КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и правовое регулирование приватизации (на самостоятельное изучение)
Понятие и сущность института ограниченных вещных прав
Ограниченное вещное право - это право несобственника в том или ином ограниченном законом отношении использовать чужое, обычно недвижимое, имущество в собственных интересах без участия собственника имущества (а иногда даже помимо его воли). Признаки ограниченного вещного права: - это право на вещь, находящуюся в собственности другого лица; - более узкий по сравнению с правом собственности характер; - собственник вещи сохраняет все свои правомочия в отношении вещи, однако в ограниченном виде; - оно может включать как одно, так и все правомочия собственника (владение, пользование, распоряжение), но в более ограниченном виде; - право следования ограниченного вещного права за вещью независимо от смены собственника вещи (оно обременяет вещь и не прекращается при изменении ее собственника); - его объектом обычно является недвижимость; - их исчерпывающий перечень и их содержания установлен законом, поэтому стороны не вправе самостоятельно менять содержание ограниченного вещного права. Ст. 216 ГК называет в качестве таковых: - право хозяйственного ведения, - право оперативного управления, - право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, - право пожизненного наследуемого владения земельным участком, - сервитуты. Данный перечень нельзя считать закрытым, поскольку сам законодатель в статье 216 ГК РФ указал: «Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются...» При таких обстоятельствах очевидно, что могут существовать и иные ограниченные вещные права. В юридической литературе высказаны предложения об отнесении к категории вещных прав: аренда земельных участков, ипотека (залог недвижимости, включая залог предприятия), пользование недрами, водными объектами и др.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления представляют собой производные от права собственности вещные права организаций - несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Собственниками такого имущества являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектами права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые называются унитарными, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное унитарному предприятию, выбывает из владения собственника. Оно становится обособленным от имущества других субъектов, зачисляется на баланс предприятия и служит базой его самостоятельной имущественной ответственности. В соответствии с Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества государственного и муниципального предприятия осуществляет следующие полномочия: - принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия; - определяет цели, задачи, предмет, виды деятельности унитарного предприятия; - дает согласие на участие унитарного предприятия в объединениях коммерческих организаций; - утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения; - назначает на должность руководителя унитарного предприятия; - согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия; - дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных законодательством или уставом унитарного предприятия, - на совершение иных сделок; - утверждает бухгалтерскую отчетность и иные отчеты унитарного предприятия; - осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранность имущества, принадлежащее унитарному предприятию; - утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение; - дает согласие на создание филиалов, открытие представительств унитарного предприятия, а также на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах; - принимает решение о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и размер оплаты его услуг (п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). При этом предприятие вправе распоряжаться движимым имуществом без согласия собственника, за исключением случаев, закрепленных в Законе. Собственник имущества формирует уставный фонд унитарного предприятия. Размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5000 минимальных размеров оплаты труда, муниципального - 1000 минимальных размеров оплаты труда. Собственник имущества имеет право на получение лишь части прибыли унитарного предприятия и не вправе изъять используемое не по назначению имущество унитарного предприятия. Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам унитарного предприятия только в случаях, когда банкротство предприятия вызвано его решениями. Субъектами права оперативного управления являются государственные и муниципальные казенные предприятия и учреждения. Полномочия собственника имущества казенного предприятия в основном совпадают с полномочиями собственника унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Дополнительные полномочия собственника казенного предприятия состоят в том, что он: - определяет порядок распределения доходов казенного предприятия; - дает согласие на распоряжение движимым имуществом; - вправе изъять излишнее, не используемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению; - доводит до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы (п. 2 ст. 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Собственник имущества во всех случаях несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Особенностью ограниченных вещных прав является то, что: 1) они предоставляют лицу возможность владеть, пользоваться и распоряжаться чужим имуществом; 2) они носят производный и зависимый характер по отношению к праву собственности; 3) их содержание ограниченно по сравнению с правом собственности; 4) они защищаются теми же средствами и способами, что и право собственности, в том числе и против самого собственника; 5) переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество; 6) вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации (ст.131 ГК).
Среди социально-экономических и политических процессов, определивших на многие годы вперед облик современной России, особое место занимает приватизация. Исходя из значения римского термина «privatum» - частный, личный, сущность приватизации может быть охарактеризована в самом общем виде как переход части государственного имущества из публичной собственности в частную собственность. Этот термин, получивший широкое распространение всего лишь в начале 90-х годов прошлого века, в бытовом словоупотреблении имеет подчас негативную окраску, связанную с неизбежными издержками и трудностями перехода от огосударствленной административно-командной системы общественного производства к либеральной рыночной экономике. В широком смысле под приватизацией (от лат. privatus - частный) понимается передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за плату или безвозмездно в частную собственность, т.е. в собственность физических и (или) юридических лиц. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Имущество - термин, применяемый в гражданском законодательстве РФ. Для целей гражданского законодательства «имущество» - объект гражданских прав. В соответствии с ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Приватизация государственного и муниципального имущества - возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц (ст. 1 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ») При приватизации происходит преобразование государственной или муниципальной собственности в частную (этим приватизация отличается от разгосударствления, предполагающего возникновение не частной, а коллективной собственности. Разгосударствление в качестве одного из способов преобразования публичной собственности было предусмотрено Законом СССР «О разгосударствлении и приватизации»). Цели приватизации: - привлечение в развитие муниципальных предприятий инвестиций; - привлечение к участию в приватизации субъектов предпринимательства; - приватизация предприятий и объектов недвижимости одновременно с земельными участками, на которых они расположены, в целях повышения их стоимости и инвестиционной привлекательности; - приватизация убыточных (низкорентабельных) предприятий; - создание конкурентной среды; - привлечение инвестиций в строительство на территории города; - отчуждение или перепрофилирование муниципального имущества, не предназначенного для решения вопросов местного значения, и приведение структуры имущества в соответствии с нормами нового законодательства о местном самоуправлении; - поступление дополнительных доходов от приватизации в бюджет.
В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, урегулированы следующими нормативными правовыми актами: 1) Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"; 2) Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"; 3) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе"; 4) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 584 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества" и др.
Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества. 1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. 2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество). 3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества". Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества". К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" не относятся: - земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы; - природные ресурсы; - государственный и муниципальный жилищный фонд; - государственный резерв; - государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации; - государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; - культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций; - государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений; - имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении; - государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое на основании судебного решения; - акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"). Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |