Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право в Древнем Египте




Основные черты государственного строя Древнего Египта.

Общественный строй Древнего Египта.

Древневосточные цивилизации и первый тип государственности.

 

1. Древний Восток применяется в отношении к огромной зоне и длительному историческому периоду. От Египта и Месопотамии до Италии и Индии. Прежде всего, огромный по территории регион. В далекой древности именно здесь сложились условия для появления первых государственных образований. Такими благоприятными условиями были: субтропический климат, существование крупных рек. Во всех случаях, где мы имеем дело с Древневосточными цивилизациями фигурируют бассейны крупнейших рек: Нил, Тигр, Евфрат, Индикан, Хуанхэ, Янцзы. Однако, эти благоприятные условия срабатывали только при условии организованных, массовых, коллективных работ, потому что использование этих условий для продуктивного земледелия требовало массовых работ. Необходимость таких работ и предопределила формы хоз. Деятельности и политическую организацию – потребность в консолидации усилий, в организации общественных усилий и привела к появлению и усложнению над общинных структур, образований. В 4 тыс. до н. э. родоплеменная организация в Древне Восточных странах дополняется тем, что находится под понятием протогосударство (прототип государства, социальные структуры, которые еще не превратились в государства, однако по функциям уже государства). Такими протогосударствами, номоми были объединения общин вокруг царско-храмовых хозяйств. Административные функции таких объединений, функции управления исполняли либо жрецы, либо племенные вожди, военные вожди, как это было в Древней Индии и Древнем Китае. Такое объединение и обеспечивало координацию действий общинников, необходимых для выполнения тех или иных работ. Происходит становление крупных централизованных государств происходит под влиянием объединения номов. Во главе с обожествляемым монархом, повсеместно, наделенным авторитарной властью, таким образом, централизованное государство, закономерностью развития государственности во всех регионах, обширного пространства Древний Восток, следующим этапом в развитии государственности, в результате сильной государственной завоевательной политики постепенно формируются целые империи. Империя – это объединение населения, разнородного по происхождению под единой центральной властью. Констатируя, цивилизации Древнего Востока развивались примерно по одному сходному пути, сходность была и в организации власти при этом, формой такой организации был первый известный тип государственности, который является государственностью восточного типа, или восточная деспотия – неограниченная единоличная власть в централизованном государстве, это монархия, в которой монарх властей распоряжаться не только администрацией страны, но и ее имуществом и даже жизнью подданных. Типологически черты Древнего Востока:

1) религиозно-священный характер власти правителя. Как минимум он представитель богов, часто равных богов, нередко сам божество. Централизация власти монарха, сразу и автоматически ставила его выше всех других высокопоставленных лиц. Это же обожествление определяло неограниченный характер власти монарха. Любые вопросы о легитимности отпадали сразу. Но не всегда этот статус был таковым.

2) особенности полномочий монарха. Неограниченность власти монарха значило лишь то, что не существовало других органов, структур, людей, которые могли бы эту власть ограничивать. Не существовало иных, однако совсем не означало, что монарх мог руководить государством как ему захочется, исключительно по своей воли, что выступало ограничением в свободе действий монарха: родители являлись ограничителями, т.е. монарх должен был вести себя так, как говорят ему родителями. Родители и представления о монархе были существенным ограничителем свободы действий монарха. Если сам монарх и его статус были заложниками представлений о монархе в обществе, в сфере законодательной деятельности возможности монарха были самыми незначительными. Монарх был всего лишь хранителем традиций. Предназначением монарха являлась охрана воли и традиций богов. Но в сфере исполнительной власти полномочия монарха были полными и реальными. Особенно в сфере организации публичных работ, в распоряжении собственностью. Однако, осуществлять эти полномочия в сфере управления монарх мог только опираясь на бюрократический аппарат. Поэтому практически во всех известных нам примера восточной деспотии рядом с монархом есть такая фигура, которая олицетворяет бюрократический аппарат – это высший администратор, это визирь, это верховный сановник, который руководит бюрократическим аппаратом. Его можно назвать даже соправителем. Помимо традиций, заложником которых был деспот, он еще и зависил в своей жизни и поведении от бюрократического аппарата, должен был с ним считаться. Наконец, такие цивилизации, как Месопотамия и Древняя Индия, важным общественным политическим институтом оставались общины. Общинное самоуправление, автономия общин – это также тот сектор публичной власти, который ограничивал полномочия монарха. С общинами, с традиционным общинным самоуправлением в названных регионах – древний вавилон и древняя индия, государство считалось, не конкурировала с ним. Здесь было разделение власти. Неограниченность власти деспота в реальной жизни имеет заметные особенности, которые стоит помнить.

3) В древневосточных государствах соц. Отношения формировались вокруг государственной собственности на землю при практически полном отсутствии собственности частной. Господство государственной собственности, либо храмовой, либо общинной, в любом случае не частной – было фундаментом политической системы. Более того, несмотря на неизбежное возникновение и расширение сектора частной собственности по мере общественного развития, государство не только не стимулировало этот процесс, а наоборот сдерживало, государство не поощряет возникновение частной собственности, ибо не заинтересовано в индивидуальной свободе. Частный собственник всегда более независим от государства. Очень часто государство прибегало к методам уравнивания социальной разности. То, что в основе экономической, политической структуры лежит государственная собственность объясняет такую особенность тогдашней государственности, которая заключается в особой роли государственного аппарата. Администрации принадлежность к ней дает гораздо больше преимуществ человеку, чем собственно, собственность. Это определяет высокий статус человека.

4) Избыточная консервативность, традиционность. Как коллективизма своеобразного, так и в других сферах государство играет регулирующую роль, роль охранителя традиций, заведенного порядка, стремиться не велировать социальные противоречия. В значительной степени причина этой консерватизма скрывается в особенностях способа производства. Государство лишь надстройка над теми общинами, из которых складывается общество. Их жизнь и уклад не менялись долгие годы. В основе,лежит неизменная община и ее консерватизм. Роль государства – это надстройка, то, что помогает организовывать работу.

Древневосточное государство складывалось как управление в интересах сохранения общественной справедливости. Управление в интересах того, что в то время казалось справедливым. Управление для регулирования, угнетение для регулирования, а не наоборот. Жесткость, недемократичность – были функцией потребности общества в регулировании, в общественном регулировании.

 

 

2. Основные этапы государственной истории Древнего Египта:

1)Раннее царство 3200 – 2778 вв. до н.э. (в этот период времени монархов называли Инсибайя)

2)Древнее царство 2778 – 2260 вв до н.э. (происходит централизация всего, однако заканчивается период Древнего царства заканчивается раздробленностью)

3) Среднее царство 2040 – 1786 вв. до н.э. (этот период начинается новой централизацией, знакомит нас с первыми попытками проведения властью серьезных реформ, одной из наиболее ярких было то, что попробовали сделать монархи иерархию богов во главе с высшим божеством – богом РА, в эпоху среднего царства получает распространение институт рабства, но еще пока только в частных хозяйствах, основная масса населения в этот период закрепляется за наследственными профессиями, своеобразными сословиями жрецов, воинов, земледельцев, ремесленников, пастухов, в обществе оформляется практика и традиция деления населения на социальные группы, занятия которых передаются по наследству)

4) Новое царство 1580 – 1085 вв. до н.э. (Египет превращается в мировую державу, в империю с границами от Сахары до Месопотамии. Фараоны ведут многочисленные и успешные завоевательные войны. В социальной структуре замечено такое явление, как выделение слоя профессиональных военных – немху, они занимают место промежуточное между основной массой населения и администрацией.)

5) Позднее царство 1085 – 343 вв. до н.э. (В конце 20 династии власть фараонов слабеет, главными фигурами становятся жрецы, они фактически узурпируют государственную власть, это была эпоха нестабильной и слабой государственности, Египет неоднократно подвергается набегам, пока не был наконец завоеван Александром Македонским и пока не утратил свою самостоятельность).

 

В эпоху Древнего царства все служилое население от простого земледельца до высокопоставленных слуг объединяется универсальным термином – хам. Это намек на то, что все население считалось подданными монарха, его служащими. Уже в этот период выстраивается иерархия жрецов и чиновников в виде пирамиды на вершине которой находится фараон. Ближайший помощник монарха – это управляющий дворцом, одновременно он же тот, кто управляет бюрократической частью государства. Управляющий дворцом, заготовитель припасов и т.д. Особе место в организации публичной власти, а следовательно и высокий статус в обществе имели жрецы – они были монополистами знаний о загробном мире, об архитектуре, о медицине. Рабы только в домашних хозяйствах, массовые работы, прежде всего рекреационные, а также строительство пирамид осуществляется общинниками. Культ фараона в этот период приобретает различные формы в виде обожествления, только самые близкие люди могут до него дотрагиваться, целовать ноги, удел остальных, если и целовать, то как великая честь, только то место, где он стоял. К фараону ползли не отрывая глаз от пола. Уточняя общественное устройство и структуру общества в период стреднего царства, можно отметить, что деление общественное на так называемые профессии, на своеобразные сословия сопровождается и расслоением общин. Именно в этот период среднее царство оформляется институт частной собственности, обозначаемых термином – неджесы. Такими собственниками могли быть владельцы небольших наделов, но и высокопоставленные чиновники, торговцы, писцы, и в этих уже зачастую крупных хозяйствах используется рабский труд. Рабство получает возможности для своего расширения и триумфального шествия по египетскому обществу в период нового царства. Многочисленные и победоносные войны обеспечивали страну огромным количеством пленных, соответственно рабов. Однако общество в целом сохраняло патриархальный характер. Общины не были разрушены, они по-прежнему были фундаментом. В ходе рабство уже используется не только в частном хозяйстве – неджесов, но и в государственных хозяйствах. Основная масса населения – крестьяне, общинники, земледельцы – тщательно были переписаны, несли многочисленные повинности. Ежегодно все крестьяне обязаны были объявить в области, в городе, который был центром конкретной области о своем имени, месте жительстве и имуществе и доходах. От этого высчитывались государственные налоги, которые платились в натуральной форме, либо продуктами, либо трудом работников. До 1 тысячелетия н. э. эти счастливцы денег не знали. Слой профессиональных военных за свою службу получает наделы, однако службу они все равно должны были нести. Жрецы окончательно превращаются в закрытую привилегированную касту, их влияние постепенно сильно растет.

Не только пленники работали, и были рабами, в положении рабов пребывало все население, они все были служащими, они все были обязаны монарху. Но они были не рабами конкретного господина, а рабами государства в целом, существующего по воле богов. Это неизбежный элемент государственной власти.

 

 

3. Три важнейшие особенности государственного устройства сложились уже в период Древнего царства и в дальнейшем оставались практически неизменными. Эти две особенности: царская власть, то какой она была, характер ее и административное устройство, которое заключалось в делении Египта на верхний и нижний, а государственной территории на номы (области). Правителю принадлежала священная по происхождению и почти неограниченная по полномочию власть. Он носитель воли богов. Его окружал многочисленный двор, все важные государственные дела, мероприятия по организации работ, назначения на должности, государственное строительство, наложение повинностей – все это осуществляет лично царь, монарх, все это осуществляется под его личным руководством. Члены царского дома, как правило, занимают высшие должности в государственном аппарате и прежде всего, должность великого управителя, которая обозначалась терминами: джети (джати) позднее Визирь (Везир). К этому государственному чиновнику принадлежало верховное управление в государстве. Он считался государственным казначеем, казначеем богов, начальником всех работ. Он считался начальником шести великих палат государственного суда. Тогдашняя организация государственная аппарата чиновника была слаба специализирована. Выделяются такие должности как: главный виночерпий, главный раздачик клеймов, верховный маг, хранитель печати, начальник книжной палаты. Эти должности были скорее названиями высоких государственных постов и не сводились к той функции, которая указывается в названии. В целом основной фигурой в государственном аппарате были песцы. Именно они вели делопроизводство. Они выступают в роли основного звена чиновников бюрократического аппарата, они ведут делопроизводство, они выполняют административные поручения, собирают налоги, руководят общественными работами, раздают продукты. По сути песцы превращаются в сословие, попасть в которое было не просто, а должность давала довольно высокий статус в обществе, соответственно возможность получать, доходы, заводить собственное земельное владение и т.д. Египетская знать была порождена государственной службой – принципиальный тезис. Статус определяется службой государству, принадлежностью к аппарату государства. Именно государственная служба определяла социальное положение, функции, доходы, при этом боясь возвышения региональных олигархов, местных руководителей, руководителей областей. В период нового времени фараоны довольно часто делали ставку на привлечение к государственному аппарату людей не из богатых семей. Для того, чтобы государственный аппарат постоянно обновлялся и был управляем. Именно принадлежность к государственному аппарату определяло статус человека, его происхождение и богатство. Будем место в государственном аппарате, будет и общественный авторитет и богатство и возможность передавать все это своим детям. Если такой статус будет утрачен, тогда не поможет ни богатство, ни происхождение. Административно Египет делится на два округа: верхний и нижний. Каждый из них подразделяется на номы, области, во главе этих областей – номархи. Они выступали в качестве представителей государственной власти. Однако по традиции и практике должны были жить в столице. А на местах работали их заместители. Еще в период раннего царства выделяется в отдельную государственную структуру военная организация – войско. Обособление военной организации – заметная особенность государственности древнего Египта. В период Раннего царств а- это было войско из людей, вооруженных топорами, щитами, однако это уже было профессиональное войско. При фараонах 12 династии армия начинает делиться на гвардию и пехоту и колесничное войско. Еще одна особенность, профессиональная армия делится на две равные части, одна из которых находилась в верхнем Египте, а другая в нижнем. В период Нового царства армия становится в полном смысле профессиональной. Немху не могли ничем другим кроме военных дел, жили сообща, на казарменном положении, но их семья получала надел земли. Важной особенностью государственного строя Древнег Египта была обособленная судебная власть. Суд, как функция общественного регулирования находился в руках жрецов. Хотя официальным высшим судебным органом, в каждой области был главный управляющий. Однако, в основном он занимался полицейскими функциями и государственными преступлениями, наиболее тяжкими уголовными преступлениями, основное количество дел рассматривалось по традиции с участием жрецов. В целом, необходимо подчеркнуть важную роль и определенную самостоятельность храмовой администрации, замкнутой на области, на номы. Именно она занималась хозяйственно-организаторской, распределительной функцией. Центральная власть концентрировалась на поддержании управлении дворцом и на военной функции.

 

 

4. Памятников права до нас практически не дошло, известны лишь многочисленные упоминания о существоваших правовых сборниках. Легенды сообщают о передаче богом списка законов, 42 книги законов. В Античных источниках сообщается о существовавших в Древнем Египте 40 свитках, которых хранились в архиве 6 судебных палат. Эти косвенные сведения достаточны для того, чтобы предполагать о наличии каких-то законов в Древнем Египте. Источники Древнего Египта: обычай, традиции. Первоначально это единственный источник правовых норм и на протяжении всех долгих столетий и династий, которые упоминались, это ведущий, основной источник. С развитием государства он дополняется вторым источником – законодательной деятельностью фараона и экзотической, которая только дополняла основной источник – традицию. Дополняла обязательно с оглядкой на традицию, обычай, обязательно как бы в развитии обычая, в развитии завещанного богами обычая. Древнему Египетскому обществу известны разнообразные договоры, активно используются договоры купли-продажи, займа, аренды, найма. Верховным собственником всех земель считался монарх с его разрешения осуществлялись пожалования земли отдельным субъектом. Земельная собственность в Древнем Египте распределялась на: государственные земельные владения, храмовые, общинные, частные. Самыми крупными были храмовые хозяйства и царские. Сделки с землей, а также со скотом, рабами осуществлялись по определенному ритуалу, были усложненными по процедуре, требовали присутствие свидетелей, в том числе жреца. Оформлялись обычно в суде, и требовали как минимум трех действий. 1)Достижение согласия между покупателем и продавцом, переговоры между ними. 2)Клятва перед Богами, подтверждающими договор. 3) введение покупателя во владение. Брак в Древнем Египте оформлялся договором, письменным договором, однако в отличие от всех других примеров, договором мужчины и женщины, а не мужчины с родителями невесты, как это чаще всего будет в других регионах. Обязательной частью такого договора была договоренность о размерах владения жены. При разводе, который кстати был свободный, часть этого приданого переходила жене. Заключение брака, размеры приданого заносились в специальные книги, специальные списки, в «Доме жизни», который был своеобразным архивом, местом записи актов гражданского состояния, так же как и рождение и сметь детей. Среди регулирований права Древнего Египта присутствует объективно необходимый и существующий в праве других государств запрет на брак между кровными родственниками. Но фараоны могли жениться на своих сестрах. Отношения в семьи между мужем и женой также ярко отличаются в Древнем Египте на фоне тех закономерностей, это были отношения равенства. Муж жену называл сестрой, а жена мужа братом. Они появлялись вместе во всех местах, вместе ходили в храм. Вместо поцелуев они трогались носами. Муж мог изменять жене. Древнеегипетское право было терпимо к существованию наложниц, рабынь, неверность мужа не наказывалась. А неверность жены каралась смертью. Муж мог избить жену, брат сестру, так сказать, проучить, но в разумных пределах, ибо за нанесение увечья ему же брат должен был ответить уголовной ответственностью. Жена, которая обманывала и поедом ела своего мужа – сжигалась. Наследование по закону и по завещанию существовало. Наследовать имущество на равных правах могли и сыновья, и жены. У женщины был более высокий статус в Египте, чем у женщин в других регионах. Это характеризуется тем, что был унаследовать матриархат. Это наследие скорее всего и обусловило такой относительно высокий статус женщин.

Преступлениями право Древнего Египта признавало: посягательство на государственный и общественный строй (измена, мятеж, разглашение государственной тайны). Эти преступления считались наиболее тяжкими, что влекло за собой ответственность не только виновных, но и членов их семей. Отвечали все члены семьи. Так же карались и взяточники, когда попадались. Таким образом, антигосударственные преступления против основ государственного и общественного строя. В обществе, идеологической подпоркой была религия существовала группа преступления религиозного характера. Убийство животных – преступление, в особенности котов, собак, отдельных птиц, змей, черепах, мышей, если они являются священными животными в том или ином регионе, области, или государстве в целом. Преступления против личности разделялись на: имущественные и на преступления против жизни, здоровья, чести. Имущественными преступлениями считались не только кража, разбой и др., но и обвешивание покупателя, преступления против чести и достоинства – это изнасилование, прелюбодеяние. Вид наказания зависел не только от тяжести поступка, преступления, но и от положения виновного, его статуса. Участники восстаний истреблялись поголовно, карались даже члены их семей. Закон усиленно охранял, предусматривались жесткие наказание за посягательство на собственность двора и храма. Хищение храмового имущества предусматривало многократное имущественное наказание: штраф в таком случае предусматривал стократную компенсацию. В обычных же случаях, кража имущества равных предусматривала двух-трехкратную материальную компенсацию. Существовал интересный, противоречивый процессуальный порядок при кражах. Тот, у кого украдена была какая-нибудь вещь мог обратиться к местному авторитету, тому, кто руководил или был авторитетом для воров и за третью четвертую часть стоимости похищенного мог рассчитывать на возвращение своей вещи. Наказания в Древнем Египте были разнообразные, изобретательные. Преступника могли ставить к позорному столбу, а могли оставлять на солнцепеке на целый день. Избивали палами, отправляли на каменоломни, хоронили живыми, топили, отрубали руки (за подделку документов). О процессуальном праве Древнего Египта известно мало подробностей, тем не менее этот процесс был письменным, он оформлялся, фиксировался. Фиксровался писцами. Частное производство начиналось с заявления потерпевшей стороны, в ходе судебного разбирательства в качестве средств доказательства использовались клятвы, свидетельские показания, били палками. Приговоры выносились без мотивирования, роль суда заключалась в необходимости ответить да или нет на обвинение. И в ходе самого судебного разбора, и определяли размер наказания. В этом суд руководствовался традиционной нормой, обычаем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.