Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетное регулирование




Наличие закрепленных доходов присуще бюджетам субъек­тов РФ и муниципальных образований, однако их материаль­ный объем не всегда в достаточной мере покрывает затраты соответствующего публичного образования. В этой связи возни­кает необходимость ежегодного предоставления отчислений из бюджета одного уровня в бюджеты других уровней бюджетной системы в целях сбалансирования их доходов и расходов. Путем установления таких отчислений осуществляется регулирование бюджета каждого уровня.

Бюджетное регулирование — это предоставление конкретным бюджетам органами государственной власти дополнительно к твердо закрепленным за ними средствам регулирующих доходов и их распределение между различными бюджетами в целях сбаланси­рования каждого из них.

Регулирующие доходы бюджетов определяются ст. 48 БК РФ как «федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов».

В Российской практике бюджетной деятельности использу­ются два метода передачи регулирующих доходов в бюджеты других уровней: метод отчислений от федеральных регулирую­щих налогов и иных платежей; метод оказания прямой финан­совой поддержки.

В процессе бюджетного регулирования между представитель­ными (законодательными) органами разных уровней складыва­ются правоотношения относительно отчислений от федераль­ных и региональных регулирующих налогов и иных платежей, передаваемых в бюджеты субъектов РФ или муниципальных образований в качестве регулирующих доходов. Правоотноше­ния этой группы носят ярко выраженный властный характер, поскольку нормативы отчислений устанавливаются Российской Федерацией или субъектом РФ в одностороннем порядке. Осо­бенностью отчислений от федеральных и региональных налогов и иных платежей как объекта межбюджетных правоотношений можно считать подвижность их количественного состава и ма­териального объема, что обусловлено ежегодным принятием законов о федеральном и региональных бюджетах.

Другим методом бюджетного регулирования является оказа­ние прямой финансовой поддержки. В соответствии со ст. 133 БК РФ прямая финансовая поддержка из федерального бюдже­та бюджетов субъектов РФ осуществляется в следующих фор­мах: предоставление дотаций на выравнивание уровня мини­мальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ; предостав­ление субвенций на финансирование отдельных целев-вгх расходов; предоставление бюджетной ссуды на покрытие вре­менных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.

Дотация — это не оговариваемые целевым направлением бюджетные средства в твердо выраженной сумме, предоставля­емые по решению законодательного (представительного) орга­на власти на основе юридического акта из бюджета одного уров­ня бюджетной системы в бюджет другого уровня в целях вырав­нивания минимальной бюджетной обеспеченности при недостаточности собственных и регулирующих доходов.

Субвенция — это форма оказания безвозмездной и безвозврат­ной конкретно определенной финансовой помощи бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований в виде средств бюд­жета другого уровня, выделяемых при условии недостаточности закрепленных и регулирующих доходов бюджетов субъекта РФ или муниципального образования для покрытия публичных затрат и подлежащих взысканию в случае нецелевого использования.

Субсидия представляет собой бюджетные средства, предос­тавляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Выделение субсидии пред­полагает долевое участие в финансировании государственных или муниципальных мероприятий. При этом право собственно­сти на субвенционно финансируемый объект (проект, програм­му и т. п.) не изменяется.

БК РФ дает перечень отдельных целевых расходов бюджетов субъектов РФ, для финансирования которых из федерального бюджета могут предоставляться субвенции и субсидии. В него вошли расходы по федеральным целевым программам, капи­тальные расходы, расходы, передаваемые из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, и иные целевые расходы (ст. 6, п. 1 ст. 136). Предоставление субсидий и субвенций из феде­рального бюджета в бюджеты субъектов РФ должно быть предусмотрено федеральными и региональными целевыми про­граммами и федеральными законами.

В настоящее время субсидии и субвенции из федерального бюджета направляются, как правило, на оказание финансовой помощи районам Крайнего Севера в виде финансирования рас­ходов по завозу товаров и погашению кредитов; компенсацию тарифа на электроэнергию дальневосточным субъектам РФ; ча­стичную компенсацию жителям северных районов строитель­ства жилья и т. п.1

В целях осуществления государственного бюджетного регу­лирования на основании Концепции реформирования межбюд­жетных отношений в Российской Федерации на 1999—2001 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 июля 1998 г. № 8622, впервые была предусмотрена возможность обра­зования Фонда финансовой поддержки субъектов РФ (п. 3.3); Фонда регионального развития (п. 3.4); Фонда развития регио­нальных финансов (п. 4.3). Относительно распределения средств указанных фондов между Российской Федерацией и субъектами РФ складываются особые бюджетные отношения, регулируемые нормами бюджетного права, т. е. правоотноше­ния. Объектами федеративных межбюджетных правоотношений данной группы являются финансовые средства соответствую­щих фондов, образующиеся за счет: процентных отчислений от общего объема налоговых доходов, поступающих в федераль­ный бюджет, за исключением ввозных пошлин (Фонд финансо­вой поддержки субъектов РФ); средств бюджетного финансиро­вания различных отраслевых капиталовложений федерального и регионального уровней (Фонд регионального развития); кре­дитных ресурсов (Фонд развития региональных финансов).

Необходимость бюджетного регулирования обусловливает выделение из бюджета одного уровня бюджету другого уровня финансовой помощи не только на безвозвратных и безвозмезд­ных условиях, но и путем предоставления денежных средств на возвратной, срочной и (или) возмездной основах. В соответ­ствии со ст. 133 БК РФ к числу форм финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ относятся.бюд­жетный кредит и бюджетная ссуда.

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетный кредит — это форма фи­нансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах, а бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмезд­ной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Правовое содержание межбюджет­ных кредитов и межбюджетных ссуд в сфере государственных бюджетов устанавливается БК РФ (п. 3 ст. 99, ст. 137) с после­дующей детализацией в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Порядок предоставле­ния бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из федерального бюджета определяется Правительством РФ. Таким образом, ус­ловия договоров межбюджетного кредитования и межбюджет­ной ссуды полностью зависят от властвующего субъекта данных правоотношений — Российской Федерации в лице Федераль­ного Собрания РФ и Правительства РФ. В то же время важно подчеркнуть, что инициатива вступления в межбюджетные кре­дитные и ссудные правоотношения может исходить только от субъектов РФ в лице их исполнительных органов государствен­ной власти (п. 3 ст. 104, п. 1 ст. 137 БК РФ), однако все после­дующие условия договоров определяются Правительством РФ.

Договоры и соглашения о получении субъектом РФ бюджет­ных ссуд и бюджетных кредитов представляют собой форму долго­вых обязательств субъекта РФ, а объем основного долга по указан­ным обязательствам включается в объем государственного долга заимствующего региона1. Сведения об осуществленных заимство­ваниях вносятся в Государственную долговую книгу субъекта РФ2.

Глава 10. Правовые основы расходов бюджетов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.