Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И лиц без гражданства 5 страница




Доказательством происхождения ребенка от конкретных лиц в большинстве государств обычно служит запись о рождении, совершенная в книгах записи актов гражданского состояния (в отсутствие такой записи доказательством происхождения ребенка могут служить факты, в совокупности свидетельствующие о существовании родства между ребенком и конкретным лицом). При этом не исключены ситуации, когда соответствующая запись может содержать сведения о лице, которое фактически не является отцом или матерью ребенка. Поэтому во многих государствах, так же как и в России, действует институт оспаривания отцовства (материнства).

В соответствии с СК РФ права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке (см. комментарий к ст. ст. 47 - 49 СК). При этом запись родителей в книге записей рождений может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери ребенка, либо лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия, опекуна (попечителя) ребенка, опекуна родителя, признанного судом недееспособным (см. комментарий к ст. 52 СК).

Законодательство иностранных государств в той или иной степени отличается в подходах к установлению оснований возникновения родительских прав и обязанностей. Как правило, отцом ребенка считается супруг матери (Франция, Швейцария, Венгрия и др.). Довольно распространено и использование 300-дневного срока беременности для определения, кто должен быть записан в качестве отца, а также даты рождения до наступления 180 дней после регистрации брака (Италия). В некоторых государствах оспорить отцовство (материнство) в отношении ребенка, рожденного в законном браке, возможно, только если будет доказано, что новорожденного подменили <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные институты / Под ред. В.В. Залесского. М., 2004. С. 193 - 207.

 

Законодательство, применимое при установлении и оспаривании отцовства (материнства) в отношении конкретного ребенка, должно определяться в соответствии с коллизионными нормами комментируемой статьи.

2. В отличие от правила ст. 164 КоБС РСФСР, в соответствии с которой установление происхождения детей независимо от их гражданства производилось по законодательству РФ, п. 1 комментируемой статьи подчиняет условия установления и оспаривания отцовства (материнства) законодательству государства, гражданином которого является конкретный ребенок по рождению.

Таким образом, основным критерием для определения права, подлежащего применению при установлении и оспаривании отцовства (материнства), является гражданство, которое ребенок приобрел на момент рождения.

Приобретение ребенком впоследствии гражданства другого государства не имеет правового значения для разрешения рассматриваемого коллизионного вопроса. В любом случае будет подлежать применению законодательство государства, гражданином которого ребенок стал на момент рождения. Поэтому при установлении и оспаривании отцовства (материнства) должно применяться законодательство РФ в отношении ребенка, являющегося гражданином РФ по рождению, или законодательство иностранного государства в отношении ребенка, являющегося гражданином данного государства по рождению.

Исключение составляют только случаи, когда иное, чем определенное п. 1 комментируемой статьи, правило установлено международным договором РФ <1>.

--------------------------------

<1> Большинство международных договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам содержит аналогичное п. 1 комментируемой статьи правило определения подлежащего применению законодательства (см., например, Конвенцию стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (ст. 31); договоры с Республикой Молдова (ст. 29), Латвийской Республикой (ст. 29), Эстонской Республикой (ст. 29), Азербайджанской Республикой (ст. 29), Республикой Кыргызстан (ст. 29), Литовской Республикой (ст. 29), Монгольской Народной Республикой (п. 1 ст. 27), Республикой Куба (п. 1 ст. 26)). Вместе с тем некоторые международные договоры РФ требуют применения законодательства того из договорившихся государств, гражданином которого является ребенок, не связывая приобретение такого гражданства с моментом рождения ребенка.

 

3. В соответствии со ст. 12 Закона о гражданстве РФ ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

- оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);

- один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

- один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином, при условии что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

- оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

При этом ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если его родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

4. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи порядок установления и оспаривания отцовства (материнства), осуществляемого на территории РФ, определяется только законодательством РФ.

В свою очередь, сам порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) определен гл. 10 СК РФ. В частности, в соответствии с данной главой происхождение детей удостоверяется в органах записи актов гражданского состояния путем государственной регистрации рождения ребенка. Порядок внесения сведений о родителях в запись акта о рождении ребенка определен Законом об актах гражданского состояния. При этом в предусмотренном ст. 49 СК РФ случае установление отцовства осуществляется в судебном порядке (комментарий к ст. ст. 48 - 51 СК).

Оспаривание отцовства (материнства) в соответствии со ст. 52 СК РФ осуществляется только в судебном порядке (см. комментарий к ст. 52 СК). Поэтому независимо от гражданства ребенка, места его рождения или жительства установление отцовства (материнства) на территории РФ осуществляется в органе записи актов гражданского состояния или в суде, а оспаривание отцовства (материнства) - в судебном порядке.

5. Учитывая, что в соответствии с общепризнанными нормами международного права должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений вправе осуществлять функции регистраторов актов гражданского состояния <1>, п. 2 комментируемой статьи закрепляет право гражданина РФ, проживающего за пределами территории РФ, обратиться с заявлением об установлении отцовства (материнства) в дипломатическое или консульское учреждение РФ, при условии что законодательство РФ в данном конкретном случае не требует судебного порядка установления отцовства (материнства). При этом исходя из содержания п. 1 комментируемой статьи можно сделать вывод, что с заявлением вправе обратиться и гражданин иностранного государства, если другой родитель ребенка, в отношении которого устанавливается отцовство (материнство), является гражданином РФ.

--------------------------------

<1> Такие функции предусмотрены п. "f" ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. Полномочия консульских учреждений РФ на государственную регистрацию за пределами территории РФ актов гражданского состояния, включая регистрацию рождения ребенка, закреплены дополнительно в ст. 5 Закона об актах гражданского состояния, ст. 25 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ. Подробнее о функциях дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, а также об актах, регламентирующих их деятельность, см. комментарий к ст. 157 СК РФ.

 

6. Несмотря на то что п. 2 комментируемой статьи не конкретизирует, в соответствии с каким законодательством (законодательством РФ или государства места пребывания дипломатического представительства или консульского учреждения) должно осуществляться должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения РФ установление отцовства (материнства), исходя из ст. 2 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации", а также Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (п. "f" ст. 5) можно сделать вывод о том, что такое установление должно осуществляться в соответствии с законодательством РФ, если это не будет противоречить законам и правилам государства пребывания дипломатического представительства или консульского учреждения, а также международному договору РФ <1>.

--------------------------------

<1> Дополнительно о подлежащем применению законодательстве при исполнении должностными лицами дипломатического представительства и консульского учреждения РФ функций по регистрации актов гражданского состояния см. комментарий к ст. ст. 157 и 160 СК РФ.

 

7. Как комментируемая статья, так и в целом СК РФ не содержат норм, предусматривающих признание в Российской Федерации решений органов иностранных государств об установлении отцовства (материнства). Поэтому признание таких решений должно осуществляться на общих основаниях, предусмотренных нормами гражданского процессуального законодательства (если речь идет о признании решения суда иностранного государства), а также правилами международных договоров РФ.

 

Статья 163. Права и обязанности родителей и детей

 

Комментарий к статье 163

 

1. На территории РФ до вступления в силу СК РФ вопросы отношений между родителями и детьми, рожденными в смешанных браках, не были решены на законодательном уровне. На практике суды в большинстве случаев применяли отечественное законодательство. С принятием СК РФ эти отношения в рамках комментируемой статьи получили правовую регламентацию, в основе которой лежит сочетание принципов определения законодательства государства, подлежащего применению, на основе территориального признака проживания семьи и признака гражданства ребенка.

2. Первый основной принцип предполагает, что права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, должны определяться законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. Таким образом, отношения родителей и детей, проживающих в России, независимо от их гражданства подчинены российскому праву.

Соответственно, права и обязанности родителей, в том числе связанные с воспитанием ребенка, защитой его прав и интересов, требованием возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения, общением с ребенком, участием в его воспитании, включая случаи, когда он проживает с другим родителем, решением вопросов получения ребенком образования, случаи и порядок ограничения или лишения родительских прав, так же как и личные неимущественные и имущественные права несовершеннолетних детей, определяются в соответствии с гл. 11 и 12 СК РФ (см. комментарий к ст. ст. 54 - 79 СК). При этом при разрешении вопросов, связанных с исполнением родителями либо одним из родителей обязанностей по содержанию ребенка, включая обязанности по уплате алиментов, с учетом п. 1 ст. 60 СК РФ применению подлежат также ст. ст. 80 - 86, 99 - 105 СК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

С одной стороны, данный принцип позволяет применить к правоотношениям родителей и детей законодательство именно того государства, тесная связь с которым обусловлена прежде всего их совместным проживанием в нем, и тем самым избежать конфликта публичного порядка, установленного в этом государстве, с принципами установления прав и обязанностей родителей и детей, например государства, гражданами которого они являются (в некоторых странах до сих пор признается главенство мужа в семье, в том числе в части его прав на детей).

С другой стороны, при взыскании алиментов данный принцип позволяет в равной степени учесть интересы и плательщика, и получателя алиментов, поскольку решение вопросов, связанных с установлением размеров алиментов, обычно обусловлено уровнем жизни населения в конкретном государстве и соответствующей оценкой материального положения указанных лиц, в том числе с учетом действующей системы государственного социального обеспечения <1>, определения видов заработка или иного дохода, из которых производится удержание алиментов.

--------------------------------

<1> К примеру, в США назначение государственных пособий для престарелых малообеспеченных граждан является основанием для обращения к детям за выплатой содержания (см.: Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные институты / Под ред. В.В. Залесского. С. 249).

 

3. Следует обратить внимание на то, что в соответствии с комментируемой статьей территориальный признак определения законодательства, подлежащего применению к правам и обязанностям родителей и детей, непосредственным образом обусловлен фактором наличия у родителей и детей совместного места жительства в одном государстве. Соответственно, может возникнуть вопрос: что имеется в виду в комментируемой статье под совместным местом жительства: как родители, так и дети должны проживать в одном государстве и иметь одно совместное место жительства в этом государстве (т.е. совместно проживать) или достаточно того, что как родители, так и дети просто должны проживать в одном государстве (т.е. их совместное проживание в этом государстве уже не имеет правового значения)?

Комплексный анализ отдельных положений СК РФ, в частности п. 4 ст. 38, п. 2 ст. 54, п. 1 ст. 55, п. 2 ст. 59, п. 4 ст. 60, п. 1 ст. 62, п. 3 ст. 65, абз. 5 ст. 130, п. 2 ст. 133, свидетельствует, что законодатель в качестве правовой категории, обозначающей проживание супругов и детей в одном месте жительства, выбрал такое понятие, как "совместное проживание" (в качестве противопоставляемой правовой категории - "раздельное проживание"), а не "совместное место жительства". Поэтому представляется, что для применения законодательства конкретного государства в соответствии с комментируемой статьей достаточно, чтобы родители и дети проживали в этом государстве (т.е. не обязательно в одном месте жительства).

4. Второй принцип определения законодательства, подлежащего применению, основан на признаке гражданства ребенка. В частности, в соответствии с комментируемой статьей если родители и дети проживают в разных государствах (т.е. не имеют совместного места жительства в одном государстве), то их права и обязанности определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. Поэтому если ребенок является гражданином РФ, то независимо от того, проживает ли он на территории РФ или на территории иностранного государства, должно подлежать применению, например при разрешении в российском суде спора, связанного с правами и обязанностями родителей и данного ребенка, законодательство РФ. Если же ребенок является гражданином иностранного государства - законодательство данного государства.

Так, если мать ребенка - российского гражданина проживает вместе с ребенком в России, а отец - за границей, то порядок взыскания на ребенка алиментов с отца и размер таких алиментов будут определяться российским судом в соответствии с СК РФ. Если мать ребенка - иностранного гражданина, проживающая отдельно от ребенка за границей, обратится в российский суд с требованием о возврате ребенка от проживающего в России отца, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения, то российский суд при рассмотрении данного требования должен будет применить законодательство иностранного государства, гражданином которого является ребенок.

5. Не исключена ситуация, когда применение основанного на признаке гражданства ребенка второго принципа определения законодательства государства, подлежащего применению к правам и обязанностям родителей и детей, может существенно нарушить интересы ребенка.

В частности, ребенок может проживать в государстве, в котором намного более высокий уровень жизни населения, чем в государстве, гражданином которого он является. Соответственно, в случае установления размера алиментов с применением законодательства государства его гражданства, которое может исходить из совершенно иного уровня оценки необходимого материального обеспечения, ребенок может оказаться в ситуации, когда установленный размер средств на его содержание не будет соответствовать уровню жизни населения в государстве, в котором он проживает. Поэтому комментируемая статья для случая отсутствия совместного проживания родителей и детей в одном государстве предусматривает возможность иного разрешения коллизионного вопроса: по требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми судом может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

Следует обратить внимание на то, что поскольку законодательство государства места постоянного проживания ребенка в соответствии с комментируемой статьей судом может быть применено только при наличии требования об этом со стороны истца, то при отсутствии такого требования суд не вправе отступать от основной коллизионной нормы данной статьи. При этом комментируемая статья непосредственно упоминает именно истца, в связи с чем ответчик не обладает правом такого требования.

Кроме того, необходимо также иметь в виду, что комментируемая статья предусматривает не обязанность суда применить по требованию истца законодательство государства места постоянного проживания ребенка, а только возможность применения такого законодательства. Суд самостоятельно, исходя из всех обстоятельств дела и на основании предъявленного истцом требования, оценивает целесообразность для ребенка применения законодательства государства - места его постоянного проживания или законодательства государства, гражданином которого он является.

6. Следует иметь в виду, что разрешение коллизионных вопросов, связанных с правами и обязанностями родителей и детей, в некоторых международных договорах РФ несколько отличается от норм комментируемой статьи. К примеру, в соответствии со ст. 32 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам правоотношения родителей и детей определяются по законодательству государства - участника данной Конвенции, на территории которого постоянно проживают дети.

 

Статья 164. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и других членов семьи

 

Комментарий к статье 164

 

1. Комментируемая статья содержит коллизионные нормы, которые позволяют определить законодательство государства, подлежащее применению к алиментным обязательствам совершеннолетних детей в пользу родителей и к алиментным обязательствам других членов семьи <1>.

--------------------------------

<1> Данная статья не содержит коллизионных привязок относительно вопросов, связанных с алиментными обязательствами супругов, бывших супругов и алиментными обязательствами родителей в пользу детей, поскольку коллизионность данных вопросов разрешается в рамках соответственно ст. ст. 161 и 163 СК РФ (см. комментарий к этим статьям).

 

В частности, в соответствии с общим правилом данной статьи к алиментным обязательствам совершеннолетних детей в пользу их родителей, а также к алиментным обязательствам других членов семьи (к примеру, братьев и сестер, внуков, дедушек и бабушек) должно применяться законодательство государства, в котором плательщик и получатель алиментов имеют совместное место жительства <1>.

--------------------------------

<1> Относительно содержания понятия "совместное место жительства" см. комментарий к ст. 163 СК РФ.

 

Таким образом, как и в случаях с разрешением коллизионных вопросов относительно личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов (см. комментарий к ст. 161 СК), а также правоотношений родителей и детей (см. комментарий к ст. 163 СК), законодатель в комментируемой статье также избрал в качестве основного принципа определения законодательства государства, подлежащего применению, территориальный признак проживания лиц.

При взыскании алиментов данный принцип позволяет в максимальной степени учесть интересы как плательщика, так и получателя алиментов, поскольку при решении вопросов, связанных с установлением размеров алиментов, будут применены единые критерии, обусловленные уровнем жизни населения в государстве их проживания, и соответствующий порядок определения видов заработка или иного дохода, из которых будет производиться удержание алиментов. Поэтому в случае, когда совершеннолетний сын и его родители, или бабушка и внук, или брат и сестра, или иные названные в комментируемой статье лица в зависимости от того, в пользу кого устанавливаются алиментные обязательства, имеют совместное место жительства в России, то алиментные обязательства соответствующих лиц определяются СК РФ (см. комментарий к ст. ст. 87 и 88 (обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей), а также к ст. 93 (обязательства братьев и сестер), ст. 94 (обязательства дедушек и бабушек), ст. 95 (обязательства внуков), ст. 96 (обязательства воспитанников), ст. 97 (обязательства пасынков и падчериц) и ст. 98 (порядок определения размера алиментов)).

2. Не исключены ситуации, когда совершеннолетние дети и их родители, другие члены семьи, между которыми разрешается вопрос об алиментных обязательствах, могут проживать на территориях разных государств. В этих ситуациях комментируемая статья предписывает применение к алиментным обязательствам законодательства государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

Таким образом, если лицо, претендующее на получение алиментов, к примеру нетрудоспособный нуждающийся в помощи дедушка внука - гражданина РФ, является иностранным гражданином, то при разрешении на территории РФ вопроса об установлении в его пользу алиментных обязательств применение законодательства иностранного государства, гражданином которого он является, может привести к тому, что он будет лишен права требовать алименты. Это может иметь место тогда, когда в отношении категории родственников, к которой относится это лицо, законодательством указанного иностранного государства не предусмотрено исполнение алиментных обязательств.

В частности, следует иметь в виду, что круг лиц, имеющих право на получение алиментов, в иностранных государствах различен. Не в каждом государстве, так же как в Российской Федерации, имеют право требовать получения содержания нетрудоспособные нуждающиеся в помощи дедушка, бабушка, внуки, братья, сестры <1>. В законодательстве некоторых государств могут быть предусмотрены и совершенно иные основания возникновения алиментных обязательств. Так, в Италии ребенок обязан по мере собственных возможностей и доходов участвовать в содержании семьи только до тех пор, пока он проживает в семье <2>.

--------------------------------

<1> Во многих государствах (например, Скандинавского региона) право требовать исполнения алиментных обязательств предусмотрено только у родителей, детей и супругов, что связано с государственной системой социального обеспечения. В этих государствах бремя содержания других нетрудоспособных нуждающихся лиц полностью лежит на указанной государственной системе. При этом обращает на себя внимание тот факт, что избранный в комментируемой статье безальтернативный принцип гражданства лица может нарушить интересы проживающего в России нетрудоспособного нуждающегося получателя алиментов - гражданина одного из таких государств. Это связано с тем, что данный гражданин, не проживая на территории государства его гражданства, как правило, лишен права на получение соответствующих пособий, установленных в этом государстве. Применение же законодательства этого государства на территории РФ не позволяет ему истребовать алименты для целей своего содержания. Такой случай (лицо, требующее алименты, не может получить алименты по законодательству государства его гражданства) мог бы составить исключение из общего правила, установленного комментируемой статьей, когда допускалось бы применение законодательства РФ. Вместе с тем законодателем был избран другой подход.

<2> Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные институты / Под ред. В.В. Залесского. С. 248.

 

Если же, к примеру, дочь ставших нетрудоспособными и нуждающимися в помощи родителей вышла замуж и уехала на постоянное место жительства в иностранное государство, иск таких родителей, являющихся гражданами РФ, к дочери о взыскании алиментов должен будет рассматриваться российским судом с применением законодательства РФ, в частности ст. 87 СК РФ.

3. Комментируемая статья оставила неразрешенными коллизионные вопросы, касающиеся случаев, когда совершеннолетние дети и их родители, другие члены семьи, между которыми разрешается вопрос об алиментных обязательствах, проживают на территориях разных государств и лицо, претендующее на получение алиментов, является либо одновременно гражданином сразу нескольких государств, либо не имеет гражданства.

Разрешение вопроса в случае, когда данное лицо является одновременно гражданином РФ и иностранного государства, не вызывает больших сложностей, поскольку его однозначное разрешение заложено в рамках российского законодательства о гражданстве: с учетом ст. 6 Закона о гражданстве РФ в качестве общего правила (т.е. если иное не установлено международным договором РФ или федеральным законом) он рассматривается в Российской Федерации только как гражданин РФ <1>, и, соответственно, к алиментным обязательствам, по которым он будет являться получателем алиментов, на территории РФ применяется законодательство РФ <2>.

--------------------------------

<1> Следует также иметь в виду, что Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ, регулирующий отношения, связанные с правовым положением и деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, при определении категории лиц, которые на территории РФ признаются иностранными гражданами, устанавливает основной признак - данные лица не имеют гражданства РФ (абз. 2 ст. 2). Соответственно, гражданин иностранного государства, одновременно имеющий гражданство РФ, на территории РФ не признается иностранным гражданином.

<2> Аналогичный подход характерен для стран СНГ, большинства стран континентальной Европы и ряда других государств (Вьетнам, Египет, Куба, Монголия, Таиланд, Тунис, Южная Корея, Япония и др.).

 

Формула прикрепления к праву государства гражданства лица недостаточна в ситуации, когда данное лицо имеет два гражданства или более, но ни одно из них не является гражданством РФ. В этом случае возникает необходимость сделать выбор в пользу одной из правовых систем, с которыми данное лицо имеет правовую связь, основанную на гражданстве. Комментируемая статья не определяет варианты такого выбора, в связи с этим представляется, что с учетом ст. 5 СК РФ по аналогии может быть применена коллизионная норма п. 3 ст. 156 Кодекса, т.е. подлежит применению законодательство одного из иностранных государств, гражданином которых является лицо, претендующее на получение алиментов, по его выбору.

Отсылка к праву государства гражданства как основная коллизионная привязка не может обеспечить выбор применимого права в отношении лица без гражданства, претендующего на получение алиментов.

Во многих государствах этот выбор, как правило, делается в пользу законодательства государства, в котором данное лицо имеет постоянное или обычное место жительства (домицилий), а в отсутствие такового - в пользу права государства места его пребывания.

В рассматриваемом случае, когда совершеннолетние дети и их родители, другие члены семьи, между которыми разрешается вопрос об алиментных обязательствах, проживают на территориях разных государств и лицо, претендующее на получение алиментов, является лицом без гражданства, при определении законодательства государства, подлежащего применению к алиментным обязательствам, представляется, что с учетом ст. 5 СК РФ может быть использован по аналогии подход законодателя, который он избрал в п. 4 ст. 156 СК РФ и п. 5 ст. 1195 ГК РФ, т.е. должно подлежать применению законодательство государства, в котором это лицо имеет место жительства.

4. При определении законодательства государства, подлежащего применению к алиментным обязательствам совершеннолетних детей в пользу родителей, а также к алиментным обязательствам других членов семьи, необходимо учитывать, что многие международные договоры РФ о правовой помощи и правовых отношениях восприняли в качестве основной коллизионной привязки принцип территориального проживания лица, претендующего на получение алиментов (т.е. применяется законодательство государства, в котором это лицо проживает). К таким договорам можно отнести Конвенцию стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, п. 2 ст. 32 которой распространяет данный принцип в отношении дел о взыскании алиментов с совершеннолетних детей, а также договоры с Республикой Польша (ст. 29), Монгольской Народной Республикой (п. 4 ст. 27), Республикой Куба (п. 4 ст. 25), Социалистической Республикой Вьетнам (п. 4 ст. 27) и некоторые другие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.