Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие валюты и валютных ценностей. Термин «валюта» используется в двух смыслах: во-первых, это денежная единица государства; во-вторых




Термин «валюта» используется в двух смыслах: во-первых, это денежная единица государства; во-вторых, это денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платеж-

Финансовое право России. Особенная часть

ные документы, выраженные в иностранных денежных едини­цах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта).

Для характеристики соотношения внутренней и иностран­ной валют используются следующие понятия: «необратимая (неконвертируемая) валюта», т. е. валюта, используемая в пре­делах только одного государства; «обратимая (конвертируемая) валюта», валюта обмениваемая на иностранную валюту и явля­ющаяся, таким образом, средством платежа на международном рынке; «частично обратимая (конвертируемая) валюта» исполь­зуется не во всех внешних валютных операциях и в отношениях не всех субъектов.

Определение и классификация валюты содержатся в Феде­ральном законе «О валютном регулировании и валютном конт­роле», вступающем в силу в основной своей части 17 июня 2004 г., за исключением ряда статей, перечисленных в ст. 26 ука­занного Закона.

К валюте РФ относятся: а) находящиеся в обращении, а так­же изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие об­мену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты; б) средства в рублях на банковских счетах и в банковских вкладах.

К иностранной валюте отнесены: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обра­щении и являющиеся законным платежным средством в соот­ветствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; б) средства на счетах в денежных еди­ницах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Валютные ценности — ценности, в отношении которых ва­лютным законодательством установлен особый ограниченный режим обращения на территории страны. Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям отнесены: а) иностранная валюта; б) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной фор­ме. Внешними ценными бумагами не являются эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валю-

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования

те РФ и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федера­ции, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на по­лучение валюты РФ и выпущенные на ее территории.

§ 2. Валютное регулирование: понятие и содержание

-ля*

Валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка и совершения валютных операций.

Регулирование валютных отношений осуществляется с уче­том экономических задач государства. Российская Федерация после провозглашения своего суверенитета (1991 г.) стала осу­ществлять политику либерализации в регулировании валютных отношений: отменена государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей, а также на операции с ними; разрешен под контролем государства вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей; в определенных случаях и пределах допускается обращение на территории страны иностранной ва­люты в качестве платежного средства.

Статьей 3 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» определены следующие основные прин­ципы валютного регулирования: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валют­ного регулирования; 2) исключение неоправданного вмешатель­ства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; 4) единство системы валют­ного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение го­сударством защиты прав и экономических интересов резиден­тов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (раз­работке и утверждении) правовых норм, объектом которых яв­ляются общественные отношения, связанные с валютой.

Индивидуально-правовое регулирование — это применение пра­вовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение кон­кретных валютных правоотношений.

 

Финансовое право России. Особенная часть

Основы организации и осуществления валютного регулиро­вания определены Федеральным законом «О валютном регули­ровании и валютном контроле». Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуще­ствляется в других законодательных и иных нормативных актах, в том числе ведомственных (имеющих, однако, общее значение).

В соответствии с указанным выше Законом основным орга­ном валютного регулирования являются Правительство РФ и Центральный банк РФ (Банк России). Для реализации функций в сфере валютного регулирования названные органы в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, обяза­тельные для резидентов и нерезидентов.

Правительство РФ регулирует следующие валютные опера­ции движения капитала:

а) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления иностранным субъектам отсрочки платежа на срок более трех лет при экспорте товаров;

б) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления иностранным субъектам отсрочки платежа на срок более пяти лет за производимые резидентами за пределами территории РФ строительные и подрядные рабо­ты, а также за поставляемые товары, необходимые для выполне­ния этих работ;

в) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсроч­ки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осу­ществлением внешнеторговой деятельности;

г) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении иностранным субъектам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предвари­тельной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой де­ятельности;

д) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении иностранным субъектам коммерческих кредитов на срок более трех лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров;

е) расчеты и переводы при приобретении резидентами у не­резидентов долей, вкладов, паев в имуществе юридических лиц при внесении резидентами вкладов по договорам простого това­рищества с нерезидентами.

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования

Банк России в сфере валютного регулирования осуществляет следующие полномочия:

а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

в) проводит все виды валютных операций;

г) устанавливает правила проведения резидентами и нерези­дентами в Российской Федерации операций с иностранной ва­лютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

д) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резиден­там, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Феде­рации;

е) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

ж) устанавливает единые формы учета, отчетности, докумен­тации и статистики валютных операций, в том числе уполномо­ченными банками, а также порядок и сроки их представления;

з) готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам;

и) выполняет другие функции, предусмотренные Федераль­ным законом «О валютном регулировании и валютном контро­ле».

Центральный банк РФ имеет право регулировать валютные операции движения капитала между резидентами и нерезиден­тами только посредством установления требований об исполь­зовании специального счета и резервировании определенной суммы валютной операции.

Требование об использовании резидентом специального сче­та может быть установлено Центральным банком РФ при регу­лировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:

Финансовое право России. Особенная часть

расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте;

расчетов и переводов при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов;

операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

операций кредитных организаций, за исключением банков­ских операций.

Требование об использовании специального счета нерези­дентом может быть установлено Центральным банком РФ при регулировании следующих валютных операций, осуществляе­мых между резидентами и нерезидентами:

расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам;

расчетов и переводов при получении кредитов и займов в валюте РФ резидентами от нерезидентов;

операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

операций, связанных с приобретением нерезидентами у ре­зидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами);

операций, связанных с приобретением резидентами у нере­зидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а так­же исполнением резидентами обязательств по внутренним цен­ным бумагам.

В целях осуществления валютного регулирования Банком России особо устанавливается порядок реализации гражданам на территории России товаров (работ, услуг) за иностранную валюту.

В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 января 1994 г. Банк России запретил реализацию гражданам

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования

на территории России товаров (работ, услуг) за наличную ино­странную валют. При этом все расчеты между уполномоченны­ми предприятиями и гражданами за реализуемые последним това­ры (работы, услуги) на территории Российской Федерации могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитны­ми и дебетными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой.

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что Банк России вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздей­ствия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса рубля Банк России продает ино­странную валюту, для снижения — скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Банк России проводит валютные ин­тервенции для того, чтобы максимально приблизить курс рубля к его покупательной способности и в то же время найти комп­ромисс между интересами экспортеров и импортеров.

В некотором занижении курса рубля заинтересованы пред­приятия сырьевого комплекса, они обеспечивают основную часть валютной выручки России. В некотором завышении курса рубля заинтересованы предприятия, получающие сырье, мате­риалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, пока производящие продукцию, которая не­конкурентоспособна по сравнению с иностранной продукцией. Особо актуально это для сельскохозяйственного производства, так как более чем на 1/3 потребность страны в продовольствии удовлетворяется за счет импорта.

Наряду с валютной интервенцией Банк России предприни­мает ряд административных мер, позволяющих адекватно осу­ществлять валютное регулирование. К таким мерам, в частно­сти, относятся:

решение об обязательной продаже части экспортной выруч­ки. Эту продажу осуществляют на валютных биржах экспортеры через уполномоченные коммерческие банки;

лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке. Для этого банкам, имеющим валютную лицензию, устанавливается «от­крытая позиция». Она определяется для банка как разница меж-ДУ суммой иностранной валюты, купленной за свой счет с 1 ян-

Финансовое право России. Особенная часть

варя отчетного года, и суммой иностранной валюты, проданной банком за свой счет и за тот же период времени;

разработка совместно с Государственным таможенным ко­митетом РФ (ГТК России) системы методов экономического и административного воздействия на экспортеров, задерживаю­щих возврат валюты в отечественные банки, что было вызвано оседанием значительной части валюты в иностранных банках;

установление (как временной меры валютного регулирова­ния) верхнего и нижнего пределов колебания курса рубля при операциях на валютном рынке — «валютного коридора». На­пример, до конца 1995 г. нижний предел был определен в 4300, а верхний — 4900 рублей за один доллар США. В настоящее время пределы колебания курса рубля не устанавливаются.

Большое внимание Банк России уделяет регулированию об­ращения наличной иностранной валюты, поскольку этот воп­рос имеет для России актуальное значение.

Государство осуществляет регулирование валютных отноше­ний и посредством лицензирования валютной деятельности. Порядок функционирования валютного рынка в России, пол­номочия и функции органов валютного регулирования и валют­ного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения ва­лютными ценностями, ответственность за нарушение валютно­го законодательства определяются Законом «О валютном регу­лировании и валютном контроле»1. Закон и издаваемые на его основе нормативные акты предусматривают, что все расчеты в иностранной валюте осуществляются только через уполномо­ченные банки, т. е. банки, имеющие лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций.

До апреля 1996 г. лицензии, выдаваемые Центральным бан­ком РФ, подразделялись на генеральные, внутренние и расши­ренные внутренние. Затем в соответствии с письмом Банка России от 19 апреля 1996 г. № 276 лицензии, получаемые ком­мерческими банками, стали подразделяться на следующие виды:

генеральные;

лицензии на осуществление банковских операций (за исклю­чением привлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в рублях и иностранной валюте;

1 До вступления в силу Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ действует Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О ва­лютном регулировании и валютном контроле».

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования

лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях либо в рублях и иностранной валюте.

Одновременно с лицензией, предусматривающей операции со средствами в иностранной валюте, или после ее получения банку может быть выдана лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Такие банки должны рас­полагать уставным капиталом в размере, эквивалентном 5 млн экю.

Для получения генеральной лицензии банк должен иметь право на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, причем следует отметить, что наличие лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов не является обязательным. Банк должен располагать капиталом в размере, эквивалентном 5 млн экю, и положительным заключением подразделения инспектирования Банка России по результатам комплексной инспекционной про­верки, завершенной не позднее чем за три месяца до предостав­ления документов в Главное территориальное управление Бан­ка России.

Генеральная лицензия не расширяет круг выполняемых бан­ком операций, однако дает право в установленном порядке от­крывать филиалы за рубежом и приобретать акции кредитных организаций — нерезидентов.

Следует отметить, что действующие банки, ходатайствующие о расширении круга выполняемых ими операций, должны иметь устойчивое финансовое положение в течение последних шести месяцев, выполнять обязательные резервные требования Банка России, экономические нормативы, не иметь убытков и задол­женности перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами. Для получения лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях банк должен иметь собствен­ные средства (капитал) в размере не ниже установленного Ин­струкцией Банка России от 23 июля 1998 г. № 75-П «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих проце­дуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности».

Для получения лицензии коммерческий банк представляет в Центральный банк комплект документов, содержание и поря­док оформления их регламентирует отдельными инструкциями, которые в настоящее время существенно перерабатываются.

Финансовое право России. Особенная часть

Коммерческие банки, имеющие соответствующую лицен­зию, являются основными участниками валютного рынка. Та­кие банки называются уполномоченными и проводят следую­щие операции:

покупку и продажу иностранной валюты за счет собственных средств банка, за счет средств обслуживаемой клиентуры;

расчеты в иностранной валюте, связанные с экспортом това­ров и услуг, а также проведением различного рода нетоварных операций;

установление корреспондентских отношений с другими Российскими уполномоченными и иностранными банками;

пассивные и активные операции в иностранной валюте;

депозитные и конверсионные операции на международных денежных рынках;

обмен для населения иностранной валюты на рублевую и рублевой на иностранную;

операции с чеками и другими ценными бумагами в иност­ранной валюте.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валют­ном контроле», принятый в 2003 г. позволяет российским физи­ческим и юридическим лицам открывать банковские счета за пределами Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 названного Закона резиденты имеют право открывать без огра­ничений счета и вклады в иностранной валюте в банках, распо­ложенных на территориях иностранных государств, являющих­ся членами Организации экономического сотрудничества и раз­вития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Юридические лица — резиденты вправе без ограничений осу­ществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации. Однако совершать через подобные счета валютные операции между резидентами законодательством не разрешается.

Физические лица — резиденты вправе без ограничений осу­ществлять валютные операции через счета, открытые в иност­ранных банках. Вместе с тем объектами подобных валютных операций не должны выступать передача имущества и оказание услуг на территории Российской Федерации.

Об открытии или закрытии валютного счета (вклада) в ино­странном банке резиденты обязаны не позднее одного месяца уведомлять налоговую инспекцию по месту своего учета.

Глава 26. Правовые основы валютного регулирования

Законодательством РФ определены следующие правовые ос­новы функционирования внутреннего валютного рынка:

а) покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производятся через уполномоченные банки в поряд­ке, устанавливаемом Банком России;

б) Центральному банку РФ в целях регулирования внутрен­него валютного рынка РФ предоставлено право устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от кур­са ее продажи, а также проводить операции по покупке и про­даже иностранной валюты;

в) при осуществлении внешнеторговой деятельности рези=-денты обязаны полученную иностранную валюту зачислять на свои счета в уполномоченных банках и затем репатриировать (возвращать) ее на территорию Российской Федерации. Репат­риированная валютная выручка в размере 30 процентов не по­зднее семи дней подлежит обязательной продаже государству через уполномоченные банки по обменному курсу, установлен­ному Центральным банком РФ на день продажи части валют­ной выручки. Актами валютного законодательства могут пре­дусматриваться льготы по обязательной продаже части валют­ной выручки резидентов, а также полное освобождение-резидентов от продажи валютной выручки государству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.