Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9 Экологическое и земельное право РК




1. Понятие и предмет экологического права.

2. Экологические правоотношения.

3. Земельные правоотношения и недропользование.

 

Экологическое право – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. Характеризуя экологическое право как отрасль права, необходимо прежде всего подчеркнуть его единство со всеми другими отраслями права. Экологическое право обладает всеми теми признаками, которые присущи праву в целом. Эти признаки относятся к сущности права, свойствам позитивности и т.д.

Особенности экологического права вытекают из предмета его регулирования, иначе говоря, из регулируемых им общественных отношений.

Отношения в области взаимодействия общества и природы имеют своеобразный характер. Своеобразие этих отношений определяется тем, что природные ресурсы не созданы трудом человека, даются ему в готовом виде; при правильном и эффективном их использовании они способны умножать богатства человеческого общества. Правовой режим природных ресурсов всецело определяется их экономическим значением как основных средств производства.

Экологические правоотношения возникают и развиваются по поводу владения, пользования, распоряжения и охраны природных ресурсов как основных средств производства во всех сферах хозяйственной жизни. В основе развития экологических отношений лежит требование эффективного использования и охраны природных ресурсов. Все это не может не учитываться при решении вопроса о правовом режиме природных ресурсов в условиях перехода к рыночным отношениям.

Экологическое право Республики Казахстан - сравнительно новое и молодое право. Оно быстро развивается, всесторонне совершенствуется и углубляется. Появляются все новые и новые нормативно-правовые акты и документы, содержащие общие и конкретные, прямые и непосредственные нормы и требования чисто экологического, природоохранного направления и характера. Созданы специально уполномоченные-органы, службы-механизмы обеспечения экологического оздоровления, рационального использования и надлежащей охраны природных ресурсов.

Экологическое право Республики Казахстан, как и любое другое право в нашей Республике, имеет свои собственные источники, благодаря которым обеспечивается правовое регулирование общественных, экологических, природоохранных отношений.

Устанавливая правила должного поведения людей в окружающей природной среде, они призваны содействовать экологическому оздоровлению и обеспечению экологического равновесия и гармонии в мире растений и животных. В них определяются порядок и условия предоставления в пользование природных ресурсов и изъятия их в случае необходимости из использования с указанием оснований возникновения, изменения и прекращения права природопользования. Они содержат меры ограничений, запретов и поощрений при сочетании их с дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовно-правовой ответственностью.

Отсюда следует такой вывод - источниками экологического права Республики Казахстан могут быть лишь такие нормативно-правовые акты, которые содержат эколого-правовые нормы и требования или имеют чисто экологическую, природоохранную направленность и характер. Но это не исключает, а напротив, предполагает возможность и даже целесообразность использования и международно-правовых средств-механизмов.

В развитии и совершенствовании общественных отношений Земля играет иную, чем результаты труда, роль. Земля изначально обеспечивает человека пищей и полезными ископаемыми. Поэтому в Указе подробно регулируются отношения по использованию и охране земельных ресурсов.

Впервые в земельном законодательстве Указ предусматривает возможность передачи гражданам права частной собственности на земельный участок. Однако в частной собственности граждан могут находиться участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства. В частной собственности не могут находиться земельные участки сельскохозяйственного назначения, обороны, особо охраняемых природных территорий, лесного и водного фондов, земли общего пользования на территориях населенных пунктов.

Указ определяет компетенцию государственных органов в области регулирования земельных отношений, права и обязанности землепользователей, основные пути охраны земель И т.д. Однако Указ "О земле" не решает многие вопросы, связанные с регулированием земельных отношений. Между тем в условиях перехода к рынку все земельно-правовые акты и их нормы должны быть сформулированы таким образом, чтобы они как можно лучше обслуживали интересы и нужды дальнейшего социально-экономического развития и демократического реформирования общества. В них целесообразно соответствующим образом отразить конкретные механизмы введения института ограниченной частной собственности на определенные земли Казахстана.

Корректировки требуют не только и даже не столько механизмы реализации права собственности на землю, а сколько пути и средства обеспечения более рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного и иного назначения. Нужны более действенные меры коренного реформирования всей системы земельных отношений (особенно организации и проведения земельной реформы), земельного налога, землеустроительного процесса, рассмотрения и разрешения земельных споров, возникающих как внутри самой Республики, так и с сопредельными странами и их землепользователями на территории Казахстана.

Совершенствование земельного законодательства и повышение его эффективности во многом облегчаются тем, что в нашем распоряжении имеется Концепция рационального использования и охраны земельных ресурсов Республики Казахстан на период до 2010 г. Эта концепция разработана Государственным комитетом Республики Казахстан по земельным отношениям и землеустройству с учетом предложений и замечаний заинтересованных министерств и ведомств Республики и одобрена постановлением Правительства от 11 октября 1994 г.

Это весьма серьезный и солидный государственно-правовой документ, определяющий основные направления, задачи и методологические подходы рационального использования и охраны земельных ресурсов - первоосновы жизнедеятельности народа, государства и общества путем совершенствования земельных отношений на основе углубления и развития земельной реформы, создания новой системы землевладения и землепользования в условиях многоукладной экономики и рыночных отношений, разработки и осуществления организационно-хозяйственных и государственно-правовых мер рационального использования и строгой охраны земельных богатств.

Среди природных объектов важное место занимают недра, которые составляют материальную основу суверенитета Республики Казахстан. От правильного и эффективного их использования во многом зависят развитие рыночных отношений, обеспечение благосостояния народа. (Недра - часть земной коры, расположенная ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для проведения операций по недропользованию с учетом научно-технического прогресса).

Республика Казахстан занимает одно из первых мест в мире по запасам многих видов полезных ископаемых. По некоторым данным, общесуммарные запасы разведанных полезных ископаемых оцениваются приблизительно в 10 трлн. долл. США. Задача законодательства о недрах - обеспечение их эффективного и комплексного использования.

Отношения по использованию и охране недр регулируются Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, "О недрах и недропользовании" от 27 января 1996 г. Указ по-новому решает ряд взаимосвязанных между собой таких вопросов о недрах и недропользовании, как субъект права собственности на недра, компетенция исполнительных органов в области недропользования; право недропользования и лицензирование разведки и добычи; контракты на разведку и добычу; охрана недр и окружающей природной среды.

Вместе с тем Указ "О недрах и недропользовании" рассчитан на этап перехода нашего государства к рыночным отношениям, поэтому он не решает проблем, связанных с охраной и рациональным использованием недр. В частности, в нем не нашли отражения такие вопросы, как ответственность недропользователей за нарушение действующего законодательства; порядок споров о недропользовании и т.д. Поэтому ныне ставится вопрос о принятии Кодекса о недрах.

Водный кодекс Республики Казахстан, принятый 31 марта 1993 г., регулирует общественные водные отношения для наиболее рационального использования и строжайшей охраны водных ресурсов. Значение его велико для охраны не только этого природного компонента, а всей окружающей природной среды. Он служит в качестве базового, заглавного акта всей системы республиканского водного законодательства.

Но сегодня и этот нормативно-правовой акт, содержащий много эколого-правовых норм и требований, также нуждается в серьезной корректировке, особенно в плане полного отражения в нем интересов развития рыночной экономики, социального развития и демократического реформирования общества, с учетом существенных особенностей тех общественных отношений, которые возникают в процессе водопользования и охраны водных ресурсов от всевозможных отрицательных, негативных факторов и явлений.

Новый Водный кодекс республики будет переработан с учетом всех этих моментов, особенно касательно порядка реализации права совместного и комплексного водопользования, потому что совместное водопользование имеет довольно-таки широкое распространение в Республике. В связи с этим на практике у нас между отдельными областями, районами и др. административно-территориальными единицами часто возникают всевозможные споры. Поэтому при правовом регулировании всех этих и других моментов общего и совместного водопользования в новом водном законодательстве Республики вообще было бы целесообразно разработать проект специального нормативно-правового акта о порядке и условиях совместного водопользования из рек и др. водоисточников межобластного, межрайонного значения. Это способствовало бы исключению из нашей практики всевозможных трений вокруг водопользования между областями и районами. А самое главное - обеспечило бы наведение должного государственно-правового порядка в деле межобластного, межрайонного вододеления и водопользования.

В сторону резкого расширения сферы рыночных отношений в лесном хозяйстве и усиления юридической ответственности за лесонарушения должны быть переориентированы положения и Лесного кодекса Республики Казахстан, принятого 23 января 1993 г., призванного обеспечить правовое регулирование общественных лесных отношений в целях более рационального использования, воспроизводства, защиты и охраны лесных богатств. В новой его редакции должно присутствовать как можно больше конкретных прав граждан на пребывание в лесу и пользование лесными ресурсами. С учетом требований Конституции Республики Казахстан следует вместе с тем сформулировать ряд конкретных, но более жестких мер юридической (в первую очередь - материальной) ответственности за совершение лесонарушений с серьезными материальными и экологическими последствиями, усилить ответственность за незаконную рубку леса, лесные пожары и др, виды нарушений лесного законодательства. Все это крайне необходимо, если иметь в виду, что у нас из года в год резко ухудшается экологическое состояние лесной среды.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.