КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы правового регулирования в римском праве
Методы правового регулирования в римском праве. Принципы римского права Признаки римского права. Основные признаки и принципы римского права. Роль aequitas и bona fides в римском праве. Римское право оказалось в сверх высокой степени развития. В России была концепция римского права в кон. 19 в.. Римское право оказывается абстрактным (противоположным). В силу этой абстрактности право становится универсальным. Затем, как следствие, появляется системность (упорядоченная совокупность). Римское право было практичным, не было деления на теорию и практику. Труды юристов использовались по существу. Рим. Пр. было неразрывно связано с моралью и нравственностью. Право- есть искусство, или наука, или ремесло добра и равенства (справедливости). «Ius est ars boni et aequitas».
1. Закон в отличие от права – форма существования правовых норм, закон – проявление общей воли. 2. Принцип общей пользы. Интересы общества превыше всяких интересов. Защита закона выше защиты человека. 3. Принцип равенства. Права создаются не для отдельных лиц, а общим образом. 4. Принцип справедливости.
1.5Структура римского права: ius civile, ius praetorium, ius gentium, ius naturale. 1. Ius civile (гражд. пр. или цивильное право). ius strictum (строгое право), то право, которое фиксировалось в законах или в обычаях. ius honorarium (право чести) – прво рим. гражд-на стать должностным лицом, кот. создавалось должн. лицом в ходе применения строгого права. (ius praetorium) – пр., которое создавалось судьями. Преторы имели полномочия защищать несуществующее право или оставлять сущест. пр. без защиты. 2. Ius gentium (право народов), похожее на современное межд. частное право – это право для иностранцев в Риме. 3. Ius naturale (право природы) – естественное прво. Структура – есть субъекты правоотношений, предмет правоотношений. «Все право, которым мы пользуемся, относится либо к лицам, либо к вещам – это предмет правоотношений». (Гай.). Либо права на вещь, либо права на действия. В отношении права собственности предмет и объкт правоотношений совпадает – право действия.
Пожалуй, только англия избежала тотального заимствования римского наследия и сохранила свою особую право систему. Напротив, в италии и германии, франции и испании широко использование римских правовых норм положило начало континентальной (романо-германской) правовой системы.
1.8. Деление права. Ius publicum и ius privatum: критерии деления. Виды правовых норм и их комплексов. Главным квалифицирующим признаком классификации институтов и в целом системы римского права явилось деление на право публичное и право частное (jus publicum — jus privatum). Согласно основополагающему определению, «публичное право есть то, которое рассматривает состояние римского государства, частное — то, которое посвящено интересам отдельных лиц». Публичное право, отражая интересы римского народа, подлежало правовой охране от имени римского народа и исключительно с его санкции. Традиционно поэтому в эту область включались принципы и институты, которые современная правовая культура относит к государственному, административному, уголовному, финансовому праву, регулированию священно-культовых вопросов, общим началам судебного процесса (с существенными изъятиями), наконец, международному праву. В область римского частного права вошли такие институты и принципы, которые позднее стали относиться к гражданскому материальному и процессуальному праву, частично к сфере уголовного права и процесса (поскольку там шла речь об охране личности гражданина от личностных же посягательств). Частное право, подразумевалось, отражало интересы индивидуума и не могло охраняться помимо желания и интересов отдельного лица. Свои источники право черпало не только в общегосударственных установлениях, но и в воле частных лиц; в традиции римского права сформировалось признание поэтому частных соглашений в этой области как имеющих силу общеправовых установлений. Категорично признавалось, что «публичное право нельзя менять частными соглашениями», однако в строгом смысле это означало лишь, что вопросы, признанные предметами регулирования публичного права, не могут регулироваться соглашениями частных лиц, и вовсе не требовало, чтобы сделки частного характера следовали установлениям государства. Вместе с тем подразумевалось, что требования публичного права не вмешиваются в установления, традиционно считающиеся сферой частного права, и что публичное право только создает правовые условия и должные гарантии реализации индивидуально-свободного поведения. Основными постулатами всех требований частного права полагались такие, что «никто не понуждается действовать против своих желаний» и что «кто пользуется своим правом, никому не вредит». Соответственно, индивидуальная автономия составляла признанный предел вмешательству публичного права в эту область. Вторую важнейшую особенность римского права, особенно классического периода, представляет отсутствие столь привычной современной правовой культуре четкости разделения на материальное и процессуальное право. Более того: римское право, главным образом частное, это имманентно исковое право; признание собственно правомочия субъекта в отношении ли вещи, в отношении совершения какого-то значимого юридического действия в римском праве означало, что наличествуют точно определенные и установленные формы правовых требований — и что не может быть не охраняемых и не гарантируемых прав. Неразрывность материального содержания права и его судебно-процессуального обеспечения была не только итогом чисто исторических особенностей становления и развития римского права, начинающегося с порядка фиксации юридических действий в обычае или законе. Эта неразрывность лежала в основе всей римской правовой культуры, в свою очередь налагая отпечаток и на содержание институтов и принципов собственно материального права, не позволяя им обрести полную самостоятельность.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |