Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и правовое регулирование приватизации (на самостоятельное изучение)




Понятие и сущность института ограниченных вещных прав

 

Ограниченное вещное право - это право несобственника в том или ином ограниченном законом отношении использовать чужое, обычно недвижимое, имущество в собственных интересах без участия собственника имущества (а иногда даже помимо его воли).

Признаки ограниченного вещного права:

- это право на вещь, находящуюся в собственности другого лица;

- более узкий по сравнению с правом собственности характер;

- собственник вещи сохраняет все свои правомочия в отношении вещи, однако в ограниченном виде;

- оно может включать как одно, так и все правомочия собственника (владение, пользование, распоряжение), но в более ограниченном виде;

- право следования ограниченного вещного права за вещью независимо от смены собственника вещи (оно обременяет вещь и не прекращается при изменении ее собственника);

- его объектом обычно является недвижимость;

- их исчерпывающий перечень и их содержания установлен законом, поэтому стороны не вправе самостоятельно менять содержание ограниченного вещного права.

Ст. 216 ГК называет в качестве таковых:

- право хозяйственного ведения,

- право оператив­ного управления,

- право постоянного (бессрочного) пользо­вания земельным участком,

- право пожизненного насле­дуемого владения земельным участком,

- сервитуты.

Данный перечень нельзя считать закрытым, посколь­ку сам законодатель в статье 216 ГК РФ указал: «Вещ­ными правами наряду с правом собственности, в частно­сти, являются...» При таких обстоятельствах очевидно, что могут существовать и иные ограниченные вещные права. В юридической литературе высказаны предложе­ния об отнесении к категории вещных прав: аренда зе­мельных участков, ипотека (залог недвижимости, вклю­чая залог предприятия), пользование недрами, водными объектами и др.

 

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления представляют собой производные от права собственности вещные права организаций - несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Собственниками такого имущества являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Субъектами права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые называются унитарными, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное унитарному предприятию, выбывает из владения собственника. Оно становится обособленным от имущества других субъектов, зачисляется на баланс предприятия и служит базой его самостоятельной имущественной ответственности.

В соответствии с Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества государственного и муниципального предприятия осуществляет следующие полномочия:

- принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия;

- определяет цели, задачи, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;

- дает согласие на участие унитарного предприятия в объединениях коммерческих организаций;

- утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения;

- назначает на должность руководителя унитарного предприятия;

- согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия;

- дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных законодательством или уставом унитарного предприятия, - на совершение иных сделок;

- утверждает бухгалтерскую отчетность и иные отчеты унитарного предприятия;

- осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранность имущества, принадлежащее унитарному предприятию;

- утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

- дает согласие на создание филиалов, открытие представительств унитарного предприятия, а также на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

- принимает решение о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и размер оплаты его услуг (п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

При этом предприятие вправе распоряжаться движимым имуществом без согласия собственника, за исключением случаев, закрепленных в Законе. Собственник имущества формирует уставный фонд унитарного предприятия. Размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5000 минимальных размеров оплаты труда, муниципального - 1000 минимальных размеров оплаты труда. Собственник имущества имеет право на получение лишь части прибыли унитарного предприятия и не вправе изъять используемое не по назначению имущество унитарного предприятия.

Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам унитарного предприятия только в случаях, когда банкротство предприятия вызвано его решениями.

Субъектами права оперативного управления являются государственные и муниципальные казенные предприятия и учреждения. Полномочия собственника имущества казенного предприятия в основном совпадают с полномочиями собственника унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Дополнительные полномочия собственника казенного предприятия состоят в том, что он:

- определяет порядок распределения доходов казенного предприятия;

- дает согласие на распоряжение движимым имуществом;

- вправе изъять излишнее, не используемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

- доводит до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы (п. 2 ст. 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Собственник имущества во всех случаях несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

 

Особенностью ограниченных вещных прав является то, что:

1) они предоставляют лицу возможность владеть, пользоваться и распоряжаться чужим имуществом;

2) они носят производный и зависимый характер по отношению к праву собственности;

3) их содержание ограниченно по сравнению с правом собственности;

4) они защищаются теми же средствами и способами, что и право собственности, в том числе и против самого собственника;

5) переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество;

6) вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации (ст.131 ГК).

 

Среди социально-экономических и политических про­цессов, определивших на многие годы вперед облик со­временной России, особое место занимает приватизация. Исходя из значения римского термина «privatum» - част­ный, личный, сущность приватизации может быть оха­рактеризована в самом общем виде как переход части государственного имущества из публичной собственнос­ти в частную собственность. Этот термин, получивший широкое распространение всего лишь в начале 90-х годов прошлого века, в бытовом словоупотреблении имеет под­час негативную окраску, связанную с неизбежными из­держками и трудностями перехода от огосударствленной административно-командной системы общественного про­изводства к либеральной рыночной экономике.

В широком смысле под приватизацией (от лат. privatus - частный) понимается передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за плату или безвозмездно в частную собственность, т.е. в собственность физических и (или) юридических лиц.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Имущество - термин, применяемый в гражданском законодательстве РФ. Для целей гражданского законодательства «имущество» - объект гражданских прав. В соответствии с ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Приватизация государственного и муници­пального имущества - возмездное от­чуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собствен­ность физических и юридических лиц (ст. 1 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ»)

При приватизации происходит преобразова­ние государственной или муниципальной собст­венности в частную (этим приватизация отличается от разгосударствления, предполагающего возникновение не частной, а коллективной собственности. Разгосударствление в качестве одного из спо­собов преобразования публичной собственности было предусмотрено Зако­ном СССР «О разгосударствлении и приватизации»).

Цели приватизации:

- привлечение в развитие муниципальных предприятий инвестиций;

- привлечение к участию в приватизации субъектов предпринимательства;

- приватизация предприятий и объектов недвижимости одновременно с земельными участками, на которых они расположены, в целях повышения их стоимости и инвестиционной привлекательности;

- приватизация убыточных (низкорентабельных) предприятий;

- создание конкурентной среды;

- привлечение инвестиций в строительство на территории города;

- отчуждение или перепрофилирование муниципального имущества, не предназначенного для решения вопросов местного значения, и приведение структуры имущества в соответствии с нормами нового законодательства о местном самоуправлении;

- поступление дополнительных доходов от приватизации в бюджет.

 

В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, урегулированы следующими нормативными правовыми актами:

1) Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";

2) Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации";

3) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе";

4) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 584 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества" и др.

 

Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества". К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" не относятся:

- земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

- природные ресурсы;

- государственный и муниципальный жилищный фонд;

- государственный резерв;

- государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;

- государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

- культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;

- государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;

- имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

- государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое на основании судебного решения;

- акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества").

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.