Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие механизма государства




Понятие государственного механизма и государственной власти

Для обеспечения выполнения функций в любом государ­стве существует государственная власть и государственный аппарат, который олицетворяет материальную силу государ­ственной власти, механизм государства.

Государственная власть выражается в способности офици­альных структур подчинить поведение людей воле всего общества или его части при помощи государственного при­нуждения. Как подчеркивал Н.М.Коркунов, «государствен­ная власть не есть чья-либо воля, а сила, вытекающая из сознания гражданами их зависимости от государства».

Власть реализуется в определенных отношениях, которые называются властными отношениями. В соответствии с про­грессивными гуманистическими доктринами функциониро­вание государственной власти должно основываться на следующих принципах: представительство интересов граж­дан в органах власти; разделение властей; гласность и от­крытость; профессионализм и компетентность; законность; демократизм.

В юридической науке понятия «государственный аппа­рат» и «механизм государства» различаются, но суще­ствует точка зрения, согласно которой эти понятия можно использовать как синонимы.

Различие заключается в том, что в понятие «механизм государства» включаются и материальные придатки (вооруженные силы, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т.п.).

Если политический режим выражает содержание государственной власти, средства и способы властвования (демократические, авторитарные, тоталитарные), то само "тело", или "вещество", из которого состоит государство, - это аппарат власти, государственные орга­ны, учреждения и организации.

Механизм государства - это система государственных органов, учреждений, организа­ций, осуществляющих практическую работу по реализации охранительной и регулятивной функции государства.

Механизм государства главное и опре­деляющее звено политической системы, может оказывать положитель­ное и отрицательное воздействие на процессы, про­исходящие в обществе.

Структура механизма государства многообразна и изменчива, в нее входят госу-дарственные органы управ­ления, обладающие властными полномочиями, государ­ственные учреждения, не обладающие властными полно­мочиями, организационные и финансовые средства и принудительная сила (милиция, войска, исправительно-трудовые учреждения).

Элементом (ячейкой) механизма государственной власти явля­ется человек (личность) — субъект (носитель) государственной власти. Элементы механизма различным образом объединяют­ся, формируя институты (органы, формы непосредственной демократии и т.д.). Это государственные институты, и поэтому - в них не включаются институты гражданского общества, в том числе политические партии, «группы давления», средства мас­совой информации оказывают влияние (реально существующее) на процесс формирования и осуществления государственной власти. Но чтобы стать государственной, политическая власть должна стать публичной, т.е. политической волей, отражающей господствующие в обществе социально-групповые интересы. Ей должен быть придан общеобязательный, юридически закреп­ленный характер. Политическая воля должна быть проведена через нормы права, установленные государством. Механизм современного государства отличается вы­сокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений.

Обобщая подходы к изучению механизма государства, можно выделить три наиболее значи­тельные концепции относительно понятия «механизм государства».

Первая из них — это концепция широкого и узкого толкования меха­низма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат го­сударственной власти, а в широком — как политическую систему общества.

Вторая концепция — традиционная, рассматривающая механизм государства только как аппарат государственной власти.

Третья концепция — расширительная, характеризующая механизм государства как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений.

Механизм государства обладает следующими признаками (свойствами):

= Чиновничий аппарат – как специфическая часть общества. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества, не совпадает с ним и для которой управление - основное занятие. Они наделены властными полномочиями, обладают специальной подготовкой и подчиняются специальным нормам, установленным государством.

= Единство и Соподчиненность структурных элементов. Составляющие его органы, несмотря на различную компетенцию, структуру, являются частями одного цело­го, взаимосвязаны, образуют систему. Иерархичность подразумевает построение государст­венного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а ниже­стоящие органы, обязаны выполнять решения вышестоя­щих. Взаимоотношения между государственными органа­ми могут строиться на началах координации (меж­ду Федеральным Собранием - парламентом РФ и законо­дательными органами субъектов РФ) и на началах субординации (органы прокуратуры).

Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу является показателем кризиса политической власти в государстве.

= Особые властные полномочия. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.

= Наличие аппарата принуждения. Обязательно наличие организационных и материальных ору­дий принуждения. Аппарат принуждения - "силовые структуры": армия"; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасно­сти; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппа­рат судебных исполнителей; система исполнения наказа­ний; иные органы, исполняющие функции принуждения.

= Единство целей и задач для всех составных частей механизма государства. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата. Государственный механизм можно назвать «государственной вла­стью» или «публичной властью».

Теория разделения властей

Механизм (аппарат) современного правового государ­ства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти - на законодательную, исполнительную и судеб­ную власти.

Советской наукой теория разделения властей рассматривалась как буржуазная (реакционная), как «нелепость вроде квадратуры круга» и по этой причине отрицалась.

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства, как частей единой власти, че­рез систему сдержек и противовесов.

Наиболее полное и последовательное отражение данный принцип нашел сначала в конституциях штатов (Вирджи­нии — в 1776 г., Массачусетса — в 1780 г. и др.), а затем и в федеральной Конституции США в 1787 г.

Основоположниками классического варианта теории разделения властей называют Дж.Локка и Ш.Монтескье.

Джон Локк (1632 - 1704 гг.) - английский философ. Он в своих произведениях, в частности «О государстве», разделил государственную власть на законодательную, ис­полнительную и союзную. Законодательная власть при­надлежит парламенту, издающему законы, исполнительная - королю, который обеспечивает исполнение законов, а также осуществляет союзную (федеративную) власть, т.е. решает вопросы «войны и мира», международные отноше­ния. Джон Локк не выделяет отдельно судебную власть. Дж.Локк писал: «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возник­нуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим об­разом».

Шарль Монтескье (1689 - 1775 гг.) - французский мыслитель, который в своих трудах («О разделении вла­стей») обосновал идею, что для обеспечения политиче­ской свободы необходимо разделение властей на зако­нодательную, исполнительную и судебную. Он выделяет судебную власть, как одну из ветвей государственной вла­сти. Все три власти имеют противовесы и сдерживают друг друга.

Главное требование принципа разде­ления властей, сформулированное Д.Локком и Ш.Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупот­ребления властью со стороны какой либо социальной груп­пы или отдельного лица, необходимо разделить государ­ственную власть на законодательную - избранную народом, призванную вырабатывать стратегию развития общества и регулировать общественные отношения, исполнительную - назначаемую законодательным органом и занимающуюся реализацией принятых законов, судебную - выступающую гарантом восстановления нарушенных прав.

Причем каждая из этих властей, являясь самостоятель­ной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществ­лять свои функции посредством особой системы органов.

Среди высших государственных органов, осуществля­ющих свою деятельность на основе указанного принципа, должен быть орган, занимающий лидирующее положение. Это необходимо для устранения возможности борьбы между ними за лидерство, поскольку борьба и раздоры могут ослабить государственную власть. Основоположники теории разделения властей отдавали «пальму первенства» законодательным (представительным) органам.

Исполнительную власть осуществляют глава госу­дарства (президент, конституционный монарх, шах, эмир и т.д.), пра­вительство, различные министерства и другие централь­ные учреждения (комитеты, комиссии, ведомства, инс­пекции, службы, бюро и т.д.), местные государственные органы исполнительной власти. Основная функция исполнительной власти - организация исполнения зако­нов, принимаемых законодательной властью. Президент и правительство руководят системой подчиненных им орга­нов государственного управления и других органов ис­полнительной власти, обеспечивают исполнение Консти­туции и законов, а также выполняют другие функции, возложенные на них Конституцией и законом.

В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административ­ная) власть имеет по своей сути вторичный, производный харак­тер. Это, кстати, вытекает из этимологии понятия «админист­рация» («administrare» — «служить для»; «ministrare» — глагол, производный от «ministris» — «слуга», формы родительного па­дежа от основы «minus» — «минус»). Корень «минус» свиде­тельствует, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит власть. Зада­чи администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов.

Существенные признаки исполнительной власти — это ее уни­версальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют не­прерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Дру­гой признак означает, что исполнительная власть, также в от­личие от законодательной и судебной, имеет другое содержа­ние, поскольку опирается на людские, материальные, финан­совые и иные ресурсы, использует инструмент служебных про­движений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государст­венной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции).

Судебная власть - это система независимых госу­дарственных органов - судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях все возникающие споры и конфликты. В систему органов судебной власти входят суды об­щей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Судьи незави­симы и подчиняются только конституции и закону. Зако­нодательство в правовом государстве, как правило, пре­дусматривает несменяемость и неприкосновенность судей.

В системе органов государственной власти суд зани­мает особое место. Это особое место определяется са­мими задачами суда, его назначением, а также принципа­ми организации и осуществления судебной деятельности. Существенная особенность судебной власти, которая и оп­ределяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (ме­тодах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как писал видный русский государствовед Б. Н. Чичерин, держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор.

Суд выполняет исключительную и специфическую (принадлежащую толь­ко ему) государственную функцию - осуществление пра­восудия. Он рассматривает в установленном законом порядке уголовные и гражданские дела, решает вопрос о виновности привлеченных к ответственности лиц. Как правило, результатом судебной деятельности является применение мер государственного принуждения к право­нарушителям. Таким образом, суд обеспечивает исполне­ние норм права, причем присущими только ему специфи­ческими средствами и методами.

Судебная власть - независимая ветвь государствен­ной власти, осуществляемая путем гласного, состязатель­ного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме раз­деления властей состоит в сдерживании двух других вла­стей в рамках конституционной законности, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судеб­ного контроля.

Принцип разделения властей не абсолютен, государствен­но-правовые формы его реализации зависят от национальных традиций вшироком смысле, от конкретной социально-экономи­ческой и политической ситуации. Подводя итог рассмотрению механизма государства, построенного на основе принципа разделения властей, можно сформулировать следующие организа­ционно-правовые черты:

♦ единая суверенная власть принадлежит народу;

♦ отсутствует орган, в котором концентрировалась бы вся полнота государственной власти — законодательной, исполни тельной и судебной;

♦ независимость трех ветвей государственной власти и ре­ализующих ее государственных органов относительна;

♦ система «сдержек и противовесов» ограничивает власть каждого органа государства и препятствует сосредоточению власти в рамках какой-либо ветви власти в ущерб двум другим ветвям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.