КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества
Субъекты приватизации - продавцы, покупатели государственного и муниципального имущества, а также специально созданные государственные органы. К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся: 1. Покупатели государственного и муниципального имущества - любые физические и юридические лица, за исключением: - государственных и муниципальных унитарных предприятий; - государственных и муниципальных учреждений; - юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"). 2. Собственники государственного и муниципального имущества - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют: а) Правительство РФ, которое: - ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год; - издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации; - руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества; - принимает решения об условиях приватизации федерального имущества; - осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т.д.; б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое: - подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации; - осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества; - обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т.д.; в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. N 925 "О Российском фонде федерального имущества" и выполняет следующие функции: - осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества; - обеспечивает оценку федерального имущества; - заключает договоры купли-продажи федерального имущества; - ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества, и др.; г) органы исполнительной власти субъектов РФ; д) органы местного самоуправления.
Закон о приватизации только возмездное отчуждение имущества при приватизации. В связи с этим условно можно выделить два этапа приватизации: - чековая приватизация, продолжавшаяся с 1991 г. до 1 июля 1994 г., при которой в качестве средства платежа при приобретении в частную собственность объектов приватизации могли использоваться приватизационные чеки. Приватизационные чеки опосредовали механизм бесплатной передачи гражданам РФ государственного имущества в процессе приватизации. Номинальная стоимость приватизационного чека выпуска 1992 г. составляла 10 тыс. рублей. Чеки выдавались бесплатно гражданам РФ, постоянно проживающим на ее территории. При выдаче приватизационного чека взимался комиссионный сбор в размере 25 руб.; - денежная приватизация, развернувшаяся после прекращения действия приватизационных чеков, при которой законным средством платежа при приватизации признается валюта РФ. В порядке, определенном федеральным законом, средством платежа могут быть признаны целевые долговые обязательства РФ. Закон о приватизации не распространяется на приватизацию объектов, перечисленных в ст. 3 Закона: земля, природные ресурсы, государственный резерв, государственный и муниципальный жилищный фонд, объекты социального и культурного назначения и др. Объекты приватизации - это то государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с вышеуказанным Законом. Объекты приватизации классифицируются по различным критериям. По своему содержанию объекты делятся на: - государственные и муниципальные предприятия и их структурные подразделения; - материальные и нематериальные активы; - принадлежащие государственным и муниципальным образованиям акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации. В зависимости от формы собственности выделяют объекты государственной и муниципальной собственности. При этом объекты государственной собственности могут принадлежать РФ или субъектам РФ. В зависимости от возможности приватизации Государственная программа приватизации выделяет следующие группы объектов: 1. Имущество, приватизация которого запрещена. В действующей программе приватизации перечень таких объектов состоит из 51 пункта. Сюда относятся средства федерального бюджета и внебюджетных государственных фондов, Центральный банк РФ, железные дороги, автомобильные дороги общего пользования, предприятия по изготовлению государственных знаков, атомные станции и др. Запрет на приватизацию некоторых объектов содержится в законах. Например, ст. 8 Федерального закона от 19 июля 1998 г. «О гидрометеорологической службе» запрещает приватизацию находящегося в федеральной собственности имущества, используемого в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и обеспечивающего единство технологического процесса наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, а также сбор и обработку информации. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, являются федеральной собственностью и приватизации не подлежат. 2. Имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления. 3. Имущество, которое не может быть приватизировано иностранными физическими и юридическими лицами, а также резидентами РФ, имеющими в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц. 4. Имущество, которое приватизируется на основании решения Правительства РФ. К данной группе относятся наиболее крупные предприятия, информационные агентства и телерадиовещательные компании, предприятия по разработке и изготовлению систем и элементов любых видов вооружений, объекты атомного машиностроения и др. Порядок проведения приватизации государственного и муниципального имущества условно можно разделить на несколько этапов. 1. Выступление с инициативой в проведении приватизации. Инициатором приватизации может быть Правительство РФ, федеральный орган по управлению государственным имуществом, иные федеральные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, физические или юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки в соответствующий орган по управлению имуществом. Заявка должна быть зарегистрирована в органе по управлению имуществом в день ее подачи. 2. Принятие решения о приватизации. Порядок принятия решения о приватизации зависит от вида приватизируемого объекта. Так, если в соответствии с программой приватизации решение о приватизации объекта принимает Правительство РФ, то соответствующий орган по управлению имуществом вносит в Правительство РФ предложение о приватизации указанного объекта с обоснованием целесообразности его приватизации, предлагаемых способа и сроков приватизации объекта, необходимости закрепления акций в государственной собственности или использованием специального права («золотой акции»). Если объект может приватизироваться на основании решения федерального органа по управлению государственным имуществом, которое согласовано с соответствующими федеральными органами, то решение о приватизации указанного объекта принимается федеральным органом по управлению имуществом в трехмесячный срок со дня регистрации заявки. Законом предусмотрены основания для отказа в приватизации государственного имущества. Например, может быть отказано в приватизации имущества, изъятого из оборота или ограниченного в гражданском обороте; если имущество, указанное в заявке, не относится к государственной собственности и в других случаях. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованием такого решения направляется заявителю. 3. Создание комиссии по приватизации. В случае принятия положительного решения о приватизации государственного имущества соответствующие органы по приватизации имущества создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня принятия решения о приватизации, но может быть продлен органом по управлению имуществом не более чем на один год. В состав комиссии входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, иные лица. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские, консультационные, оценочные организации, В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки иусловия его продажи, начальная цена объекта. Порядок определения начальной цены объектов приватизации устанавливается программой приватизации. Продавцы имущества могут принять решение об изменении начальной цены объекта, однако начальная цена не может быть снижена более чем на 10 процентов без согласования с соответствующим органом по управлению имуществом. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом. 4. Приватизация объекта по утвержденному плану. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации. Исчерпывающий перечень способов приватизации содержится в ст. 16 Закона о приватизации. Среди них: 1) преобразование государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, 100 % акций которых находится в государственной или муниципальной собственности; 2) продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам; 3) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; 4) продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями; 5) выкуп арендованного государственного или муниципального имущества; 6) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ; 7) отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ в пользу владельцев государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций. В некоторых случаях способ приватизации определен другими статьями Закона о приватизации. Так, продажа предприятия как имущественного комплекса или акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более 50 процентов уставного капитала этого общества, осуществляется исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями.
Например, приватизация на основе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества применяется в основном при приватизации крупных предприятий. Соответствующим органом по управлению имуществом создается комиссия по приватизации, куда входят представители государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников предприятия, антимонопольного органа. Комиссия осуществляет подготовку предприятия к преобразованию, которая состоит в проведении инвентаризации, аудиторской проверки. Комиссия рассматривает план приватизации, подготовленный представителями работников. В плане приватизации должны быть определены: - срок преобразования; - величина уставного капитала открытого акционерного общества; - льготы, предоставляемые работникам; - категории (типы) акций, их номинальная стоимость. При определении в плане приватизации начальной пены акций, находящихся в федеральной собственности, используют либо номинальную стоимость этих акций, либо, в случае привлечения независимых оценщиков, отобранных на конкурсной основе, в качестве базисной величины могут быть использованы представленные ими данные; - способы и сроки продажи акций. План приватизации утверждается соответствующим органом по управлению имуществом по согласованию с общим собранием работников предприятия. Приватизация предприятий, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом. После завершения работы комиссии соответствующие органы по управлению имуществом учреждают открытое акционерное общество, утверждают его устав, осуществляют государственную регистрацию данного общества, формируют органы управления.
Вопросы и задания для повторения
1. Сформулируйте понятие "приватизация государственного и муниципального имущества". 2. Назовите принципы приватизации государственного и муниципального имущества. 3. На какие имущественные объекты не распространяется действие Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"? 4. Кто не может быть покупателем государственного или муниципального имущества? 5. Назовите органы власти, осуществляющие функции собственника государственного или муниципального имущества в отношениях, связанных с приватизацией такого имущества. 6. Каков порядок приватизации федерального имущества? 7. Перечислите способы приватизации государственного и муниципального имущества по действующему законодательству.
Проанализировать научные статьи: Камышанский В. П. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ // Правовые вопросы недвижимости. 2004. N 2. Ершова И. В. ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ // Юрист. 2001. № 6. Коробкин Н. А. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ, ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ // Юрист. 2004. № 5.
[1] Черноморец А.Е. Логико-лингвистический аспект теории права собственности // Государство и право. 1993. № 11. С. 13-23.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 6444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |