Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак




Статья 1476. Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания

1. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения.

Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.

2. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания.

Фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания.

 

Право на фирменное наименование (статьи 1473-1476 ГК)

 

Большое значение для обеспечения конкурентоспособности товаров имеют и так называемые фирменные наименования, к которым относятся уже введенные в коммерческий оборот и устоявшиеся наименования фирм, организаций или предприятий. Использование чужого фирменного наименования также считается достаточно серьезным нарушением прав промышленной собственности и обычно влечет за собой применение тех или иных санкций.

В ГК Кодек­се установлены основные требования к содержанию фир­менного наименования, которые конкретизированы в специаль­ных законах об отдельных видах коммерческих организаций ((«Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муници­пальных унитарных предприятиях» «О банках и банковской деятельности», «О производственных кооперативах», «О сельскохозяйственной кооперации» и т.д.).

Право на фирменное наименование имеют юридические лица, являющиеся:

– коммерческой организацией;

– государственным унитарным предприятием.

Коммерческая организация выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при его государственной регистрации.

В отношении требований, предъявляемых к содержанию фирменно­го наименования, часть четвертая ГК решает три важные проблемы:

– язык, на котором выражено фирменное наименование. Кодекс по­зволяет коммерческим организациям иметь как полные, так и сокра­щенные фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках при том, что наличие полного фир­менного наименования на русском языке является обязательным;

– условия использования иностранных заимствований в фирменном наименовании, выраженном на русском языке или на языке народа Российской Федерации;

– недопустимость включения в фирменное наименование определен-­

ных элементов – элементов, способных создать впечатление о принадлежности коммерческой организации к публичным образованиям, международным организациям и общественным объединениям либо противоречащих общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

 

Фирменное наименование юридического лица (Ст. 1473. ГК):

1) должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица

2) должно включать полное наименование на русском языке;

3) может включать сокращенное наименование на русском языке;

4) может включать также полное и (или) сокращенное наименование на языках народов РФ и (или) иностранных языках;

5) может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица;

6) не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности

В фирменные наименования юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования РФ, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно РФ и субъекту РФ.

Например,

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

В фирменное наименование акционерного общества допускается включение официального наименования РФ, а также слов, производных от этого наименования по разрешению Правительства РФ, если более 75 % акций акционерного общества принадлежит РФ. Такое разрешение выдается без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано. Порядок выдачи и отзыва разрешений устанавливается законом.

В случае отзыва разрешения на включение в ФН АО официального наименования РФ, а также слов, производных от этого наименования, АО обязано в течение 3-х месяцев внести соответствующие изменения в свой устав.

Примеры фирменных наименований:

1) АОО "НИИ транспортного строительства";

Акционерное общество закрытого типа - Инновационная фирма "ОЛИФ"

Закрытое АО "ЛУКойл- Нефтегазстрой";

2) Федеральное государственное унитарное предприятие

"Научно-исследовательский Институт Научно-производственное объединение "Луч"

3) Общество с ограниченной ответственностью "Уралтрансгаз" (ООО "Уралтрансгаз")

4) Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Воронежская государственная технологическая академия

5) Государственное предприятие "Всероссийский научно- исследовательский институт авиационных материалов"

6) Малое государственное научно-исследовательское и внедренческое предприятие "Акустика"

Как указано выше исключительное право на фирменное наименование принадлежит юридическому лицу и включает только право использования фирменного наименования. Правообладатель фирменного наименования может использовать свое право путем указания обозначения на вывесках, бланках, в счетах и иной документации в объявлениях, а также в рекламе на товарах или их упаковках (п.1 ст.1474 ГК).

Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается в силу того, что фирменное наименование является средст­вом индивидуализации юридического лица как субъекта гражданских прав и, следовательно, неразрывно связано с этим субъектом (п. 2 ст. 1474 ГК).

Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов РФ и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.

Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменного наименования другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Таким образом, ГК не содержит абсолютного запрета на использование коммер­ческой организацией фирменного наименования, идентичного ранее зарегистрированному фирменному наименованию другой коммерче­ской организации или сходного с ним до степени смешения. Использо­вание такого фирменного наименования может быть признано наруше­нием исключительного права на ранее зарегистрированное фирменное наименование только в том случае, если оба правообладателя осущест­вляют аналогичную деятельность. Таким образом, Гражданский кодекс допускает сосуществование нескольких самостоятельных исключитель­ных прав на идентичные фирменные наименования, если несовпадение осуществляемой правообладателями деятельности позволяет избежать их смешения несмотря на тождество фирменных наименований.

Юридическое лицо в случае нарушения обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменного наименования правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.

Исключительное право на фирменное наименование, включенное в единый государственный реестр юридических лиц действует только нa территории РФ (ст.1475 ГК).

Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Следует обратить внимание на связь фирменного наименования с коммерческим обозначением, товарным знаком и знаком обслуживания (ст. 1476 ГК).

Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения.

Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.

Фирменное наименование или отдельные его элементы могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке или знаке обслуживания.

Фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны в товарном знаке или знаке обслуживания.

Право на коммерческое обозначение

(статьи 1538 –1541 ГК)

 

В отличие от фирменного наименования коммерческое обозначение представляет собой средство индивидуализации не субъекта, а объекта гражданских прав – торгового, промышленного или иного предприятия (магазина, ресторана, предприятия бытового обслуживания и т.п.).

Исключительное право на коммерческое обозначение может принадлежать юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческим организациям, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальным предпринимателям. Право на коммерческое обозначение — это своего рода аналог известного в мировой практике «права на вывеску». Такое право возникает в силу самого использования обозначения и не подлежит обязательной госу­дарственной регистрации [1, С. 699– 702].

Для возникновения исключительного права необходимо, чтобы обозначение обладало достаточными различи­тельными признаками и отвечает критерию известности, означающе­му, что употребление указанного обозначения правообладателем для индивидуализации принадлежащего ему предприятия должно быть известным в пределах определенной территории.

При этом не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее. Лицо, нарушившее вышеизложенное правило обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки.

Так как, что указанные требования имеют оценочный характер, то на практике исключительное право на то или иное коммерческое обозначение может объективно прояв­ляться в двух случаях:

– во-первых, когда возникает спор о праве на то или иное коммер­ческое обозначение и в результате такого спора исключительное право на коммерческое обозначение признается судом за определенным лицом;

– во-вторых, когда имущественная ценность коммерческого обозначения признается контрагентом правообладателя при заключении гражданско-правовых договоров.

Коммерческое обозначение в принципе является отчуждаемым объектом гражданских прав (п.4 ст. 1539 ГК). Однако способы распоряже­ния имеют ограничения как на способы распоряжения исключительным правом на коммерческое обозначение, так и на переход коммерческого обозначения от правообладателя к другим ли­цам по иным основаниям. Ограничения обусловлены заботой об интересах потребите­лей, в сознании которых каждое отдельное предприятие, а зачастую и состоящая из многих однотипных предприятий торговая сеть естест­венным образом ассоциируются с определенной вывеской.

Гражданский кодекс предусматривает два вида таких ограничений.

Во-первых, переход исключительного права на коммерческое обо­значение как по договору, так и по любым другим основаниям (от на­следования по закону до обращения взыскания на имущество долж­ника) допускается только в составе того предприятия, для индиви­дуализации которого такое обозначение используется. При этом, если коммерческое обозначение используется для индивидуализации нес­кольких предприятий, то переход исключительного права на коммер­ческое обозначение к другому лицу в составе одного из предприятий лишает правообладателя возможности использовать это коммерче­ское обозначение для индивидуализации всех остальных его пред­приятий.

Во-вторых, ограничивается возможность выдачи лицензий на ис­пользование коммерческого обозначения. Правообладатель может пре­доставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения исключительно в порядке и на условиях, предусмотрен­ных договорами аренды предприятия и коммерческой концессии.

Исключительное право на коммерческое обозначение действует нa территории Российской Федерации и прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года (ст. 1540 ГК).

Соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак (ст. 1541 ГК). Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование.

Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.