О “ПРЯМОМ” РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

 

СРП И ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ НА базе СРП

 

РАЗВИТИЕ РАБОТ НА базе СРП

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ НА базе СРП

 

ПРОЕКТЫ ОСВОЕНИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ШЕЛЬФА О-ВА САХАЛИН

 

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ САХАЛИНСКОГО УЗЛА

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

перечень ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Поддержание и расширение энергетической базы в хоть какой стране являются очень дорогостоящим делом. Это обусловлено необходимостью завлекать большие средства для организации крупномасштабных поисковых работ, связанных с риском добычи и переработки нефти и газа, стройки электростанций и угольных карьеров, сооружения нефтегазопроводов, грузовых терминалов и линий электропередач; с развитием большой обслуживающей инфраструктуры и финансированием смежных отраслей по обеспечению ТЭК достаточным количеством металлопроката, труб, цемента, машин, оборудования, средств транспорта и пр.

 

безусловно, что воплощение таковых больших издержек выходит за пределы возможностей бюджетного финансирования. Недостаточными оказываются и способности местного промышленного и банковского капитала. Таковым образом, в условиях дефицита средств, мобилизуемых из местных источников, страны, встающие на путь воплощения больших энергетических проектов, в особенности в нефтяном и газовом секторе, традиционно прибегают к внешним заимствованиям и привлечению прямых и портфельных инвестиций из-за границы. Это является общепринятой практикой не лишь для развивающихся стран, государств с переходной экономикой, но и для ведущих промышленно развитых держав.

 

Мировой нефтяной кризис привел к радикальным изменениям политики большинства огромнейших компаний мирового класса. Если несколько лет назад приоритетными направлениями были разведка и разработка новейших месторождений нефти и газа, то на сегодняшний момент главной стратегической задачей стал выход на новейшие рынки сбыта. Энтузиазм иностранных компаний к русским проектам тоже разъясняется не лишь возможностями активного инвестиционного проникания. Частенько это связано с перспективами выхода на азиатские рынки, как, к примеру, в случае с Сахалинскими месторождениями.

 

С момента собственного появления на свет Закон "О СРП" подвергался обструкции со стороны его врагов как инструмент "распродажи Родины". А отсутствие законодательства о СРП заблокировало реальную возможность привлечения больших и долгосрочных инвестиций в сырьевые отрасли. Тем самым во многом был спровоцирован инвестиционный кризис в стране.

 

СИСТЕМА использования НЕДРАМИ В РФ.

 

Процесс использования недрами можно представить в виде единой системы, в составе которой можно выделить подсистемы:

 

§ предоставление участков недр в использование;

 

§ использование недрами в согласовании с установленным видом использования;

 

§ контроль и надзор за соблюдением установленных требований и ограничений при использовании недрами.

 

Все три подсистемы, хотя в определенной мере взаимосвязаны и взаимообусловлены, действуют и развиваются довольно без помощи других.

 

Законодательство с различной степенью детальности регламентирует дела, как в рамках всей подсистемы, так и в особенности в рамках отдельных подсистем.

 

Первая подсистема – предоставление недр в использование, призвана регулировать относительно новый вид отношений, возникающий меж государством – собственником недр и возможными потребителями их нужных параметров, т.Е. Возможными юзерами недр. Дела эти строятся на принципах демократии и рыночных отношений. В рамках данной подсистемы соответствующие государственные органы определяют программу освоения недр, конкретные зоны исследования и участки недр, которые предполагается предоставить в использование. После этого в согласовании с работающим порядком делается выбор конкретного недропользователя и юридическое оформление предоставления ему права использования недрами на определенных условиях. Эта подсистема в законодательстве о недрах получила заглавие – государственная система лицензирования использования недрами.

 

Возникновение этих отношений по существу относится к моменту принятия и ввода в действие Закона русской Федерации «О Недрах», т.Е. К 1992 г. Поэтому не случаем значимая часть текста закона была посвящена конкретно предоставлению недр в использование. Практика последующих лет показала, что дела, возникающие в данной подсистеме, очень сложны и многообразны. Они требуют сотворения огромного числа новейших законодательных и нормативных правовых актов. Несмотря на то, что уже разработан и действует целый ряд таковых документов на уровне федерации и в особенности субъектов федерации, процесс этот лишь начинается. Некие положения, зафиксированные в них, требуют уточнения и корректировки, многие вообще не урегулированы.

 

Вторая подсистема регулирует дела, возникающие в процессе воплощения недропользователем определенной деятельности в пределах полученного права, в частности права на проведение поисков, разведки и разработки месторождений, или работ по использованию недр в целях не связанных с добычей нужных ископаемых.

 

Отношений возникающих в процессе использованием недрами и в особенности при поиске, разведке и разработке месторождений, нужных ископаемых регламентируются в основном правовыми нормативными отраслевыми и межотраслевыми документами изданными различными министерствами и ведомствами бывшего СССР. Хотя они во многом, в особенности в части регламентации технических и технологических вопросов, сохранили свое значение, требуется их пересмотр с учетом как специфики рыночных отношений, так и достижений в области НТП. Это огромная работа, поскольку речь идет о сотнях нормативных документов.

 

Третья подсистема функционирующая параллельно с первой и второй, призвана регулировать дела, возникающие в процессе воплощения контроля и надзора со стороны страны за действиями юзера недрами, соблюдением им взаимосогласованных условий выполнения работ на предоставленном участке недр, а также общих требований использования недрами.

 

В России организационно-правовое регулирование отношений в рамках третьей подсистемы осуществляется органами государственного геологического контроля, государственного горного надзора отраслевыми органами, выполняющими отдельные специальные контрольно-надзорные функции, во содействии с природоохранными и другими контрольными органами.

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОСТУПА К УЧАСТКУ НЕДР

 

использование недрами просит доступа к ним по земной поверхности и использования определенной площади земельного участка для размещения наземных сооружений, нужных для производства работ. Возникает неувязка приобретения прав на земельный участок и (либо) права сервитута – ограниченного использования земельным участком, находящимся в принадлежности либо на ином праве у землепользователя.

 

ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК В ЦЕЛЯХ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Земельным кодексом (ЗК) РСФСР регламентированы только процессы предоставления (ст. 27 ЗК РСФСР) и изъятия (п.1 Ст. 24 ЗК РСФСР) земельного участка для разработки месторождений нужных ископаемых, в том числе возможного изъятия сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня. Изъятие особо ценных продуктивных земель, а также земель природно-заповедного фонда, загородных и зеленоватых зон, лесов I группы, историко-культурного назначения и остальных особо охраняемых территорий не допускается (ст. 24-25 ЗК РСФСР).

 

По современному горному и земельному законодательству предоставление права на использование недрами не сопровождается получением права на использование нужным земельным участком. Не считая того, у государственных органов после выдачи лицензии на участок недр практически нет обязательств по оказанию поддержки недропользователю при приобретении им прав на нужный земельный участок.

 

Выдаче лицензий предшествует только предварительное согласование с органом управления земельными ресурсами или с собственником земли отвода соответствующего земельного участка для целей недропользования (ст. 11 Закона РФ “О недрах”), а при расположении земельного участка на местности исконной среды обитания малочисленных народов – с главой общины (ст. 8 Закона РФ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ”).

 

Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав юзера недр осуществляются лишь после получения горного отвода, утверждения проектов работ по недропользованию и рекультивации земель, а также восстановления ранее отработанных площадей (ст. 11 Закона РФ “О недрах” и ст. 83 ЗК РСФСР). Работы на земельном участке без дизайна права использования им запрещены (ст. 125 ЗК РФ), так же как и стройку (реконструкция) объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре (ст. 43 Закона РФ “Об охране окружающей среды”).

 

Получение права на использование земельным участком для целей недропользования осуществляется в четыре этапа:

 

1. Проект земельного дела (акт выбора площадки, технический проект и проект рекультивации) в согласовании с земельным законодательством согласовывается с органами местного самоуправления, владельцем либо юзером земли (в большей степени – с лесхозом), местными органами охраны природы и (при наличии) общинами коренных малочисленных народов.

 

2. В согласовании с природоохранным законодательством акт выбора площадки, включаемый в генеральный проект стройки горного компании, нужно также согласовать с органами санитарно-эпидемиологического, пожарного и рыбного надзоров, лесного и охотничьего хозяйств. Перечень согласований может быть расширен при наличии остальных “заинтересованных” ведомств.

 

3. Земельное дело совместно с актом экологической экспертизы согласовывается с региональным управлением лесов и представляется в земельное управление субъекта РФ.

 

4. Готовое земельное дело направляется на утверждение главе администрации субъекта РФ.

 

На первом этапе земельное дело может на законных основаниях рас- сматриваться до 6, на втором – тоже до 6, на третьем – до 2 и на четвертом – до 3 мес. Если учитывать, что на отдельных этапах материалы могут возвращаться на доработку и переоформление, а время деяния подписанных документов составляет 6 мес., То не удивительно, что оформление земельных дел затягивается на годы. Согласования с бессчетными (и, как правило, монопольными) ведомствами, которые вопреки законодательству производятся на платной базе, не способствуют ускорению дизайна земельных дел. Раздельно следует упомянуть процесс согласования с представителями малочисленных народностей – не имея права принадлежности на недра, они часто требуют доли в добытом минеральном сырье либо оплаты (порой очень значимой) права разрешительной подписи.

 

Многочисленность согласований не исключает принятия ошибочных решений. К примеру, недропользователям передают разведанные запасы месторождений в полном объеме, в том числе в частях месторождений, расположенных под охранными территориями (лесами I группы, водоохранной зоной и т.П.), Что предопределяет появление коллизии требования полноты отработки месторождения и запрета работ в охранных зонах. Медлительность процедуры согласования проекта горного производства и земельного дела увеличивает сроки возврата капитальных вложений и приводит к появлению риска убытков по организационным причинам. Недропользователи не защищены от неправомерных требований согласующих структур, в первую очередь – по платности услуг и срокам прохождения документов.

 

В связи с этим следует предугадать правовые процедуры, обеспечивающие недропользователю получение прав на земельный участок, нужный для использования недрами. Возможны твердый и мягкий варианты этих процедур.

 

В твердом варианте предполагается одновременное предоставление лицензии на право использования участком недр и изъятие нужного земельного участка для государственных нужд. Эта процедура может быть реализована по действующему законодательству. Согласно ст. 25.1 Закона РФ “О недрах” земельные участки, нужные для проведения работ, связанных с геологическим исследованием и внедрением недр, временно либо постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам указанных земельных участков их стоимости в согласовании с земельным законодательством. Решение об отчуждении принимается федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъектов РФ в согласовании с разделением их возможностей. Право гос принадлежности на участок недр и нужный земельный участок обеспечило бы более эффективный контроль за оптимальном внедрением природных ресурсов и недр и земельных участков. При возникновении споров в суде, связанных с изъятием земельного участка у собственника, трибунал обязан учесть экономическую целесообразность такового изъятия, сопоставлять потенциальную значимость земельного участка по земельному кадастру и вероятных доходов от использования недр этого участка.

 

В мягком варианте нужно упростить процесс согласования земельного дела, отделив его от процедуры экологической экспертизы генерального проекта стройки горного компании. Подлежащий экспертизе проект рекультивации обхватывает время заключительного этапа процесса недропользования, в нулевой и первый циклы использования недрами рекультивация традиционно не планируется. Без нарушения законодательства (соблюдая запрет на работы, не прошедшие экологической экспертизы) его рассмотрение можно вынести на более поздние сроки – в составе генерального технологического проекта. Оставив мало нужное для принятия решения число согласований, можно существенно уменьшить время прохождения документов земельного дела. Может быть также установление более твердых предельных сроков согласования земельного дела – до 3 мес. Со дня подачи. Для земельных участков маленький площади (до 15-25 га), предоставляемых во временное использование, можно делегировать право утверждения земельных дел от администрации субъектов РФ местным органам самоуправления. Схожая практика предоставления главами улусов (местной администрацией) во временное использование земельных участков площадью до 15 га удачно действует в Республике Саха (Якутия), что резко уменьшает сроки дизайна земельных дел по сравнению с получением прав на крупные земельные участки.

 

Рекомендуется также пересмотреть практику экологической экспертизы горного проекта, разделив её на два этапа, а проект – на части:

 

1. Экспертиза двух проектов: генеральной программы развития горного компании и работ нулевого цикла (доразведка месторождения, инженерные изыскания, прокладка коммуникаций, установка энергохозяйства, стройку временного жилья, складского хозяйства и др.).

 

2. Экспертиза генерального проекта стройки горного компании (без объектов нулевого цикла) в пределах генеральной программы его развития.

 

Более обычная по размерам и составу экологическая экспертиза проекта работ нулевого цикла дозволит, при условии параллельного дизайна земельного дела, начать работы по подготовке стройки горного компании в более ранешние сроки, задолго до получения окончательного разрешения на основное стройку.

 

ГОРНЫЕ СЕРВИТУТЫ

 

Вопрос доступа к недрам с ограниченным правом на использование их смежными участками может быть решен методом признания в горном праве и законодательстве горного сервитута, тем более что права земельного, аква и лесного сервитутов законодательно уже определены*.

 

По Гражданскому кодексу (ГК) РФ обладатель земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка предоставления права ограниченного использования его участком (земельного сервитута) для обеспечения прохода и проезда через земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения, а также остальных нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (ст. 274 ГК РФ). Вопросы регламента земельного сервитута (права, обязанности, платность, разрешение споров) рассмотрены в ст. 274-287 ГК РФ. Сервитутом могут быть обременены также строения, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное использование которым нужно вне связи с использованием земельным участком (ст. 248 ГК РФ).

 

аква кодексом (ВК) РФ установлено, что лица, не являющиеся собственниками аква объектов, могут иметь право аква сервитута – ограниченного использования аква объектами (ст. 41 ВК РФ). Различают общественный аква сервитут, когда каждый может воспользоваться аква объектами общего использования и другими аква объектами, и частный аква сервитут, когда в силу контракта права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное либо краткосрочное использование, могут быть ограничены в пользу других заинтересованных лиц (ст. 43 ВК РФ). Виды аква сервитута определены ВК РФ и могут быть установлены другими федеральными законами.

 

Лесным кодексом (ЛК) РФ определено, что по общественному лесному сервитуту граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и не входящих в лесной фонд лесах, а по частному лесному сервитуту права использования людей и юридических лиц участками лесного фонда и участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу других заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (ст. 21 ЛК РФ).

 

Для доступа к участку недр нужно предугадать в законодательстве земельный сервитут в целях недропользования. В первую очередь он нужен для тех видов использования недрами, при производстве которых нет необходимости в приобретении прав на земельный участок и не происходит существенного нарушения недр: регионального геологического исследования и сбора коллекционных материалов. Работы по геологическому исследованию локальных участков недр, разведке и добыче нужных ископаемых, а также по использованию нужных параметров недр, не связанному с добычей, требуют дизайна прав на использование земельным участком, но и в этом случае может появиться потребность в ограниченном использовании смежных земельных участков. По аналогии с аква и лесным кодексами ограниченное право использования чужими земельными участками в указанных целях можно назвать частным земельным сервитутом в целях недропользования.

 

Ни горное, ни гражданское законодательство не препятствует введению в горное право понятия горного сервитута – права ограниченного использования участком недр, устанавливаемого в интересах лица, осуществляющего использование участком недр. Предлагаемое понятие в полной мере соответствует природе сервитута как ограниченного права использования, поскольку при недропользовании часто появляются коллизии прав юзеров участками недр. В большинстве случаев лицо, требующее установления горного сервитута, не может в нужном объеме осуществлять свои права недропользователя, не осуществив ограниченное внедрение смежного участка недр. В зависимости от целей использования участка недр в горном праве можно различать общественный и частный горные сервитуты.

 

Право людей на пребывание с научными, учебными, культурными, спортивными и оздоровительными целями на особо охраняемых геологических объектах (научных и учебных полигонах, в геологических заповедниках, заказниках, монументах природы, естественных пещерах, а также подземных выработках, имеющих санаторно-оздоровительное назначение) не просит процедуры дизайна ими особых прав недропользования (лицензирования). Такое право ограниченного использования участками недр можно разглядывать как общественный горный сервитут. Использование участком недр в порядке, предусматриваемом общественным горным сервитутом, обязано осуществляться без существенного нарушения целостности недр.

 

К частному горному сервитуту следует отнести право ограниченного использования смежными горными отводами для целей использования недрами. Подобные дела появляются меж двумя и более недропользователями в следующих ситуациях:

 

§ при технологически общих горно-подготовительных работах на двух и более горных отводах (проходка водосливных канав, дренажных подземных горных выработок и др.);

 

§ при совместном технологическом размещении горно-технических сооружений (дамб, насыпей, отвалов и др.);

 

§ при технологическом размещении вспомогательных объектов, существенно оторванных от собственного участка недр (скважин заводнения нефтяных пластов, скважин водопонижения карьеров и др.);

 

§ при одновременном производстве добычи нужных ископаемых открытым и подземным методами (в том числе на объектах с различными видами нужных ископаемых);

 

§ при одновременном производстве разных видов недропользования (разведки и добычи нужных ископаемых, добычи и подземного стройки, не связанного с добычей минерального сырья).

 

Как и в случае земельного сервитута, горный сервитут обязан устанавливаться по соглашению меж лицом, требующим установления сервитута, и юзером либо владельцем (государством) смежного участка недр. Юзер либо собственник участка недр, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за использование участком. В случае недостижения соглашения об установлении либо условиях горного сервитута спор может разрешаться трибуналом по иску лица, требующего установления сервитута. Право гос принадлежности на недра, их значимость для России требуют, чтоб понятия и виды горных сервитутов (общественного и частного) были бы закреплены в горном законодательстве. Список частных горных сервитутов обязан быть исчерпывающим и конфигурации в него следует вносить лишь федеральным законом.

 

В истории горного права России Горным уставом редакции 1902 г. (Савич Г.Г., 1907) Специально рассматривался регламент ограниченного использования смежными горными отводами, которым дозволялось проведение горно-подготовительных работ и размещение горно-технических сооружений на чужой местности при условии возмещения понесенных владельцами отводов убытков. Следует и сейчас регулирование отношений по смежным горным, геологическим и земельным отводам перенести из области административного права в сферу деяния гражданского права с обеспечением хозяйственных интересов владельцев смежных участков.

 

При согласовании ограниченного доступа к недрам с представителями малочисленных народов появляются те же трудности, связанные с требованием внесения несоразмерной оплаты, как и при получении полного права использования участками недр. С введением горного и земельного сервитутов в целях недропользования споры, связанные с порядком установления сервитутов и размером платы за них, будут рассматриваться судами.

 

К ВОПРОСУ О “ПРЯМОМ” РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

 

В базу русской модели соглашений о разделе продукции (СРП) положена так называемая “индонезийская модель”, предусматривающая трехступенчатую схему раздела:

 

§ вначале из полученной инвестором продукции выделяется часть, направляемая государству в виде платежей за использование недрами (роялти, ренталс);

 

§ потом выделяется часть, идущая на возмещение понесенных издержек (компенсационная продукция);

 

§ оставшаяся часть (прибыльная продукция) делится меж государством и инвестором в оговоренной пропорции; на последней стадии инвестор уплачивает налог на прибыль, налогооблагаемой базой которого является доля инвестора от прибыльной продукции.

 

Мировой опыт знает и модели с так называемым “прямым” разделом продукции, которые предугадывают раздел продукции конкретно на долю страны и долю инвестора. То есть при “прямом” разделе отсутствует стадия выделения компенсационной продукции. В таком случае раздел продукции может быть:

 

§ двухступенчатым (как в Перу), когда правительство отказывается от взимания роялти, устанавливает для компании более благоприятные, чем в индонезийской модели”, пропорции раздела, но вводит подоходный налог на всю долю выделенной инвестору нефти;

 

§ одноступенчатым (как в Ливии), когда правительство сходу устанавливает завышенные в свою пользу условия раздела, но высвобождает инвестора от подоходного налога и платежей роялти.

 

Выбор хорошей схемы раздела зависит от многих факторов. К примеру, схемы прямого раздела продукции без взимания подоходного налога могут оказаться неудобньми для иностранных инвесторов, так как порождают трудности, связанные с возможностью практически двойного налогообложения их доходов. Один раз в косвенной форме доходы инвестора уменьшаются в принимающей стране за счет уменьшения его доли продукции. Второй раз его доходы могут быть обложены налогом в той стране, где инвестор зарегистрирован как налогоплательщик, обязанный уплачивать подоходный налог или по месту деятельности, или по месту регистрации.

 

Опыт реализации русского Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции” указывает, что формирование правовой базы СРП на базе лишь “индонезийской модели” не дозволяет учитывать все обилие экономико-географических, горно-геологических, социально-экономических условий, в которых приходится осуществлять проекты на условиях СРП. Разумеется, что соглашения по новым месторождениям шельфа Сахалина либо Баренцева моря будут значительно различаться по набору условий и взаимных обязательств сторон от соглашений по старым месторождениям типа Самотлора.

 

бессчетные претензии к операторам соглашений по поводу издержек, которые могут быть отнесены на компенсационную продукцию, неопределенность с историческими затратами страны по старым месторождениям тормозят процесс как подготовки, так и реализации соглашений. Не случаем за 1997-2000 гг. Подписано всего одно соглашение меж русской Федерацией и ОАО “Нижневартовскнефтегаз” по разработке южной части Самотлорского месторождения, в то время как федеральными законами возможность заключения СРП предоставлена применительно к 22 крупным объектам.

 

Понимание необходимости дополнить российскую модель СРП другими возможными схемами раздела зафиксировано русской Федерацией в лице Правительства РФ и администрации Ханты-Мансийского АО при подписании СРП по Самотлору в конце 1999 г. В тексте соглашения содержится положение, согласно которому “государство вместе с инвестором в течение двух лет проводит работу по подготовке нужных законодательных и нормативных актов для перехода на раздел продукции полностью в натуральном выражении (нефтью) с заменой уплаты всех налогов передачей государству причитающейся ему доли продукции”.

 

В связи с этим в мае 2000 г. В Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий дополнение Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции” новой схемой “прямого” раздела продукции без взимания каких-или налогов и платежей. Законопроект внесли депутаты гос Думы Ю.Д.Маслюков, А.Ю.Михайлов, Г.И.Райков и К.В.Ремчуков. Эта законодательная инициатива получила поддержку при её обсуждении в гос Думе на уровне комитетов и рабочих групп и имеет отличные перспективы одобрения на пленарном заседании в период осенней сессии 2000 г. По-видимому, всем участникам обсуждения законопроекта ясно, что дополнение работающей модели СРП “прямым” разделом не лишь целесообразно, но и довольно давно назрело.

 

Законопроект вызвал бурную дискуссию по поводу правовой сущности действий инвестора по передаче государству причитающейся ему доли продукции, а также по поводу правовой квалификации самой данной доли. В первой собственной редакции упомянутый законопроект определял долю продукции, передаваемую государству, как “единый налог”. Это нововведение в случае его законодательного закрепления влекло за собой совсем серьезные правовые последствия.

 

Во-первых, таковой “единый налог” может быть введен лишь после того, как будет внесено соответствующее дополнение в список налогов, взимаемых на местности русской Федерации, установленный Налоговым кодексом РФ.

 

Во-вторых, с его введением правительство де-юре лишается неналоговых доходов от СРП. В связи с этим возникает вопрос: если правительство не получает гражданско-правового дохода от СРП, то можно ли считать СРП гражданско-правовым контрактом? Вызвать сомнения в гражданско-правовой сущности СРП значит подвергнуть сомнению право СРП на существование в качестве самостоятельного правового института, преподносимого как институт гражданского права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.