Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение срока уплаты налога, сбора или пени




Исполнение налоговой обязанности не всегда возможно осу­ществить в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. В целях недопущения нарушения налогового законо-

Финансовое право России. Особенная часть

дательства в части образования налоговой недоимки, подп. 4 п. 1 ст. 21 НК РФ предоставляет налогоплательщикам право по­лучать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестици­онный налоговый кредит. Механизм реализации данного поло­жения представляет собой изменение срока исполнения нало­говой обязанности и регулируется гл. 9 НК РФ.

Изменение срока исполнения налоговой обязанности — это перенос срока уплаты налога, сбора или пени на более поздний срок на условиях, устанавливаемых налоговым законодатель­ством.

В правоотношениях по изменению срока исполнения нало­говой обязанности участвуют три стороны: финансовые госу­дарственные или муниципальные органы общей компетенции, налоговые органы и налогоплательщик, претендующий на из­менение срока уплаты налога, сбора или пени (заинтересован­ное лицо).

В соответствии с принципами налогового федерализма су­ществует разграничение налоговой компетенции между упол­номоченными органами относительно принятия решений об изменении срока уплаты налога или сбора.

По общему правилу решение вопросов изменения сроков ис­полнения налоговой обязанности по федеральным налогам и сбо­рам входит в компетенцию Министерства финансов РФ. Отно­сительно изменения сроков уплаты региональных или местных налогов решения принимаются соответствующими финансовы­ми органами субъекта РФ или муниципального образования.

Учитывая специфику уплаты налоговых платежей при пере­мещении товаров через границу Российской Федерации, право изменения сроков исполнения налоговой обязанности относи­тельно этих налогов, сборов или причитающейся пени принад­лежит Государственному таможенному комитету РФ или упол­номоченным им таможенным органам.

Особенности взимания государственной пошлины обуслови­ли и порядок изменения сроков по ее уплате. Органами, в ком­петенцию которых входит принятие решения об изменении сро­ка уплаты государственной пошлины, являются уполномоченные органы, осуществляющие контроль за платежом данного вида.

Правом изменения срока исполнения налоговой обязанно­сти по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фон­ды, обладают органы соответствующих внебюджетных фондов.

Глава 17. Налоговая обязанность

Как уже отмечалось выше, стороной в правоотношениях, касающихся изменения срока исполнения налоговой обязанно­сти, выступает также налогоплательщик. Законодательство о налогах и сборах не устанавливает каких-либо ограничений по видам налогов, применительно к которым возможно изменение сроков их уплаты. Вместе с тем НК РФ определяются обстоя­тельства, наличие хотя бы одного из которых исключает изме-* нение срока уплаты налога. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица:

возбуждено уголовное дело по признакам преступления, свя­занного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

проводится производство по делу о налоговом правонаруше­нии либо по делу об административном правонарушении, свя­занном с нарушением законодательства о налогах и сборах;

имеются достаточные основания полагать, что это лицо вос­пользуется изменением срока исполнения налоговой обязанно­сти для сокрытия своих денежных средств или иного имуще­ства, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жи­тельство.

Возможность изменения срока исполнения налоговой обя­занности исключается и в том случае, когда налогоплательщик уклоняется от обеспечения отсрочки или рассрочки по уплате налога, т. е. не предоставляет в залог свое имущество или пору­чительство третьего лица.

Срок исполнения налоговой обязанности может быть изме­нен относительно всей суммы причитающегося налога либо только ее части. Изменение срока уплаты налога не означает отмены существующей или возникновения новой налоговой обязанности налогоплательщика. Однако выполнение налого­вой обязанности в более поздние сроки образует сумму задол­женности фискально обязанного лица перед бюджетом (вне­бюджетным фондом), поэтому на неуплаченную сумму налога начисляются проценты по ставке рефинансирования Цент­рального банка РФ. Тем самым перенос срока исполнения на­логовой обязанности фактически означает предоставление воз­мездного кредита со стороны государства налогоплательщику за счет средств того бюджета или внебюджетного фонда, в до­ход которого должны были поступить не уплаченные вовремя налоги.

Финансовое право России. Особенная часть

Возмездность (платность) изменения срока уплаты налогов исключается в тех случаях, когда своевременному исполнению налоговой обязанности препятствовали обстоятельства непрео­долимой силы либо у государства (муниципального образова­ния) имеется финансовый долг перед налогоплательщиком в виде задержки финансирования из бюджета или оплаты выпол­ненного этим лицом государственного заказа.

Предоставление возможности изменения срока исполнения налоговой обязанности способствует сохранению финансового равновесия фискально обязанного лица, но вместе с тем создает угрозу для государства (муниципального образования) неполу­чения либо недополучения суммы причитающихся налоговых платежей. В качестве гарантии своевременного погашения фис­кальной задолженности перед бюджетом или внебюджетным фондом налоговым законодательством предусмотрены способы обеспечения изменения срока уплаты налога в виде залога имуще­ства или поручительства.

Формой изменения срока уплаты налога или сбора может быть, как уже отмечалось, отсрочка, рассрочка, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит. Иные способы, предостав­ляющие налогоплательщику возможность более поздней уплаты налогов, сборов или пеней, налоговым законодательством не предусмотрены и, следовательно, не подлежат применению.

Отсрочка по уплате налога представляет собой изменение срока исполнения налоговой обязанности с единовременным погашением налогоплательщиком суммы задолженности.

Рассрочка по уплате налога заключается в предоставлении налогоплательщику возможности изменить срок исполнения налоговой обязанности с последующей поэтапной уплатой сум­мы задолженности. Погашение налоговой задолженности по­средством рассрочки платежа осуществляется частями с уста­новленной периодичностью, но в любом случае срок погашения последней суммы части налога не должен превышать шести месяцев.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока упла­ты налога на срок от трех месяцев до одного года.

Отсрочка или рассрочка уплаты налога могут быть предос­тавлены по одному или нескольким видам обязательных плате­жей на срок не менее одного, но не более шести месяцев. Тече-

Глава 17. Налоговая обязанность

ние срока изменения исполнения налоговой обязанности начи­нается с момента наступления общего срока уплаты налога.

Отсрочка или рассрочка уплаты налога, а также налоговый кредит предоставляются на основании письменного заявления заинтересованного лица. Такое заявление составляется в двух экземплярах, один из которых подается в соответствующий уполномоченный государственный (муниципальный) орган, а второй — в 10-дневный срок направляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Изменение срока уплаты налога в форме налогового кредита оформляется договором. По юридической сущности налоговый кредит является разновидностью бюджетного кредита, что обус­ловливает особенности его правового регулирования. Договор о предоставлении налогового кредита заключается на основании гражданского законодательства, но с учетом норм ПК РФ, БК РФ, а также иного федерального и регионального законодатель­ства о налогах и сборах.

Особой формой изменения срока исполнения налоговой обязанности является инвестиционный налоговый кредит, кото­рый отличается от отсрочки, рассрочки или налогового кредита специфичными основаниями предоставления, сроком переноса налоговых платежей, правилами накопления и погашения на­логовой задолженности и причитающихся процентов за пользо­вание кредитом.

Инвестиционный налоговый кредит — это порядок изменения исполнения налоговой обязанности организации. Он предос­тавляется на срок от одного года до пяти лет и заключается в возможности уменьшения платежей по налогу на прибыль (до­ход), а также по региональным и местным налогам.

Условиями предоставления инвестиционного кредита слу­жат указанные в ст. 67 ПК РФ обстоятельства, наличие одного из которых дает право налогоплательщику обратиться в упол­номоченный орган с предложением о заключении договора об изменении срока уплаты налога на прибыль, региональных или местных налогов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен налогоплательщику-организации при усло­вии:

проведения этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перево­оружения собственного производства, в том числе направлен-

Финансовое право России. Особенная часть

ного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окру­жающей среды от загрязнения промышленными отходами;

осуществления этой организацией внедренческой или инно­вационной деятельности, в том числе создания новых или со­вершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов;

выполнения этой организацией особо важного заказа по со­циально-экономическому развитию региона или предоставле­ния ею особо важных услуг населению.

Перечень юридических фактов, служащих основаниями для предоставления инвестиционного налогового кредита, не явля­ется закрытым, поскольку законами субъектов РФ и норматив­ными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены иные основания и ус­ловия изменения срока уплаты региональных и местных нало­гов, включая сроки действия инвестиционного налогового кре­дита и ставки процентов на сумму кредита.

Таким образом, основной особенностью инвестиционного налогового кредита является присущая ему регулирующая функ­ция, направленная на стимулирование капитальных вложений или иной инвестиционной активности организаций-налогопла­тельщиков.

Глава 18. Система налогов и сборов Российской Федерации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.