Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И. В. Свечникова 13 страница




11.В социальном плане ведущее место занимает поиск партнера и вступле­ние в брак, с которыми связаны новые социальные роли (супруг, сексу­альный партнер, родитель), в эмоциональном — любовь. Общепсихологическая характеристика взрослости. Границы возраста. Акмео-логия. Проблемы переходов от возраста к возрасту. Кризис взрослости. Ха­рактеристики взрослой личности. Самоактуализация в сфере выбранной про­фессиональной деятельности. Расширение сферы социальной активности и ответственности в зрелости.


Виной тому, что взрослость как бы выпадает из сферы внимания психологии раз­вития, — объективная логика онтогенетических исследований. Дело в том, что для определения нижнего порога зрелости необходимы знания о генезисе тех структур, которые обеспечивают оптимальные режимы их функционирования, и знания о воз­растных синдромах отрочества и юности. А для определения верхнего порога зрело­сти необходимы знания о старении и старости. Развитие и получает свои характери­стики из этих двух источников — процессов эволюции и инволюции психических функций.

Современная психология развития, будучи по преимуществу возрастной психо­логией ребенка и подростка, сосредоточила внимание на процессах физиологическо­го созревания и развития психических функций, усвоения индивидом общественно-исторического опыта, становления личности, которые определяют наиболее общие модели психического развития человека. С этих позиций взрослость оказывается лишь неким итогом бурных процессов развития и реализации ранее сформирован­ных механизмов, свойств и структур поведения, заложенных в детстве и отрочестве, за которым последуют жизненный спад и угасание психических функций. Взрос­лость рассматривается как некое протяженное стационарное состояние, характери­зуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентации и картины мира.

Такое отношение к взрослости сформировалось исторически. Например, Э. Кла-паред характеризовал зрелость как состояние психической «окаменелости», когда процесс развития «прекращается». Ярким проявлением такого отношения к взросло­сти можно считать и высказывание В. Джеймса, который писал о том, что после 25 лет взрослые не могут приобрести новые идеи: бескорыстная любознательность проходит, умственные «связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана». Определяя основные стадии развития, многие психологи XIX—XX вв. ограничивали развитие юношеским возрастом, отказывая последующим периодам в возможности появления качественных новообразований личности и деятельности.

Вполне понятно, что такие установки не позволяли подойти к взрослости, как к периоду развития и появления возрастных новообразований. Но целостная картина развития не может быть построена без учета периода зрелости; именно поэтому в его изучении исследователи в последнее время все больше обращаются к педагогиче­ской, производственной психологии, психологии творчества, социальной психоло­гии и психологии индивидуальных различий.

Благодаря почти вековому накоплению знаний о детском возрасте и старости об­наружено важное онтогенетическое обстоятельство: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности совре­менного человека. Главным следствием этих онтогенетических изменений является расширение возрастного диапазона периода взрослости, его потенциалов трудоспо­собности, познавательного и личностного развития. Именно поэтому одним из фун­даментальных разделов психологии развития должно стать изучение развития чело­века на этапе от 30 до 60—65 лет. Впервые эта задача была поставлена в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, предложившим называть этот раздел возрастной психологии «ак-мео-логией» (от греч. «акме», что означает — апогей развития, точка его наивысше­го роста, расцвета) — наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека.

Возрастные пределы взрослости определяются комплексом социальных и биоло­гических причин в зависимости от конкретных социально-экономических условий индивидуального развития человека. Накопленные данные позволили в какой-то ме­ре отграничить период взрослости от отрочества, юности и молодости, с одной сто­роны, и старости — с другой, а также в самой взрослости выделить отдельные мак-


ропериоды — раннюю взрослость, средний возраст, пожилой возраст. Но четкие хронологические рамки взрослости задать довольно трудно: в характеристиках и временных границах взрослости много неопределенности.

Так, к примеру, раннюю взрослость многие авторы соотносят с периодом юности (ее хронологические рамки — от 15—16 до 22—25 лет); средний возраст — с пе­риодом молодости (от 20-35 лет, по Д. Векслеру) или «зрелости» (25-40 лет — Д. Б. Бром-лей, 25—50 лет (Д. Биррен), до 36—60 лет по международной классификации возрастов); пожилой возраст — со старостью (от 55 лет и старше). Верхнюю грани­цу взрослости в социальном плане соотносят с окончанием школы и началом само­стоятельной жизни (17—18 лет), а нижнюю — с выходом на пенсию (55-60 лет).

Психофизиологические исследования, проведенные в школе Б. Г. Ананьева (изу­чались общий, вербальный и невербальный интеллект, логические и мнемические функции, индивидные свойства и физиологические процессы типа теплообразования и метаболизма), показали, что наибольшая концентрация конструктивных сдвигов развития характерна для раннего (18—22 года) и среднего (23—32 года) возрастов, а отрицательных сдвигов — для двух периодов (23—27 лет и 33—35 лет); стабилиза­ция в наибольшей мере характерна для 33—35 лет, после чего более типичными становятся инволюционные процессы.

Экспериментальных оснований большинство из предложенных схем не имеют. К. тому же остаются открытыми вопросы о том, существуют ли критические моменты и переходные состояния, разделяющие раннюю и среднюю взрослость, каков вооб­ще характер психофизиологического развития в эти периоды: полностью ли стаби­лизирован функциональный уровень всех психофизиологических структур, каковы самые ранние проявления инволюции, каковы оптимумы психических функций в этом возрасте и т.д.

Поскольку мы рассмотрели юношеский возраст и молодость отдельно, то сейчас займемся анализом того, что происходит в развитии на этапе от 30 до 55—65 лет.

Какого человека можно считать взрослым? Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем орга­низма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться — достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно­сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26—30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.

Во-вторых, взрослость определяется социально и юридически — с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определен­ные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

В-третьих, взрослость — категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, переживания себя относящимся к определенной возрастной когорте. Для последнего очень важны наличие семьи и опыт родительст-ва (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45-60 лет, когда лю­ди прожили в браке около 15 лет).

Понятие взрослой (зрелой) личности — сравнительно новое приобретение пси­хологии развития, во многом обязанное своему употреблению философскому анали­зу таких явлений, как массовый человек (X. Ортега-и-Гассет), бегство от свободы, социальный и индивидуальный характер (Э. Фромм), экзистенциальный вакуум, смысл жизни (В. Франкл) и др. Психологическое определение понятия взрослости обнаруживает свою нетождественность понятиям социальной или юридической зре­лости, а также сталкивается с трудностями в определении нормы развития в связи с


действием культурных факторов и общей инфантилизацией современного населе­ния.

Понятие взрослости (зрелости) в первую очередь связано с исследованием отно­шения человека к собственной жизни среди людей; не только к себе самому, к сво­ему «Я», но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности по­влиять на мир и изменить его, вписывания себя в универсум, космос.

Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, счи­тал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это вре­мя продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколе­ния, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим.

Производительность (генеративность) и порождение (продолжение рода) как главные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в индивидуальном творчестве. Во все, что делает взрослый человек, он вкладывает частицу своего «Я», своего индивидуального опыта и тем самым становится участником культурно-социального прогресса.

По Э. Эриксону, зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным; зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны молодых, о которых необходимо заботиться. При этом, естественно, речь идет не только о собственных детях. Сам по себе факт наличия детей или даже желания иметь их еще «не тянет» на генератив­ность. И на деле некоторые молодые родители страдают от задержки способности развивать эту стадию. Причины отставания часто обнаруживаются во впечатлениях раннего детства — в чрезмерном себялюбии, основанном на слишком напряженном самосозидании преуспевающей личности; в недостатке веры, «доверия к роду чело­веческому», побуждающего ребенка ощущать себя так, будто он желанная надежда и забота общества.

Генеративность как одна из важных характеристик взрослости — это прежде всего заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. И довольно часто в случае жизненных неудач или особой одаренности в других облас­тях ряд людей направляет этот драйв не только (и даже вообще не) на свое потомст­во, поэтому понятие генеративное™ включает также продуктивность и креатив­ность, что делает эту стадию жизни еще более важной.

Если ситуация развития неблагоприятная, имеет место регрессия к обсессивной потребности в псевдоблизости: появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению. В психологии такая ситуация описывается как кризис зрелости, когда, казалось бы, объективно человек полон сил, занимает прочное социальное положение, имеет профессию и т.д., но личностно не чувствует себя состоявшимся, нужным, а свою жизнь — наполненной смыслами. В этом случае, как пишет Э. Эриксон, человек рассматривает себя как свое собственное и единственное дитя (а если есть физическое или психологическое неблагополучие, то они этому способствуют). Если условия благоприятствуют такой тенденции, то происходит физическая и психологическая инвалидизация личности, подготовленная всеми предшествующими стадиями, если соотношения сил в их те­чении складывались в пользу неуспешного выбора. Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить (создавать) вещи, в которые вложена части­ца неповторимой индивидуальности, помогают преодолевать возможную самопо­глощенность и личностное оскудение. О периоде взрослости хорошо сказал Е. Ев­тушенко:

Сорокалетье — странная пора, когда еще ты молод и не молод и старики тебя понять не могут,


и юность, чтоб понять, — не так мудра.

Сорокалетье — страшная пора,

когда измотан с жизнью в поединке и на ладони две-три золотинки, а вырытой пустой земли — гора. Сорокалетье — дивная пора, когда иную открывая прелесть, умна, почти как старость, наша зрелость, но эта зрелость вовсе не стара.

Нет ни одной фазы жизни, которая была бы для человека более важной, чем дру­гие. В каждом возрасте человек может быть и является именно тем, чем он должен быть. Не исключение здесь и взрослость, с которой принято связывать такие новые личностные характеристики, как: 1) умение брать на себя ответственность; 2) стремление к власти и организаторские способности; 3) способность к эмоциональ­ной и интеллектуальной поддержке других; 4) уверенность в себе и целеустремлен­ность; 5) склонность к философским обобщениям; 6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реаль­ности с помощью развитой воли; 7) формирование индивидуального жизненного стиля; 8) стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению; 9) реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни; 10) стабилизация системы социальных ролей и др.

Большинство взрослых людей обретают к 40 годам устойчивость в жизни и уве­ренность в себе. Но одновременно в этот, казалось бы, надежный и спланированный взрослый мир прокрадывается сомнение, связанное с оценкой пройденного жизнен­ного пути, с пониманием стабилизации, «сделанности» жизни, переживаниями от­сутствия ожиданий новизны и свежести, спонтанности жизни и возможности в ней что-то изменить (так свойственным детству и юности), переживанием краткости жизни для осуществления всего желаемого и необходимости отказаться от явно не­достижимых целей.

Взрослость, несмотря на кажущуюся устойчивость, такой же ппп тиворечивый период, как и другие. Взрослый человек одновременн переживает и чувство ста­бильности, и смятение по поводу того, дей ствительно ли он понял и реализовал на­стоящее предназначение своей жизни. Особенно острым становится это противоре­чие в случае негативных оценок, данных личностью своей предшествующей жизни необходимости выработать новую жизненную стратегию. Взрослость дает возмож­ность человеку (еще и еще раз) «сделать жизнь» по собственному усмотрению, раз­вернуть ее в ту сторону, которую человек считает целесообразной.

Одновременно она преодолевает переживание того, что жизнь не во всем реали­зовалась так, как мечталось в предыдущих возрастах, и создает философское отно­шение и возможность терпимости к просчетам и жизненным неудачам, принятия своей жизни такой, как она складывается. Если молодость во многом живет ориен­тацией на будущее, ожиданием настоящей жизни, которая начнется, как только... (вырастут дети, закончу институт, защищу диссертацию, получу квартиру, рассчи­таюсь с долгами за машину, достигну такой-то должности и т.д.), то взрослость в большей степени ставит цели, касающиеся именно настоящего времени личности, ее самореализации, ее отдачи здесь и теперь. Именно поэтому многие, вступая в сере­дину взрослости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации.

По отношении к времени своей жизни, по В. И. Ковалеву, выделяется несколько типов поведения во взрослом возрасте:

1) стихийно-обыденный тип: личность находится в зависимости от событий и


обстоятельств жизни; она не успевает за временем, не может организовать по­следовательность событий, предвосхищать их наступление или предотвращать осуществление; поведение такого человека ситуативно, безынициативно, фрагментарно;

2) функционально-действенный тип: личность активно организует течение собы­
тий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффектив­
ности; но инициатива охватывает только отдельные периоды течения событий,
а не их объективные или субъективные последствия; у такого человека отсут­
ствует «жизненная линия»;

3) созерцательно-пролонгированный тип: личность пассивно относится к бегу­
щему времени своей жизни, у нее отсутствует четкая организация времени
жизни;

4) созидательно-преобразующий тип: личность пролонгирование осуществляет
организацию времени, связывая его со смыслом жизни, с решением общест­
венных проблем, творчески овладевает временем.

Взрослый человек хорошо понимает, что от себя и своего прошлого не убежишь: нельзя еще раз стать 20-летним, нельзя избавиться от груза совершенных ошибок, нельзя в один миг сменить свои ценности на другие, нельзя мгновенно стать другим. Но взрослость дает возможность уже привычное делать по-другому, вносить новые смыслы в то, что стабильно интересует, в то, что уже умеешь делать хорошо. Во взрослом возрасте отчетливо видно, как достигнутый уровень развития может стать источником, своеобразным трамплином для новых витков развития, новых сажоиз-менений. «Делать обычное по-новому» означает насытить свою профессиональную, общественную, семейную, личностную деятельность новыми смыслами и ценностя­ми, ради которых хотелось бы жить (своеобразная «самостимуляция жизни»). Взрослого человека интересует очень много «ненасущного», не имеющего непо­средственного отношения к самореализации, карьере, поддержанию существования. Его начинает интересовать «жизнь сама по себе» во всех ее многообразных проявле­ниях; во взрослости появляется «вкус к жизни» как таковой, может быть, даже «сма­кование жизни». Важно и то, что зрелость увеличивает долю самостоятельности и ответственности в принятии жизненных решений, определении жизненных стра­тегий. Теперь не другие люди решают, что хорошо или плохо для человека, а он сам встраивается в ряды тех, у кого спрашивают совета, кто начинает сам определять, что хорошо или плохо, полезно или бесполезно, нужно или не нужно, и несет ответ­ственность за переданный опыт. Взрослый человек получает возможность реализо­вать не только своей собственной жизнью, но и жизнью других (детей, учеников, по­следователей) то, что он считает правильным, истинным, обязательным к исполне­нию. Обретенные им ценности осмысляются, обобщаются, проверяются практикой собственной жизни и тем самым приобретают экзистенциальный характер.

Все эти процессы связаны с обретением нового чувства времени. Будущее, ка­жущееся неограниченным в молодости, приобретает границу, «линию горизонта». На отрезке между 35 и 50 годами время заметно убыстряет свой ход, а прошлое в нем становится с каждым годом продолжительнее. В связи с этим к 50 годам человек менее активно стремится к сильным изменениям в жизни или ищет работу с посто­янно меняющимся содержанием; наоборот, его больше интересуют виды деятельно­сти, в которых можно использовать накопленные знания, жизненный опыт, профес­сиональную и житейскую компетентность.

Но появление линии жизненного горизонта не означает, что взрослая личность начинает готовиться к концу жизни. Наоборот, взрослость раздвигает жизненные го­ризонты в силу того, что многое из познанного и освоенного на предыдущих возрас­тных этапах обретает осмысленность, глубину, перспективу, объемность. Жизнь раскрывается взрослой личности во всей полноте и богатстве нюансов.


К. Г. Юнг считает, что взрослый человек постепенно высвобождаем из плена соб­ственного «Я» и начинает ориентироваться на реше-е духовных задач, достижение внутреннего чувства общности с,тими людьми, миром, космосом. Именно люди с универсальными совными запросами (особенно художники, религиозные и полити-;кие деятели и те, кто по роду своей деятельности работает с мо-1ежью) могут пере­живать пятидесятые годы жизни как подъем, с творческую фазу.

Этого освобождения из плена «Я» достигает не всякий взрос-й, но оно позволяет личности действительно развиваться в при-шный другими авторитет. Тот, кто не справляется с собствен-м кризисом и остается «великовозрастным инфантилом», тот прозывает в глазах молодого поколения, в первую очередь собственных гей. Любо­пытно, что именно молодежь достаточно тонко чувствует i важнейшую ценность взрослости — «подлинность» взрослого че-века, его способность сохранять свою «самость» при столкновении [юбыми препятствиями и проблемами. Следует упомя­нуть в этой 1зи и еще одну характеристику взрослой личности — ее ориента-ю на молодое поколение, ее сочувствие, искреннее желание по-чь молодым обрести соб­ственное «Я». Иногда интерес к мол оде-[, свойственный взрослому возрасту, приоб­ретает своеобразную 1рму подражательства молодым — в одежде, жаргоне, стиле жизни формах общения.

В период взрослости в распоряжении человека находятся все силы, г аспекты пси­хики. Слова X. Кюнкеля о том, что «судьба приходит нутри», как нельзя лучше вы­ражают основной смысл этой фазы [зни. Человек, развивающийся последовательно, достигает к сере-не 50-х годов своей второй творческой кульминации. Он способен к общению и критическому осмыслению собственного опыта, и у него [е достаточно жизненных сил, чтобы привнести этот опыт в свою ятельность. В это время лично­сти нужны коллектив, последователи, еники; она стремится к руководству, к органи­зации, к власти.

Б. Ливехуд считает, что к взрослому возрасту человек обретает оминирующий ос­новной склад», афористически определяя его как юнальность, в которой пишется личная биография», а по сути имея }иду жизненную направленность, определяемую всем предшествующи психическим развитием, в том числе внешними обстоятельст-ва-i жизни, социально-культурными факторами, семейным укладом, сотором воспи­тывался человек, профессиональным выбором, уров-м общественной активности и т.д. (или тип личности). Это — свое-разная склонность строить и проживать жизнь именно таким обра-м и находить в этом переживание истинности, ценностности, ос-лсленности своего жизненного пути и удовлетворения от жизни.

Так, например, тип исследователя реализует стремление иссле-1вать функциони­рование окружающего мира и объяснять связь явлений в нем. При этом не так уж важно, на что именно направлена активность исследователя (психология, язык, сель­ское хозяйство, математическая логика или выделительная система дождевого чер­вя), главное — избранная позиция, прогрессирующая в жизненную позицию, жиз­ненное кредо. Такие люди часто демонстрируют склонность к одиночеству, к кро­потливому накапливанию информации.

Мыслящий тип ощущает стремление упорядочить мир своих представлений в системах и теориях, увидеть его в глобальных взаимосвязях. Помимо философов, для которых мышление является главным содержанием жизни, в любой отрасли знаний и практики можно стать мыслителем, правда, качественный разброс здесь достаточно велик — от жалких доморощенных обывательских рассуждений до по­строения глобальных обобщений. Мыслящий тип проявляется уже в юности и в те­чение всей жизни испытывает трудности, связанные с необходимостью следовать логике в своих рассуждениях. Их стремление указать на противоречия, задавать на­зойливые вопросы часто создает социальные проблемы. Любой конфликт такая лич­ность воспринимает как вызов своей интеллигентности.


Организующий тип воспринимает мир как то, что нужно упорядочить, переде­лать, сделать понятным и простым. Он тоже обнаруживается в юности, прежде всего в склонности к практической и организационной работе (вспомните рассмотренные нами типы выпускников колледжа). Взрослые этого типа не любят рассуждать, они делают, все их ценности — в активной работе, подчиняющей себе людей и обстоя­тельства. Они нацелены на карьеру, на постоянное движение вперед. Но дух органи-заторства может быть направлен и на исследование, и на мышление, и на заботу о других, обновление или управление.

Заботящийся тип стремится к тому, чтобы поддерживать, кормить, оберегать другое живое существо, растить его. Такой склад является основой для работы в об­ласти воспитания и образования, в социальном обслуживании, играет важную роль в сельскохозяйственных профессиях, садоводстве, животноводстве. В социальном плане он способен создавать среду, в которой успешно развиваются другие; именно он способен создать чувство защищенности и поддержки.

Реформирующий тип предполагает желание изменять и улучшать все сущест­вующее и выступает в разных вариантах — от медицины до революционной дея­тельности. Большинство новаторов в своих сферах имеют именно этот склад: имен­но они готовы отдать жизнь за свои внутренние убеждения и, несмотря на насмеш­ки, преследования и гонения, активно стремятся к реформам. Нойман назвал их «еретиками внутреннего голоса», обладающими мощной развивающейся интуицией. При выборе профессии они выбирают новые сферы деятельности (в свое время — кино, воздухоплавание, генетику, кибернетику), которых нет и которые они хотели бы создать (например, «кентавристика», «уфология» и т.п.). Именно они в высшей мере обновляют культуру. Быть новатором, первооткрывателем, пионером — это фактор, обеспечивающий им желанную внутреннюю свободу. Они всегда или почти всегда нонконформисты.

Охраняющий (или управляющий) тип стремится к сохранению всего существую­щего, его регистрации, передачи, контролю и, если возможно, к занесению в опреде­ленную систему ценностей. Его можно обнаружить у бухгалтеров, библиотекарей, архивариусов, историков, дипломатов, журналистов и др.

Творческий тип лишь изредка встречается в чистой форме, прежде всего у людей искусства и науки. Чаще он пронизывает другие типы, придавая им жизненность и действенность. Творческий мыслитель, творческий организатор и т.п. привносят в основной склад подвижническую мотивацию, воображение, нестандартные формы мышления и деятельности, эвристическую направленность.

Ощущение полноты жизни и счастья возникает у человека, когда он самореали­зуется, т.е. активно воплощает в деятельности свои идеалы и ценности, используя свои таланты и способности, и при этом его не вынуждают поступать против своих убеждений, своей системы ценностей, против того, что имеет для него особый субъ­ективный смысл. Более всего для взрослого человека самоактуализация связывается с профессией и общественным признанием.

Отмечено, что взрослые люди, по каким-то причинам не преуспевающие в своей профессии или неадекватно чувствующие себя в профессиональных ролях, всеми способами стараются избежать производительного профессионального труда, но од­новременно уклониться от того, чтобы признать себя в нем несостоятельными. Они демонстрируют либо «уход в болезнь» (чрезмерное, необоснованное беспокойство о своем здоровье, как правило, сопровождаемое убеждением других, что по сравнению с поддержанием здоровья «все остальное — неважно»), либо «феномен зеленого ви­нограда» (объявляется, что работа — не главное в жизни, и человек уходит в сферу непрофессиональных интересов — заботу о семье и детях, строительство дачи, ре­монт квартиры, хобби и т.д.), либо уход в общественную или политическую дея­тельность («сейчас не время корпеть над книгами...», «теперь каждый человек как


патриот должен...»). Люди, реализующиеся в своей профессии, значительно менее заинтересованы в таких компенсаторных формах активности.

Социальные психологи и социологи уделяют много внимания проблемам выбора профессии, развитию профессиональных способностей, удовлетворенности трудом и профессией. Характер связи взрослой личности с профессией определяет потенциал ее движения в будущем и удовлетворенность в настоящем.

Если на предыдущем этапе профессиональный выбор совершен случайно, то взрослая личность почти наверняка столкнется с необходимостью менять профес­сию. Жизненная перспектива для взрослой личности может выступать как постоян­ное (или временное) занятие данной профессией, как карьера, как профессиональ­ный и личностный рост, как творчество. Взрослая личность во многом идентифи­цируется со своей профессией. Нужно отметить, что повсеместно распространен­ная ориентация только на заработок в профессии обладает низкой психологической насыщенностью, и поэтому ведет либо к постоянному росту этой потребности и усилий личности по ее удовлетворению, либо к психологическому регрессу лично­сти, возникновению скуки и апатии.

Во взрослом возрасте потребность в труде становится основной жизненной потребностью, определяющей круг смежных потребностей — в общественном признании и престиже, в самовыражении, в удовлетворении материальных потреб­ностей и личностных запросов, в утверждении собственной индивидуальности и т.д. Эти качества труда делают его важнейшей основой жизненной перспективы лично­сти взрослого человека. Исследования, проведенные французскими психологами, показали, что человек, правильно сделавший профессиональный выбор и удовлетво­ренный профессиональным трудом, устает на работе не от выполнения профессио­нальных действий, а от факторов, мешающих их осуществлять: например, медсест­ра устает за день не от того, что она делает уколы и т.д., а от того, что больные от­влекают ее разными просьбами.

В любой профессиональной деятельности для взрослого человека важно ее не­прерывное осуществление; особенно это важно для творческих профессий. Сбои и срывы, неуспех, длительные паузы снижают мотивацию, и человек может даже во­обще «отучиться» работать (так, к примеру, происходит с людьми, вынужденными долго оставаться на положении безработных, или с молодыми женщинами, привы­кающими быть просто домашними хозяйками). Взрослая личность слита со своим трудом, а профессиональная мотивация, постоянный интерес к работе не позволяют отключаться от нее ни на минуту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.