Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы системы налогов и сборов 4 страница




НК РФ предусмотрен широкий перечень доходов, не учиты­ваемых при определении налоговой базы. В частности, не вклю-

Глава 18. Система налогов и сборов Российской Федерации 461

чаются в налогооблагаемую базу: имущество или имуществен­ные права, полученные в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств; средства, полученные в виде безвоз­мездной помощи, в том числе основные средства и нематери­альные активы, полученные на основании международных до­говоров российскими атомными станциями в целях повышения их безопасности; имущество, полученное бюджетными органи-^ зациями по решению органов исполнительной власти всех уров­ней; средства, полученные по договорам кредита и займа, а так­же суммы, полученные в погашение таких заимствований; сред­ства, полученные из бюджета в виде компенсационных выплат за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и др.

При определении налогооблагаемой базы не учитываются также доходы (имущество, перечисления), полученные в рамках целевого финансирования. Так, не подлежат обложению нало­гом на прибыль государственные бюджетные и внебюджетные средства, выделяемые бюджетным учреждениям по соответству­ющей смете доходов и расходов; полученные гранты; инвести­ции, выигранные на инвестиционных конкурсах (торгах) и т. д.

Поскольку налогооблагаемая прибыль представляет собой разницу полученных доходов и произведенных расходов, опре­деление расходов налогоплательщика и их группировка имеют принципиальное значение. По общему правилу к расходам от­носятся любые затраты, произведенные налогоплательщиком для извлечения дохода, обоснованные и документально под­твержденные. В некоторых случаях расходами считаются убыт­ки, понесенные организацией в процессе осуществления своей деятельности.

Обоснованность произведенных расходов выражается в эко­номическом оправдании затрат, оценка которых выражена в денежной форме. Документальное подтверждение расходов оз­начает правильное оформление затрат, соответствующее зако­нодательству РФ.

Однако в целях стимулирования развития производства, пе­речислений на общегосударственные мероприятия, повышения социальной защищенности работников не все расходы учитыва­ются при налогообложении прибыли. Так, в налогооблагаемую базу не включаются расходы в виде сумм выплаченных налого­плательщиком дивидендов; финансовых санкций, перечисляе-

I

Финансовое право России. Особенная часть

мых в бюджет или внебюджетные фонды; отчислений в резерв­ные фонды; взносов на негосударственное пенсионное обеспе­чение; стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования; премий, выплачиваемых работникам за счет специальных средств или целевых поступлений; материальной помощи работникам; надбавок к пенсиям; отчислений в госу­дарственные фонды развития науки и образования и т. д.

Кроме общего порядка определения налоговой базы, облага­емой налогом на прибыль организаций, законодательством РФ установлены специальные правовые режимы определения раз­ницы доходов и расходов для следующих категорий налогопла­тельщиков: банков; страховщиков; негосударственных пенсион­ных фондов; профессиональных участников рынка ценных бу­маг. Существуют особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и с финансовыми инструмен­тами срочных сделок.

Ставка налога на прибыль зависит от налоговой юрисдикции и налоговой базы. По общему правилу для российских органи­заций и иностранных организаций, осуществляющих деятель­ность через постоянные представительства, ставка налога со­ставляет 24 процента.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, по­лученные от российских источников, установлены в размере 10 и 20 процентов. 10 процентов от полученной прибыли иност­ранные организации отчисляют с доходов, связанных с между­народными перевозками, в частности полученных от использо­вания, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов, других транспортных средств или контейнеров. Остальные доходы ино­странных организаций, не связанные с деятельностью в Россий­ской Федерации через постоянные представительства, облага­ются налогом в 20 процентов.

Унифицированные ставки налога на прибыль, не зависящие от налоговой юрисдикции, установлены относительно доходов, полученных в качестве дивидендов или от операций с государ­ственными и муниципальными ценными бумагами. Учитывая значимость развития рынка государственных и муниципальных ценных бумаг, пока еще низкую их ликвидность и доходность, законодатель применяет пониженные ставки налога на при­быль, образующуюся от операций с этими видами долговых обя­зательств. Так, по доходу в виде процентов по государственным

Глава 18 Система налогов и сборов Российской Федерации

и муниципальным ценным бумагам налог взимается в размере 15 процентов, а доход от государственных и муниципальных об­лигаций, выпущенных в целях реструктуризации государствен­ного внутреннего и внешнего долга бывшего Союза ССР, пол­ностью освобождается от налога на прибыль.

Характерные особенности имеются при налогообложении прибыли Центрального банка РФ, обусловленные его статусом" государственного банка. Прибыль, полученная Центральным банком РФ в результате осуществления функций, возложенных на него Федеральным законом «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)», облагается по ставке 0 про­центов. Прибыль, полученная Центральным банком РФ от всех иных видов деятельности, подлежит налогообложению на об­щих основаниях, т. е. по ставке в 24 процента.

Налог на прибыль организаций существенно отличается от большинства федеральных налогов порядком зачисления в бюд­жеты различного уровня. Сумма налога на прибыль от доходов в виде дивидендов, процентов от операций с государственными или муниципальными долговыми обязательствами и от доходов иностранных организаций, полученных из российских источ­ников, зачисляется в федеральный бюджет. В оставшейся части по юридической сущности налог на прибыль является «расщеп­ленным», поскольку в определенных процентных долях посту­пает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований.

В соответствии с принципом федерализма, лежащим в основе государственного устройства России, законодательные (предста­вительные) органы государственной власти субъектов РФ вправе снижать ставку налога на прибыль до 10,5 процента, но в преде­лах сумм, подлежащих зачислению в региональные бюджеты.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком, как прави­ло, самостоятельно и уплачивается на оенове налоговой декла­рации в течение отчетного периода ежемесячно авансовыми платежами. Относительно налогоплательщиков — иностранных организаций, получающих доход от российских источников, обязанность по определению суммы налога, удержанию и пере­числению в соответствующий бюджет возлагается на организа­цию — налогового агента, выплатившую этот доход.

Налоговое законодательство РФ стремится соответствовать принципу устранений двойного налогообложения. Реализация

Финансовое право России. Особенная часть

названного положения относительно налогообложения прибы­ли организаций заключается в том, что суммы налога, выпла­ченные российской организацией в соответствии с законода­тельством иностранного государства, засчитываются при уплате этими лицами налога на прибыль организаций в Российской Федерации. Однако НК РФ установлено ограничение размера суммы налога, подлежащей зачету, поэтому выплаченные за границей Российской Федерации налоги не должны превышать размера налога на прибыль, установленного российским зако­нодательством.

Налог на добычу полезных ископаемых представляет собой но­вое явление в российском финансовом праве. Он установлен гл. 26 НК РФ и введен в действие с 1 января 2002 г.1 Налог на добычу полезных ископаемых заменил ранее действовавшую пла­ту за право пользования недрами и перевел тем самым часть рен­тных платежей из неналоговых в налоговые доходы государства.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых при­знаются организации и индивидуальные предприниматели, яв­ляющиеся на основании российского законодательства пользо­вателями недр.

Налоговым законодательством установлено два режима по­становки на учет плательщиков данного налога: по месту на­хождения участка недр, предоставленному налогоплательщику в пользование; по месту нахождения — для налогоплательщи­ков, осуществляющих добычу полезных ископаемых на конти­нентальном шельфе Российской Федерации, в ее исключитель­ной экономической зоне, а также за пределами России, если эта добыча осуществляется на юрисдикционных территориях Российской Федерации, а также арендуемых у иностранных го­сударств участках недр.

Объектом налога признаются виды полезных ископаемых: добытые из недр на территории Российской Федерации; извле­ченные из отходов (потерь) добывающего производства, если та-

1 См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ «О внесе­нии изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Рос­сийской Федерации и некоторые другие акты законодательства Рос­сийской Федерации, а также о признании утратившими силу отдель­ных актов законодательства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ч. I. Ст. 3429.

Глава 18. Система налогов и сборов Российской Федерации _____465

кое извлечение подлежит обязательному лицензированию; добы­тые из недр за пределами территории Российской Федерации.

Не являются объектами налогообложения следующие виды полезных ископаемых: общераспространенные полезные иско­паемые, добытые индивидуальными предпринимателями и ис­пользуемые ими непосредственно для личного потребления; кол^ лекционные геологические материалы (минералогические, пале­онтологические и др.); добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых гео­логических объектов, имеющих научное, культурное, эстетичес­кое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значе­ние; извлеченные из собственных отходов (потерь) добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если их добы­ча ранее подлежала налогообложению в установленном порядке.

Налоговая база представляет собой стоимость добытых по­лезных ископаемых и определяется налогоплательщиком само­стоятельно. Уплачивается налог на добычу полезных ископае­мых ежеквартально.

Налоговая ставка исчисляется в процентном выражении к стоимости добытых полезных ископаемых и зависит от ряда факторов: экономико-географических условий, размера участка недр, качества полезных ископаемых, степени геологической изученности территории, риска ее освоения и т. д. Так, при добыче природной соли или радиоактивных металлов налог взыскивается в размере 5,5 процента; каменного или бурого угля — 4 процентов; драгоценных металлов (кроме золота) — 6,5 процента; золота — 6 процентов; цветных металлов, природ­ных алмазов, драгоценных и полудрагоценных камней — 8 про­центов; природного газа и нефти — 16,5 процента.

Определенные виды полезных ископаемых облагаются нало­гом по ставке 0 процентов, что обусловлено предоставлением льготных условий со стороны государства при освоении сложных горно-геологических территорий, добычей ископаемых пони­женного качества, а также внедрением экологически безопасных техники и технологий, повышающих извлечение основных и попутных полезных компонентов. По данной налоговой ставке облагаются, например, полезные ископаемые в части их норма­тивных потерь; добыча попутного газа; полезные ископаемые при Разработке некондиционных или ранее списанных запасов по-

Финансовое право России. Особенная часть

лезных ископаемых; добыча подземных вод из контрольных или резервных скважин при проведении планового контроля за их работоспособностью; добыча минеральных вод, используемых исключительно в лечебных и курортных целях; разработка воды для сельскохозяйственного назначения и т. д.

Законодательством предусмотрена возможность понижения размера ставки налога на коэффициент 0,7 для тех налогопла­тельщиков, которые за счет собственных средств осуществили поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полез­ных ископаемых или полностью возместили государству анало­гичные расходы.

Налог на добычу полезных ископаемых отнесен ст. 13 НК РФ к числу федеральных, однако на основании ст. 48 БК РФ суммы поступлений от этого налога зачисляются в бюджеты всех уровней, но в разных пропорциях, зависящих от вида добытого полезного ископаемого.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (единый налог). Установ­лена гл. 263 НК РФ и относится к специальным налоговым ре­жимам. В российской налоговой системе этот способ налогооб­ложения впервые появился в виде единого налога (взноса) на вмененный доход для определенных видов деятельности1. Впос­ледствии законодатель внес изменения в правовой режим нало­гообложения отдельных видов деятельности, уточнив его сущ­ность, и кодифицировал в НК РФ соответствующие нормы2.

Вмененный доход — это потенциально возможный доход на­логоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом со­вокупности факторов, непосредственно влияющих на получе­ние указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

1 См.: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3826.

2 См.: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ «О внесе­нии изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Рос­сийской Федерации и некоторые другие акты законодательства Рос­сийской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3021.

Глава 18. Система налогов и сборов Российской Федерации 467

По своей сущности единый налог представляет совокупность определенных налогов, ранее уплачиваемых отдельными кате­гориями субъектов, от предпринимательской деятельности. Со­вокупность налогов, заменяемых системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, зависит от вида нало­гоплательщика. гЯ

Относительно организаций уплата единого налога предусмат­ривает замену налога на прибыль организаций, налога с про­даж, налога на имущество организаций и единого социального налога. Относительно индивидуальных предпринимателей пере­ход на систему налогообложения в виде единого налога предус­матривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога с продаж, налога на имущество физических лиц и едино­го социального налога.

Перечисленные налоги не уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями только в отношении объектов, связанных с предпринимательской деятельностью. Другие налоги и сборы, причитающиеся к уплате организация­ми и индивидуальными предпринимателями, исчисляются и уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложе­ния.

В отличие от иных федеральных налогов особенностью пра­вового режима системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход является ее установление федеральным за­конодательством (НК РФ), а введение в действие — законами субъектов РФ. Применяется система налогообложения в виде единого налога одновременно с общей системой налогообложе­ния (общим налоговым режимом).

Система налогообложения в виде единого налога применяет­ся в отношении следующих видов деятельности: оказание быто­вых услуг; оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ре­монту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с малой площадью или через иные объекты органи­зации торговли, в том числе и не имеющие стационарной тор­говой площади; оказание услуг общественного питания; оказа­ние автотранспортных услуг по перевозу пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпри­нимателями, эксплуатирующими не более 20 автотранспортных средств.

Финансовое право России. Особенная часть

Налогоплательщики, осуществляющие несколько видов пред­принимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, обязаны вести раздельный налоговый учет по каждому виду деятельности.

Налогообложение отдельных видов деятельности в виде спе­циального налогового режима устанавливается по решению субъекта РФ. При этом региональный закон должен опреде­лять: порядок введения единого налога на территории соответ­ствующего субъекта РФ; виды предпринимательской деятель­ности, в отношении которых вводится единый налог; значение поправочного коэффициента, предназначенного для расчета суммы налога.

Налогоплательщиками единого налога являются организа­ции и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории субъекта РФ, в котором введена система налогообложения в виде едино­го налога. Для налогоплательщиков единого налога, не состоя­щих на учете в налоговых органах того субъекта РФ, в котором они осуществляют предпринимательскую деятельность, НК РФ устанавливает обязанность встать на учет в этих органах в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельнос­ти (п. 2 ст. 34628).

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Ставка налога построена на презумпции получения налого­плательщиком дохода и составляет 15 процентов от величины вмененного дохода.

Налоговым периодом по единому налогу является один квар­тал, а уплачивается налог налогоплательщиком не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. По итогам каждого налогового периода налогоплательщиком со­ставляются налоговые декларации, которые представляются им в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца сле­дующего налогового периода. Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей (установ­ленных нормативными правовыми актами Российской Федера­ции) по представлению в финансово-контрольные органы бух­галтерской, налоговой и статистической отчетности.

Единый налог играет важную роль в процессе бюджетного регулирования. Суммы единого налога зачисляются на счета

Глава 18. Система налогов и сборов Российской Федерации_____ 469

органов федерального казначейства для их последующего рас­пределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государствен­ных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным зако­нодательством РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.